Добавлен: 15.07.2023
Просмотров: 24
Скачиваний: 4
2) Уставе гарнизонной, комендантской и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации:
• в силу ст. 24 которого начальник гарнизона обязан случае обнаружения в действиях военнослужащего признаков преступления немедленно уведомлять об этом военного прокурора;
• статьей 49 которого военный комендант железнодорожного (водного) участка и станции (порта, аэропорта) обязывается уведомлять военного прокурора о преступлениях и происшествиях на территории железнодорожного (водного) участка и станции (порта, аэропорта);
• во исполнение ст. 71 которого дежурный по гарнизону обязан немедленно информировать военного прокурора о преступлениях и происшествиях в гарнизоне, которые по составу и значению включены в перечень, утверждаемый Министром обороны России;
3) Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил Российской Федерации, во исполнение ст. 81 которого при выяснении в ходе разбирательства того, что дисциплинарный проступок содержит признаки преступления, командир воинской части обязан уведомить об этом военного прокурора.
В Уставе военной полиции определено, что:
начальник органа военной полиции:
о задержании военнослужащих других войск и воинских формирований незамедлительно уведомляет военного прокурора (ст. 25);
обязан о происшествиях, обнаружении в действиях (бездействии) военнослужащего или лица гражданского персонала признаков преступления незамедлительно уведомлять военного прокурора (п. 7 ст. 45, ст. 182);
в случае, если в ходе разбирательства по дисциплинарному проступку будет установлено, что в действиях (бездействии) военнослужащего усматриваются признаки преступления, незамедлительно уведомляет об этом военного прокурора (ст. 188);
при подозрении в совершении задержанным военнослужащим преступления незамедлительно уведомляет об этом военного прокурора (ст. 271);
обязан незамедлительно уведомить военного прокурора обо всех случаях ранения (получения травмы) или смерти в результате применения военнослужащим военной полиции физической силы, специальных средств, огнестрельного оружия, боевой и специальной техники (ст. 6 приложения № 2 к Уставу);
обязан уведомлять военного прокурора в течение 24 часов с момента применения в случаях, предусмотренных п. 2, 6, 8 и 9 ст. 12 Приложения № 2, водометов и бронемашин (ст. 24 приложения № 2 к Уставу);
• начальник отдела военной полиции обязан в случае, если личность задержанного военнослужащего из-за отсутствия у него документов не может быть установлена в течение трех часов, немедленно сообщить об этом военному прокурору. Решение в отношении этого военнослужащего должно быть принято не позднее чем через 48 часов с момента его задержания (ст. 111);
• дежурный по отделу военной полиции обязан при получении информации из медицинских организаций о поступлении пострадавших военнослужащих сообщить об этом военному прокурору (п. 8 ст. 56);
• начальник ВАИ (территориальной) или лицо, его замещающее, обязан о происшествиях, обнаружении в действии (бездействии) военнослужащего или лица гражданского персонала признаков преступления незамедлительно уведомлять военного прокурора (п. 18 ст. 123);
• военнослужащий военной полиции обязан уведомлять непосредственного начальника или органы военной прокуратуры о каждом случае обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений (п. 8 ст. 282);
начальник гауптвахты не позднее чем за 24 часа до истечения срока содержания под стражей подозреваемого или обвиняемого обязан уведомить об этом военного прокурора (ст. 24 приложения № 4 к Уставу).
Кроме того, в утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.02.2010 № 80 Правилах применения оружия и боевой техники при охране Государственной границы Российской Федерации, исключительной экономической зоны Российской Федерации и континентального шельфа Российской Федерации1 закреплено, что:
• обо всех случаях применения оружия и боевой техники сотрудниками, пограничными кораблями (летательными аппаратами), повлекших гибель нарушителей либо иные тяжкие последствия (общественные бедствия и другое), уполномоченные должностные лица пограничных органов незамедлительно в установленном порядке докладывают руководителю федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности и информируют соответствующего прокурора (п. 29);
о каждом случае производства предупредительных выстрелов и применения оружия и боевой техники против нарушителей, являющихся гражданами иностранных государств (против иностранных судов-нарушителей), уполномоченные должностные лица ФСБ России незамедлительно (но не позднее одних суток) сообщают в МИД России и информируют соответствующего прокурора (п. 30).
8. Пунктом 3 ст. 5 Федерального закона «О статусе военнослужащих» предписывается в случае задержания военнослужащего вне расположения воинской части, в которой он проходит военную службу, незамедлительно уведомлять органы военной прокуратуры.
9. Частью 4 ст. 15 Федерального закона от 10.06.2008 № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания»[5] [6] предусмотрено право общественной наблюдательной комиссии уведомить военного прокурора регионального звена о планируемом посещении мест принудительного содержания с указанием намеченных к посещению мест принудительного содержания и даты посещения.
10. Заметное место в регулировании полномочий военных прокуроров занимает Федеральный закон от 01.12.2006 № 199-ФЗ «О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста» (далее — Закон № 199-ФЗ)[7], согласно ст. 7 которого указанные прокуроры участвуют в судебном рассмотрении материалов о грубом дисциплинарном проступке по своей инициативе или по инициативе судьи гарнизонного военного суда.
При этом военный прокурор, участвующий в судебном рассмотрении материалов о грубом дисциплинарном проступке, имеет право:
знакомиться со всеми материалами;
участвовать в исследовании доказательств, в том числе задавать вопросы участникам судебного рассмотрения указанных материалов с разрешения судьи гарнизонного военного суда;
заявлять ходатайства и отводы;
давать заключения по вопросам, возникающим в ходе судебного рассмотрения;
пользоваться иными правами, предусмотренными Законом № 199-ФЗ.
Статьи 10 и 11 Закона № 199-ФЗ регламентируют вопросы, связанные с отводом и самоотводом прокурора.
Пунктом 5 ч. 1 ст. 17 Закона № 199-ФЗ предусмотрено заслушивание заключения военного прокурора в случае участия его в судебном рассмотрении материалов о грубом дисциплинарном проступке, а п. 3 ч. 2 ст. 20 предписывает направление судьей гарнизонного военного суда копии постановления в день его вынесения военному прокурору, участвовавшему в судебном рассмотрении материалов о грубом дисциплинарном проступке.
Частью 1 ст. 22 Закона № 199-ФЗ военному прокурору предоставлено право вносить представление на постановление судье окружного (флотского) военного суда, что не приостанавливает исполнение постановления.
В силу ст. 23 Закона № 199-ФЗ:
представление вносится в окружной (флотский) военный суд через судью, вынесшего постановление, в течение 10 суток со дня его вынесения.
представление должно содержать:
наименование окружного (флотского) военного суда, в который вносится представление;
данные о военном прокуроре, внесшем представление;
указание на постановление судьи гарнизонного военного суда и наименование гарнизонного военного суда, судья которого вынес постановление;
доводы военного прокурора, внесшего представление, и доказательства, обосновывающие его доводы;
перечень материалов, прилагаемых к представлению;
подпись военного прокурора, внесшего представление;
представление вносится с двумя копиями;
судья гарнизонного военного суда, вынесший постановление, в течение трех суток со дня получения представления прокурора направляет его со всеми материалами о грубом дисциплинарном проступке в окружной (флотский) военный суд и извещает военного прокурора, внесшего представление, о месте и времени рассмотрения представления.
В соответствии с ч. 1 ст. 26 Закона № 199-ФЗ в рассмотрении представления на постановление судьи гарнизонного военного суда в случае заявления ходатайства может участвовать военный прокурор, который вправе:
заявлять ходатайства и отводы;
давать свои объяснения и пояснения;
огласить заключение.
В силу ч. 5 ст. 29 Закона № 199-ФЗ копия определения судьи окружного (флотского) военного суда по результатам рассмотрения жалобы (представления) на постановление судьи гарнизонного военного суда в течение трех суток со дня вынесения определения направляется военному прокурору, участвовавшему в рассмотрении жалобы (представления).
Статьей 36 Закона № 199-ФЗ предусмотрено:
право военного прокурора участвовать в рассмотрении ходатайства о досрочном прекращении исполнения дисциплинарного ареста (ч. 3);
направление военному прокурору копии мотивированного постановления по результатам рассмотрения ходатайства о досрочном прекращении исполнения дисциплинарного ареста (п. 4 ч. 5).