Файл: требов. к выполн. сам. раб. прочфаки.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.01.2021

Просмотров: 139

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ТЕМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ( НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ) РАБОТ


  1. Написать тезисы к научной статье по современным проблемам педагогики из журналов: «Педагогика», «Народное образование», «Высшая школа», «Проблемы образования», «Педагогические технологии», «Химия в школе».

Можно использовать интернет-источники научных журналов или научные книги (монографии).

Объем 3-5 стр.

  1. Выполнить практическое задание

Объем 3-5 стр.(2-3 стр. теория вопроса, а 2-3 стр. само задание)

Для выполнения практических заданий студент использует соответствующую учебную литературу: учебники по химии или педагогики

1. Предложите перечень вопросов для учащихся с целью активизации их деятельности по заданной теме.

2. Сформулируйте проблемный вопрос для организации дискуссии школьников по заданной теме. Предложите два-три варианта возможных ученических ответов.

3. Разработайте учебное задание исследовательского (познавательного, творческого, рефлексивного) типа.

4. Сформулируйте задание, которое способствует развитию креативных (когнитивных, коммуникативных) качеств ученика.

5. Сформулируйте проблемный вопрос (проблемную задачу, проблемное задание) для учащихся на заданную тему.

6. Составьте открытое задание на заданную тему.

7. Составьте правила реализации в заданной теме принципа ученического целеполагания (наглядности; доступности; сознательности и активности; систематичности и последовательности; прочности; научности; связи теории с практикой).

8. Предложите примеры реализации в заданной теме принципа личностного целеполагания ученика (выбора индивидуальной образовательной траектории,метапредметных основ образовательного процесса, продуктивности обучения,

первичности образовательной продукции учащегося, ситуативности обучения,образовательной рефлексии).

9. Сформулируйте 5-7 личностных качеств школьников, которые развивалисьбы при изучении заданной темы.

10. Составьте фрагмент своего "Поучения" ученикам, в котором будут отраженываши наказы по организации их обучения по заданному учебному курсу.

11. Составьте план (фрагмент) урока на заданную тему по системе обученияЛ. Н. Толстого (Сократа, Гербарта, Д. Дьюи, М. В. Ломоносова, П. Ф. Каптерева, С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко, С. Френе, М. Монтессори, Валь-дорфской школы, М. П. Щетинина, Школы свободного развития, Русской

школы, Школы диалога культур, Методологического колледжа, Школы самоопределения). Фрагмент урока должен отражать наиболее специфические черты данной системы обучения.

12. Составьте короткий эвристический диалог учителя с учеником на заданную тему.

13. Предложите перечень видов деятельности учеников в течение одного дня 3-дневного "погружения" на заданную тему.

14. Проанализируйте параграф выбранного вами учебника по параметрам, связанным с личностной ориентацией образования (творческая ориентация, наличие в нем проблемных ситуаций, возможность исследования реальных объектов).


15. Изобразите с помощью схемы взаимосвязь между отдельными элементами содержания учебного материала по заданной теме.

16. Выберите в заданной теме фундаментальный образовательный объект и отберите связанные с ним другие объекты и понятия, необходимые для изучения.

17. Составьте расписание занятий в классе на неделю.

18. Составьте тематическое планирование по небольшой теме из заданного учебного курса.

19. Сформулируйте главные цели обучения по заданной теме учебного курса.

20. Составьте фрагмент индивидуальной образовательной программы ученика позаданной теме или разделу.

21. Подберите наиболее подходящие формы (методы, средства) обучения по заданной теме.

22. Сформулируйте проблему для самоопределения учеников по отношению к изучаемой теме.

23. Предложите идею образовательной ситуации по заданной теме учебного курса.

24. Предложите идею образовательного проекта.

25. Разработайте рефлексивное задание для учеников по заданной теме учебного курса.

26. Составьте задание (тест) для контрольной работы по заданной теме учебного курса.

27. Разработайте план дистанционного занятия (чат-занятия, веб-занятия и др.) по заданной теме учебного курса.

28. Разработайте задание для дистанционной эвристической олимпиады на заданную тему.


  1. написать реферат



ТЕМЫ

(требования к реферату: введение; основная часть, состоящая из параграфов; заключение; список литературы). Объем 20-25 стр.

1. Метод Сократа в школьном обучении.

2. Современный взгляд на "Великую дидактику" Я. А. Коменского.

3. Типы образования в современной школе

4. Педагогика русского космизма.

5. Что значит "Быть" в образовании? По мотивам книги Э. Фромма "Иметь или Быть".

6. Развивающее обучение: критический анализ.

7. Проблемное обучение: критический анализ.

8. Эвристическое обучение: критический анализ.

9. Дидактическая эвристика.

10. Законы обучения и образования.

11. Эволюция принципов обучения.

12. Сопоставительный анализ древнеславянских и христианских методов обучения.

13. Древнерусские формы и методы обучения.

14. Ритуалы и обряды в современном обучении.

15. Сопоставительный анализ систем обучения Л. Н. Толстого и Ж.-Ж. Руссо.

16. Модернизация системы обучения С. Френе на основе компьютерных технологий.

17. Сопоставительный анализ методики проведения "эпох"в Вальдорфской школе и системы "погружения".

18. Элитарная система обучения за рубежом.

19. Анализ дидактических систем обучения в отечественных частных школах.

20. Система обучения в современных лицеях и гимназиях.

21. Историческая роль инновационных систем обучения.

22. Особенности реализации принципа природосообразности в Школе свободного развития.

23. Сопоставительный анализ дидактических систем Русской школы и Школы диалога культур.

24. Содержание образования как обучающая среда.

25. Личностно-ориентированное образование.


26. Деятельностное содержание образования.

27. Учебные метапредметы

28. Таксономия целей личностно-ориентированного обучения.

29. Методика обучения учеников целеполаганию и рефлексии.

30. Обучение по индивидуальным образовательным программам в старшей профильной школе.

31. Организация научной недели по учебному курсу.

32. Использование эвристических методов для решения общеобразовательных задач.

33. Активные формы и методы обучения.

34. Групповые формы обучения при изучении заданной темы.

35. Эвристические формы и методы обучения.

36. Эвристическое "погружение" на заданную тему.

37. Открытые задания: составление и применение.

38. Метод "мозгового штурма" в обучении.

39. Исследовательская деятельность школьников на уроке.

40. Особенности подготовки учащихся к эвристическим олимпиадам.

41. Технология разработки и использования творческих заданий в обучении.

42. Цикл лабораторных работ при изучении определенной темы.

43. Формы организации групповой работы школьников.

44. Образовательные конференции.

45. Подготовка и проведение образовательного проекта на выбранную тему.

46. Организация и проведение семинарского занятия.

47. Формы и методы рефлексии учащихся на уроке.

48. Диагностика и контроль результатов дистанционного обучения.

49. Тьюторская форма обучения одаренных учащихся.

50. Дидактическая система работы гувернера.

51. Подготовка и реализация образовательной ситуации по заданной теме.

52. Дидактические предпосылки ситуативного обучения.

53. Соотношение объективного и субъективного при организации учебного контроля.

54. Проблемы диагностики и оценки творческой деятельности школьников.

55. Типы образовательных характеристик учеников.

56. Образовательная программа по предмету как средство планирования индивидуальных образовательных траекторий учащихся.

57. Принципы конструирования рабочего учебного плана школы (гимназии, лицея).

58. Нормы и правила творческого освоения детьми изучаемой темы.

59. Принципы взаимосоответствия форм и методов обучения.

60. Эвристическое "погружение" по заданной теме учебного курса.

61. Организация работы учебной мастерской (творческой лаборатории) в школе.

62. Способы использования электронных средств обучения.

63. Педагогические требования к применению электронных средств обучения.

64. Творческая составляющая учебников по выбранному курсу.

65. Образовательные ресурсы сети Интернет: анализ данных.

66. Интернет-ресурсы и дистанционные коммуникации в обучении.

67. Веб-стиль учебной деятельности.

68. Текст и гипертекст в обучении: дидактические возможности.

69. Программа дистанционного курса.

70. Дистанционное занятие с использованием ресурсов и технологий Интернета.

71. Принципы построения и использования электронных учебников.

72. Анализ и классификация учебных компакт-дисков (CD-Rom).

73. План работы школьного телекоммуникационного центра.


74. Методика разработки образовательных веб-квестов.

75. Педагогические основы образовательного веб-сайта.

76. Современные воспитательные системы

77. Воспитательное воздействие на ученика.

78.Проблемы семейного воспитания.

79. Ситуация успеха в воспитании и обучении.

80. Готовность студентов к профессионально-педагогической деятельности

81. Основы педагогического мастерства учителя (преподавателя)

82. Развитие познавательного интереса у учащихся

83. Педагогическое общение и его роль становлении личности учащегося

84. Проблема толерантности в современной педагогике

85. Патриотическое(нравственное, гражданское , экологическое, эстетическое,…) воспитание детей в школе

86.Готовность педагога к инновационной деятельности

87. Развитие готовности педагога к успешной профессиональной деятельности

88. Проблемы успешности профессионально-педагогической деятельности учителя (преподавателя)

89. Развитие умений педагога реализовывать активные методы обучения (современные образовательные технологии, современные информационные технологии)

90. Проблемы современной подготовки учителя

91. Современные образовательные технологии (проблемное, игровое, модульное, проектное, кейс-метод, контекстное обучение, и т.д.)



  1. Выполнение научной работы для тех, кто ходит на лекции, семинарские занятия.

Тема определяется совместно с преподавателем. Требования на отдельном листе.



РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. 12-летняя школа. Проблемы и перспективы развития общего среднего образования / Под ред. В. С. Леднева, Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. - М: ИОСО РАО, 1999. - 264 с.

  2. Амонашвили Ш. А. Гуманно-личностный подход к детям. - М.: Изд-во "Институт практической психологии"; Воронеж: Изд-во НПО "Мо-дек", 1998. - 544 с.

  3. Алътшуллер Г, С, Верткий И. М. Как стать гением: Жизн. стратегия творч. личности. - Мн.: Беларусь, 1994. - 479 с.

  4. Андреев В. И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития. - 2-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.

  5. Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. - М: Просвещение, 1985. - 208 с.

  6. Безрукова В. С. Педагогика. Проективная педагогика. Учебное пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов. - Екатеринбург: Деловая книга, 1996. - 344 с.

  7. БлонскийП, П. Основы педагогики. - М.: Работник просвещения, 1929. - 232 с.

  8. Блонский П. П. Педология. Кн. для преподават. и студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 288 с.

  9. Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: личнос*ь в гуманистических теориях и системах воспитания. Учеб. пособие для студ. сред, и высш. пед. заведений, слушателей ИПК и ФПК. - Ростов-н/Д: Творческий центр "Учитель", 1999. - 560 с.

  10. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2000, - 304 с.

  11. Векслер С. И. Современные требования к уроку. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1985. - 128 с.

  12. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. - М: Школа-Пресс, 1995. -448 с.

  13. Гин А. А. Приемы педагогической техники. Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. Пособие для учителя. - М.: Вита-Пресс, 1999. - 88 с.

  14. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. (Логико-психол. проблемы построения учебных предметов.) - М: Педагогика, 1972. - 423 с.

  15. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. - М: ИНТОР, 1996. - 544 с.

  16. Дидактика современной школы. Пособие для учителей / Под ред. В. А. Онищука. - К: Рад. шк., 1987. - 351 с.

  17. " Дидактика средней школы. Некоторые проблемы соврем, дидактики / Под ред. М. Н. Скатки-на. - М: Просвещение, 1982. - 319 с.

  18. Дмитриев А. Е., Дмитриев Ю. А. Тренинговые и контрольные задания по дидактике. Учеб. пособие. - М: Флинта: Наука, 1998. - 96 с.

  19. Дьяченко В. К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. - М.: Педагогика, 1989. -160 с.

  20. ЗанковЛ. В. Избранные педагогические труды. - М: Новая школа, 1996. - 432 с.

  21. Зотов Ю. Б. Организация современного урока. Кн. для учителя / Под ред. П.И.Пидкасистого. - М.: Просвещение, 1984. - 144 с.

  22. Ильин Т. А. Педагогика. - М.: Просвещение, 1984. - 496 с.

  23. Кан-КаликВ.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. - М: Педагогика, 1990. - 144 с. Каптерев П. Ф. Дидактические очерки. Теория образования. - 2-е изд. - Пг., 1915.

  24. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта.) - Рига: НПЦ "Эксперимент", 1995. - 176 с.

  25. ' Клинберг Л. Проблемы теории обучения. Пер с нем. - М.: Педагогика, 1984. - 256 с.

  26. Коменский Я. А. Великая дидактика // Коменский Я. А. и др. Педагогическое наследие / Сост.

  27. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. - М.: Педагогика, 1989. - СП-106. Куписевич Ч. Основы общей дидактики / Пер. с польск. - М.: Высш. шк., 1986. - 368 с. Лай А. Экспериментальная дидактика. - 2-е изд., - СПб., 1910.

  28. Леднев В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. 2-е изд., перераб. - М.: Высшая школа, 1991. - 224 с.

  29. ^Лернер И. Я. Проблемное обучение. - М.: Знание, 1974. - 64 с. Личностно-ориентированная педагогика. Вып. 1-3. - Воронеж, 1997-1999. Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. - М.: Прометей, 1992. - 528 с.

  30. Матюнин Б. Г. Нетрадиционная педагогика. - М: Школа-Пресс, 1994. - 96 с.

  31. и" Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. - М.: Просвещение, 1977. - 240 с. Махмутов М. И. Современный урок. - М.: Педагогика, 1985. - 184 с.

  32. Методы обучения в современной школе. Сб. статей / Под ред. Н. И. Кудряшева. - М.: Просвещение, 1983. - 192 с.

  33. На пути к 12-летней школе. Сб. науч. трудов / Под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского,- М.: ИОСО РАО, 2000. - 400 с.

  34. Новые ценности образования. Вып. 1-7 /Ред. серии Н. Б. Крылова. - М, 1995-1997. - 248 с.

  35. Оконь В. Введение в общую дидактику. - М., 1990. ^ОконьВ. Основы проблемного обучения/ Пер. с польск. - М.: Просвещение, 1968. - 208 с.

  36. Окунев А. А. Как учить не уча. - СПб.: Питер Пресс, 1996. - 448 с.

  37. Паркхерст Е. Воспитание и обучение по Дальтоновскому плану / Пер. с англ. - М: Новая Москва, 1924. - 232 с.

  38. Педагогика / Под ред. С. П. Баранова и др. - М.: Просвещение, 1976. - 352 с.

  39. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. Учеб. для студ. высш. и сред. пед. заведений / Под ред. С. А. Смирнова. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 512 с.

  40. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М.: Российское педагогическое агентство, 1995. - 638 с.

  41. Педагогика. Учеб. пособие для студентов пед. институтов / Под ред. Ю. К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1983. - 608 с.

  42. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сласте-нин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 1997. - 512 с.

  43. Педагогика и логика / Г. П. Щедровицкий и др. - М.: Касталь, 1992. - 416 с. Педагогический поиск / Сост. И. Н. Баженова. - М.: Педагогика, 1988. - 544 с.

  44. Подласый И. П. Педагогика. Учебник для студентов высших пед. учеб. заведений. - М.: Просвещение, 1996. - 432 с.

  45. Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика. - М.: Педагогика, 1976.- 280 с.

  46. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В. В. Давыдов. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993,1999.

  47. Русский космизм. Антология философской мысли / Сост. С. Г. Семеновой, А. Г. Гачевой. - М.: Педагогика-Пресс, 1993. - 368 с.

  48. Сериков В. В. Личностно ориентированное образование // Педагогика. - 1994. - № 5. - С. 16-1. * Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с. Сорокин Н. А. Дидактика. - М., 1974.

  49. Стоуне Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения / Пер. с англ. - М.: Педагогика, 1984. - 472 с.

  50. Сухомлинский В. А. Павлышская средняя школа: обобщение опыта учеб.-воспитат. работы в сел. сред, школе. - М.: Просвещение, 1979. - 333 с.

  51. Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В. В. Краевского,

  52. И. Я. Лернера. - М.: Педагогика, 1983. - 352 с. Урок физики в современной школе. Творческий поиск учителей. Кн. для учителя / Сост. Э. М. Бра-

  53. верман / Под ред. В. Г. Разумовского. - М.: Просвещение, 1993. - 288 с.

  54. Усова А. В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. - М.: Педаго

  55. гика, 1986. - 176 с. *

  56. Учебные стандарты школ России. Государственные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Книги 1,2./ Под ред. В. С. Леднева, Н. Д. Ни-кандрова, М. Н. Лазутовой. - М.: ТЦ Сфера, Прометей, 1998. - 380 с; 336 с.

  57. Френе С. Избранные педагогические сочинения / Пер. с франц. - М.: Прогресс, 1990. - 304 с.

  58. Хамблин Д. Формирование учебных навыков / Пер. с англ. - М.: Педагогика, 1986. - 160 с. Харламов И. Ф. Педагогика. Учеб. пособие. - М.: Гардарики, 1999. - 519

  59. Хуторской А. В. Эвристическое обучение. Теория, методология, практика. - М.: Международная педагогическая академия, 1988. - 266 с.


60. Хуторской А. В. Интернет в школе. Практикум по дистанционному обучению. -

М.: ИОСО РАО, 2000.-304 с.

  1. Хуторской А. В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. Пособие для учителя. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 320 с. - (Педагогическая мастерская.)

  2. Чередов И. М. Формы учебной работы в средней школе. Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1988. - 160 с.

  3. Шамова Т. И. Активизация учения школьников. - М.: Педагогика, 1982. - 208 с.

  4. Шаталов В. Ф. Куда и как исчезли тройки. - М.: Педагогика, 1979. - 136 с.

  5. Шаталов В. Ф. Педагогическая проза. - М.: Педагогика, 1980. - 96 с.

  6. Шаталов В. Ф. Точка опоры. - М.: Педагогика. - 1987. - 160 с.

  7. Школа 2000. Концепции, методики, эксперимент. Сб. науч. трудов / Под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. - М: ИОСО РАО, 1999. - 308 с.

  8. Школа диалога культур. Методические рекомендации / Сост. С. Ю. Курганов. - Красноярск, 1991.-52 с.

  9. Школа самоопределения. Шаг второй / Ред. и сост. А. Н. Тубельский. - М.: АО "Политекст",1994. - 480 с.

  10. Школа творчества. Сборник ученических работ / Ред. и сост. А. В. Хуторской. - Ногинск, 1996. -250 с.

  11. Школьные перемены. Научные подходы к обновлению общего среднего образования. Сб. науч. трудов / Под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского.- М.: ИОСО РАО, 2001.- 350 с.

  12. Штайнер Р. Методика обучения и предпосылки воспитания / Пер. с нем. - М.: Парсифаль, 1994. - 80 с.

  13. Шубинский В. С. Педагогика творчества учащихся. - М.: Знание, 1988. - 80 с.

  14. Щедровицкий Г. П. Избранные труды. - М.: Шк. культ, полит., 1995. - 800 с.

  15. Щедровицкий Г. П. Философия. Наука. Методология. - М.: шк. культ, политики. - 1997. - 656 с. Щетинин М. 77. Объять необъятное. Записки педагога. - М.: Педагогика, 1986. - 176 с.