Добавлен: 15.07.2023
Просмотров: 20
Скачиваний: 3
Проблема теневой экономики появилась давно. Вот несколько примеров теневой деятельности: нелегальное производство товаров и услуг, сокрытие доходов от государства, оборот неучтенной наличности, отмывание «грязных» денег, взятки и злоупотребления служебным положением. Проблема теневой экономики актуальна в России. В нашей стране очень большой процент теневых доходов - свыше 2,5 % ВВП, эти деньги могли пойти на снижение социальной напряженности, повышение эффективности государственных финансов за счет увеличение реальной базы налогообложения предпринимательского сектора, развития малого бизнеса и т.д.
Теневая экономика - процессы, которые не афишируются их участниками, не контролируются обществом и государством, не фиксируются официальной госстатистикой. Это невидимые невооруженным глазом, со стороны процессы производства, обмена, пользование товаров и услуг, в каких заинтересованы отдельные люди и группы людей.
Федеральная служба государственной статистики России включает в понятие теневой экономики такие виды, как скрытая, нелегальная и неформальная.
- Скрытая (или теневая)- осознанно укрываемая деятельность либо преуменьшаемая с целью уклонение от налогов и прочих обязательств перед государством.
- Нелегальная – деятельность, являющаяся преступной и представляющая собой сбыт либо производство товаров и услуг, которые напрямик запрещены законодательством (к примеру, производство наркотиков), также нелицензионная работа медицинских работников, юристов и так далее.
- Неформальная - определяется как принадлежащая домашним хозяйствам, а также фирмам с неформальной занятостью (когда отношения между партнерами не закреплены юридически), действующим обычно на законном основании, и производящая товары и услуги, обычно, для собственных нужд.
С учетом вышесказанного, теневую экономику можно классифицировать любую экономическую активность, не зарегистрированную официальными органами. Иными словами, эта система находится за рамками правового поля.
В наше время есть много работ исследователей, которые выявляли причины теневой экономики. Приведем только основные из них:
1. Высокий налог. Есть различные оценки доли, изымаемой прибыли у предприятия: от 60до 90%. Если это изъятие выше 50% прибыли, то предприятие лишается активной производственной деятельности, и, как правило, уходит в «тень».
2. Социальный фактор. Большой поток беженцев, растущая безработица, невыплаты заработной платы и т.п. является хорошей средой для теневой экономики. Люди, приехавшие в новую страну, город или потерявшие работу, соглашаются на условия нелегальной теневой занятости.
3. Незащищенность прав собственности. Если права собственности могут быть нарушены, а законодательство и правоприменительная практика не гарантируют защиту, то имеющиеся возможности надо применять по максимуму. Можно избежать уплаты налогов? Максимизировать свою прибыль? То предприниматель — будет это делать.
4. Экономический фактор. Рыночная экономика - это неравномерное становление секторов, колебание обменных курсов, инфляция, и так далее. Теневая экономика усиливается, если государство не может регулировать этот неблагоприятный фон и создавать хорошее начало для функционирования предпринимательства.
Таким образом, существования этих причин порождает теневую экономику, и дозволяет говорить о ней как об одной из подсистем рыночной экономики.
Структура теневой экономики
В структуре теневой экономики выделяются три вида деятельности:
1. Фиктивная экономика - это официальная экономика, дающая фиктивные результаты, отражаемые в соответствующей статистике как реальные.
2. Неофициальная экономика охватывает все легальные виды деятельности, связанные с производством товаров и услуг, не фиксируемых официальной статистикой. При этом получатели доходов скрывают их от налогообложения.
3. Подпольная экономика - это вид экономической деятельности, запрещенной законом. Например, производство оружия, наркотиков, содержание притонов и т.д.
Сущность «теневой экономики» имеет весьма разнородный и многогранный характер. Для удобства анализа обозначим каждый уровень или зону рынка своим цветом.
Белый рынок (официальная зона) – это легальный рынок, члены которого работают, соблюдая все законы, и полностью прозрачны. Заключительное обстоятельство особенно важно при вхождении РФ в мировой рынок и является наиважнейшим моментом привлечения в белый рынок бизнесменов из теневого сектора.
Серый рынок- зона полулегальных операций. Например, утечки капиталов за рубеж, вымогательство местными органами власти деньги на местные нужды, инкассация выручки и так далее.
Эта система появилась в СССР, когда физические лица создавали полулегальный рынок взаимных услуг (назывался этот рынок «блат - связи») на основе бартерных операций. Начал расти дефицит товаров и услуг, и это привело к торговле «из-под прилавка» и спекуляциям, это дало основу формирования серого рынка.
В наше время появился новый тип серого рынка, когда властные органы, используя свои полномочия, принуждая предпринимателей делать взносы в полуофициальные внебюджетные фонды. За это власти закрывают глаза на незаконную деятельность предпринимателей.
Розовый рынок(«VIP» -зона) действует как на федеральном, так и на региональных уровнях и имеет сквозной характер. При этом большая часть данного рынка пребывает в абсолютной тени. Общим правилом является для его инвесторов- увод активов в иностранные офшоры.
Вдобавок, «VIP»- зона включает деятельность уполномоченных властными структурами компаний, наделенных возможностью давать льготы, работы с ликвидированными товарами, дешевые кредиты и т.п.
Черный рынок (криминальная зона)- это противозаконное обращения товаров и услуг на рынке.
Черный рынок санкционирован по типу пирамиды. Вершина пирамиды- криминальные авторитеты, ну а в основании- «рабочая сила», например, торговцы оружием, сутенеры, наемные убийцы и т.п. Часть основания пирамиды занята коррумпированными представителями органов власти и управления. Через этих представителей «черный ранок» смыкается с розовым, к примеру, когда возникает необходимость перевода безналичных средств в неучтенные наличные. По различным оценкам, данная категория варьируется от 5% до 30% от всей пирамиды.
Вторая группа - эта средняя часть пирамиды (банкиры, предприниматели), представляющая серый рынок. Тут черный рынок смыкается с серым. Следует, отметить, что почти все представители как черного, так и серого рынка имеют все шансы войти в обычную белую экономику. Пока они принуждены уходить в «полутень», поскольку потери их деятельности при имеющихся правилах экономической игры часто выше прибыли.
Третья группа- это наемные рабочие умственного и физического труда. Род их занятий не является противозаконным, но в силу разных обстоятельств (экономических и правовых) эти занятия уходят в «тень». И хотя деление теневой экономики довольно условно, но оно очень схоже с тем, как делит теневую экономику Ю.В. Латов. Есть маленькое несовпадение в заглавиях условных частей. «Вторая («беловоротничковая») экономика» так назвал Латов тот раздел теневой экономики, который Аблаев в собственной статье именовал розовым. Характеризуют данный раздел два автора фактически идентично, потому я считаю станет уместным привести таблицу структуры теневой экономики из учебника Латов, с целью того чтобы продемонстрировать наглядно относительное деление теневой экономики и взаимосвязанность данных частей между собой,.
Из этой схемы можно увидеть, что:
«Вторая экономика» неотрывна от белой;
«Серая экономика» условно самостоятельная;
«Черная экономика» автономна относительно «Белой».
Рисунок 1: Структура экономики с учетом теневых секторов.
Как видно из рисунка теневая экономика преображается в стабильную составляющую экономической системы, причем в любом случае сама теневая экономика начинает разветвляться на секторы.
Причины роста теневого сектора в России.
Теневая экономика начала расти в России в 90-е годы, в силу ряда причин:
1) Государственные структуры утеряли способность к стратегическому и своевременному управлению экономикой. Образовавшийся вакуум управления заполнился мафиозными взаимосвязями и отношениями, нравами дикого капитализма, для которого характерны: вымогательство и обман, нажиться с помощью спекулятивных операций, рвение отхватить лакомые куски публичного пирога, и т.д.
2) Сформировался дестимулирующий механизм легальной финансовой деятельности, вытесняющий ее в тень.
Данная модель содержала:
а) непродуманную мгновенную либерализацию цен, это привело к обнищанию населения, а значит, и к внезапному падению платежеспособного спроса на товары;
б) внезапное «открытие» экономики внешнему миру;
в) строгая кредитно- денежная политика;
г) неподъемный налог относительно реального сектора.
Как не прискорбно, само правительство и его органы стали интенсивными соучастниками теневых операций. Его представители наживались на продаже естественных ресурсах, провоцировали финансовые кризисы, возводили денежные пирамиды.
Таким образом, распространение теневой деятельности в главной степени находится в зависимости от единого состояния экономики, уровня жизни населения и исходящих от государства ограничений.
Методы оценки теневой экономик в России
В 70-е годы в НИХТИБ были осуществлены научные учеты теневой экономики в расчетах на отраслевом уровне. Данные расчеты ввелись в связи с дооценкой фактического уровня потреблением народонаселения бытовых услуг за счет прибавление к официальному их объему - объема реализации услуг так именуемых частных лиц. В следствии этого, конкретно сфера бытового обслуживания явилась первым полигоном для обработки методологических способов исследования теневой экономики, применение последствий расчетов в прогнозных изысканиях.
Отечественные статистики считают, что переворот в этой области случился в 1993 году, когда ООН утвердил новую версию национальных счетов, всем странам было рекомендовано учитывать теневую экономику в размерах производства. С той поры и Госкомстат РФ начал осваивать способы ее учета.
Сегодня создано достаточно большое количество способов оценки масштабов теневой экономики. Любой из них имеет полезные и негативные черты, связан с определенными критериями и сферой использования.
Учетно-статистический метод базируется на фиксировании данных о теневой экономике, не учтенных официальной статистикой. Данные возможно получить на базе методологии системы государственных счетов (СНС), которая принимает во внимания виды работы, обеспечивающей настоящий взнос в создание ВВП.
К превосходствам учетно-статистического способа можно отнести вероятность выборочной оценки скрытой доли производительной деятельности на базе методологии СНС. К серьезным его дефектам является, в первую очередь, трудность оценки масштабов, а еще воздействие криминальной деятельности, не вносящий взнос в создание настоящего ВВП, особенно, что Госкомстат РФ не ведет учет множества видов теневой экономической деятельности; во-вторых, невозможность оценки почти всех экономических правонарушениях в масштабах СНС, в следствии случается перераспределение, не приводящее к изменению размера ВВП, или общество упускает определенную финансовую выгоду.
Не взирая на указанные дефекты, учетно-статистический метод может употребляться для определения масштабов теневой экономики в РФ если соблюдать условия совершенствования базы данных расчетов, ибо в такой ситуации он способен отдать довольно точные количественные оценки. Указанный подход необыкновенно эффективен для раскрытия производительных разделов теневой экономики, вносящих вклад в создании ВВП.
Экономико-статистический метод используется при планировании прибылей бюджетов всех уровней, базирующийся на способах сортировки, сопоставления и финансового анализа. Для применения экономико-статистического метода нужно будет собирать и обобщать информацию про всех плательщиков заработков в бюджеты различного уровня, формируя на ее основе информационную базу, которая содержала бы данные не только о главных параметрах финансово-хозяйственной деятельности в стоимость выражения, но и признаки, описывающие физические размеры (затрат), численность и структуру штатного и нештатного состава служащих и т.д.Эта информация разрешит объединить плательщиков доходов по различным классификационным показателям (рынкам сбыта, цены ключевых фондов, отраслевых приспособлений и т.п.) и на этой базе выявлять средние по данной классификационной группе характеристики финансово-хозяйственной деятельности. Сопоставляя фактические характеристики данного плательщика со средними, возможно оценивать масштабы сокрытия прибылей; размер средств, которые недополучают бюджеты разных уровней и государственные внебюджетные фонды.