Файл: Российская система социального обеспечения: современное состояние, правовые проблемы дальнейшего развития.pdf
Добавлен: 15.07.2023
Просмотров: 358
Скачиваний: 7
Еще одной проблемой органов социального обеспечения является отсутствие программы обучения кадров для учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
В целом же, система социальной защиты населения развивается достаточно динамично, решая широкий спектр проблем и задач по социальной защите населения.
§2. Актуальные проблемы в формах и видах социального обеспечения в РФ
Система социальной защиты населения находится на стадии формирования. Характерной особенностью этой стадии является наличие проблем различного плана в формах и видах социального обеспечения РФ. От степени оперативности реагирования системы на возникающие проблемы зависит уровень ее развития. На сегодняшний день можно выделить ряд направлений, в которых происходят изменения системы социальной защиты населения.
Социальная поддержка может проявляться в самых разнообразных формах: в виде денежной помощи, предоставления материальных благ, бесплатного питания приюта, крова, оказания медицинской, юридической психологической помощи, покровительства, опекунства, усыновления.
Вопрос о том, кому, в каких видах и формах, в каком объеме оказывать социальную поддержку, относится к числу труднейших в социальной экономике. Так как всем желающим получить помощь и нуждающимся в ней просто помочь невозможно, то ряд экономистов и социологов советуют такой рецепт: «Помогать только тем, кто не может помочь себе сам». Конечно, нелегко выявить, кто способен и кто не способен помочь себе сам, но рецепт заслуживает внимания. В период перехода к рыночной экономике наиболее остро проявляется проблема социальной защиты населения, это зависит от роста цен (инфляции) и безработицы. Для того, чтобы рост цен на товары и услуги не приводил к катастрофическому снижению потребления и жизненного уровня, частично применяется индексация доходов. Это означает, что заработная плата, пенсии, стипендии, другие виды доходов увеличиваются по мере роста розничных цен на товары и услуги.
К сожалению, при спаде производства ни правительство, ни предприятия не имеют возможности повысить доходы, ровно во столько раз, во сколько повышаются цены. Так как количество товаров уменьшается, то выплата чрезмерного количества денег приведет к наводнению рынка денежной массой и, как следствие к инфляции.
В России до настоящего времени не произошло формирования достаточно четких подходов к реформированию сложившейся системы социальной защиты, для которой характерны чрезвычайно высокая патерналистская роль государства и крайне слабо обозначенные общественные институты. В течение последних лет социальная защита населения России ориентировалась на адресное оперативное решение самых острых, кризисных, жизненных проблем отдельных категорий граждан на заявительной основе. На определенном этапе этот путь был наиболее реальным для практического решения задач в этой сфере и представлялся удачным. Однако время показало, что такой подход не дает долгосрочного эффекта, поскольку не нацелен на профилактику повторений кризисных ситуаций, на перспективную социальную защиту каждого конкретного человека и населения в целом.
Происходящие в стране реформы, нацеленные на упорядочение всех сфер жизни, требуют изменений в социальной сфере. В том числе, создания высокоэффективной, ориентированной на ожидание общества системы многопрофильной целевой социальной защиты населения, которая должна обеспечивать комплексное разностороннее содействие человеку в решении различных, вызывающих необходимость социальной защиты проблем, на протяжении всей его жизни - начиная с периода вынашивания матерью ребенка и завершая достойным погребением человека. В этой связи, социальную защиту следует рассматривать как защиту от социальных рисков потери или ограничения экономической самостоятельности и социального благополучия человека.
Выделим следующие основные направления и проблемы социальной защиты, и подходы к их реформированию:
1. Социальная защита детей, детства и отрочества, должна быть ориентирована на создание условий жизни и развития детей. Все дети, независимо от того в какой семье они родились и живут, должны иметь возможности для сохранения их здоровья, материального благополучия, свободного доступного образования, дошкольного и школьного воспитания, гармоничного духовно-нравственного развития, реализации своих способностей.
Одной из самых острых и актуальных социальных проблем современной России является демографическая проблема, для её решения была предложена программа стимулирования рождаемости. Она включает в себя комплекс мер административной, финансовой, социальной поддержки молодой семьи. Одной из мер материальной поддержки женщины, родившей второго ребенка, стало предоставление в ее распоряжение первичного, базового материнского капитала, что должно поддержать в первую очередь повысить ее социальный статус.
Особое внимание необходимо уделять детям-сиротам, а также детям, из неблагополучных семей. Надо научиться заботится об этих детях так, чтобы они не чувствовали себя лишними, отчужденными от общества, а государство не представлялось бы им чем-то абстрактным, бесполезным и враждебным.
Также своевременным представляется создание Федерального попечительского совета детей-сирот. Необходимо принять все меры по охране и защите детей, находящихся в особо сложных условиях, в том числе оставшихся без надзора, беспризорных, подвергшихся экономической и сексуальной эксплуатации, страдающих социально-обусловленными заболеваниями, включая синдром приобретенного иммунодефицита, детей из числа беженцев, а также находящихся в тюремном заключении.
Однако проблемы детей, находящихся в особо сложных условиях, не исчерпывают многочисленных забот государства обо всех российских детях. Сложное положение женщин в быту и на производстве, разрушенность семейных связей поколений привели к практически бесконтрольному и никем не направляемому развитию детей, в том числе со стороны матерей, отцов, бабушек, дедушек, других старших членов семьи. Практически прекратила играть сколько-нибудь значимую роль в этих процессах школа. Надо изменить сложившееся положение. С этой целью следует провести экспертизу (ведомственную и независимую) существующих разноуровневых нормативно-правовых и программных документов, касающихся проблем детей, выявить состояние исполнения и необходимость корректировки этих документов.
Необходимо упорядочить процесс коммерциализации услуг, предназначенных детям, в сферах образования, охраны здоровья, детского творчества, физкультуры и спорта и определить учреждения, где это уместно.
В отстаивании прав ребенка на охрану здоровья, образования, имущественные интересы крайне слабо обозначены роль и место прокурорского надзора, судебных и правоохранительных органов, а также разнообразных структур, подведомственных Министерству труда и социального развития России, Министерству образования и Минздраву России, иным федеральным и региональным органам власти. Следует устранить правовые и организационные пробелы в решении проблем детей. Сформировать региональные целевые программы социальной профилактики девиантного поведения в молодежной среде. Будущее России в наших детях. Это должно быть целью всех усилий, направленных на социальную защиту детей, детства и отрочества.
Социальная защита детей, детства и отрочества должна эффективно оберегать детей всех возрастных групп и периодов развития, от социальных рисков:
Обуславливающих:
- мертворождение и патологические роды;
- врожденные и родовые дефекты, травмы и заболевания;
- голодание и нерациональное для детей питание;
- безнадзорность и бродяжничество, экономическую и сексуальную эксплуатацию;
- пристрастие к вредным привычкам (алкоголю, табакокурению, наркотикам и др.);
- негативное психологическое воздействие, дискриминацию по национальным, половым, имущественным или любым другим критериям;
- вовлечение в политическую активность и военные действия;
- проживание в экологически неблагополучной среде, вовлечение в антигуманные религиозно-культовые организации и движения.
Препятствующих:
- охране здоровья;
- пребыванию ребенка в семье;
- получению образования и духовно-нравственного воспитания;
- формированию комфортного психологического климата для каждого ребенка в семье, детских коллективах, в регионе проживания, в стране;
- развитию потенциальных профессиональных, творческих и иных общественно полезных способностей;
- приобщению к культурным ценностям;
- занятиям физической культурой и спортом;
- созданию условий для игр, других форм разумных развлечений и безопасного отдыха; выбору вероисповедания;
- целевому использованию пособий и денежных сбережений, предназначенных для детей, имущественным интересам детей.
На государственном уровне следует однозначно определиться по вопросу идеологии детских пособий, либо дать этим пособиям статус пособий по бедности. Тогда критерием их выплаты станет доход семьи. Либо следует рассматривать такие пособия, как проявление государственной политики поддержки отечественного генофонда и рождаемости, и потому выплата пособий не должна зависеть от того, к какой по достатку семье принадлежит ребенок.
Проблемой функционирования системы социального обеспечения остается низкий размер некоторых видов социальных пособий, составляющий менее 10% прожиточного минимума соответствующей социально-демографической группы населения.
Также проблемой системы можно считать хронический дефицит мест в стационарных учреждениях социального обслуживания вследствие низкой степени обеспеченности населения стационарными учреждениями.
Сохраняется очень низкая доля граждан пожилого возраста и инвалидов, пользующихся различными услугами учреждений социального обслуживания - лишь около 14% общей численности граждан пожилого возраста и инвалидов было охвачено различными услугами социального обслуживания.
Проблемой остается неполная укомплектованность кадрами учреждений социального обслуживания (например, в стационарных учреждениях для граждан пожилого возраста и инвалидов укомплектованность кадрами составляет около 73%). Очень низок уровень доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры из-за отсутствия специально оборудованных лестниц, лифтов, городского транспорта.
2.Социальная защита трудоспособного населения должна предусматривать создание условий, обеспечивающих баланс прав, обязанностей и интересов граждан, когда человек сможет в полной мере реализовать способность к экономической самостоятельности, при этом, не ущемляя интересы сограждан и участвуя в оказании социальной помощи нуждающимся лицам. Труд, его вознаграждение и как результат денежные сбережения, приобретенные ценные бумаги и недвижимость должны стать основными источниками доходов и социального благополучия человека, и никто не имеет право посягать на них.
Социальная защита трудоспособного населения должна предусматривать механизмы, обеспечивающие гражданам Российской Федерации защиту от социальных рисков, препятствующих:
- эффективной занятости человека;
- предоставлению регламентированных дополнительных гарантий занятости отдельным категориям населения, которые нуждаются в особой социальной защите и испытывают трудности в поиске работы, в том числе:
- молодежи;
-одиноким и многодетным родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей или детей-инвалидов;
- лицам предпенсионного возраста;
- военнослужащим, уволенным в запас;
- бывшим воинам - участникам военных конфликтов;
- инвалидам;
- лицам, пострадавшим в результате техногенных и природных катастроф, а также пострадавшим в военных конфликтах;
- лицам, продолжительное время не имеющим работы;
-лицам, отбывающим наказание или находившимся на принудительном лечении по решению суда.
- выплате и получению заработной платы и всех видов социальных пособий в размерах и сроках, предусмотренных российским законодательством;
- охране здоровья работающих и профилактике неблагоприятных условий их труда;
- оказанию и получению материальной и иной помощи лицам, попавшим в кризисные материальные и социально-бытовые ситуации;
- равноправию женщин во всех вопросах социальной жизни.
В первую очередь речь, идет о полном фактическом равенстве в оплате труда, продвижении по службе, доступе к образованию, научной деятельности, культуре и спорту. Должны быть разработаны специальные меры в целях повышения участия женщин в органах государственной власти всех ветвей и уровней, в работе муниципальных структур, деятельности общественных организаций, средств информации, содействия усилению их вовлечению в деловую активность. Особое внимание необходимо уделять женщинам-матерям и готовящимся ими стать. У этих женщин многократно возрастают многообразные социальные риски, и это следует предусмотреть в их социальной защите;
- реализации молодежью своего потенциала в образовательном, научном, культурном и спортивном плане.
3. Социальная защита нетрудоспособных граждан должна быть нацелена на гуманизацию всех сфер жизни этих людей.
Недопустимо, чтобы кто-либо из них ощущал себя лишним человеком, обременяющим близких, общество. Каждый, должен, как можно дольше сохранять желание и возможность проживать в семье, активно участвовать в экономическом, политическом, культурном развитии общества, пользоваться всеми его благами и по возможности их приумножать. Ведущая роль в решении проблем этих граждан принадлежит социальному обслуживанию и пенсионному обеспечению, которые требуют реформирования.