Файл: Основные права и обязанности профессиональных союзов.pdf
Добавлен: 15.07.2023
Просмотров: 28
Скачиваний: 4
По согласованию с соответствующими общероссийскими профессиональными союзами разрабатываются и утверждаются отраслевые перечни минимума необходимых работ (услуг), выполняемых в период проведения забастовки. На их основе разрабатываются и утверждаются по согласованию с соответствующими территориальными объединениями организаций профессиональных союзов региональные перечни минимума необходимых работ (услуг), конкретизирующие содержание и определяющие порядок применения федеральных отраслевых перечней минимума необходимых работ (услуг) на территории соответствующего субъекта РФ.
Право профсоюзов на взаимодействие с другими представительными органами работников, работодателями и их объединениями, органами государственной власти и местного самоуправления
Отношения профсоюзов, первичных профсоюзных организаций и их органов с другими представительными органами работников, созданными и действующими у соответствующего работодателя, должны строиться на основе сотрудничества. Наличие иных представительных органов работников у работодателя не может использоваться для воспрепятствования деятельности профсоюзов.
Профсоюзы имеют право выдвигать кандидатуры своих представителей для избрания их в эти органы. Участие профсоюзных представителей в работе таких органов работников не лишает их права непосредственно обращаться к работодателям по вопросам, затрагивающим интересы членов профсоюза.
Профсоюзы по уполномочию работников вправе иметь своих представителей в коллегиальных органах управления организацией.
Профсоюзы вправе иметь своих представителей в создаваемых в организации комиссиях по приватизации государственного и муниципального имущества, включая объекты социального назначения.
Представитель профсоюза входит в число представителей организации, направляемых в соответствующий комитет по управлению имуществом для участия в работе комиссии по приватизации организации и осуществления профсоюзного контроля.
Отношения профсоюзов с работодателями, их объединениями, органами государственной власти и органами местного самоуправления должны строиться на основе социального партнерства и взаимодействия сторон трудовых отношений, их представителей, включая использование системы коллективных договоров, соглашений.
Для обеспечения представительства интересов работников в правотворческом процессе профсоюзы вправе участвовать в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с законодательством.
Профсоюзы имеют равные с другими социальными партнерами права на паритетное участие в управлении государственными фондами социального страхования, медицинского страхования, пенсионным и другими фондами, формируемыми за счет страховых взносов, а также имеют право на профсоюзный контроль за использованием средств этих фондов. Уставы (положения) этих фондов должны утверждаться по согласованию с общероссийскими объединениями профсоюзов либо с соответствующими общероссийскими профсоюзами.
Профсоюзы осуществляют организацию и проведение оздоровительных мероприятий среди членов профсоюза и их семей. Размеры средств на эти цели определяются Фондом социального страхования РФ по представлению соответствующих профсоюзов.
Профсоюзы вправе осуществлять взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления, работодателями и их объединениями по развитию санаторно-курортного лечения, учреждений отдыха, туризма, массовой физической культуры и спорта.
Права профсоюзов на участие в подготовке и повышении квалификации профсоюзных кадров
Профсоюзы вправе бесплатно и беспрепятственно получать информацию по социально-трудовым вопросам и обсуждать их с приглашением представителей работодателей и их объединений, органов управления организацией, органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Профсоюзы имеют право пользоваться государственными средствами массовой информации в порядке, определяемом договорами с их учредителями, а также могут быть учредителями средств массовой информации.
Профсоюзы вправе создавать образовательные и научно-исследовательские учреждения, осуществлять подготовку, переподготовку, повышение квалификации профсоюзных кадров и обучение профсоюзных работников и членов профсоюза. Образовательные, научно-исследовательские учреждения профсоюзов могут частично финансироваться за счет бюджетных средств.
Права профсоюзов на социальную защиту работников
Федеральным и региональным законодательством закрепляются права профсоюзов в области социального страхования и охраны здоровья, социального обеспечения, улучшения жилищных условий и других видов социальной защиты работников.
Профсоюзы вправе участвовать в формировании социальных программ, направленных на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в разработке мер по социальной защите работников, определении основных критериев жизненного уровня, размеров индексации заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и компенсаций в зависимости от изменения индекса цен, а также вправе осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением законодательства в указанной сфере.
Права профсоюзов в области охраны труда и окружающей среды
Профсоюзы вправе участвовать в формировании государственных программ по вопросам охраны труда и окружающей среды, а также в разработке нормативных правовых и других актов, регламентирующих вопросы охраны труда, профессиональных заболеваний и экологической безопасности.
Профсоюзы осуществляют профсоюзный контроль за состоянием охраны труда и окружающей среды через свои органы, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, а также собственные инспекции по охране труда, действующие на основании положений, утверждаемых профсоюзами. В этих целях они имеют право беспрепятственно посещать организации независимо от форм собственности и подчиненности, их структурные подразделения, рабочие места, где работают члены данного профсоюза.
В сфере охраны труда профсоюзные инспекторы и уполномоченные (доверенные) лица имеют право:
- Осуществлять контроль за соблюдением работодателями законодательства и иных нормативных правовых актов об охране труда.
- Проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников.
- Принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
- Получать информацию от руководителей и иных должностных лиц предприятий и организаций, работодателей – индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях.
- Защищать права и законные интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе).
- Предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников.
- Направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений, обязательные для рассмотрения.
- Осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения своих обязательств работодателями, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями.
- Принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию средств производства в качестве независимых экспертов.
- Принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда, а также согласовывать их.
- Обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.
В случаях выявления нарушений, угрожающих жизни и здоровью работников, профсоюзные органы в организации, профсоюзные инспектора праве потребовать от работодателя немедленного устранения этих нарушений и одновременно обратиться в государственную инспекцию труда для принятия неотложных мер.
При невыполнении требований по устранению нарушений, особенно в случаях появления непосредственной угрозы жизни и здоровью работников, профсоюзные органы, профсоюзные инспектора вправе требовать от работодателя, органа управления организацией, должностного лица приостановления работ впредь до принятия окончательного решения государственной инспекцией труда.
Права профсоюзов на осуществление контроля за соблюдением норм трудового законодательства, выполнением условий коллективных договоров, соглашений и на защиту интересов работников в органах по рассмотрению трудовых споров
Профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений и имеют право требовать устранения выявленных нарушений.
Особое внимание при этом уделяется вопросам трудового договора, рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, другим социально-трудовым вопросам. Работодатели обязаны в недельный срок со дня получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.
Для осуществления контроля общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями.
Межрегиональное, а также территориальное объединение организаций профессиональных союзов, действующие на территории субъекта РФ, могут создавать правовые и технические инспекции труда профессиональных союзов, которые действуют на основании принимаемых ими положений в соответствии с типовым положением соответствующего общероссийского объединения профессиональных союзов.
Профсоюзные инспекторы труда имеют право беспрепятственно посещать любых работодателей, у которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок.
Профсоюзные инспекторы труда имеют право принимать участие в рассмотрении трудовых споров и обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Профессиональные союзы, их инспекции взаимодействуют с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю (надзору).
В случаях нарушения законодательства о труде профсоюзы вправе по просьбе членов профсоюза, других работников, а также по собственной инициативе обращаться с заявлениями в защиту их трудовых прав в органы, рассматривающие трудовые споры. Для защиты социально-трудовых и других гражданских прав и профессиональных интересов своих членов профсоюзы могут создавать юридические службы и консультации.