Добавлен: 15.07.2023
Просмотров: 41
Скачиваний: 3
Введение
Успешное решение задач дальнейшего совершенствования норм гражданского судопроизводства неразрывно связано с исследованием важнейших проблем науки гражданского процессуального права, к числу которых принадлежит и проблема защиты интересов ответчика в гражданском судопроизводстве.
Исследование вопросов защиты интересов ответчика в гражданском процессе имеет актуальное значение, чем и представляет интерес. Без анализа на данный вопрос наше знание о гражданско-правовой защите является неполным, не дающим целостной картины правоохранительной функции юрисдикционного органа. Гражданско-правовая защита субъективных прав и охраняемого законом интереса ответчика - составная часть защиты гражданских прав. Положение сторон в гражданском процессе характеризуется равноправием, активностью и инициативой. Однако теоретическая разработка защиты против иска не соответствует достигнутому уровню исследования иска и права на иск.
В науке гражданского процессуального права вопросы судебной гражданско-правовой защиты уделено значительное внимание (М.Л.Гурвич, А.Л.Добровольский, Е.А. Крашенинников, А.Н, Кожухарь и др.). Однако потребность в дальнейшей разработке вопросов защиты гражданских прав не только сохраняется, но и становятся более насущной. Опубликованные работы не охватывают многих вопросов проблем защиты ответчика против иска. Все они написаны до принятия действующего ГПК РФ. Теоретическая разработка проблемы защиты против иска отстает от уровня исследования иска и права на иск. Правовое обеспечение функции запиты ответчика против иска значительно слабее правового обеспечения функции поддержания иска. Судебные органы испытывают затруднения в решении целого ряда вопросов, связанных с осуществлением права ответчика на защитительные действия против иска.
Все изложенное послужило основанием к выбору темы дипломной работы. Проблема защиты ответчика против иска достаточно широка, если решать ее применительно ко всем стадиям процесса, ко всем юрисдикционным органам. В работе мы ограничимся исследованием защиты интересов ответчика в гражданском судопроизводстве. Правосудие по гражданским делам является наиболее совершенной формой защиты нарушенных и оспариваемых прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций.
Целью исследования является анализ теоретических положений защиты интересов ответчика в гражданском судопроизводстве, выявление эффективности правового регулирования деятельности ответчика по защите своих интересов в суде первой инстанции.
Исходя из цели исследования ставятся следующие задачи:
- раскрыть понятие защиты гражданских прав;
-исследовать право ответчика на защитительные действия;
- исследовать проблемы реализации принципа состязательности и дать определение принципа диспозитивности;
- определить и исследовать процессуальные средства защиты против иска: возражения и отводы, заявления и ходатайства, встречный иск, отрицание иска.
Вышеуказанные цели и задачи определили содержание работы. В работе проанализирована судебная защита субъективных материальных прав и охраняемых законом интересов ответчика, вопросы окончания гражданского дела без вынесения решения. Основное внимание уделено праву ответчика защищаться против иска и процессуальным средствам защиты ответчика. Показана эффективность использования ответчиком процессуальных средств для достижения целей гражданского судопроизводства.
Деятельность ответчика в суде первой инстанции рассматривается по трем направлениям: опровержение иска полностью или в части (материально-правовые возражения и встречный иск), оспаривание правомерности возникновения и возможности продолжения процесса (процессуальные возражения), создание условий для защитительной деятельности ответчика (заявления и ходатайства ответчика).
Защита интересов ответчика в гражданском процессе - это, по существу, проблема реализации норм гражданского процессуального права в деятельности суда по осуществлению правосудия по гражданским делам. Право ответчика на защитительные действия против иска рассматривается в его динамике, начиная с возбуждения гражданского дела и до удаления суда в совещательную комнату для постановления решения. Действенность права ответчика защищаться против иска состоит не в том, что вследствие его реализации ответчик добьется материально-правовой или процессуально-правовой судебной защиты. Предоставление ответчику права защищаться против иска создает условия для его активной деятельности по использованию предоставленных законом процессуальных средств. В этом существенная черта правового положения ответчика в условиях демократии.
Глава 1. Гражданско-правовая защита субъективного материального права и охраняемого законом интереса
1.1. Понятие защиты гражданских прав
Право на судебную защиту относится к конституционным правам человека и гражданина. В соответствии с Конституцией РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ч. 1 ст. 46). Указанные принципы являются приоритетными в России. Поэтому важность института защиты трудно переоценить. Фактически, право своим происхождением обязано этому институту, поскольку зачастую отдельные права узнаются только тогда, когда они нарушены. Ведь, потребность в защите гражданских прав и законных интересов возникает в связи с нарушением этих прав или злоупотреблением ими, неисполнением юридических обязанностей, возникновением между сторонами спора о наличии прав и обязанностей и т. д. Следовательно право на судебную защиту есть субъективная возможность всякого лица в целях защиты его нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов (как действительных, так и предполагаемых таковыми) воспользоваться установленным законом процессуальным порядком для защиты своих прав и интересов в органах судебной власти.
Субъективной основой защиты для субъекта является право на защиту. В. Ем считает, что право на защиту следует рассматривать как элемент, правомочие, входящее в содержание всякого субъективного гражданского права[1]. Подобной точки зрения придерживается А.П. Вершинин, определяя, что право на защиту является элементом самого субъективного гражданского права [2]. Однако существует и другая точка зрения, с которой можно согласиться, где право на защиту определяется как самостоятельное субъективное право[3]. Как и любое субъективное право, право на судебную защиту до начала реализации структурно состоит из двух правомочий – права требования совершения в отношении себя определенных действий и права на свои активные действия. Оба правомочия неразрывно связаны друг с другом. Первое правомочие, содержание которого составляет возможность лица требовать исполнения или соблюдения юридической обязанности, как правомочие на чужие действия[4] заключается в возможности требовать осуществления защиты любых своих прав и интересов в органах судебной власти, исполнения и соблюдения судом установленных законом процессуальных норм в целях их защиты. Право на активные действия заключается в возможности лица самому совершать юридически значимые активные действия[5]. Вторая составляющая права на судебную защиту - право на активные действия есть возможность самого заинтересованного в судебной защите лица совершать предусмотренные законом действия процессуального характера (представлять доказательства, заявлять ходатайства, обжаловать судебные акты и т. д.).
Основанием права на защиту служит всякое нарушение его права, при этом право на защиту не является некоей формой нарушенного регулятивного отношения, а существует как отдельное правоотношение охранительного характера. Это связано с тем, что человек сам решает, защищать ему его право или нет. В некоторых случаях он считает нарушение его прав допустимым; по крайней мере, он может с этим смириться. При этом само его нарушенное право продолжает существовать, хотя возможностей для его реализации может и не быть (право собственности на вещь, которую украли или, например, взяли на время и забыли отдать). Поэтому мы согласны с тем, что возможность требования (притязания) по отношению к обязанному лицу есть выражение самостоятельного охранительного субъективного права (права на защиту), предусмотренного охранительной материально-правовой нормой и направленного на обеспечение реализации субъективного нарушенного права[6]. Так, субъект имеет права (безусловно), отказ от которых не влечет их прекращения (ст. 9 ГК РФ), но, если они были нарушены, он получает возможность защитить их (ст. 12 ГК РФ), при этом до такового нарушения он все равно обладает правом на защиту. Это не есть какое-то абстрактное право; к каждому интересу, на реализацию которого существует субъективное право, привязан дополнительный интерес, который может быть, а может не быть - воля на реализацию конкретного интереса. Именно она толкает человека на известные волевые действия, побуждающие обязанного субъекта к выполнению обязанности. При ее отсутствии первичный интерес остается «благим пожеланием»[7]. Именно этот вторичный интерес (воля), по нашему мнению, может быть основой охранительного правоотношения.
Субъектами охранительных отношений являются субъекты нарушенных регулятивных правоотношений[8]. Аналогично, объектом таких отношений будут действия обязанных субъектов. Однако, специфика охранительных отношений состоит в том, что в них один субъект обладает только правом, а другой - только обязанностью. Кроме того, к обязанности нарушителя исполнить имевшее место обязательство регулятивного правоотношения могут добавляться иные обязанности, например, возместить причиненный ущерб (ст. 1064 ГК РФ).
Защиту права трактуют как деятельность по устранению препятствий на пути осуществления субъективных прав[9].
Для современного состояния проблемы защиты субъективных гражданских понятие права на защиту рассматривается в двух значениях - широком и узком. В узком смысле право на защиту понимается как право требовать применения наделенным властными государственными полномочиями юрисдикционным органом специальных мер, направленных на обеспечение управомоченному лицу реальной возможности осуществления его права. Широкое толкование данной категории предполагает возможность применения в отношении правонарушителя различных по своему характеру мер принудительного воздействия, таких как применение самозащиты, юридических мер оперативного воздействия на правонарушителя, именуемых в литературе оперативными санкциями, обращение к компетентным государственным органам с требованием понуждения обязанного лица к определенному поведению.[10] Толкование рассматриваемой категории в широком смысле позволяет определить право на защиту как элемент - правомочие, входящие в содержание всякого субъективного гражданского права. Поэтому субъективное право на защиту-это юридически закрепленная возможность управомоченного лица использовать меры правоохранительного характера с целью восстановления нарушенного права и пресечения действий, нарушающих право.[11] Однако ряд ученых отстаивает самостоятельность существования
гражданско-правовой защиты наряду с охраной гражданских прав[12]. В результате спорно все: и подход к понятию защита гражданских прав, и само это понятие, состав субъектов гражданско-правовой защиты, способы ее реализации, объект защиты. Суть высказываний сторонников первой группы состоит в том, что защита является частным видом охраны прав граждан[13]. Защита выступает ее заключительной стадией, звеном в системе мер гражданско-правовой охраны[14].
Вторую группу образуют те авторы, суждения которых сводятся к следующему: термином "защита" охватываются все меры, носящие правоохранительный характер[15]. Л.А.Николаева, в частности, пишет, что защита включает в себя всю совокупность мер по предупреждению, предотвращению правонарушений и восстановлению нарушенных прав, включая исполнение решений или приговора[16].
Более убедительной представляется позиция авторов, связывающих гражданско-правовую защиту с самостоятельным видом правоохранительной функции государства, отстаивающие самостоятельность защиты и охраны гражданских прав.
Заинтересованное лицо при нарушении или угрозе нарушения его прав, свобод и охраняемых законом интересов по своему усмотрению решает, воспользоваться ему гарантированным ст. 46 Конституции РФ правом на судебную защиту или нет. Однако при выборе судебного способа защиты и обращении в суд ему должен быть предоставлен равный со всяким другим заинтересованным лицом доступ к правосудию в соответствии с порядком, установленным федеральным законом.
Заинтересованность лица в судебной защите при обращении в суд будет в том случае, если оно считает, что его права, свободы или охраняемые законом интересы неправомерно нарушены либо оспариваются. При этом заинтересованное лицо может и заблуждаться относительно действительного наличия у него субъективного материального права, подлежащего защите. Однако судья на данном этапе судопроизводства не вправе отказать данному лицу в принятии заявления из-за отсутствия у него правовой заинтересованности. Ответ на этот вопрос может быть дан лишь при разрешении спора по существу.
Право на судебную защиту может быть реализовано в порядке, установленном ГПК РФ, т.е. заинтересованное лицо должно соблюсти соответствующую процедуру: относительно подведомственности и подсудности (ст. 22-33 ГПК РФ), формы и содержания искового заявления и прилагаемых документов (ст. 131, 132 ГПК РФ) и т.п. При этом необходимо иметь в виду, что право на обращение в суд может быть реализовано не только путем обращения в суд первой инстанции, а и на других стадиях гражданского процесса (в кассационной и надзорной инстанциях).
1.2. Право ответчика на защитительные действия
Судебную защиту гражданских прав, состоящую в вынесении решения о применении судом одного из способов гражданско-правовой защиты и его исполнении (материально-правовая защита) либо в окончании процесса без вынесения решения в связи с наличием одного из обстоятельств, предусмотренных 220 и 222 ГПК РФ (процессуально-правовая защита), необходимо отличать от защитительных действий ответчика в суде - первой инстанции. Процессуальное право ответчика участвовать в возникшем процессе с целью полного или частичного опровержения искового требования является неотъемлемой и наиболее существенной частью его правового статуса как стороны в гражданском процессе.