Файл: Российская система социального обеспечения: современное состояние, правовые проблемы дальнейшего развития.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Эссе

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.07.2023

Просмотров: 361

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- установления юридических фактов, имеющих значение для предоставления тех или иных видов социального обеспечения.

Например, для назначения пенсии по инвалидности необходимо установить факт инвалидности, а для назначения пособия по временной нетрудоспособности необходимо установить факт нетрудоспособности и т.д.

Процессуальные правоотношения, входящие в предмет права социального обеспечения, связаны с рассмотрением споров, возникающих в этой области. Эти споры могут возникать по различным вопросам: отказ в назначении того или иного вида социального обеспечения или определение его размера в денежной форме; установление причины инвалидности; определение права на льготы и т.д. В зависимости от характера спора, он может быть разрешен вышестоящим в порядке подчиненности органом либо в суде. Как и все правоотношения, правоотношения в сфере действия права социального обеспечения состоит из таких элементов, как субъект, объект, содержание, основания возникновения, изменения и прекращения.

Субъекты права социального обеспечения - это участники правоотношений по социальному обеспечению, имеющие социально обеспечительную правосубъектность на данный вид обеспечения.

Правоотношения в сфере социального обеспечения являются двусторонними. Одним из субъектов таких правоотношений всегда выступает отдельный гражданин, а в некоторых случаях - семья. Так, в правоотношении по поводу пенсии по случаю потери кормильца субъектом выступает семья. В зависимости от вида социального обеспечения, субъектом, рассматриваемых правоотношений, может быть несовершеннолетний подросток, ребенок-сирота, инвалид, безработный, нетрудоспособный, беженец, вынужденный переселенец, человек преклонного возраста, а также лица, пострадавшие от радиационных аварий или природных бедствий (землетрясение, наводнение) и т.д.

Иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории России, по общему правилу, в сфере социального обеспечения имеют те же права, что и граждане РФ.

Вторым субъектом социально-обеспечительного правоотношения является орган, обязанный назначать и представить тот или иной вид социального обеспечения. Правосубъектность этого органа определяется и ограничивается теми целями и задачами в социальном обеспечении, ради которых он создан.

Для различных видов социального обеспечения, органами, их осуществляющими, могут быть:

- государственные, муниципальные (или иные) органы социальной защиты населения;


- органы службы занятости (по пособиям по безработице);

- Пенсионный фонд РФ;

- Фонд социального страхования;

- органы образования, в ведении которых находятся детские учреждения;

- пенсионные органы министерств и ведомств (обороны, внутренних дел );

- работодатели и т.д.

В процедурных правоотношениях по установлению определенных юридических фактов вторым субъектом являются:

- бюро медико-социальной экспертизы, устанавливающее факт инвалидности, ее причины и время наступления;

- суд, устанавливающий факты безвестного отсутствия и смерти безвестно отсутствующего;

- медицинские учреждения, устанавливающие факт временной нетрудоспособности, и т.

В процессуальных правоотношениях по рассмотрению споров по поводу того или иного вида социального обеспечения субъектом правоотношения является вышестоящий орган или суд.

Объект правоотношения -- это то, по поводу чего возникает тот или иной вид правоотношений.

Объектами правоотношений, в сфере права социального обеспечения, выступают конкретные виды социального обеспечения:

- денежные выплаты (пенсии, пособия, компенсации);

- социальные услуги (социальное обслуживание на дому граждан пожилого возраста и инвалидов; санаторно-курортное лечение; протезирование );

- льготы;

- натуральная помощь (вещи, продукты, медикаменты, транспортные средства для инвалидов и т.д.).

В процедурных правоотношениях по назначению отдельных видов социального обеспечения (пенсий, пособий, услуг и т.д.) объектом является установление права на данный вид социального обеспечения и назначение его либо установление определенного юридического факта (инвалидность, малообеспеченность, сиротство, нетрудоспособность и т.д.).

В процессуальных правоотношениях объектом является оспариваемое гражданином конкретное его право на определенный вид социального обеспечения.

Содержанием правоотношений являются взаимные права и обязанности сторон. Особенностью содержания правоотношений по социальному обеспечению является то, что одна сторона - физическое лицо - имеет право требовать предоставить тот или иной вид обеспечения, а вторая сторона, к которой обращено это требование, при наличии всех предусмотренных законодательством условий обязана выполнить это требование. Основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношения в сфере социального обеспечения являются различные юридические факты, как события (инвалидность, временная нетрудоспособность, смерть), так и действия. Особенностью правоотношений по социальному обеспечению является обязательный заявительный порядок в реализации права на тот или иной вид социального обеспечения. До тех пор, пока сам человек (или его законный представитель) не напишет заявление с просьбой назначить ему пенсию, пособие или иной вид социального обеспечения, никакие выплаты, услуги и т.д. ему не будут предоставлены, а значит, и не возникнет соответствующее правоотношение по социальному обеспечению. Поэтому часто правоотношение по социальному обеспечению возникает (изменяется, прекращается) на основании не одного юридического факта, а целой группы фактов, которую принято называть сложным юридическим фактическим составом.


Для возникновения (изменения, прекращения) правоотношения по социальному обеспечению необходим сложный юридический фактический состав, который включает в себя:

- объективное основание для обеспечения (рождение ребенка, инвалидность, достижение определенного возраста, малообеспеченность, сиротство и т.д.);

- волеизъявление гражданина на получение того или иного вида социального обеспечения (личное заявление или заявление законных представителей -- опекунов, попечителей);

- акт соответствующего органа о предоставлении (отказе в предоставлении) конкретного вида социального обеспечения.

Отсутствие хотя бы одного из названных элементов сложного юридического фактического состава ведет к невозможности возникновения (изменения, прекращения) правоотношения в сфере социального обеспечения.

§2. Система социального обеспечения

Особое место в системе социального обеспечения населения России занимают люди, непосредственно участвующие в отношениях по поводу социального обеспечения населения.

Среди граждан, нуждающихся в социальной защите, выделяют пять основных групп:

- первая группа - трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте, в том числе: лица, уволенные из Вооруженных сил; безработные и незанятые граждане; беженцы и вынужденные переселенцы в трудоспособном возрасте; женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком, а также беременные женщины;

- вторая группа - нетрудоспособные граждане в трудоспособном возрасте, в том числе: инвалиды; лица, имеющие профессиональное заболевание;

- третья группа - граждане в возрасте младше трудоспособного, в том числе: дети-инвалиды; дети из многодетных и неполных семей; дети-сироты, безнадзорные дети и подростки; иные категории детей, нуждающихся в социальной защите;

- четвертая группа - лица старше трудоспособного возраста, в том числе: одинокие престарелые граждане; пенсионеры по возрасту; инвалиды и участники Великой Отечественной войны; блокадники; иные лица старше трудоспособного возраста;

- пятая группа - иные граждане, нуждающиеся в социальной помощи, в том числе: малообеспеченные, т.е. те, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума; молодые семьи с детьми и семейным стажем до трех лет; иные семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации.

Другим участником отношений в сфере социального обеспечения являются социальные работники, профессионально занимающиеся социальной работой. Важнейшей составной частью социального обеспечения являются органы социальной защиты населения. Под органом социальной защиты населения понимается созданное в установленном порядке образование, характеризующееся определенными задачами, функциями, структурными особенностями и соответствующей компетенцией.


Выделяют следующие группы органов социальной защиты населения:

В соответствии с действующим законодательством в России функционирует система социальных служб, основанных на различных формах собственности, которая включает:

а) Государственные социальные службы, являющиеся собственностью Российской Федерации или субъектов Российской Федерации и находящиеся в их ведении. Указанные службы не подлежат приватизации, не могут быть перепрофилированы на иные виды деятельности. Они также не вправе сдавать в аренду или отдавать в залог закрепленное за ними имущество. Виды учреждений социальной защиты определяются как в федеральных законах, например, в Федеральном законе «О социальном обслуживании населения Российской Федерации», так и в законах субъектов Российской Федерации.

б) Муниципальные организации социальной защиты и социального обслуживания населения, находящиеся в ведении органов местного самоуправления и представляющие собой муниципальный сектор социальной защиты населения. При этом необходимо отметить, что органы социальной защиты населения переданы в ведение органов государственной власти.

В связи с этим, например, в январе 2006 года в Республике Дагестан принято постановление Правительства Республике Дагестан от 30.12.2005г. № 242 «О создании территориальных органов социальной защиты населения и подведомственных учреждений социального обслуживания населения Министерства труда и социального развития Республики Дагестан».

в) Негосударственные службы социальной защиты и социального обслуживания, основанные на формах собственности, не относящиеся к государственной и муниципальной. Негосударственные социальные службы различных организационно-правовых форм, а также частные лица, осуществляющие в установленном порядке деятельность в сфере социального обслуживания, представляют негосударственный сектор социальной защиты и социального обслуживания. К негосударственному сектору относятся также и организации социального обслуживания, образованные на базе имущества общественных объединений, в том числе профессиональных ассоциаций, религиозных и общественных организаций, деятельность, которых связана с социальным обслуживанием.

Учреждения социального обслуживания независимо от форм собственности пользуются льготным налогообложением, а организации и юридические лица (банки, предприятия, учреждения), направляющие имущественные, финансовые и интеллектуальные ценности на развитие социальных служб и оказывающие им поддержку, пользуются льготами, предусмотренными законодательством РФ.


По моему мнению, структура системы социальной защиты обширна. Она включает в себя следующие компоненты: социальное обеспечение, социальное страхование, социальную помощь, социальную работу, социальную поддержку, реабилитацию и адаптацию, социальные льготы и гарантии, самозащиту и самопомощь, систему контроля за осуществлением функционирования социальной защиты.

Особенностью структуры социальной защиты является то, что её элементы одновременно являются социальными институтами и основными функциями данной системы.

Основной элемент и функция системы социальной защиты - социальное обеспечение как система, созданная и регламентируемая государством и несущая на себе основную нагрузку по социальной защите. Социальное обеспечение представляет собой исторически сложившийся в обществе институт, посредством которого происходит удовлетворение жизненных потребностей людей, нуждающихся в поддержке со стороны государства. Система видов социального обеспечения -- это система денежных выплат, натуральной помощи и услуг, предоставляемых гражданам из специальных фондов. В нее включаются блоки, которые могут рассматриваться как относительно самостоятельные системы: пенсионная, денежных пособий; медицинского обслуживания; содержания и воспитания детей в детских, дошкольных и оздоровительных учреждениях; социального обслуживания и социальной помощи. Каждая из них тоже состоит из компонентов (пенсий разных видов, пособий, натуральных выдач, услуг). Так, пенсионная система включает в себя пенсии по старости, пенсии: по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные; система пособий - пособия: по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком и т.д.

Поскольку понятия «социальная помощь» и «социальная поддержка» являются новыми для российской науки и практики, следует уделить им особое внимание.

Социальная помощь - это система общественных отношений, складывающихся между гражданами (семьями), имеющими среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, и органами государства. Отношения складываются по поводу предоставления гражданам (семьям) денежных выплат, натуральной помощи и услуг сверх получаемых ими заработка, стипендий, пенсий, пособий и другого. Целью социальной помощи является обеспечение прожиточного минимума и удовлетворения основных потребностей. Согласно Федеральному закону от 24 октября 1997 г. «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», социальная помощь гражданам, имеющим доход ниже величины прожиточного минимума, оказывается органами исполнительной власти субъектов РФ. Социальная поддержка включает меры по предоставлению помощи лицам (семьям), имеющим доход не ниже прожиточного минимума, но нуждающимся в дополнительной поддержке в связи с трудной жизненной ситуацией. В соответствии с Федеральным законом от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», социальная поддержка находится в ведении местного самоуправления.