Файл: Основные права и обязанности профессиональных союзов.pdf
Добавлен: 15.07.2023
Просмотров: 27
Скачиваний: 4
Современное законодательство позволяет профессиональным союзам сосредоточиться на выполнении основной задачи – представлять и защищать социально-экономические интересы работников, эти права характеризуют отношения профсоюзов с государственными и хозяйственными органами решений в сфере труда.
По отношению к государственным и хозяйственным органам осуществление профсоюзами подобных полномочий является реализацией ими своих прав. Но по отношению к трудящимся, от имени и в интересах которых выступают профсоюзы, осуществление полномочий профсоюзов составляет их обязанность. Поэтому полномочия профсоюзов принято характеризовать как права-обязанности: права по отношению к государственным и хозяйственным органам и обязанности перед трудящимися.
Основные права профессиональных союзов закреплены в главе II Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».
Основные права профсоюзов
- Право на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников.
- Право на содействие занятости.
- Право на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров и на осуществление контроля за их выполнением.
- Право на участие в урегулировании коллективных трудовых споров.
- Право на взаимодействие с другими представительными органами работников, работодателями, их объединениями, органами государственной власти и органами местного самоуправления.
- Право на информацию и участие в подготовке и повышении квалификации профсоюзных кадров.
- Право на социальную защиту работников.
- Право на охрану труда и окружающей среды.
- Право на осуществление контроля за соблюдением трудового права и на защиту интересов работников в органах по рассмотрению трудовых споров.
Право профсоюзов на представительство и защиту социально-трудовых прав работников
Профсоюзы представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а в области коллективных прав и интересов – указанные права и интересы работников независимо от членства в профсоюзах в случае наделения их полномочиями на представительство.
Проекты законодательных актов, затрагивающих социально – трудовые права работников, должны рассматриваться с учетом предложений профсоюзов и их объединений (ассоциаций). Проекты нормативных правовых актов, затрагивающих социально – трудовые права работников, должны рассматриваться и приниматься органами исполнительной власти, органами местного самоуправления с учетом мнения соответствующих профсоюзных органов. Профсоюзы вправе выступать с предложениями о принятии законов и иных нормативных правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы.
Профсоюзы защищают право своих членов свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Системы оплаты труда, формы материального поощрения, размеры тарифных ставок (окладов), а также нормы труда должны устанавливаться работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями) с учетом мнения или по согласованию с соответствующими профсоюзными органами и закрепляться в коллективных договорах, соглашениях.
Профсоюзы вправе участвовать в рассмотрении органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями своих предложений.
Профсоюзные представители вправе беспрепятственно посещать организации и рабочие места, где работают члены соответствующих профсоюзов, для реализации уставных задач и предоставленных профсоюзам прав.
Право профсоюзов на содействие занятости
Профсоюзы вправе принимать участие в разработке государственной политики в области содействия занятости населения и государственных программ занятости, предлагать меры по социальной защите членов профсоюзов, высвобождаемых в результате реорганизации или ликвидации организации, осуществлять профсоюзный контроль за занятостью и соблюдением законодательства в области занятости. Они имеют право содействовать обеспечению социальных гарантий работников в вопросах организации занятости, приема на работу (службу), увольнения, предоставления льгот и компенсаций.
В целях выработки согласованных решений по определению и осуществлению политики занятости населения на различных уровнях социального партнерства создаются координационные комитеты содействия занятости населения из представителей объединений профессиональных союзов, иных представительных органов работников, работодателей, органов службы занятости и других заинтересованных государственных органов, общественных объединений, представляющих интересы граждан.
Органы исполнительной власти и работодатели должны проводить по предложению профсоюзных организаций взаимные консультации по проблемам занятости населения, по итогам которых могут заключаться соглашения, предусматривающие мероприятия, направленные на содействие занятости населения.
Профсоюзы вправе требовать от работодателя включения в коллективный договор конкретных мер по обеспечению занятости.
Массовое увольнение работников может осуществляться лишь при условии предварительного (не менее чем за три месяца) уведомления в письменной форме выборного профсоюзного органа в порядке, установленном трудовым законодательством. Предложения выборных профсоюзных органов в связи с массовым увольнением работников, направленные в соответствующие органы власти и работодателям, подлежат рассмотрению.
Ликвидация организации, ее подразделений, изменение формы собственности или организационно-правовой формы организации, полное или частичное приостановление производства (работы), влекущие за собой сокращение количества рабочих мест или ухудшение условий труда, могут осуществляться только после предварительного уведомления (не менее чем за три месяца) соответствующих профсоюзов и проведения с ними переговоров о соблюдении прав и интересов членов профсоюза.
Профсоюзы имеют право вносить на рассмотрение органов местного самоуправления предложения о перенесении сроков или временном прекращении реализации мероприятий, связанных с массовым высвобождением работников.
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя с работником – членом профсоюза должно быть произведено с учетом мнения профсоюзного органа в случаях, предусмотренных законодательством, коллективными договорами, соглашениями, в которых также может быть указана необходимость в отдельных случаях предварительного согласия профсоюзного органа
Трудовым кодексом РФ предусмотрено обязательное участие выборного органа первичной профсоюзной организации в рассмотрении вопросов, связанных с расторжением трудового договора по инициативе работодателя в случаях сокращения численности или штата, несоответствия занимаемой должности, неоднократного нарушения трудовых обязанностей.
При принятии решения о сокращении численности или штата работников и возможном расторжении трудовых договоров с работниками работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом выборному органу первичной профсоюзной организации не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников может привести к массовому увольнению работников – не позднее чем за 3 (три) месяца до начала проведения этих мероприятий. Критерии массового увольнения определяются в отраслевых и (или) территориальных соглашениях.
При проведении аттестации, которая может послужить основанием для увольнения работников, в состав аттестационной комиссии в обязательном порядке включается представитель выборного органа первичной профсоюзной организации.
Привлечение и использование иностранной рабочей силы должно осуществляться с учетом мнения общероссийских или территориальных профсоюзных объединений.
Право профсоюзов на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений и коллективных договоров и на осуществление контроля за их выполнением
Профсоюзы, их организации и органы имеют право на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений и коллективных договоров от имени работников.
Профсоюзные представители участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению или изменению коллективного договора, соглашения и имеют право проявить инициативу по проведению таких переговоров.
Представительство профсоюзов, их организаций на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений от имени работников на федеральном, отраслевом или территориальном уровнях определяется с учетом количества объединяемых ими членов профсоюза. В случае, если у работодателя действует несколько первичных профсоюзных организаций разных профсоюзов, их представительство в коллективных переговорах, заключении коллективных договоров определяется с учетом количества представляемых членов профсоюза.
Запрещается ведение переговоров и заключение соглашений и коллективных договоров от имени работников лицами, представляющими работодателя, а также организациями или органами, созданными либо финансируемыми работодателями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, политическими партиями.
Работодатели, их объединения, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления обязаны вести коллективные переговоры с первичными профсоюзными организациями, профсоюзами, их объединениями по социально-трудовым вопросам, а также по вопросам заключения коллективных договоров, соглашений, если первичные профсоюзные организации, профсоюзы, их объединения выступают инициаторами таких переговоров, и заключать коллективные договоры, соглашения на согласованных сторонами условиях.
Первичные профсоюзные организации, профсоюзы, их объединения вправе осуществлять профсоюзный контроль за выполнением коллективных договоров, соглашений. В случае нарушения работодателями, их объединениями, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления условий коллективного договора, соглашения первичные профсоюзные организации вправе направлять им представление об устранении этих нарушений, которое должно рассматриваться в недельный срок. В случае отказа устранить эти нарушения или недостижения соглашения в указанный срок разногласия могут рассматриваться либо путем обращения в государственные органы контроля (надзора) или в суд, либо путем процедур, установленных для коллективных трудовых споров.
Право профсоюзов на участие в урегулировании коллективных трудовых споров
Профсоюзы вправе участвовать в урегулировании коллективных трудовых споров, имеют право на организацию и проведение в соответствии с федеральным законом забастовок, собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования и других коллективных действий, используя их как средство защиты социально-трудовых прав и интересов работников.
Профсоюзы имеют право выдвижения коллективных требований в защиту прав и интересов работников. Требования, выдвинутые профсоюзным органом на уровне организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя, утверждаются на соответствующем собрании (конференции) работников, а при невозможности проведения собрания (созыва конференции) работников представительный орган работников имеет право утвердить свое решение, собрав подписи более половины работников в поддержку выдвинутых им требований.
Требования профессиональных союзов и их объединений (общероссийских и межрегиональных профессиональных союзов, их территориальных организаций, объединений профессиональных союзов и объединений территориальных организаций профессиональных союзов) выдвигаются их выборными коллегиальными органами, уполномоченными на это уставами профессиональных союзов и уставами их объединений, и направляются указанными органами соответствующим сторонам социального партнерства, в государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров.
Объединения работодателей, иные представители работодателей обязаны принять к рассмотрению направленные им требования профессиональных союзов (их объединений) и сообщить в письменной форме профессиональным союзам (их объединениям) о принятом решении в течение трех недель со дня получения указанных требований.
Профсоюзы вправе участвовать на всех этапах разрешения коллективного трудового спора при рассмотрении его примирительной комиссией, с участием посредника, в трудовом арбитраже.
Профсоюзы вправе объявлять забастовку, участвовать в ней, приостанавливать, возобновлять и прекращать ее. О начале забастовки, объявленной профессиональным союзом (объединением профессиональных союзов), объединение работодателей, иные представители работодателей должны быть предупреждены в письменной форме не позднее чем за семь рабочих дней. Решение об участии работников данного работодателя в забастовке, объявленной профессиональным союзом (объединением профессиональных союзов), принимается собранием (конференцией) работников данного работодателя без проведения примирительных процедур.