Файл: 8.10.09 Муниципальное право.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.01.2021

Просмотров: 111

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4. Преобразование муниципальных образований.


Преобразование – это объединение муниципальных образований, это разделение муниципальных образований, или изменение статуса городского поселения либо в связи с наделением его статусом городского округа, либо в связи с лишением его статуса городского округа.

Процедура выдвижения инициативы аналогична процедуре выдвижения инициативы по изменения границ.

Объединяться могут поселения, муниципальные районы и объединение поселения с городским округом.

Особенности определяются видом муниципального образования:

  1. Для объединения поселения требуется согласие жителей каждого из объединяющихся поселений. Согласие выражено путём голосований.

  2. Объединение муниципальных районов – с учётом мнения населения, выраженного представительными органами этих районов.

  3. Поселение объединяется с городским округом. Для этого требуется согласие жителей поселения и согласие жителей городского округа, но вот здесь уже согласие, выраженное представительными органами этих поселения и округа, а также требуется учёт мнения населения муниципального района, выраженного представительным органом этого района, при этом поселение утрачивает свой статус муниципального образования. Ограничение: если численность населения увеличится более чем на 25% тогда новая власть выбирается.


Разделение поселения на два и более осуществляется с согласия жителей каждого из вновь образуемых поселений. Чаще всего говорят о разделении сельского поселения.

Для разделения муниципального района необходим учёт мнения населения, выраженного его представительным органом.

В этой процедуре объединения и разделения важен статус муниципального образования: если поселение – то всегда мнение населения, если район – учёт мнения.

Изменение статуса городского поселения.

Что нужно для этого: получить согласие жителей этого городского поселения, а также согласие жителей муниципального района, из состава которого данное поселение выделяется (исключается из него).

Кроме этого, важна возможность (способность) и городского поселения решать вопросы, отнесённых к ведению городских округов (статья 16 ФЗ-131), а также способность оставшейся части муниципального района самостоятельно решать вопросы местного значения, отнесённые статьёй 15 ФЗ-131.

Если производственная инфраструктура на территории распределена достаточно равномерно, если там достаточно имеется коммерческих организаций…

Аналогично решается вопрос, если вдруг городской округ решит отказаться от этого статуса, получить статус городского поселения и войти в состав муниципального района. Нужно получить согласие жителей городского округа и согласие жителей муниципального района, в состав которого он будет включаться.


Когда на практике может возникнуть такая ситуация: ситуация экономического кризиса – все предприятия разорились, закрылись… Те вопросы, что раньше городской округ мог решать, теперь уже не может. Включается для того, чтобы округ помогал городу.

Согласие населения получается путём прямого голосования жителей, и тогда будет принято решение.

Говоря о решении, по всем вопросам преобразования, объединения и т.д. решения принимаются законодательным органом государственной власти субъекта РФ. Как и выше, в общем-то…


5. Упразднение и создание поселений. Порядок определения структуры органов местного самоуправления во вновь образованном муниципальном образовании.


Следует отметить, что эти проблемы урегулированы в ФЗ-131 после того, как он был опубликован.

Это статьи 13.1 и 13.2 ФЗ-131.

О создании и упразднении поселений – речь идёт о межселенных территориях, территориях с низкой плотностью сельского населения и труднодоступных местностях. Только там такие варианты могут быть.

Упразднение поселений.

Инициатива – тоже самое (население, органы местного самоуправление и органы государственной власти).

Это должно быть сельское поселение менее 100 (ста) человек.

Население должно проголосовать за это на сходе.

Кроме того, учитывается мнение населения муниципального района, в состав которого это поселение входило, выраженное его представительным органом.

Решение об упразднении, опять-таки, принимается законодательным органом государственной власти субъекта РФ…

Если это происходит, то тогда эта территория переходит в категорию “межселенная территория”, забота об этих гражданах возлагается на органы местного самоуправления муниципального округа.


Создание.

Инициатива также.

Опять-таки, сход граждан, на котором они принимают решения об этом. Далее необходимо получить согласие населения муниципального района, выраженное представительным органом данного района.

Новое поселение требует перераспределение средств, полномочий…

После того, как вступил в силу закон субъекта о создании нового поселения, возникает проблема формирования органов местного самоуправления.

Процедура эта описывается в 34 статье (пункты с 5 по 9) ФЗ-131.

Кратко: населению предоставляется месячный срок для проявления инициативы проведения местного референдума по вопросам определения структуры органов местного самоуправления. Если жители решают, что им это нужно, они создают инициативную группу. В этом случае инициативная группа обращается в избирательную комиссию субъекта РФ. Далее – органы государственной власти субъекта РФ организуют проведение референдума в данном образовании. Ставятся вопросы: перечень органов местного самоуправления, которые они хотят создать, наименование этих органов, а также порядок избрания главы муниципального образования.


После того, как состоится голосование по этому поводу, структура утверждается и начинается процесс её образования – происходят выборы депутатов представительных органов, а также создание других органов, которые утверждены решением населения.

Но с момента действия этой норы немало возникло новых образований, однако граждане почему-то инициативы не проявляют… В этом случае:

После истечения месячного срока органы государственной власти субъекта РФ сами организуют выборы депутатов представительного органа этого поселения. Все вопросы – срок полномочий, количественный состав – определяется законом субъекта РФ на первый созыв. Вновь избранный представительный орган должен определить структуру органов местного самоуправления и закрепить его в уставе данного поселения.



6. Особенности организации местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях.

В РФ существуют территории с особым режимом, которые имеют особенности в организации местного самоуправления.

Виды этих территорий:

  1. Закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО).

  2. Наукограды (ФЗ от 1999 года определён статус, наукограды – это города, в которых градообразующим (то есть больше половины жителей там работают) является научно-производственный комплекс). У нас их не очень много: город Королёв, Обнинск (ядерные реакторы, физики), Курчатов, Мичуринск (институт плодоводства и садоводства – новые сорта плодовых и ягодных культур).

  3. Приграничные территории (ФЗ-131 говорит, что должен быть принят закон, определяющий особенности местного самоуправления в приграничных территориях, но такового не приняли – все особенности в ФЗ о государственной границе).

  4. Территории в районах крайнего севера и приравненных к ним территориям с ограниченным сроком завоза продукции.


Закон “О закрытые административно-территориальные образованиях” был принят 14 июля 1992 года.

Закрытое административно-территориальное образование – это муниципальное образование, в котором расположены предприятия, связанные с производством оружия массового поражения, радиоактивных и других материалов или иные военные объекты и иные объекты, для которых необходим особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны.

Вход на территорию и выход с территории осуществляется только по специальным пропускам и те жители, которые не связанны с деятельностью этих объектов и их обслуживанием, они обязаны покинуть эту территорию.

Эти ограничения компенсируются неким объёмом дополнительных льгот для граждан.

Особенности местного власти и территориального устройства:

  1. В отношении ЗАТО, решение об образовании ЗАТО, об определении его границ и последующих изменений этих границ принимается президентом РФ по представлению правительства РФ.

  2. Все ЗАТО имеют статус городских округов, они не входят в состав муниципальных районов.

  3. Границы ЗАТО могут не совпадать с границами субъектов РФ и районов, входящих в их состав.


Компетенция местного самоуправления:

Органы местного самоуправления ЗАТО обладают более широким объёмом компетенции, чем другие, поскольку они участвуют в осуществлении защиты безопасности функционирования этих объектов.

По согласованию с органами ФСБ они могут выдавать разрешения на въезд и на выезд с этой территории.

В случае угрозы возникновения чрезвычайной ситуации, они координируют деятельности всех предприятий, всех служб, подразделений, милиции… Они принимают меры по спасению жизни и здоровья людей и их имущества, а в случае необходимости принимают решения об эвакуации населения.

Осуществляют некоторые полномочия.

Особенность материально-финансовой основы деятельности: есть определённые ограничения в части распоряжения муниципальным имуществом и земельными ресурсами на данных территориях. Например, если будет принято решение о приватизации муниципального имущества, то не любой субъект может стать собственником. Финансовые проблемы решаются, финансовая помощь оказывается из федерального бюджета.

Глава администрации в ЗАТО – он всегда назначается на эту должность по контракту, в процедуре заключения контракта участвуют и представители органов государственной власти субъекта РФ, а также и представители федеральных органов исполнительной власти соответствующего ведомства.


7. Межмуниципальное сотрудничество.

Во-первых, само понятие межмуниципальное сотрудничество подразумевает право муниципальных образований объединяться в различные союзы и ассоциации.

Федеральный законодатель цели объединения не перечисляют, это могут быть совершенно разные цели: и экономического характера, и совместного нормотворчества, и экологические проблемы, и организационные вопросы… Цели любые.

Виды этих объединений: закон выделяет обязательные и иные виды.

В качестве обязательного предусмотрено создание Совета муниципальных образований субъекта РФ, а иные самыми разными могут быть, в том числе – и общефедеральными могут быть.

Чтобы создать общефедеральное объединение, надо чтобы в него вошли не мене 2/3 советов муниципальных образований субъектов РФ.

Смысл создания общефедеральной структуры: оно участвует в различных конгрессах, представляет свои интересы на федеральном уровне…

Раньше был Конгресс муниципальных образований, но нашлась группа инициаторов, которые создали Советы, долго делили полномочия… В итоге две структуры остались.

Есть и отдельные, иные виды:

Например, Союз малых городов России (малые города – проживают в них менее 50 000 человек), есть межрегиональные организации – Союз городов Сибири и Дальнего Востока.

Права Советов:

  1. Высшей формой работы являются съезды или конференции.

  2. Они обязательно должны утвердить устав и определить руководящих органов.

  3. Должны определить размер членских взносов.


Регистрируются они в форме некоммерческих организаций по закону о некоммерческих организациях.

Закон запрещает им вмешиваться в компетенцию конкретных муниципальных образований, они занимаются только тем, зачем были созданы.

Если для той цели, ради которой они собрались, они могут создать какие-то общества, организации – быть учредителями.


Формы прямого волеизъявления граждан в системе местного самоуправления.


  1. Местный референдум.

  2. Муниципальные выборы.

  3. Голосование по отзывы выборных лиц.

  4. Сход граждан.

  5. Правотворческая инициатива граждан.

  6. Территориальное общественное самоуправление.

  7. Публичные слушания.

  8. Опрос граждан.

  9. Собрания и конференции граждан.

  10. Обращения граждан в органы местного самоуправления.