Добавлен: 15.07.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 3
ВВЕДЕНИЕ
Истории известно огромная масса политических систем и лежащих в их основе политических систем и лежащих в их основе политических режимов, сформированных различными эпохами, народами и культурами. В самом общем виде их можно поделить на демократические и диктаторские.[1]
Как правило демократию рассматривают как наиболее совершенную форму политического устройства, которую когда либо создавал человеческий опыт.
Диктаторские режимы, под которыми мы понимаем обусловленный способ функционирования государственной власти, существуют также давно, как и демократические.
До самых последних лет большая часть человечества жила в обстоятельствах диктаторского контроля, которому противостоял демократический правовой порядок.
Часто синонимами понятия «диктатура» выступают такие понятия как
«автократия», «тирания», «деспотия», «цезаризм», «бонапартизм»,
«тоталитаризм», «авторитаризм» и т.п., так как считается, что обозначаемые ими режимы держатся только лишь на насилии и терроре. Тем не менее не все диктатуры используют массовый террор в качестве основного средства поддержания собственной устойчивости, многие базируются на благополучную экономическую политику, придерживаются на религиозном сплочении, обычае, традиционной привычке повиноваться сильнейшему и т.п. Тоталитаризм и авторитаризм – это такие особые формы диктатуры, которые относятся политической истории 20 века, хотя какие – то их черты были известны задолго до этого.
Человечество знает полным – полно исторических и регионально-культурных форм как демократии, так и диктатуры – их можно выявить во всех эпохах и цивилизациях.[2] И демократия, и диктатура уходят своими корнями в формы политической организации античности. Древние греки именовали тирании, олигархию и деспотию отклонениями от демократической нормы.
Тирания и олигархия появлялись из демократического строя, когда один человек или группа лиц силой или хитростью и ложью захватывали всю полноту власти и реализовывали её без согласия с народом. Это становилось допустимым в обстоятельствах общей политической неустойчивости, внешнего вмешательства или же войны. Грекам деспотия представлялась правильной, хотя и неподотчетной властью.
Классическим вариантом деспотии было персидское царство. К восточным деспотиям относились также древние государства Египта, Двуречья, Индии и Китая. Их присущая черта – присутствие обширного слоя чиновников, управлявших организацией труда в ходе ирригационных работ. Схожее объединение требовало концентрации власти. Владельцы земли и водных ресурсов, чиновники, жрецы и, наконец, сам монарх обладали огромной властью, т.е. контроль со стороны деспота не был полным.
Древний Рим дает максимум поучительного относительно сути и происхождения феномена диктатуры. Из древнеримского права и донесся до нас термин «диктатура» (dictatura), который в переводе с латинского обозначает
«неограниченная власть». На древнеримском примере можно также заметить разницу между диктатурой в узком и широком смысле этого слова. В узком смысле это диктатура как положение римского права, т.е. явление совершенно узаконенное, в отличие от тирании или олигархии, где власть верховный личности или группы лиц не была ограничена законом.[3]
В республиканском Риме диктатор был связан правом и в полномочиях, и в сроках пребывания у власти. Диктатором становился один из консулов на время более 6 месяцев для защиты от внешней угрозы или для подавления внутреннего мятежа. При всём при том он не вправе был изменять законы, вмешиваться в гражданское судопроизводство, объявлять войну, вводить новые налоги и так далее. По сути дела это был главнокомандующий с значительными полномочиями.
Преждевременная римская диктатура была скорее не диктатурой в нашем понимании, а управлением в условиях чрезвычайного положения, но передача особых полномочий обусловленному лицу была сопряжена с известными трудностями. Как правило, войну было трудно закончить в отведенный для диктатора срок, да и нелегко было удержать его от расширения своей власти.
Основное противоречие временной диктатуры заключается в том, что она пытается стать вечной и преступить ограничивающие её положения закона.
Передавая немалую власть какому – нибудь лицу, всегда немаловажно помнить об опасности того, что оно добровольно от неё не откажется. Первым дал пример тому Сулла (82 – 79 гг. до н.э.), римский военный и политический деятель, который узурпировал власть в обстоятельствах кризиса республиканского строя и начала эпохи гражданских войн.
Начиная с власти Суллы и Цезаря (102 или 100 – 44 гг. До н.э.), который неоднократно наделялся диктаторскими полномочиями (в 46 г. до н.э. он приобрёл их на 10 лет, а двумя годами позже – пожизненно, но был убит), характер диктатуры радикально модифицировался. Произошло становление диктатуры в широком смысле этого слова – как нового типа власти, менявшего законы в своих интересах, неподотчетного народу и не ограниченного временными рамками. Республика стала империей.
В наши дни временная диктатура как ограниченный чрезвычайный институт власти предусмотрена в конституциях практически всех демократических государств.
Есть такое положение в законодательных актах США, Великобритании, Франции, ФРГ, Швейцарии, и т.д.[4] Однако чрезвычайное законодательство, похоже на то как во времена Суллы и Цезаря, может привести к неограниченной диктатуре: Наполеон, Муссолини, Хорти и другие диктаторы устранили демократическое правовое государство при помощи его же легальных средств. Гитлер основал нацистский режим, базируясь на чрезвычайное закнодательство Веймарской республики, конституция которой никогда формально не упразднялась.
Что же такое диктатура в широком смысле? Обратимся к дефиниции американского политолога Ф.Ноймана: «Под диктатурой мы понимаем правление лица или группы лиц, которые присваивают и монополизируют власть в определенном государстве, используя её без ограничений». Диктаторский режим есть максимальная концентрация власти, антипод демократии. В чём наиболее отчётливо выражается это противостояние диктатуры и демократии?
С точки зрения демократии сердцевину общественного организма составляет автономная личность. Одна из существенных целей демократии – обеспечение прав человека. По – другому обстоит дело при диктаторском правлении, когда человек как гражданин государства находится в подавленном состоянии. С легкой руки теоретика неомарксизма Г.Маркузе, такой тип личности стали называть авторитарным.[5]
Авторитарная личность, как правило, не располагает полной независимостью суждений и действий. Сталкиваясь с социальными вопросами, она ищет спасения в строгих моральных кодексах, безоговорочных принципах и гоовности подчиняться авторитетам. С помощью силы, явных или неявных угроз диктатор овладевает деспотическим контролем над политическими воздействиями отдельных людей и целых организаций партий, профсоюзов, добровольных обществ и т.д.), которые стремятся противостоять его власти. Нарушение гражданских свобод, а часто и террор относятся к методам осуществления господства. Диктаторские режимы более усиленно и целенаправленно, чем демократические, употребляют средства массовой пропаганды и информации для создания необходимого им общественного мнения, намеренного поддержать каждый их шаг.[6]
Для демократии присущ плюрализм во всех сферах жизни общества, в частности в политической – существование нескольких политических партий, многообразие и свободное изъявление мнений, в сфере идеологии, духовной жизни – религиозная терпимость и т.д. Существует также плюрализм властей – наличие законодательной, исполнительной, судебной власти. Диктатура исключает любой плюрализм. Политическая борьба теряет свою открытость и оборачивается в закулисные манёвры, а иногда и в кровавые столкновения противоборствующих групп, которые пытаются целиком ликвидировать друг друга с политической арены.
Демократия базируется на правовое государство, на верховенство закона при разрешении любых конфликтов. В обстоятельствах диктатуры это правило не исполняется. Ещё английский мыслитель XVII в. Дж.Локк назвал абсолютную деспотическую власть «управлением без установленных постоянных законов».[7] Но диктатуры XX в. уже немогут обходиться без законодательных кодексов, хотя диктаторы практически всегда действуют в обход установленных ими же законов и негласно нарушают их. Случается, что особыми актами демократические законы вообще превращаются в пустые декларации.
Весьма часто диктаторы, базируясь на чрезвычайное законодательство и следуя букве конституций в сфере формальных правил, преступают её в части гарантий личных прав и свобод граждан.
Противоположность демократии и диктатуры не абсолютна. И в древности, и теперь режимы, в которых смешиваются демократические и диктаторские элементы, вовсе не редкость. Характерен в этом отношении пример восточных деспотий. Как правило считают, что древневосточные общества в отличие от античных демократий были лишены всяких начал самоуправления, и приводят в качестве примеров соответственно Афины и персию. Вверху – неограниченный монарх, внизу – безмолствующие массы – примерно такая картина возникает при первой попытке представить себе восточную деспотию. Но целый ряд примеров из истории Двуречья, Хеттского государства, Тропической Африки и т.д. свидетельствуют о том, что часто произволу деспота противостояла или уравновешивала его довольно сильная власть знати и народного собрания (военного ополчения). Нынешние диктаторские режимы не только сохраняют внешние атрибуты демократии (парламент, выборы и т.д.), но и допускают регулирование социальных конфликтов демократическими инструментами. Первое свойственно для тоталитаризма, второе для авторитарных диктатур.
Глава 1. Общая характеристика тоталитаризма и авторитаризма
1.1. Понятие тоталитаризма
Тоталитаризм – что такое? При таком устройстве государство в принудительном порядке регулирует жизнь всей страны. Нет права на самостоятельные мысли или деяния.
Понятие «тоталитаризм» происходит от латинского слова totalis, что означает «весь, полный, целый». Обычно под тоталитаризмом имеют в виду политический режим, основанный на стремлении руководства страны подчинить уклад жизни людей одной, безраздельно господствующей идее и организовать политическую систему власти так, чтобы она помогала реализации этой идеи.
Данное утверждение, конечно же, не ознчает, что та или иная идея, положенная в основу тоталитарного режима и соответствующей ему политической системы, непременно плоха. Действительно, что плохого, скажем, в идеях социального равенства и социальной справедливости, в идее уничтожения эксплуатации человека человеком или в идее национального возрождения и создания сильного, авторитетного на международной арене государства? Однако желание любыми средствами и как можно скорее воплотить их в жизнь, не считаясь ни с объективными обстоятельствами (спецификой предшествующего экономического, политического, социального, духовного развития страны), ни с состоянием субъективного фактора (общим недостаточно высоким уровнем сознания и культуры населения, отсутствием адекватного понимания смысла воплощаемой идеи всеми реальными участниками процесса преобразований и т.п.), способствует формированию соответствующей политической системы
Каковы же признаки, позволяющие отличать тоталитаризм от других типов политической системы - демократии и авторитаризма? Американские исследователи К. Фридрих и З. Бжезинский выделили шесть таких признаков:
- единственная массовая политическая партия, возглавляемая харизматическим лидером;
- официальная идеология, которую власти стремятся распространить на всех членов общества;
- монополия государства на средства массовой информации (эту «четвертую власть» современного мира);
- монополия государства на все средства вооруженной борьбы;
- особая система насилия, террора как специфического средства контроля в обществе;
- жестко централизованная система управления экономикой.
Следует подчеркнуть, что именно совокупность всех указанных признаков позволяет считать тот или иной режим тоталитарным, хотя отдельные признаки тоталитаризма возникли еще в глубокой древности. Как известно, древний Рим дал человечеству образцы жесточайших терриристических диктатур - достаточно вспомнить имена таких тиранов, как Сулла и Калигула. В древнем Египте существовала жестокая система хозяйственного управления. В средневековой Европе долгое время господствовала официальная моноидеология - католицизм, противники которого (настоящие и мнимые) сурово карались инквизицией вплоть до их физического истребления. В империях Александра Македонского и Чингисхана впервые родилась мысль о завоевании мирового господства. И тем не менее как законченное, оформленное политическое явление тоталитаризм сложился лишь в ХХ в.