Добавлен: 15.07.2023
Просмотров: 56
Скачиваний: 3
Еще одним положением законопроекта, который вызвал дискуссии, стало изменение порядка информирования участников процесса о времени и месте судебного разбирательства. Обязанность получать такую информацию предлагается возложить прежде всего на сами стороны дела.
Данное предложение основано на принципе диспозитивности, согласно которому сами стороны своими действиями направляют ход судебного процесса. Пришло время отходить от пережитков прошлого, связанных с патернализмом государства во всех сферах общественной жизни. Российское гражданское общество уже достаточно зрелое для того, чтобы самостоятельно принимать меры к защите своих прав в суде. Гражданский процесс – это сфера частных интересов. Это означает, что в сфере гражданского судопроизводства именно стороны должны ответственно относиться к происходящему и принимать те меры, которые необходимы для победы в споре.
ВС РФ предлагает закрепить публикацию информации о ходе процесса в сети "Интернет" в качестве приоритетной формы извещения о времени и месте судебного заседания. Такой порядок извещения позволяет повысить доступность правосудия, поскольку участникам процесса не нужно будет ждать, когда извещение дойдет до них по почте. Кстати, именно почтовые извещения являются наиболее рискованными. Не секрет, что почтовые отправления нередко не поступают к участникам процесса по техническим причинам и из-за ошибок почтальонов, а также доходят с большой задержкой. Далее участникам процесса необходимо лично являться в отделение почтовой связи, проводить время в ожидании своей очереди. Причем судебное извещение иногда поступает накануне судебного заседания, и у участников спора попросту не остается времени для подготовки к процессу и явки в суд.
Размещение информации на сайте суда позволяет участвующим в деле лицам в любое время и из любой точки страны мгновенно получать информацию о движении дела. Согласно проекту, информация размещается на сайте суда заблаговременно – не позднее, чем за 15 дней до судебного заседания.
Размещение информации на сайте суда также позволяет бороться с действиями недобросовестных участников процесса, которые сознательно уклоняются от получения судебных извещений, чтобы затянуть рассмотрение дела.
Заключение
Законопроект в полной мере учитывает тот факт, на который указывается в проблемной записке. Действительно, не все граждане имеют возможность пользоваться Интернетом. Именно поэтому сторонам предоставлено право заявить ходатайство о направлении извещений по почте в связи с отсутствием доступа в Интернет. Кроме того, в проекте предусмотрено, что всем участникам процесса в обязательном порядке по почте направляется копия определения суда о принятии иска к производству, в котором должны быть указаны контактные данные и телефоны суда, с помощью которых в любой момент можно получить информацию о движении дела.
Поводя итог сказанному, хотелось бы отметить, что все инициативы ВС РФ в сфере процессуального законодательства направлены прежде всего на повышение эффективности правосудия и уровня правовой защищенности граждан и организаций. При этом все предлагаемые изменения в той или иной мере уже апробированы на практике: составление сокращенных судебных постановлений практикуется судами общей юрисдикции и арбитражными судами в рамках приказного и упрощенного судопроизводства, отслеживание информации о движении дела самими участниками процесса уже давно применяется в арбитражном процессе, а профессиональное судебное представительство – в административном судопроизводстве. Мы убеждены в том, что те институты, которые зарекомендовали себя только с позитивной стороны, следует развивать. Мы, по сути, не изобретаем какие-то новые механизмы: мы даем импульс к развитию тех институтов, которые уже функционируют как в нашей стране, так и в других правопорядках.
Мы, конечно же, готовы к критике. Более того, мы очень ждем критических замечаний, которые позволят улучшить наши предложения. Но при этом, с нашей точки зрения, критика должна носить прагматичный и конкретный характер, а именно – сопровождаться конкретными примерами тех ситуаций, в которых предлагаемые изменения могут привести к нарушению прав и свобод граждан. Убежден, что все необходимые механизмы, позволяющие исключить подобные ситуации, в законопроекте предусмотрены.