Файл: Психология семьи.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Эссе

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.07.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Почти сразу отец устроил меня на работу в налоговую инспекцию, но так же почти сразу после выхода на пенсию он стал сильно выпивать. У меня есть младший брат, которому я всегда помогала всем, чем могла, – от покупки одежды и поездок в отпуск на юг, но помощи с поступлением в университет.

Личная жизнь почти сразу ушла на второстепенные роли – отец пил все сильнее до самой смерти в 2005 году, мать, измучившись с отцом, время младшему брату уделять не могла в том объеме, который был ему необходим. Видимо, поняв свою ошибку – то, что отец запретил мне выйти замуж в 18 лет, он всеми силами старался найти мне парня – предложения были, но все это было не то. Уже 5 лет с нами живет еще и бабушка. «Бабье царство», одним словом.

Брат женился, у него чудесный сын (1 год). Сейчас мне 42 года, я все еще не замужем; у меня, мамы и бабушки одна радость – племянник.

  1. «Анализ проблемной ситуации клиента»
  2. Опишите в форме эссе проблемную семейную ситуацию, с которой человек обратился за психологической помощью к психологу консультанту или психотерапевту (формулируемая проблема).

К психологу обратилась семья: Виталий (42 года, полковник Российской армии, заместитель командира военной части) и Антонина (41 год, врач-педиатр) – со следующей проблемой: их старший сын Геннадий (15 лет) стал воровать драгоценности и деньги у матери и неделями не появляться дома.

Впервые Геннадий убежал из дома в 9 лет. Это случилось после того, как он плохо окончив 3-й класс, решением педагогического совета школы и классной руководительницы, был оставлен на осень. Как оказалось впоследствии – сбежать из дома он решил не один, а со своим одноклассником из неполной семьи. Заранее договорившись, друзья-беглецы стали по немного собирать вещи и копить деньги. Их совместная затея провалилась только из-за того, что кто-то из друзей Геннадия обо всем рассказал классной руководительницы. После этого с Геннадием и его родителями долго работали школьные психологи и вроде бы ситуация стала выправляться – Геннадий стал хорошо учиться, занялся спортом. Но вся семейная идиллия закончилась на 14-летие Геннадия – неожиданно для родителей и родственников он пришел домой из школы в состоянии сильнейшего алкогольного опьянения и после этого снова стали появляться проблемы – он стал замкнутым, бросил спортивные секции, у родителей стали пропадать ценные вещи, украшения и денежные средства.

Попытки никуда ребенка не выпускать успехом у родителей не увенчались – Геннадий стал убегать из дома, бродяжничать, употреблять спиртное, легкие наркотики и токсикоманить (нюхать клей). Неоднократно родители находили в вещах подростка спичечные коробки с остатками марихуаны, сигареты и использованные упаковки от клея «Момент».


Как позже стало известно родителям – Геннадий связался с плохой компанией. Будучи ребенком из обеспеченной семьи у него всегда водились карманные денежные средства, разумеется, что на такого парня сразу обратили внимание. Виной изменившегося поведения подростка стала первая любовь – 25 летняя мать-одиночка, в прошлом героиновая наркоманка, Елизавета вскружила голову подростку, и ради нее он пошел «во все тяжкие». Желая казаться взрослее, чем он есть на самом деле, Геннадий стал курить и употреблять спиртное. Елизавета это всячески поддерживала и вскоре предложила Геннадию покурить марихуану. Дальше – больше. Вслед за марихуаной началась таксикомания.

Впрочем, идиллия длилась недолго – из мест заключения вернулся давний приятель Елизаветы Тарас, который быстро выгнал Геннадия из квартиры и жизни Елизаветы.

Так как домой возвращаться Геннадию было стыдно, он стал бомжевать и не появляться дома неделями, связавшись с компанией бездомных. С помощью полиции его находили и возвращали домой, но вскоре подросток исчезал снова.

  1. Проведите анализ ситуации, личностных характеристик клиента и его социального окружения.

«Если ребенок не будет чувствовать, что ваш дом принадлежит и ему тоже, он сделает своим домом улицу…» (Надин де Ротшильд). Психологи сходятся во мнении, что побег из дома – это всегда попытка бегства от проблемы, это всегда крик о помощи. Если ребенок/подросток реагирует именно так, то значит, он не научился применять другие стратегии реагирования в конфликтных ситуациях и использует стратегию избегания. В психологии уход – форма психологической защиты, при которой человек неосознанно избегает психотравмирующей ситуации. Своего рода «страусиная политика». Действительно, уход из ситуации дает временное облегчение, но при этом довольно часто остаются нереализованными стратегические цели и не удовлетворены существенные потребности и желания, что является поводом для последующих глубоких душевных переживаний и асоциального поведения, что мы и видим в рассматриваемой ситуации.

Родители были «вечно» заняты на работе, дома царил дух деспотичности и авторитаризма (папа-военный). Геннадий относится к неустойчивому типу личности (склонны поддаваться чужому влиянию, ищет новых впечатлений, поверхностно общительный), у которых реакции ухода являются проявлением сенсорной жажды (потребности в получении новых ощущений – желание увидеть, услышать, попробовать, прочувствовать что-то новое), повышенной подражаемости и внушаемости, что является в свою очередь одним из проявлений психического инфантилизма - детскости в поведении и суждениях. Появление взрослой возлюбленной Елизаветы (роль мамы) подтверждает данную тенденцию. В пособии для врачей «Синдром уходов и бродяжничества у детей и подростков: клиника и реабилитация» отмечается, что «у некоторых старших подростков отмечался сексуальный интерес к старшим женщинам, половое созревание у них наступало быстрее, чем у их сверстников».


3.Определите уровень психологической проблемы, дайте интерпретацию проблемной ситуации в рамках определенной психотерапевтической теории, охарактеризуйте психологическую проблему как крайне поляризованную, оценочную позицию индивидуума к элементам действительности

ШКАЛА УХОДОВ И БРОДЯЖНИЧЕСТВА

1. Синдром уходов и бродяжничества у пациента отмечается с частотой: — 1 раз в месяц (не более 5–7 дней) — 1 балл — 2 раза в месяц (на общий срок до 14 дней) — 2 балла — 3 недели и более 1 месяца — 3 балла — От 3 до 6 месяцев и более –4 балла

2. Уходы и бродяжничество совершаются: — в одиночку — 1 балл — в группе сверстников — 2 балла — в среде малознакомых или незнакомых взрослых лиц — 3 балла

3. Наличие дополнительного аддиктивного поведения по отноше- нию к курению (1 балл), к ингалированию паров токсичных веществ (2 балла), к употреблению алкоголя, наркотических или психоактив- ных веществ (3 балла); при наличии сформированной зависимости ко всем баллам прибавляется 1 балл.

4. Синдром сопровождается только бродяжничеством (1 балл), попрошайничеством денег и продуктов (2 балла), мелкими кражами денег из дома или продуктов их магазинов (3 балла), разбойным нападением: одиночным (4 балла), в группе (5 баллов), угоном автомашины (5 бал- лов), причинением тяжких телесных повреждений (6 баллов), убийством (7 баллов).

5. Наличие критики к поведению у пациентов: полная или частичная критика с возможным раскаянием (1 балл), формальная критика (2 балла), отсутствие критики к поведению (3 балла).

6. Существование странных и неадекватных поступков во время уходов: если есть, то присваивался 1 балл; если нет, то 0 баллов.

7. Возвращение домой осуществлялось: самостоятельно (1 балл), с помощью родителей или опекунов (2 балла), с помощью милиции и инспекции по делам несовершеннолетних (3 балла).

8. Характеристика поведения перед уходом из дома или интерната: спокойное поведение (0 баллов), с колебаниями настроения, эпизодами сниженного или повышенного настроения (1 балл), выраженная агрессия, враждебность или подозрительность (2 балла).

9. Наличие объективных причин для уходов: есть (1 балл), есть, но дальше связь с ней теряется (2 балла), нет причины (3 балла).

10. Синдром отмечается в структуре непсихотического заболевания, в том числе органической природы (1 балл), психотического заболевания (2 балла).

11. Существование до или во время уходов суицидальных мыслей (1 балл), суицидальных высказываний (2 балла), суицидальных действий (3 балла). При их отсутствии 0 баллов. Данное утверждение справедливо и после возвращения домой или в закрытое учреждение.


12. Наличие борьбы мотивов перед уходом: есть (1 балл), нет (2 балла).

13. Уходы возникли впервые (1 балл), повторно после длительного перерыва (2 балла), повторно сразу же после предыдущего ухода (3 балла).

14. Соотношение уходов и процессов обучения в школе или в ином учебном учреждении: пропуски отдельных уроков на протяжении несколько дней (1 балл), пропуски уроков на две недели (2 балла), систематические пропуски уроков с явной школьной дезадаптацией (3 балла).

15. Отношение пациента к лечебным мероприятиям при уходах из дома: отрицательное с выраженной оппозицией (2 балла), формальное или нейтральное (пассивное) (1 балл), сотрудничество и выполнение назначений врача (0 баллов).

Расшифровка полученных результатов:

— до 7 баллов: легкая степень выраженности синдрома

— до 12 баллов: средняя степень выраженности синдрома

— от 12 баллов и более: тяжелая степень выраженности синдрома.

В данном случае степень тяжести синдрома уходов и бродяжничества – средняя:

  • уходы на 2-3 недели, 1-2 раза за 2 месяц
  • попрошайничество, жизнь в подвалах, чердаках
  • противоправные действия, алкоголизация, токсикомания, агрессивность, без критики, встречается при смешанных специфических расстройствах развития, формирующихся аномалиях характера (психопатиях).

Эмансипационные побеги (по классификации А.Е. Личко). Совершаются, чтобы избавиться от опеки и контроля родных или воспитателей, от наскучивших обязанностей и понуждений и отдаться «свободной», «веселой», «легкой» жизни.

Беглец-исследователь (по классификации Г. Штутте) – это молодой человек, желающий путешествовать, родители которого никогда не давали ему и шагу сделать самостоятельно; ищет приключения, чтобы утвердить свою независимость.

Планируемые уходы (по определению С.П. Воскривко) чаще наблюдаются у детей и подростков с выраженной эмоционально-волевой неустойчивостью и с повышением влечений. Тесно связаны с особой потребностью в новых, постоянно меняющихся впечатлениях, а также с усиленным стремлением к удовольствиям и развлечениям.

4. Выделите детерминанты, определяющие динамику психологической проблемы личности клиента.

– вечная «занятость» родителей

–деспотичность и авторитаризм отца

неумение подростка применять адекватные стратегии реагирования на конфликтные ситуации

глубокий психический дискомфорт подростка

5. Предложите форму и метод целенаправленного психологического или психотерапевтического воздействия, обоснуйте Ваше предложение.


Необходимо донести до родителей, что силовыми методами решить проблему нельзя. Как видно из описания, когда родители, боясь очередного побега, прячут вещи подростка, запирают его в квартире и т.д., успеха это не приносит. В этом возрасте очень сильно развито стремление к противоречию. Поэтому драконовские меры могут только усилить желание подростка вырваться из дома.

Необходимо проанализировать, почему подростку было неуютно с родителями. Задача родителей, психологов и психотерапевтов по отношению к Геннадию – расширить эмоционально-поведенческий репертуар реагирования подростка, т.е. научить его разнообразным стратегиям поведения в кризисной ситуации.

  • На уровне эмоциональной сферы необходимо помочь Геннадию почувствовать собственную ценность; стать более свободным в выражении собственных позитивных и негативных эмоций; научиться более точно вербализовать свои эмоциональные состояния; раскрыть свои проблемы и соответствующие им чувства; почувствовать неадекватность некоторых своих эмоциональных реакций; модифицировать способы переживаний, эмоционального реагирования, восприятия своих отношений с окружающими.
  • В поведенческой сфере психокоррекционный процесс направлен на приобретение навыков более искреннего и свободного общения с окружающими; преодоление неадекватных действий; развитие форм поведения, связанных с поддержкой, взаимопомощью, взаимопониманием, сотрудничеством, самостоятельностью; развитие адекватных форм поведения и реагирования на основании достижений в познавательной и эмоциональной сферах

Методы работы с подростком:

В данном случае будут эффективны подходы эмотивно-рациональной терапии, когда вместе с подростком психолог выясняет: каковы причины внутреннего дискомфорта, каким образом рекомендации могут помочь их устранению, при этом психолог опирается на возникающие у подростка в ходе беседы эмоциональные переживания.

Кроме того, могут быть применены:

  • игротерапия, хорошо дополнять ее арттерапевтическими методами: рисуночная, основанная на изобразительном искусстве, библиотерапия, драмтерапия и музыкальная терапия,
  • психоанализ,
  • метод десенсибилизации,
  • метод аутогенной тренировки,
  • поведенческий тренинг
  • психорегулирующая тренировка
  • психомышечные тренировки
  • в подростковой клинике широко используется психогимнастика, предложенная чешским психологом Г. Юновой и модифицированная М. И. Чистяковой. Занятия по психогимнастике включают в себя ритмику, пантомиму, коллективные танцы и игры.