Добавлен: 15.07.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 3
Как правило, тоталитаризм зарождается в период кризисных ситуаций, когда общество подвергается сильнейшим перегрузкам. В самом деле, в условиях, когда происходит ломка традиционных общественных структур и рвутся привычные экономические, политические, социальные, идеологические, культурные и даже родственные связи между людьми, а в результате распадаются те социальные группы (или, как иногда говорят, «социальные ниши»), в которых человек только и мог чувствовать себя полноценным гражданином и членом общества, у людей формируются ощущения страха, панические, если не сказать апокалиптические, настроения. И тогда в обществе нередко появляется «спаситель» в лице одного человека или партии, которым удается прийти к власти за счет какой-то понятной и устраивающей большинство людей идеи, отрицающей недостатки существующего уклада жизни. Ясность, простота и доступность идеи для широких масс порожают и у них, и у вождей иллюзию быстрого воплощения ее в жизнь благодаря энтузиазму, единому порыву.
Что способствует возникновению тоталитаризма в нынешних условиях? Во-первых, наличие так называемой демократии, при которой становятся политически активными и получают каналы для выражения своей воли миллионы людей. Дело в том, что демократическая система предоставляет слово всем участникам политического процесса, в том числе и своим собственным противникам. И если в нормальной ситуации эта оппозиция обычно находится на обочине общественной жизни и не покушается на господствующий строй, то тогда, когда огромные массы народа возбуждены, деморализованы и готовы поверить любому обещанию улучшения жизни, из чьих бы уст оно ни исходило, политическая роль активизирующейся оппозиции может вырасти многократно. В этом случае, если в стране нет глубоко укоренившихся демократических традиций и правосознания, возбужденные массы могут привести сторонников тоталитаризма к власти вполне законным путем - вспомним хотя бы, как пришел к власти Гитлер.
Во-вторых, этому способствует широкое распространение техники в общественной жизни и в быту (радио, телевидения, телефона, прессы), что позволяет жестче контролировать политические процессы и манипулировать сознанием людей, проникая в сферу их повседневных интересов.
И наконец, в-третьих, немалую роль играет высокая степень концентрации производства, всей экономической жизни страны, что позволяет государству целиком подчинять их своей власти и вести точный учет всего и вся, планировать развитие хозяйства вплоть до мелочей.
В таких условиях утрачивается база для существования гражданского общества и правового государства с их правами и свободами, потому что абсолютная, ничем реально не ограниченная, всеохватывающая властть вождя, партии, государства (формально закон ограничивает ее, но они его, как правило, игнорируют) лишает гражданское общество самостоятельности. Кроме того, человек выступает уже не как гражданин, жизнь и поведение которого могут подчиняться только закону и который наделен неотъемлемыми правами, а как всецело подчиненный некой единой воле, по существу бесправный подданый верховной власти.
Регулирование повседневной жизни людей при этом нередко принимает уродливые формы: от невозможности без санкций властей, скажем, приобрести (купить) квартиру по собственному желанию и вкусу или выехать за границу, по собственному выбору вступить в брак, как это имело место, например, в полпотовской Кампучии.
Здесь практически не существует разделения властей, все ветви власти непосредственно или опосредованно связаны между собой, и, видимо, поэтому для большинства стран с тоталитарным политическим режимом характерно отсутствие независимого суда. Более того, в ряде случаев приходится говорить о существовании внесудебных органов, специально создаваемых в определенные периоды для выполнения карательных функций, независимо от того, есть решение официальных властей о применении санкций по отношению к какому-то конкретному лицу (или группе лиц) или нет. В некоторых странах роль внесудебных инстанций играла сама правящая партия или особо уполномоченные в ней лица, которые, например, в период регулярных массовых чисток выявляли неугодных и передавали их в руки репрессивных органов государства. В такие годы даже высшие руководители страны не могли быть уверены в своей безопасности: неосторожно сказанное слово и даже просто подозрение в нелояльности могли служить поводом для их физического устранения.
В ряде случаев репрессивные органы пытаются подменить собой другие политические и властные структуры, чтобы таким образом установить всеобщий контроль за жизнью общества и каждого человека. Система взаимной слежки и доносительства в кругах, близких к власти как в центре, так и на местах, создает напряженную ситуацию во всех властных структурах, что не может не отражаться на нравственном здоровье общества в целом.
Многие тысячи людей, пытающиеся по разным соображениям противостоять новой власти (после ее укрепления), борющихся против каких-то отрицательных ее сторон, ошибок и подсчетов, беспощадно караются, отправляются в специальные лагеря, насильственно используются в качестве дармовой рабочей силы на различных хозяйственных и строительных объектах.
Создаются и всевозможные преграды инакомыслию: запрещается издание оппозиционной литературы, высказывание «крамольных» мыслей, критических суждений устно или в средствах массовой информации и т.п. Однако вследствие этого политическая система постепенно утрачивает способность к самокритике и правильной, здоровой реакции на справедливые замечания; со временем она все больше утверждается в мысли о собственной непогрешимости. Но при закрытом характере системы это означало не что иное, как начало ее закостенения, застоя. Борьба и единство противоположностей, лежащие в основе всякого, в том числе и общественного, развития, заменяются единомыслием, категорическим неприятием иного мнения, кроме общепринятого, что и служит причиной прекращения развития, движения общества вперед, возможного благодаря успешному разрешению постоянно возникающих в жизни противоречий разного рода.
Абсолютная власть в условиях тоталитарного режима может иметь различную форму, и не только форму диктатуры, открыто бросающей вызов демократии в собственной стране и за рубежом, но даже и демократии, которая на поверку оказывается таковой чисто номинально (по названию), когда выборы, если они вообще проводятся, то, как правило, безальтернативны, многопартийность, если она и существует, то мало что значит в реальной жизни, а сохраняется скорее для проформы, чем для действительного отстаивания интересов различных социальных слоев и групп; высшие лица в государстве не избираются, а назначаются. Обычно первым лицом государства является глава правящей партии. Система назначений сверху до низу всего аппарата управления способствует его быстрой бюрократизации, предельной централизации власти.
Главные направления политики вырабатываются чаще всего не на основе согласия партий (в тех странах, где остается многопартийная система), а руководством, иногда единолично - высшим лицом правящей партии от ее имени. Решения партийных съездов обязательны для исполнения не только членами партии, но и всеми государственными и общественными организациями, всеми гражданами страны. При такой ситуации считается, что ошибаться могут отдельные функционеры аппарата и даже лидеры партии, но не вся партия, орентирующаяся на выдвинутые ею идею и цель.
Слово «тоталитаризм» в политический лексикон вошло в 20-е гг. ХХ века. Его активно использовали и отождествляли со сталинским режимом в СССР и фашистскими режимами Италии и Германии. В действительности тоталитарные взгляды существуют более 2000 лет. Еще в V в. до н.э. античный философ Гераклит считал, что, обладая мудростью и совершенным знанием можно управлять решительно всеми вещами. Детально тоталитарные идеи разработаны у Платона, социалистов-утопистов, Руссо, Фихте, Гегеля, Маркса, Ницше, Ленина и др.
По вопросу о времени возникновения тоталитаризма существуют разные точки зрения. Одни считают его вечным спутником истории государства, другие - достоянием индустриальной эпохи, а третьи - феноменом ХХ века. Вместе с тем нет сомнения, что проявление отдельных черт и характеристик тоталитаризма имеет длинную историю.
1.2. Понятие авторитаризма
Согласно определению, авторитаризм – один из основных видов политических режимов. Он является промежуточной ступенькой между тоталитаризмом и демократией, объединяя в себе черты этих двух систем.
Итак, авторитаризм - (от франц. «autontaire» - властный, от лат. «autoritas» - власть) - политический режим, основу которого составляет диктатура одного лица или группы лиц, не допускающая политическую оппозицию, но сохраняющая автономию личности и общества вне политической сферы. Следовательно, авторитаризм связан с уважением всех других, кроме политических, прав личности.
Чтобы понять, что такое авторитаризм необходимо выделить его признаки. Всего их несколько. Первый – это самовластие или автократизм. Иначе говоря, человек или группа лиц, вставшая у руля государства, берет под контроль все рычаги управления страной и не отдает их конкурентам, как это, например, делается при демократических выборах. Авторитарная власть ничем не ограничена. Граждане не могут контролировать ее, даже если по закону их мнение что-то значит. Такие документы как конституция меняются по усмотрению власти и приобретают комфортный для нее вид. Например, по закону устанавливается неограниченное количество сроков, которое глава государства может занимать свою должность.
Важнейшие признаки авторитаризма заключаются в ее стремлениях опираться на силу – потенциальную или реальную. Подобному режиму совсем необязательно устраивать репрессии – он может пользоваться популярностью среди народа. Однако в случае необходимости такая власть всегда сможет силовыми методами заставить неподконтрольных граждан подчиниться. Что такое авторитаризм? Это недопущение какой-либо конкуренции или оппозиции. Если режим существует уже много лет, то однообразие станет нормой, а общество теряет потребность в альтернативе. В то же время авторитаризм допускает существование профсоюзов, партий и других общественных организаций, но только в том случае если они полностью управляемы и являются декорацией. Еще одна важная характеристика – отказ от повсеместного контроля над обществом. Власть в основном занята тем, что обеспечивает собственное выживание и ликвидирует угрозы, направленные против нее. Государство и общество в такой системе могут жить в двух параллельных мирах, где чиновники не вмешиваются в личную жизнь граждан, но и не позволяют лишить себя должностей.
Классический авторитаризм страны наступает в тот момент, когда политическая элита становится номенклатурой. Иначе говоря, она отказывается от собственной ротации путем конкурентной борьбы на выборах. Вместо этого чиновники назначаются указами сверху. В результате возникает номенклатурная, вертикальная и замкнутая среда. Из всех признаков, характеризующих, что такое авторитаризм, одним из самых наглядных является слияние всех ветвей власти (судебной, исполнительной и законодательной) в одну. Подобные режимы отличаются популизмом. Риторика «отцов нации» основывается на мысли о необходимости объединения всей страны вокруг существующего строя. Во внешней политике подобные государства ведут себя агрессивно и империалистически, если для этого достаточно ресурсов. Авторитаризм не способен существовать без авторитета. В его качестве может выступать харизматичный лидер или организация (партия), которая к тому же является символом (суверенитета, великого прошлого и т. п.). В этих чертах и заключаются основные признаки авторитаризма. При этом в каждой такой стране есть свои уникальные особенности.
Причины возникновения. Чтобы нагляднее проиллюстрировать, что такое авторитаризм, необходимо перечислить его самые показательные примеры. Это деспотии Древнего Востока, античные тирании, абсолютные монархии в эпоху Нового времени, империи XIX века. История демонстрирует великое множество форм данного явления. Это означает, что политический авторитаризм способен сочетаться с самыми разными системами: феодализмом, рабовладением, социализмом, капитализмом, монархией и демократией. Из-за этого крайне сложно вычленить универсальное правило, по которому возникает подобный строй. Чаще всего предпосылкой к зарождению авторитаризма в стране является политический и социальный кризис общества. Такая ситуация может сложиться при переходном периоде, когда ломаются устоявшиеся традиции, исторический уклад и образ жизни. Подобный процесс может охватить период, за который меняется одно – два поколения. Люди, не приспособившиеся к новым условиям жизни (к примеру, возникшим в результате экономических реформ), стремятся к «крепкой руке и порядку», то есть единоличной власти диктатора.
Современный авторитаризм. Несмотря на повсеместный прогресс, даже сегодня мир так и не стал окончательно демократическим. Продолжают существовать государства, основой которых является авторитаризм. Власть в таких странах кардинально отличается от образцовых западноевропейских систем. Показательным примером подобной разницы является так называемый «третий мир». В него входят страны Африки, Латинской Америки и других регионов мира. «Черный континент» до недавнего времени (вплоть до второй половины XX века) оставался колониальной базой для европейских метрополий: Великобритании, Франции и т. д. Когда африканские страны получили независимость, они переняли у Старого Света демократическую модель. Однако она не сработала. Почти все африканские государства со временем превратились в авторитарные режимы. Отчасти эта закономерность объясняется традициями восточного общества. В Африке, Азии, а также в меньшей степени в Латинской Америке ценность человеческой жизни и самостоятельности личности никогда не была на высоте. Каждый гражданин там считается частью общего целого. Коллективное важнее личного. Из этой ментальности и возникает авторитаризм. Определение подобного режима говорит о том, что оно лишает общество свободы. Сделать это гораздо проще там, где самостоятельность никогда не считалась чем-то ценным.