Файл: вопросы к экз. темы рефератов.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.01.2021

Просмотров: 102

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Теоретические вопросы

1. Причины возникновения дидактики, ее роль и место в педагогике.

2. Общая и частные дидактики. Дидактика как система.

3. "Великая дидактика" Я. А. Коменского.

4. Дидактика Гербарта и дидактика прогрессивистов.

5. Образование. Типы образования. Национальная идея в образовании.

6. Философские основы обучения. Дидактические идеи отечественных философов.

7. Образ человека и смысл образования. Образ педагога.

8. Методологические основы образовательного процесса

9. Психолого-педагогические основы обучения. Образ ученика. Когнитивные, креативные и оргдеятельностные качества личности.

10. Единство образовательной, воспитательной и развива

ющей функций обучения.

11. Проблемы целостности учебно-воспитательного процесса.

12. Двусторонний и личностный характер обучения. Единство преподавания и учения.

13. Свобода и заданность в обучении. Изучение. Освоение.

14. Связь обучения и развития. Развивающее обучение.Связь обучения и воспитания.

15. Познание и обучение. Проблемное обучение.

16. Эвристическое обучение. Дидактическая эвристика. Обучение как сотворчество учителя и ученика.

17.Типы обучения: программированное, мыследеятельностное и др.

18. Сущность образовательного процесса. (Движущие силы, противоречия и логика.)

19. Принципы образовательного процесса.

20. Организация образовательного процесса.

21. Познание реальности и знаний о ней. Субъективность результатов обучения.

22. Образовательная деятельность и ее структура. Внешнее и внутреннее содержание образовательной деятельности.

23. Законы и закономерности обучения.

24. Принципы обучения

25. Обучение на Руси. Древнерусские формы и методы обучения.

26. Школа язычества. Ритуалы и обряды. Мифы.

27. Летописи. Поучения. Грамота. Профессиональное обучение.

28. Народная педагогика. Домострой.

29. Система обучения Ломоносова.

30. Свободная школа Л. Н. Толстого.

31. Дидактика П. Ф. Каптерева.

32. Дидактические идеи К. Д. Ушинского и В. П. Вахтерова.

33. Система обучения С. Т. Шацкого.

34. Система обучения А. С. Макаренко.

35. Эвристическая система Сократа.

36. Новая школа Френе.

37. Система обучения Монтессори.

38. Вальдорфская школа.

39. Современные зарубежные системы обучения.

40. Анализ современных дидактических концепций. Инновационные образовательные процессы.

41. Школа М. П. Щетинина.

42. Школа свободного развития.

43. Русская школа.

44. Школа диалога культур.

45. Методологический колледж.

46. Школа самоопределения.

47. Понятие содержания образования. Уровни представления содержания образования.

18.

48. Содержание образования как фундамент базовой культуры личнoqти.

49. Основные теории (концепции) содержания образования.

50. Принципы построения содержания образования. Требования к содержанию образования.

51. Концепция структуры и содержания образования в 12-летней школе.

52. Государственные образовательные стандарты. Базисный учебный план.


53. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования.

54. Личностно-ориентированное образование. Содержание образования как среда.

55. Культурно-историческое содержание образования.

56. Деятельностное содержание образования.

57. Предметное и метапредметное содержание образования.

58. Фундаментальные образовательные объекты.

59. Обновление содержания образования и перспективы его развития.

60. Образовательная программа, ее конструирование.

61. Учебники и учебные пособия. Электронный учебник. Перспективы развития

учебника.

62. Конструирование системы занятий. Технологическая карта. Тематическое планирование занятий.

63. Образовательное целеполагание. Таксономия целей обучения.

64. Технология образовательного целеполагания. Обучение учеников целеполага-

нию.

65. Индивидуальная система занятий ученика. Индивидуальная образовательная

траектория. Методика одновременного обучения учащихся по-разному.

66. Рефлексия в обучении. Взаимосвязь рефлексии и целеполагания. Методика орга

низации рефлексии ученика на уроке.

67. Классификация форм обучения.

68. Классно-урочная система и ее альтернативы.

69. Лекционно-семинарская форма обучения.

70. Групповые формы обучения.

71. Классификация методов обучения.

72. Эвристические методы обучения.

73. Метод проектов.

74. Эвристическое "погружение".

75. Творческие недели.

76. Типы творческих уроков. Разработка творческого урока.

77. Открытые задания. Методика их составления.

78. Образовательная ситуация. Технология создания и развития образовательной

ситуации. Ситуативное обучение.

79. Классификация средств обучения. Методика применения средств обучения.

80. Формы и виды контроля в обучении. Параметры образовательной диагностики.

81. Диагностика и оценка творческой деятельности. Образовательные характерис

тики учеников. Самооценка и оценка результатов обучения.

82. Понятия "дистанционное обучение", "Интернет-образование", "виртуальное

образование".

83. Принципы дистанционного обучения.

84. Типы дистанционного обучения.

85. Дистанционные курсы. Виды дистанционных занятий.

86. Методика разработки и проведения дистанционных занятий.

87. Школьный телекоммуникационный центр. Средства дистанционных коммуникаций.

88. Образовательный веб-сайт. Веб-квесты.

89. Цели и задачи педагогической практики. Функции участников и организаторов

педагогической практики.

90. Подготовка к проведению урока. Конспект урока.

91. Проведение уроков и внеурочных занятий. Схема анализа урока.




Практические задания

Учебный предмет, класс и тему для практических заданий сообщает студенту педагог-экзаменатор. Например: "Курс математики, 1-й класс, тема "Сложение чисел с переходом через десяток"". Данные перечни могут иметь форму отдельных билетов.

Для выполнения практических заданий студент использует соответствующую учебную литературу: учебники по математике, русскому языку и т. п.


1. Предложите перечень вопросов для учащихся с целью активизации их деятельности по заданной теме.

2. Сформулируйте проблемный вопрос для организации дискуссии школьников позаданной теме. Предложите два-три варианта возможных ученических ответов.

3. Разработайте учебное задание исследовательского (познавательного, творческого, рефлексивного) типа.

4. Сформулируйте задание, которое способствует развитию креативных (когнитивных, коммуникативных) качеств ученика.

5. Сформулируйте проблемный вопрос (проблемную задачу, проблемное задание) для учащихся на заданную тему.

6. Составьте открытое задание на заданную тему.

7. Составьте правила реализации в заданной теме принципа ученического целеполагания (наглядности; доступности; сознательности и активности; систематичности и последовательности; прочности; научности; связи теории с практикой).

8. Предложите примеры реализации в заданной теме принципа личностного це-леполагания ученика (выбора индивидуальной образовательной траектории,метапредметных основ образовательного процесса, продуктивности обучения,

первичности образовательной продукции учащегося, ситуативности обучения,образовательной рефлексии).

9. Сформулируйте 5-7 личностных качеств школьников, которые развивалисьбы при изучении заданной темы.

10. Составьте фрагмент своего "Поучения" ученикам, в котором будут отраженываши наказы по организации их обучения по заданному учебному курсу.

11. Составьте план (фрагмент) урока на заданную тему по системе обученияЛ. Н. Толстого (Сократа, Гербарта, Д. Дьюи, М. В. Ломоносова, П. Ф. Кап-терева, С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко, С. Френе, М. Монтессори, Валь-дорфской школы, М. П. Щетинина, Школы свободного развития, Русской

школы, Школы диалога культур, Методологического колледжа, Школы самоопределения). Фрагмент урока должен отражать наиболее специфические черты данной системы обучения.

12. Составьте короткий эвристический диалог учителя с учеником на заданную тему.

13. Предложите перечень видов деятельности учеников в течение одного дня 3-дневного "погружения" на заданную тему.

14. Проанализируйте параграф выбранного вами учебника по параметрам, связанным с личностной ориентацией образования (творческая ориентация, наличие в нем проблемных ситуаций, возможность исследования реальных объектов).

15. Изобразите с помощью схемы взаимосвязь между отдельными элементами содержания учебного материала по заданной теме.

16. Выберите в заданной теме фундаментальный образовательный объект и отберите связанные с ним другие объекты и понятия, необходимые для изучения.

17. Составьте расписание занятий в классе на неделю.

18. Составьте тематическое планирование по небольшой теме из заданного учебного курса.

19. Сформулируйте главные цели обучения по заданной теме учебного курса.


20. Составьте фрагмент индивидуальной образовательной программы ученика позаданной теме или разделу.

21. Подберите наиболее подходящие формы (методы, средства) обучения по заданной теме.

22. Сформулируйте проблему для самоопределения учеников по отношению кизучаемой теме.

23. Предложите идею образовательной ситуации по заданной теме учебного курса.

24. Образовательного проекта.

25. Разработайте рефлексивное задание для учеников по заданной теме учебного курса.

26. Составьте задание (тест) для контрольной работы по заданной темы учебного курса.

27. Разработайте план дистанционного занятия (чат-занятия, веб-занятия и др.) по заданной теме учебного курса.

28. Разработайте задание для дистанционной эвристической олимпиады на заданную тему.


ТЕМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ

1. Метод Сократа в школьном обучении.

2. Современный взгляд на "Великую дидактику" Я. А. Коменского.

3. Типы образования в современной школе

4. Педагогика русского космизма.

5. Что значит "Быть" в образовании? По мотивам книги Э. Фромма "Иметь или Быть".

6. Развивающее обучение: критический анализ.

7. Проблемное обучение: критический анализ.

8. Эвристическое обучение: критический анализ.

9. Дидактическая эвристика.

10. Законы обучения и образования.

11. Эволюция принципов обучения.

12. Сопоставительный анализ древнеславянских и христианских методов обучения.

13. Древнерусские формы и методы обучения.

14. Ритуалы и обряды в современном обучении.

15. Сопоставительный анализ систем обучения Л. Н. Толстого и Ж.-Ж. Руссо.

16. Модернизация системы обучения С. Френе на основе компьютерных технологий.

17. Сопоставительный анализ методики проведения "эпох"в Вальдорфской школе и системы "погружения".

18. Элитарная система обучения за рубежом.

19. Анализ дидактических систем обучения в отечественных частных школах.

20. Система обучения в современных лицеях и гимназиях.

21. Историческая роль инновационных систем обучения.

22. Особенности реализации принципа природосообразности в Школе свободного развития.

23. Сопоставительный анализ дидактических систем Русской школы и Школы диалога культур.

24. Содержание образования как обучающая среда.

25. Личностно-ориентированное образование.

26. Деятельностное содержание образования.

27. Учебные метапредметы

28. Таксономия целей личностно-ориентированного обучения.

29. Методика обучения учеников целеполаганию и рефлексии.

30. Обучение по индивидуальным образовательным программам в старшей профильной школе.

31. Организация научной недели по учебному курсу.

32. Использование эвристических методов для решения общеобразовательных задач.

33. Активные формы и методы обучения.

34. Групповые формы обучения при изучении заданной темы.

35. Эвристические формы и методы обучения.

36. Эвристическое "погружение" на заданную тему.

37. Открытые задания: составление и применение.


38. Метод "мозгового штурма" в обучении.

39. Исследовательская деятельность школьников на уроке.

40. Особенности подготовки учащихся к эвристическим олимпиадам.

41. Технология разработки и использования творческих заданий в обучении.

42. Цикл лабораторных работ при изучении определенной темы.

43. Формы организации групповой работы школьников.

44. Образовательные конференции.

45. Подготовка и проведение образовательного проекта на выбранную тему.

46. Организация и проведение семинарского занятия.

47. Формы и методы рефлексии учащихся на уроке.

48. Диагностика и контроль результатов дистанционного обучения.

49. Тьюторская форма обучения одаренных учащихся.

50. Дидактическая система работы гувернера.

51. Подготовка и реализация образовательной ситуации по заданной теме.

52. Дидактические предпосылки ситуативного обучения.

53. Соотношение объективного и субъективного при организации учебного контроля.

54. Проблемы диагностики и оценки творческой деятельности школьников.

55. Типы образовательных характеристик учеников.

56. Образовательная программа по предмету как средство планирования индивидуальных образовательных траекторий учащихся.

57. Принципы конструирования рабочего учебного плана школы (гимназии, лицея).

58. Нормы и правила творческого освоения детьми изучаемой темы.

59. Принципы взаимосоответствия форм и методов обучения.

60. Эвристическое "погружение" по заданной теме учебного курса.

61. Организация работы учебной мастерской (творческой лаборатории) в школе.

62. Способы использования электронных средств обучения.

63. Педагогические требования к применению электронных средств обучения.

64. Творческая составляющая учебников по выбранному курсу.

65. Образовательные ресурсы сети Интернет: анализ данных.

66. Интернет-ресурсы и дистанционные коммуникации в обучении.

67. Веб-стиль учебной деятельности.

68. Текст и гипертекст в обучении: дидактические возможности.

69. Программа дистанционного курса.

70. Дистанционное занятие с использованием ресурсов и технологий Интернета.

71. Принципы построения и использования электронных учебников.

72. Анализ и классификация учебных компакт-дисков (CD-Rom).

73. План работы школьного телекоммуникационного центра.

74. Методика разработки образовательных веб-квестов.

75. Педагогические основы образовательного веб-сайта.



























РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. 12-летняя школа. Проблемы и перспективы развития общего среднего образования / Под ред. В. С. Леднева, Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. - М: ИОСО РАО, 1999. - 264 с.

  2. Амонашвили Ш. А. Гуманно-личностный подход к детям. - М.: Изд-во "Институт практической психологии"; Воронеж: Изд-во НПО "Мо-дек", 1998. - 544 с.

  3. Алътшуллер Г, С, Верткий И. М. Как стать гением: Жизн. стратегия творч. личности. - Мн.: Беларусь, 1994. - 479 с.

  4. Андреев В. И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития. - 2-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.

  5. Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. - М: Просвещение, 1985. - 208 с.

  6. Безрукова В. С. Педагогика. Проективная педагогика. Учебное пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов. - Екатеринбург: Деловая книга, 1996. - 344 с.

  7. БлонскийП, П. Основы педагогики. - М.: Работник просвещения, 1929. - 232 с.

  8. Блонский П. П. Педология. Кн. для преподават. и студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 288 с.

  9. Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: личнос*ь в гуманистических теориях и системах воспитания. Учеб. пособие для студ. сред, и высш. пед. заведений, слушателей ИПК и ФПК. - Ростов-н/Д: Творческий центр "Учитель", 1999. - 560 с.

  10. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2000, - 304 с.

  11. Векслер С. И. Современные требования к уроку. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1985. - 128 с.

  12. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. - М: Школа-Пресс, 1995. -448 с.

  13. Гин А. А. Приемы педагогической техники. Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. Пособие для учителя. - М.: Вита-Пресс, 1999. - 88 с.

  14. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. (Логико-психол. проблемы построения учебных предметов.) - М: Педагогика, 1972. - 423 с.

  15. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. - М: ИНТОР, 1996. - 544 с.

  16. Дидактика современной школы. Пособие для учителей / Под ред. В. А. Онищука. - К: Рад. шк., 1987. - 351 с.

  17. " Дидактика средней школы. Некоторые проблемы соврем, дидактики / Под ред. М. Н. Скатки-на. - М: Просвещение, 1982. - 319 с.

  18. Дмитриев А. Е., Дмитриев Ю. А. Тренинговые и контрольные задания по дидактике. Учеб. пособие. - М: Флинта: Наука, 1998. - 96 с.

  19. Дьяченко В. К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. - М.: Педагогика, 1989. -160 с.

  20. ЗанковЛ. В. Избранные педагогические труды. - М: Новая школа, 1996. - 432 с.

  21. Зотов Ю. Б. Организация современного урока. Кн. для учителя / Под ред. П.И.Пидкасистого. - М.: Просвещение, 1984. - 144 с.

  22. Ильин Т. А. Педагогика. - М.: Просвещение, 1984. - 496 с.

  23. Кан-КаликВ.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. - М: Педагогика, 1990. - 144 с. Каптерев П. Ф. Дидактические очерки. Теория образования. - 2-е изд. - Пг., 1915.

  24. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта.) - Рига: НПЦ "Эксперимент", 1995. - 176 с.

  25. ' Клинберг Л. Проблемы теории обучения. Пер с нем. - М.: Педагогика, 1984. - 256 с.

  26. Коменский Я. А. Великая дидактика // Коменский Я. А. и др. Педагогическое наследие / Сост.

  27. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. - М.: Педагогика, 1989. - СП-106. Куписевич Ч. Основы общей дидактики / Пер. с польск. - М.: Высш. шк., 1986. - 368 с. Лай А. Экспериментальная дидактика. - 2-е изд., - СПб., 1910.

  28. Леднев В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. 2-е изд., перераб. - М.: Высшая школа, 1991. - 224 с.

  29. ^Лернер И. Я. Проблемное обучение. - М.: Знание, 1974. - 64 с. Личностно-ориентированная педагогика. Вып. 1-3. - Воронеж, 1997-1999. Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. - М.: Прометей, 1992. - 528 с.

  30. Матюнин Б. Г. Нетрадиционная педагогика. - М: Школа-Пресс, 1994. - 96 с.

  31. и" Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. - М.: Просвещение, 1977. - 240 с. Махмутов М. И. Современный урок. - М.: Педагогика, 1985. - 184 с.

  32. Методы обучения в современной школе. Сб. статей / Под ред. Н. И. Кудряшева. - М.: Просвещение, 1983. - 192 с.

  33. На пути к 12-летней школе. Сб. науч. трудов / Под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского,- М.: ИОСО РАО, 2000. - 400 с.

  34. Новые ценности образования. Вып. 1-7 /Ред. серии Н. Б. Крылова. - М, 1995-1997. - 248 с.

  35. Оконь В. Введение в общую дидактику. - М., 1990. ^ОконьВ. Основы проблемного обучения/ Пер. с польск. - М.: Просвещение, 1968. - 208 с.