Добавлен: 15.07.2023
Просмотров: 58
Скачиваний: 3
Каждый человек мечтает о любви, каждая семья хочет жить в мире и гармонии. Что мешает и как этого достичь? Ответ приходит вместе с пониманием силы нашей включенности в истоки – ту семью, из которой мы родом – в нашу семейную систему. На глубоком бессознательном уровне, на уровне памяти рода, мы связаны в единое целое с родителями, братьями и сестрами, дядями и тетями, бабушками и дедушками и всеми, кто жил раньше и относился к нашей системе. Влияние этих связей можно увидеть благодаря методу расстановок Б. Хеллингера.
Берт Хеллингер – особая, знаковая фигура в современной психологии и психотерапии. Открытие им природы перенятых чувств, исследование влияния на человека различных видов совести (личной, семейной, родовой), формулирование основных законов, управляющих человеческими отношениями и системами (порядков любви), создание практического инструмента для работы с людьми – метода семейной расстановки и «движений души», ставит его в один ряд с такими выдающимися исследователями человеческой психики, как 3. Фрейд, К. Юнг и др.
Системно-феноменологический подход (метод расстановок) Б. Хеллингера не является очередной умозрительной теорией, а представляет собой плод его многолетней практической работы с людьми. Вместе с тем, именно эта практичность, не теоретизированность метода – главная болевая точка, в которую «бьют» все противники расстановок.
А сам Хеллингер считает, что излишне впадать в науку не стоит, потому что расстановки – очень простой метод: «Семейные расстановки очень простой метод. Выбирают заместителей для наиболее важных участников отношений, расставляют их по отношению друг к другу и так оставляют. В процессе расстановки внезапно выявляется и показывается нечто скрытое, причем тот, для кого делается расстановка, сразу замечает то, что выявляется». Расстановка помогает не только выявить, но и исправить «пробоины» в семейной системе, которые возникают из-за нарушения семейных законов Порядков.
Порядок является правильным, когда:
- Молодая семья имеет приоритет перед родительскими семьями супругов.
- Отношения в паре строятся по принципу взаимообмена: если мы что-то получили, возникает потребность что-то вернуть.
- Баланс между «давать» и «брать» - базовое условие для того, чтобы отношения сложились.
- Родители обладают приоритетом перед детьми, а первый ребенок – перед вторым. Родители «большие», дети – «маленькие». Родители «дают» – в первую очередь, жизнь, дети – «принимают» жизнь, а, вырастая, передают ее дальше.
- Каждый в системе имеет свое место по факту наличия жизни (т.е. к системе относятся и абортированные, и мертворожденные дети).
Исправить «пробоины» семейной системы делает возможным морфическое поле, которое обладает следующими признаками:
- пространственной моделью или порядком;
- временным аспектом (памятью);
- способностью к гибридизации;
- способностью к самоисцелению, восстановлению целостности и порядка.
Именно это поле дает заместителям возможность почувствовать эмоции членов семейной системы, восстановить их историю и найти для них правильное место. Да это поле еще не имеет научного обоснования, но разве необходимо теоретизирование Бога (сразу вспоминается разговор булгаковских Воланда и Берлиоза) или Счастья? Сколько бы ни осуждали эту мистическую составляющую метода Берта Хеллингера – при всей своей спорности, недоказанности и даже опасности – она действует! «В этом и состоит разница между моим методом и методом рационального мышления. Отказ от рационального мышления является настоящей умственной дисциплиной. Она требует от нас шага в темноту».
Проблема метода – в его популярности. Когда расстановками занимаются на каждом углу, то в поток вливаются дилетанты, которые действительно вредят своим клиентам, гарантируя 100% счастье и ничего не говоря о «темной стороне» расстановок – встрече с тайнами рода, возможных фатальных изменениях жизни клиента и его родных и др. Отсюда «страшилки» про искалеченные жизни, депрессии и самоубийства после расстановок. Да, все это есть. Но Хеллингер не виноват в этом. Он не создатель секты или оккультной практики, он создатель метода, доказавшего свою эффективность. Примеры из его книг и книг его учеников просто поражают. Отступившие болезни (включая рак), побежденные зависимости, счастливые люди… А проблема кадров… она есть везде… Разве вам не встречались врачи-непрофессионалы? Плохие учителя? Грубияны-продавцы?
Но вывод один, расстановки должны развиваться и активно применяться на практике. Тяжелые отношения между родителями и детьми, запутанные отношения в паре, алкоголизм, наркомания, инцест, депрессия, тяжелые болезни, самоубийства, бесплодие, приемные дети и т.д. Это метод помощи тем, кто потерял надежду и запутался в переплетениях своего рода! Иногда именно расстановки – единственный путь к спасению!
- Посмотреть кинофильмы:
- «Любовь» реж. Михаил Калик, 1968
- «Тайны любви». Трейлер. Россия, 2009
Написать эссе «Что такое любовь?» или «Любовь сквозь призму времени» - 3-5 страниц. (опираясь и цитируя просмотренные кино- материалы +дополнительные источники). Обязательно список литературы.
«О любви не мало песен сложено..» – всем известная из далекого детства старинная советская песня как нельзя лучше отображает отношение к этому прекрасному чувству. Поэты и писатели, музыканты и философы уже не одно столетие (скорее даже тысячелетие!) бьются над объяснением того, что такое любовь, и какое из чувств можно так называть. Театральные постановки и кинофильмы неоднократно пытались дать ответ на вопрос о том. Что же есть любовь? Что стоит считать любовью?
Вот лишь несколько ответов на вопрос «Что значит любить?» из удивительного советского фильма М. Калика.
«...Думаю, что это хорошо - любить. Я всегда готова любить. Но, сейчас у меня много работы. Это единственное, что удерживает меня от любви...еще у меня есть муж... Вот..... а я бы еще любила...» (Молодая женщина).
«...Про любовь? Трудно сказать... Приятное занятие» (Старик).
«Любовь? А что я могу сказать о любви? Пока меня этот вопрос не интересует. Я служу Советской армии!» (Солдат на перроне).
«...Любовь, по-моему, в первую очередь, основывается на духовной общности двух людей... Ну, и потом, если говорить искренне, то, конечно, и на какой-то физической...физическом влечении. Без этого тоже нельзя обойтись» (Девушка).
«Да, любовь это действительно, прекрасное чувство. Достойное советского человека...» (Мужчина).
«Любовь – это возвышенное чувство, которое стоит, может быть, после чувства патриотизма». (Молодой человек).
Современному человеку некоторые из этих ответов могут показаться наивными (неудивительно, что в одной статье про режиссерский путь М. Калика сказано: «Это же импрессионизм в чистом виде, «ощущение». Сейчас, в крайнем случае, можно прийти на киностудию с заявкой фильма «Иметь». А «Любить»…»), но, согласитесь, сколько в них духа ушедшей эпохи… эпохи наших мам и пап, дедушек и бабушек. А значит, все мы родом из той советской любви… Приведем цитату из филологического труда профессора Е.М. Черноиваненко: «В морали советского общества любовь оказывается предельно “одухотворенной” — это любовь-долг, любовь-верность, любовь-служение, любовь-подвиг, но ни в коем случае не любовь-влечение, любовь-страсть. Все, что связано с плотским началом любви, дискредитируется как постыдное, “нескромное”, а любое проявление его жестко табуируется. “Земная” любовь никак не вписывалась в моральный кодекс строителя коммунизма — ни в 30-е, ни даже в 70-е годы».
На мой взгляд, любовь стоит характеризовать как чувство свойственное человеку, как чувство глубокой симпатии и привязанности к другому человеку. При этом, любовь, будучи объектом философских изысканий, является одной из наиболее важных и интересных тем в российской и мировой культуре. Рассуждения о любви и ее анализ как явления восходят к древнейшим философским системам и литературным памятникам, известным людям.
Если обратиться к мировым религиям, то там тема любви, любовных взаимоотношений также занимает достаточно весомое место. Любовь – различна, любовь – уникальна, любовь – специфична. Какая она, любовь родителей к ребенку? Насколько отлична любовь мужчины и женщины от любви к родителям и как она вдохновляет? А любовь к Богу, к Родине?
Отметим, что известный философ Эрих Фромм считал, что человеку свойственно «стремление к межличностному единению», но считал, что этого единения можно достигать принципиально разными путями, в связи с чем использовал в своих работах слово «любовь» для обозначения конкретной формы межличностного единения, имеющей, по его мнению, «идеальную ценность во всех великих гуманистических религиях и философских системах, прошедших четырех тысячелетий истории Запада и Востока». Именно теме такой любви посвящена часть его работ. По мнению Фромма, такая любовь является «зрелым ответом на проблему человеческого существования», в то время как другие формы межличностного единения являются разрушительными.
Вторит этой идее один из главных участников уже упоминавшегося фильма «Любить» – священник Александр Мень: «Жизнь человека без любви пуста, пресна, безжизненна. Любовь есть величайшая радость человеческого существа от встречи, единения с другими людьми». И вот еще одно замечательное высказывание: «Любовь означает не что-то, что вы получили, а нечто, что вы будете укреплять и создавать. Каждый из вас должен стараться быть для другого всем. Не ждать от другого, не быть потребителем, не быть праздным господином или госпожой друг другу, а каждый должен отдавать другому все. Тогда вы будете счастливы. Потому что счастливый человек – это тот человек, который нужен другим, который себя другим отдает».
Как мы видим, ответить на вопрос ,что такое любовь, очень сложно, но каждый из полученных ответов будет по-своему правильным и достаточным. Любовь у каждого своя.
Использованная литература:
- СССР: Территория любви. М., 2008. – 440 с.
- Урсуляк С., Баландина Н. Михаил Калик. Другое ощущение жизни // Искусство кино. 2012. № 11.
- Фромм Э. Искусство любить. М., 1990. – 38 с.
- Черноиваненко Е.М. Литературный процесс в историко-культурном контексте: Развитие и смена типов литературы и художественно-литературного сознания в русской словесности XI - XX веков. Одесса: Маяк, 1997. – 712 с.
Задание 2.
«Женщина средних лет, мать-одиночка жалуется на отсутствие психологической близости с дочкой 14 лет, снижение успеваемости у дочери. Дочь требует одежду, которую мать не одобряет, тайком от матери курит. Разработать программу работы с данным консультативным случаем. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия».
В описанной ситуации налицо директивность со стороны матери –жесткий контроль, тенденция к легкому применению своей власти, основанной на амбициях и не приветствующей при этом выражения собственного мнения дочери. Такие матери больше полагаются на строгость наказания, упрямо считая, что они «всегда правы, а дети еще слишком малы, чтобы судить об этом». Отношения с дочерью могут наладиться только после изменения самого стиля отношения к ней родительницы.
РАБОТА ПСИХОЛОГА С МАТЕРЬЮ:
Один известный скульптор сказал, что прежде, чем начать работу, он всегда ждет, что же подскажет ему сам камень, а уж потом начинает воплощать свои творческие замыслы. Родители, у которых ребенок вступил в подростковый возраст, должны следовать этому правилу, должны постараться услышать и понять сына или дочь. Как раз это и необходимо женщине из описанного выше случая.
Женщина должна понять, что никто не становится идеальным родителем по факту рождения ребенка. Важно принять этот факт и перестать играть роль идеального родителя, который стремится получить «5+» за воспитание ребенка. Дети не «воспитываются», они «делают себя» со своих родителей, которых очень любят, что бы они при этом ни говорили и как бы себя ни вели по отношению к ним. «Воспитывать» мы можем только себя, сами внутренне расти и становиться зрелыми, решая свои «подростковые проблемы». А дети подтянутся. Главное – подход. Руганью и криками ничего не добиться. На шею сажать – тоже не выход: вседозволенность не приносит хороших плодов. Ищите золотую середину! А самое главное – сделайте так, чтобы ваш ребенок не имел от вас тайн, чтобы не боялся поделиться своими печалями или переживаниями. Тогда успех обеспечен.
Практические рекомендации:
1. В подростковом возрасте дети начинают оценивать жизнь своих родителей. Подростки, особенно девочки, обсуждают поведение, поступки, внешний вид мам и пап, учителей, знакомых, и постоянно сравнивают. В какой-то момент результат этого сопоставления скажется на ваших отношениях с сыном или дочерью. Он может быть для вас как приятным, так и неприятным. Так что, если не хотите ударить в грязь лицом, начинайте соответствовать подростковому взгляду «через лупу». Следует посоветовать матери не «придираться» к стилю дочери, а попросить у нее совета, вместе сходить по модным магазинам и обновить гардероб. Теплота общения с дочерью окупит шок коллег от ультрастильной юбки!
2. Главное в ваших взаимоотношениях с ребенком – взаимопонимание. Чтобы его установить, вы должны проявлять инициативу и не таить обид. Не следует как идти на поводу у сиюминутных желаний ребенка, так и всегда противиться им. Но если вы не можете или не считаете нужным выполнить желание сына или дочери, нужно объяснить – почему.