Файл: Типы объединений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Эссе

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.07.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Помимо простых холдингов, представляющих собой одно материнское общество и одно либо несколько контролируемых им дочерних обществ (о которых говорят, что они по отношению друг к другу являются "сестринскими" компаниями), существуют и более сложные холдинговые структуры, в которых дочерние общества сами выступают в качестве материнских компаний по отношению к другим ("внучатым") компаниям.

Захватывая контрольный пакет акций в других фирмах (дочерних, внучатых), холдинг через систему участия подчиняет себе эти формально независимые фирмы, которые располагают капиталами, значительно превосходящими собственный.

Концерн (от англ, concern – участие, интерес) – организационная форма объединения предприятий различных отраслей, находящихся под единым управлением и финансовым контролем. Обычно в состав концерна кроме производственных, транспортных и торговых предприятий входят банки или какие-то другие финансовые организации – страховые, пенсионные фонды, кредитные учреждения и т.д. Участники концерна остаются формально самостоятельными, но контролируются и управляются единым центром компании. Такая структура позволяет повысить конкурентоспособность фирмы за счет внутреннего финансирования, продажи продукции подразделениям концерна по внутренним трансфертным ценам, передачи ноу-хау, обмена результатами НИОКР между подразделениями и т.д.

Первоначально концерны были распространены в США и Японии, а в настоящее время эта организационная форма стала преобладающей среди крупных фирм развитых стран. Как правило, концерн имеет четко выраженное "производственное лицо", т.е. основной вид деятельности (продукции). Традиционно различают промышленные, транспортные, торговые, банковские и другие концерны.

На начальном этапе концерны строились по принципу вертикальной интеграции, охватывая все звенья технологической цепочки: добыча сырья – производство – транспортировка – сбыт. С конца 60-х гг. XX в. для них становится характерным стремление к диверсификации – проникновению в отрасли, технологически не связанные с основной продукцией концерна. В структуру современных концернов входит несколько групп предприятий, объединенных на основе вертикальной интеграции и действующих в различных отраслях и сферах экономики. Для них также характерно активное проникновение на внешние рынки путем объединения компаний различных стран и создания международных монополий.

Конгломерат (от лат. conglomerates – скопившийся, собранный) – представляет собой организационную форму объединения предприятий, которая возникает в результате слияния различных фирм вне зависимости от их горизонтальных или вертикальных связей. Конгломератные слияния подразделяются на несколько типов: 1) функциональные; 2) рыночно ориентированные; 3) чисто конгломератные.


Конгломераты возникают как результат слияния и поглощения фирм разнородной производственной ориентации путем приобретения финансовым центром компании активов или контрольного пакета акций различных компаний. Главная цель таких финансовых операций – обеспечить быстрый перелив капитала из менее рентабельных в более рентабельные производства и максимизировать объем прибыли конгломерата.

Как новейшая форма монополистических объединений, они возникли в 1960-х гг. и получили распространение в виде интеграции предприятий различных отраслей, не имеющих производственной общности. В настоящее время распространены конгломераты, объединяющие под единым финансовым контролем со стороны холдинговой компании сеть разнородных предприятий. Эти предприятия не имеют ни технологического, ни целевого единства с основной сферой деятельности холдинга. Поэтому профилирующее производство в объединениях конгломератного типа принимает расплывчатые очертания или отсутствует вовсе.

Конгломерат – это концерн, фактически потерявший свое отраслевое лицо, когда отдельные бизнесы в компании никоим образом не связаны между собой (ни технологически, ни организационно). Такая организационная форма является гораздо менее устойчивой но сравнению с концерном. Именно поэтому конгломераты недолговечны, преходящи, подвижны.

Консорциум (от лат. consortium – соучастие, сотоварищество) – долговременное договорное объединение, создаваемое на основе соглашения между несколькими банками, предприятиями, компаниями, фирмами, научными центрами, государствами для совместного проведения крупных финансовых операций но размещению займов, акций или осуществлению науко- и капиталоемких проектов, в том числе международных. Благодаря этому происходит сращивание банковского и промышленного капитала, однако партнеры, входящие в консорциум, полностью сохраняют свою экономическую и юридическую самостоятельность, за исключением той части деятельности, которая касается целей консорциума. Консорциумы организуются для усиления конкурентных позиций его участников.

Кластер (англ. cluster – гроздь, скопление) – это группа географически локализованных и взаимосвязанных компаний (поставщиков оборудования и комплектующих, специализированных услуг, отраслей инфраструктуры), научно-исследовательских институтов, вузов и других организаций, дополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом. Создание кластеров повышает конкурентоспособность и большей части компаний в кластерах, и экономики в целом. Кластеры, которые прежде формировались исключительно благодаря "невидимой руке" рынка, ряд государств стали "выращивать" искусственно и добились в этом определенных результатов. Например, в США более 32% занятых в экономике (не включая бюджетный сектор) приходится на кластеры. В Швеции в кластерах занято 39% трудоспособного населения (не включая бюджетников).


Кластер может быть представлен в форме пирамиды, которая состоит из трех уровней. Первый уровень – это ведущие компании, экспортирующие продукцию, услуги за пределы региона. Второй уровень – это сеть поставщиков, большое число мелких и средних компаний, которые составляют так называемую экосистему, поставляют комплектующие и предоставляют услуги для компаний первого уровня. И третий уровень – это различные организации, обеспечивающие ведущие компании людскими и финансовыми ресурсами, осуществляющие развитие инфраструктуры.

Стратегический альянс – это форма кооперации двух или более независимых предприятий на основе соглашения о сотрудничестве (с юридическим оформлением или без такового) между ними для достижения определенных целей (производственных, коммерческих и пр.). Альянс не является юридическим лицом.

Стратегические альянсы могут создаваться компаниями на основе горизонтальной межфирменной кооперации, а также компаниями, занятыми в смежных сферах деятельности и использующими взаимодополняющие технологии и опыт на определенный срок, и распадаются, когда необходимость в объединении отпадает. Стратегический альянс представляет собой менее всего ограничиваемый законодательно способ проникновения на рынок.

Стратегический альянс представляет возможность долгосрочных деловых отношений для организовавших сто партнеров. В этом плане стратегический альянс служит заменой слиянию или поглощению и оценивается антимонопольным законодательством ряда стран с этой точки зрения.

Можно выделить следующие ключевые особенности стратегического альянса:

  • 1) в основу кооперации положено соглашение о сотрудничестве между участниками объединения, выходящее за пределы обычных торговых операций, но не означающее при этом слияния компаний;
  • 2) стратегический альянс, как правило, не является самостоятельным юридическим лицом и основан на средне- или долгосрочных, двусторонних или многосторонних соглашениях;
  • 3) в стратегический альянс могут вступать не только поставщики и клиенты, связанные единым технологическим циклом, но и конкуренты;
  • 4) компании могут участвовать во множестве стратегических альянсов;
  • 5) в рамках стратегических альянсов участники совместно координируют стратегическое планирование и управление, что позволяет им согласовать свои долгосрочные партнерские отношения с выгодой для каждого (кооперационные связи не регламентируются участниками жестко);
  • 6) стратегические альянсы воздействуют на состояние конкуренции – объединившиеся компании направляют усилия больше против общих конкурентов, чем одна против другой.

Выделяют следующие основные разновидности стратегических альянсов:

  • 1. С участием в капитале (на основе отношений собственности) – стратегические альянсы с акционерным участием в существующих предприятиях (взаимное партнерское владение акциями друг друга его участников).
  • 2. Без участия в капитале – ассоциированное партнерство (например, в целях реализации инвестиционных проектов и пр.). В данном случае можно выделить: совместное маркетинговое соглашение (marketing agreement), обмен технологиями (technology exchanges), кооперативные соглашения (cooperative agreement), где две компании обмениваются продуктами и (или) услугами.
  • 3. Стратегические альянсы на основе создания новых компаний (совместных предприятий (jointventure)), это наиболее простой вид кооперации, в котором две разные корпорации образуют третью – предприятие в форме корпорации, находящиеся в совместном владении.

Стратегические альянсы распространены среди всех типов компаний, но особенно среди крупных фирм, стремящихся обеспечить себе конкурентоспособные преимущества в глобальном масштабе. Поэтому начиная с 90-х гг. XX столетия стратегические альянсы оказались в центре внимания транснациональных компаний.

Одновременно компании развитых стран, ориентированные на экспорт, всегда искали возможности альянса с компаниями менее развитых стран. Некоторые из создаваемых альянсов должны были улучшить продвижение продукции на зарубежный рынок, другие предполагали обмен технологиями, третьи были призваны обновить ассортимент корпорации, четвертые – изучить производственные методы и т.п.

Наибольший эффект от создания стратегического альянса будет при выполнении следующих условий:

  • – партнеры по альянсу "совместимы" между собой;
  • – товары и позиции на рынке партнеров дополняют товары и позиции друг друга, а не конкурируют между собой;
  • – в рамках стратегического альянса компании не будут передавать партнеру информацию, которая может изменить конкурентную ситуацию;
  • – от альянса не ожидают немедленной отдачи, понимая, что во многом результат зависит от доверия между компаниями-участниками;
  • – при заключении стратегического альянса компания быстро и детально ознакомится с основными идеями и практикой партнера в области технологий и управления, а также внедряет в свою деятельность самые рациональные элементы;
  • – стратегический альянс рассматривается как временное соглашение между партнерами, допускающее немедленное расторжение в случае, когда оно становится невыгодным.

В связи с этим непременным условием эффективного стратегического альянса является долгосрочное планирование и координация политики, укрепляющие доверие партнеров, а также стремление к сотрудничеству высшего и среднего менеджмента компаний-союзниц.

Однако анализ деятельности стратегических альянсов показывает, что почти половина из них не дают ожидаемой отдачи, а их участники зачастую оказываются в сложном положении, подчас жертвуя своими преимуществами. Это связано как минимум с двумя причинами.

Во-первых, самая большая опасность многих альянсов заключается в том, что их участники могут достаточно хорошо изучить операции партнеров и стать их успешными конкурентами. Поэтому многие альянсы распадаются или ликвидируются, если один из партнеров принимает решение о приобретении другого. Это связано с тем, что порой одни участники альянса намеренно ставят своего партнера в безвыходное положение, так что он становится неспособным противостоять поглощению.

Во-вторых, эффективная координация деятельности самостоятельных компаний является сложной задачей, поскольку они имеют различную мотивацию и порой противоречивые цели. Достаточно независимые партнеры могут принимать решения, не оптимальные в плане интересов стратегического альянса в целом. Его участники постоянно вынуждены сглаживать противоречия между задачами, стоящими перед стратегическим альянсом и его отдельными партнерами; приходится преодолевать также языковые и культурные барьеры.

Совместное предприятие – это вид стратегического альянса, при котором две компании образуют третью для достижения поставленной цели.

Совместные предприятия (СП) создаются на паях двумя или несколькими национальными фирмами (хотя среди них могут быть и иностранные) обычно на короткий срок для производства какой-либо продукции.

Цели совместного предпринимательства могут быть различны. Но главное – участие в совместном предприятии может помочь отдельной компании достичь конкретной цели, труднодостижимой при самостоятельной деятельности. Например, через совместное предприятие компания может:

  • – начать новое направление бизнеса, используя финансовые и технические средства другой компании;
  • – получить через другую компанию новый канал распределения продукции или новый источник сырья;
  • – совместно с другой компанией использовать технологии и (или) ноу-хау при организации, планировании и контроле;
  • – диверсифицировать риски;
  • – использовать благоприятные налоговые или регулирующие правила.