Файл: Типы объединений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Эссе

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.07.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кроме того, создание совместного предприятия помогает избежать многих проблем, связанных со стандартизацией и сертификацией производства, материально-техническим обеспечением.

В настоящее время совместное предпринимательство получило широкое распространение в сфере международного бизнеса. Это связано со следующими обстоятельствами.

Во-первых, операции в сфере международного бизнеса (импортно-экспортные контракты, кооперационные соглашения, аренда оборудования за рубежом, торговля лицензиями, франчайзинг) ориентированы на определенные сроки действия, порой сравнительно короткие.

Во-вторых, важными побудительными мотивами создания совместного предприятия служат трудности самостоятельного выхода компаний на внешние рынки, среди них: преодоление существующих во многих странах экспортных ограничений, недостаточное знание зарубежной хозяйственной конъюнктуры в условиях растущей неопределенности.

В-третьих, при создании совместного предприятия риск иностранного инвестора значительно ниже, чем при покупке зарубежной фирмы или создании филиала (представительства).

Совместные предприятия как организационная форма деятельности корпоративных объединений обладают следующими важными преимуществами, среди них:

  • – ориентация на долгосрочное сотрудничество сторон в определенных сферах хозяйственной деятельности;
  • – комплексное использование усилий партнеров по взаимодействию в предпроизводственной, производственной и сбытовой сферах в результате объединения взаимодополняющих элементов производительных сил, принадлежащих партнерам;
  • – невысокая потребность в наличных деньгах при осуществлении капиталовложений – зачастую более существенным вкладом в уставный капитал СП являются лицензии на технологии и т.п.;
  • – участие в прибылях, полученных благодаря использованию новых технологий, производству продукции, работ, услуг (распределение прибыли СП между учредителями, как правило, пропорциональны их вкладу в уставный капитал);
  • – формирование органов управления СП (совета директоров, правления), независимых от органов управления предприятий – учредителей СП;
  • – восполнение недостающих производственных мощностей за счет предприятий партнера;
  • – совместное бремя риска и совместная ограниченная ответственность партнеров.

Вместе с тем большинство исследований показывают, что у совместных предприятий высокий процент неудач, который можно объяснить целым рядом причин:


  • – технологию, на которую возлагались надежды, не удалось создать;
  • – предварительное планирование совместного предприятия было неудачным (не удалось достичь согласия по вопросам альтернативных подходов к решению основных задач совместного предприятия);
  • – обладающие опытом менеджеры одного предприятия отказались делиться знаниями со своими партнерами на другом предприятии;
  • – трудности управления из-за того, что материнские компании не смогли разделить контроль или прийти к компромиссу по сложным вопросам (конфликты между партнерами связаны, как правило, с распределением прибыли, неодинаковой активностью партнеров, стремлением одного из партнеров к более активному участию в управлении предприятием);
  • – длительные процедуры согласования при разработке совместной концепции.

Сетевое индустриальное объединение (СИО) – это совокупность автономных компаний, объединенных на основе контрактных соглашений для совместного выполнения производственных или иных функций, не предусматривающих наличия имущественных связей между участниками.

Цель создания СИО прежде всего видится в том, чтобы через автономность включения в сеть фирм и их подразделений (рис. 7.2) повысить самостоятельность группирующихся предприятий, ослабить сдерживающее влияние межфирменной и внутрифирменной субординации на реализацию этих идей и формирование необходимых для этого связей, активизировать появление новых идей и решений.

Особенность сетевых индустриальных объединений заключается в следующем.

Деятельность участников сети координируется рыночными механизмами вместо командных методов (последовательность команд иерархической структуры заменяется цепочкой заказов на поставку продукции и развитием взаимоотношений с другими фирмами).

В противоположность фирмам, использующим старые организационные структуры и предпочитающим располагать всеми ресурсами, необходимыми для производства определенной продукции или услуг, СИО используют общие активы нескольких фирм.

Участники сети имеют одинаковую силу воздействия и влияния на поведение других фирм, расположенных в различных звеньях ценностной цепи.

Наибольшее развитие сетевых организаций началось в 1980-е гг., когда международная конкуренция и быстрые технологические изменения вызвали масштабную реструктуризацию во всех отраслях. В зависимости от цели формирования и условий функционирования сетевые организации можно разделить на следующие виды: с базовой компанией (стабильные), стратегические (стратегические союзы, альянсы), временные (динамичные), региональные, внутренние. Остановимся на их рассмотрении более подробно.


Сетевые индустриальные организации с головной компанией (стабильные) характеризуются наличием властной структуры (базовой компании), которая в сочетании со структурой интересов определяет развитие сети.

Стратегические сетевые индустриальные организации распространены среди всех типов компаний, но особенно среди крупных фирм, стремящихся обеспечить себе конкурентоспособные преимущества в глобальном масштабе. Форма и экономическое содержание стратегических сетей очень схожи с такой формой, как стратегический альянс.

Региональные сетевые индустриальные организации характерны для районов с малыми производственными фирмами (фирмы по производству проводников в Силиконовой долине (США) И т.д.).

Временные (динамичныесетевые индустриальные организации представляют собой объединения независимых фирм для однократного производства товаров и услуг или осуществления крупных проектов. В данном случае работа организуется вокруг специфических проектов и предполагает создание временных коллективов.

Внутренние сетевые индустриальные организации. Логика внутренней сети, или внутреннего рынка, подразумевает создание рыночной экономики внутри фирмы. В ней организационные единицы продают и покупают товары и услуги друг у друга по ценам, установившимся на рынке. Сетевая организация "с внутренним рынком" создается достаточно часто на базе крупной матричной многофункциональной организации в результате замены централизованного ценообразования отношениями купли-продажи между своими подразделениями со свободным установлением цен.

Цель внутренней сети, как и ее предшественника – матричной формы, состоит в получении конкурентных преимуществ путем предоставления широкой предпринимательской свободы подразделениям фирм, нацеленным на конечный результат.

Из рассмотренных вариантов организационного строения сетевых индустриальных организаций можно выделить основные их достоинства. В первую очередь к ним следует отнести:

  • – облегчение взаимодействия работников разных фирм за счет придания более "мягкого" характера границам фирмы (синергетический эффект от обмена информацией и опытом);
  • – непрерывное наращивание и быстрое распространение инноваций;
  • – гибкая специализация и быстрое реагирование на изменение в спросе;
  • – способность производить широкую гамму дифференцированной продукции сравнительно небольшими партиями;
  • – поставки продукции по системе "точно в срок";
  • – тотальный контроль качества;
  • – тесные и частые контакты с поставщиками и потребителями.

Подводя итог рассмотрения, следует отметить следующие моменты.

Во-первых, по своей природе сетевые организации всегда находятся в процессе обновления, а их основные элементы – в состоянии корректировки в соответствии с изменениями рынка и технологий. Поэтому СИО рассматриваются как форма, отвечающая современным требованиям внешней среды, занимающая промежуточное положение между чисто рыночными и внутрифирменными связями.

Во-вторых, сети небольших фирм хорошо вписываются в новую парадигму современного производства, отличительные особенности которого состоят в ячеистой структуре производственного процесса (как нечто противоположное фордовскому конвейеру).

В-третьих, конкурентоспособность СИО зависит: от взаимодополнительности ресурсов ее участников, от умения использовать сильные стороны партнеров, от того, насколько удалось организовать технологические цепочки взаимодействия с поставщиками, сбытовыми, сервисными организациями, покупателями, конкурентоспособности. Таким образом, взаимозависимость в рамках СИО оправдывает оценивание конкурентоспособности не столько отдельных компаний, сколько сети в целом. При этом фактор прибыли не отбрасывается при оценке перспективной конкурентоспособности фирмы. Роль этого показателя как источника финансовых ресурсов в борьбе за рынок и создание конкурентных преимуществ сохраняется, но не гипертрофируется.

В-четвертых, важным условием создания и развития сетевых индустриальных организаций является наличие "институтов поддержки", в роли которых могут выступать отраслевые ассоциации, крупные торговые и промышленные фирмы, а также государственные учреждения местного уровня. Основные функции "институтов поддержки" заключаются в содействии фирмам, входящим в сети, в проведении НИОКР, осуществлении закупок сырья, материалов, полуфабрикатов и т.п., экспортных операций, предоставлении услуг в области маркетинга, повышении квалификации управленческого персонала и пр.