Файл: Российская система социального обеспечения: современное состояние, правовые проблемы дальнейшего развития.pdf
Добавлен: 15.07.2023
Просмотров: 360
Скачиваний: 7
По моему мнению, социальное страхование должно оставаться государственным, носить обязательный характер и охватывать всех граждан и лиц без гражданства, проживающих и работающих на территории данного государства. Вместе с государственной системой (а не путем ее замены) должны получить развитие добровольные фонды страхования через негосударственные страховые компании, включая профсоюзные, а также негосударственные пенсионные фонды.
Дальнейшее развитие должно получить социальное обслуживание лиц, частично или полностью утративших возможность себя обслуживать самостоятельно, нуждающихся в постороннем уходе и помощи, медико-социальной реабилитации, это пожилые люди и инвалиды. Социальные услуги такой категории граждан могут предоставляться бесплатно или на льготных условиях по месту жительства, а также в специализированных учреждениях (домах-интернатах, центрах реабилитации, социальной помощи, переподготовки, досуга и т. д.). Необходима также государственная поддержка социально уязвимых групп и слоев населения. Речь идет о пособиях малообеспеченным гражданам, при рождении ребенка и достижении им определенного возраста и иной социальной поддержке и компенсациях из государственного бюджета.
Кроме того, представляется важной государственная социальная помощь. В настоящее время в ряде случаев невозможно обеспечить гарантированный доход на уровне минимального прожиточного минимума. В связи с этим, возникает необходимость целевых пособий, выдаваемых наименее обеспеченным категориям граждан в денежной или натуральной форме (бесплатные или на льготных условиях, выдача продуктов питания, одежды, обуви, медикаментов, топлива, организация обедов в столовых, льготы на содержание жилья и т. д.). Это уже делается на региональном уровне.
Таким образом, наличие устойчивых связей и взаимодействие структурных компонентов системы социальной защиты имеет важное значение для относительно самостоятельного устойчивого ее функционирования.
Социальные потребности, на удовлетворение которых в первую очередь направлена социальная политика, имеют объединяющее значение. Их удовлетворение должно гарантироваться обществом, государством каждому человеку. Надо отметить, что потребности в силу их общественного характера относительны, поэтому понимание минимальности носит относительный характер. Но гарантия минимально необходимого для каждого человека исключительно важна. Государственной Думой 10 октября 1997 года принят Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». Он основан на таких понятиях, как потребительская корзина - минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, основные социально-демографические группы населения -- трудоспособное население, пенсионеры, дети и т. д.
Можно выделить три ряда минимума: физиологический, уровень доходов которого предназначен только для физического выживания человека, второй минимум -- уровень доходов которого обеспечивает выживание человека в обществе, как социального существа; третий, необходимый для того, чтобы полноценно жить. Однако минимальная гарантия -- важная составляющая в системе социальной защиты населения.
Важная роль в системе социальной защиты принадлежит системе социальных стандартов и нормативов, созданию и практической реализации механизмов внедрения социальной стандартизации и нормирования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. В 1997--1999 гг. Правительством РФ были подготовлены два варианта проекта Закона «О государственных минимальных стандартах». В этих документах сформулированы основные понятия, цели и принципы социальной стандартизации; определены основные социальные нормативы и государственные минимальные стандарты; обоснована правовая база для установления и применения государственных минимальных социальных стандартов, позволяющая устанавливать минимальную потребность в бюджетных средствах, необходимых для реализации основных конституционных гарантий граждан; дан перечень основных социальных услуг, гарантированных государством для всех граждан Российской Федерации вне зависимости от финансового положения территории, где они проживают. Однако эти законопроекты до сих пор не приняты.
Социальные потребности не сводятся к минимальным, гарантируемым государством, обществом индивиду, не исчерпываются ими. Они предполагают развитие всех форм активной деятельности человека и социальных групп, в том числе: самозащиты, самопомощи, заботы человека о самом себе и т. д. Для российского общества актуальна проблема преодоления иждивенческого отношения к жизни, социальному положению.
Выделяют два вида социальной защиты: ограниченную и абсолютную. Ограниченная социальная защита - обеспечение всем членам общества гарантированного минимума уровня жизни, т. е. определенный минимум в еде, жилье и одежде, достаточный для поддержания здоровья и работоспособности. Данный вид защищенности не должен рассматриваться в качестве привилегии. Это законное требование каждого члена общества и естественное дополнение рыночной системы.
Абсолютная защита - представляет собой обеспечение государством гарантированного относительного благополучия какому-то лицу или категории граждан с целью застраховать отдельных членов общества оттого, что является нормой для рынка, -- от возможного снижения уровня их доходов. Обеспечение государством этого вида защищенности есть, по сути дела, проведение в жизнь «справедливого» вознаграждения, т.е. соотнесенного с субъективными достоинствами человека, а не с объективными результатами его труда. Таким образом, это обеспечение «заслуженного» или «положенного» уровня доходов. Абсолютная защищенность характерна для обществ, в которых осуществляется полный контроль над рынком или рыночные отношения ликвидированы. И в том, и в другом случае мы имеем дело с обществом тоталитарного типа.
Социальная защищенность - это комплекс реальных прав и свобод граждан, обеспечивающих гарантированный обществом уровень безопасности и комфортности их жизнедеятельности. Степень социальной защищенности определяется уровнем социально-экономического развития страны и созданными механизмами обеспечения защищенности.
Социальное обеспечение населения охватывает широкий комплекс мероприятий по государственной и общественной поддержке населения, в том числе и меры, относящиеся к социальному обеспечению, понимаемому как деятельность государства по материальному обеспечению граждан в старости, при нетрудоспособности, в связи с рождением и воспитанием детей, медицинскому обслуживанию и лечению.
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
§1. Актуальные проблемы в деятельности органов социального обеспечения в РФ
Сегодня в России созданы основы полноценной системы социальной защиты населения, сформированы необходимые предпосылки и условия для развития социальной работы в соответствии с мировыми стандартами.
Наличие правовой базы, является неотъемлемым условием полноценного функционирования системы социальной защиты населения. Субъекты РФ, имея достаточную степень свободы, в соответствии с полномочиями, формируют региональные правовые базы в сфере социальной защиты населения. Этот процесс идет достаточно интенсивно. Происходит оптимизация нормативно-правовой базы (укрупнение нормативно-правовых актов), регулярное внесение изменений и дополнений, позволяющие оперативно реагировать на изменения в обществе, социально-экономической ситуации в стране в целом и регионе в частности. Вместе с тем, это вносит определенные затруднения в работу органов соцзащиты связанные с освоением нововведений, толкованием и применением вновь принятых нормативно-правовых актов, информированием получателей социальных услуг о произошедших изменениях.
Не менее важной проблемой является кадровая проблема. Условия труда и низкая заработная плата работников отрасли порождает проблему нехватки квалифицированных кадров. На этом фоне дает о себе знать и проблема несоответствия образовательного уровня, профессиональной компетентности руководителей и специалистов системы, у большинства из них образование не соответствует профилю выполняемой служебной деятельности. Среди персонала, реализующего функции социальной сферы, значительная доля специалистов с инженерно-техническим и иным образованием.
В настоящее время уровень образования у пятой части руководителей бюджетных учреждений и четвертой части специалистов не соответствует квалификационным требованиям, предъявляемым к должности. Однако лишь 26% социальных работников бюджетных учреждений имеют среднее и высшее профессиональное образование. Повышение эффективной работы и оказания услуг населению во многом зависит от уровня общей культуры социального работника, профессионализма, экономической и правовой грамотности, способности внедрять новые технологии работы с населением.
Существует еще одна проблема отрасли - старение персонала. Несмотря на то, что средний возраст сотрудников отрасли составляет 37 лет, в отдельных подведомственных Министерству структурах возрастной рубеж превысил 47-48 лет. Третья часть всего персонала отрасли имеет возраст свыше 40 лет, каждый 5 работник отрасли имеет предпенсионный или пенсионный возраст. Особенно характерна данная тенденция для коллективов стационарных учреждений, в том числе и для руководителей этих учреждений, средний возраст которых составляет 50 лет. Проблема старения персонала усугубляется тем, что приток молодых специалистов в бюджетные учреждения невелик, возникает большая проблема привлечения для работы квалифицированного персонала, укрепление корпуса руководителей надежным резервом.
В целях решения кадровых проблем принята к реализации Ведомственная целевая программа «Развитие кадрового потенциала территориальных органов Министерства труда и социального развития и бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства труда и социального развития, на 2010-2014 годы». Перечень программных мероприятий определен на основе предварительного анализа состояния кадрового потенциала в территориальных органах Министерства и бюджетных учреждениях и, предусматривает организацию обучения социальных работников по программе профессиональной подготовки; организацию профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов территориальных органов Министерства и бюджетных учреждений; организацию подготовки кадрового резерва на должности руководителей бюджетных учреждений.
Не менее важной проблемой является социальная защищенность работников социальных служб. В статье 67 Кодекса о социальной защите закреплены права работников государственной системы социальных служб . Это права на спецодежду, внеочередное обслуживание в некоторых учреждениях при исполнении обязанностей, компенсация расходов на проезд.
Следующий блок проблем связан с финансовым обеспечением системы социальной защиты населения. Несмотря на то, что бюджет социально ориентирован, материально-техническое оснащение социальных служб не всегда является достаточным. В 2009 году произошли изменения в оплате труда работников системы социальной защиты. Одним из нововведений является введение компенсационных и стимулирующих выплат. Компенсационные выплаты предусмотрены- для работников занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда; за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей); сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных. Обязательным видом компенсационных выплат является выплата по районному коэффициенту.
При определении условий и размеров премиальных выплат (стимулирующие выплаты) по итогам работы могут учитываться успешное и добросовестное исполнение работником своих должностных обязанностей в соответствующем периоде; инициатива, творчество и применение в работе современных форм и методов организации труда; качественная подготовка и проведение мероприятий, связанных с уставной деятельностью учреждения; участие работника в течение соответствующего периода в выполнении особо важных работ и мероприятий.
При формировании любой системы неизбежными являются и проблемы организационного характера, проблемы оценки эффективности деятельности учреждений и территориальных органов, качества предоставляемых услуг, их востребованности и т.п. Для решения этих проблем принят ряд нормативно-правовых актов и документов-Ведомственная целевая программа «Совершенствование системы предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в денежной форме, предусмотренных законодательством » на 2010-2014 годы»; Методика проведения Министерством ежегодной оценки потребности в предоставлении государственных услуг государственными учреждениями в сфере труда и социального обслуживания населения, система оценки эффективности деятельности территориальных органов Министерства и государственных учреждений социального обслуживания.
Большое значение в деле обеспечения социальной защиты населения в регионах имеет включенность в эту деятельность общественных организаций. На территории действуют сотни общественных организаций, однако далеко не все из них включены в деятельность по социальной защите населения. Зачастую общественные организации не имеют необходимых ресурсов (материальных, кадровых) для организации эффективной работы по предоставлению мер социальной защиты населению. С целью оказания содействия общественным организациям, включенным в деятельность по социальной защите граждан в регионе предусмотрен порядок частичного возмещения затрат, связанных с осуществлением уставной деятельности в сфере социальной защиты отдельных категорий граждан.