Добавлен: 15.07.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 2
Интенсивный этап капитализации России, развившийся в последней четверти XIX - начале XXвв. связан с изменением в Уставе о службе гражданской с 1894г. Было положено начало формированию государственных служащих «капиталистической формации», которые имели акции, получали мзду за исполнение других функций, при принятии важных решений. Нельзя исключить, что в ту эпоху расцвета пускала глубокие корни коррупция среди чиновничества. Обновление пришло с революционным переворотом, изменением типа политической власти.
Противодействие коррупции в Советский период
Накануне революции взяточничество и казнокрадство расцвело пышным цветом - бесконтрольность должностных лиц, низкий нравственный и образовательный уровень, ничтожные оклады, бумаготворчество и многоступенчатость прохождения бумаг и т.д.
Смена государственного строя и формы правления в октябре 1917г. не отменила коррупцию как явление, но зато сформировала лицемерное отношение к ней, немало способствовавшее укоренению мздоимства и лихоимства (как выражались предшественники большевиков) в новой административной среде. Декрет СНК "О взяточничестве" от 8 мая 1918г. стал первым в Советской России правовым актом, предусматривавшим уголовную ответственность за взяточничество (лишение свободы на срок не менее пяти лет, соединенный с принудительными работами на тот же срок). Интересно, что в этом декрете покушение на получение или дачу взятки приравнивалось к совершенному преступлению. Кроме того, не был забыт и классовый подход: если взяткодатель принадлежал к имущему классу и стремился сохранить свои привилегии, то он приговаривался "к наиболее тяжелым и неприятным принудительным работам", а все имущество подлежало конфискации".
В закрытом письме ЦК КПСС «Об усилении борьбы с взяточничеством и разворовыванием народного добра» от 29 марта 1962г. говорилось, что взяточничество - это социальное явление, порождаемое условиями эксплуататорского общества. Октябрьская революция ликвидировала коренные причины взяточничества, а «советский административно-управленческий аппарат - это аппарат нового типа».В качестве причин коррупции перечислялись недостатки в работе партийных, профсоюзных и государственных органов, в первую очередь, в области воспитания трудящихся.
Указывалось, что большинство должностных лиц честно и добросовестно выполняют свой служебный долг. Однако встречаются случаи, когда должностное лицо злоупотребляет служебным положением, недобросовестно относится к исполнению служебных обязанностей, берет взятки, совершает подлоги. Но советское уголовное право является одним из средств борьбы с должностными преступлениями, способствует повышению качества и эффективности работы должностных лиц, воспитанию их в духе соблюдения социалистической законности и государственной дисциплины.
Однако УК РСФСР не дает определения понятия должностного преступления. Согласно УК Украинской ССР «должностным преступлением признается нарушение должностным лицом обусловленных его служебным положением обязанностей, причинившее существенный вред государственным или общественным интересам или охраняемым законом правам и интересам граждан» (ст.164).За злоупотребление властью или служебным положением предусматривалось наказание по ч.1 ст.170УК - лишение свободы на срок до 3 лет, или исправительные работы на срок до 2 лет, или увольнение от должности. Часть 2 ст.170УК предусматривала наказание в виде лишения свободы на срок до 8 лет. Халатность наказывалась лишением свободы на срок до 3 лет, или исправительными работами на срок до 2 лет, или штрафом до 300 руб., или увольнением от должности. Получение взятки без отягчающих обстоятельств наказывалось лишением свободы от 3 до 10 лет с конфискацией имущества. При отягчающих обстоятельствах - лишение свободы от 8 до 15 лет с конфискацией имущества и со ссылкой после отбытия лишения свободы на срок от 2 до 5 лет или без ссылки; а при особо отягчающих обстоятельствах - смертной казнью с конфискацией имущества.
Звучат в уголовном кодексе такие преступления как дача взятки, посредничество во взяточничестве, должностной подлог и преступления против социалистического правосудия.
История борьбы Советской власти с коррупцией закончилась вместе с самой властью, не увенчавшись успехом. Эта борьба характеризовалась несколькими интересными и важными чертами. Во-первых, власть не признавала слово «коррупция», позволив ввести ее употребление лишь в конце 80-х годов XX в. Использовались такие термины, как «взяточничество», «злоупотребление служебным положением», «попустительство» и т.п. Отрицая термин, отрицали понятие, а значит - явление. Тем самым заранее обрекали на неудачу и анализ этого явления, и любую борьбу с его частными уголовно наказуемыми проявлениями. Во-вторых, советское «правосознание» в большинстве случаев удивительно наивно и непродуктивно объясняло причины коррупционных явлений, в связи, с чем коррупция к середине 80-х годов XX в. поразила значительную часть государственных служащих и в известной степени была передана по наследству, ныне действующему аппарату государственного управления.
Подводя итоги данной главы можно сделать следующие выводы:
Противокоррупционные меры в Руси впервые были предприняты в III веке. Однако надо заметить, что вымогательство считается явлением естественным и очень распространенным, и в большей степени подвергался народной расправе. И это не было произволом, считалось обычаем.
Наказание за взятничестве и вымогательство ввиде временного и бессрочного заключения в тюрьме были отражены уже в Судебниках 1497, 1550 и 1589гг.
В XVI-XVII вв. появилось понятие «Почесть» это была форма добровольного подношения к тому, кто ее удостаивался. На Руси обычно одаривали уважаемого человека и особенно начальство. Этот обычай существовал на протяжение многих веков и существует по ныне.
В Соборном Уложение 1649 года освещена тема «посула». Предусматривалось наказание такие как -снятие с должности, штраф, лишение чести, торговая казнь, наказание кнутом, отсечение руки.
При Петре I издается Указ о запрещении взимания взяток и пасулов. Взамен было повышенно денежное жалование. Введен новый надзорный орган- прокуратура, новая должность- Генерал Губернатор- для борьбы с судебной волокитой и пресечением лихоимства. Не смотря на то, что Петр I уделял большое внимание борьбе с казнакратством, взятками и другими злоупотреблениями должностных лиц и угражал им смертной казнью, зло по прежнему процветало.
При Николае I в новое «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных» наказание предусматривало штраф или снятие с должности.
При переходе к новым рыночном отношениям в стране капиталистического, социально-экономического уклада новое развитие получило коррупции. Александр III издает Указ «О порядке совмещения государственной службы с участием в торговых и промышленных товариществ и компаний». Где вводились ограничения, на лиц занимавших государственные должности. В случае неподчинения закон требовал оставить службу и сложить с себя присвоенное звание.
После революции был издан Декрет «О взяточничестве» и др.документы, которые предусматривали уголовную ответственность за взяточничество в виде лишения свободы, принудительные работы и конфискацию имущества. При советской власти коррупция продолжала существовать.
В Уголовном Кодексе в борьбе с коррупцией предусмотрены меры наказания: лишение должности, конфискация имущества, штраф, исправительные работы, тюремное заключение, ссылка, смертная казнь.
Характеристика коррупционных преступлений и мер по их противодействию на современном этапе
Уголовно-правовая и криминологическая характеристика коррупционных преступлений
Под коррупционными преступлениями понимаются - преступления предусмотренные УК РФ общественно опасные деяния, непосредственно посягающие на авторитет публичной службы, выражающиеся в незаконном получении государственными или муниципальными служащими каких-либо преимуществ (имущества, прав на него, услуг или льгот) либо в предоставлении последним таких преимуществ.
Вместе с тем авторитет публичной службы (государственной службы и службы в органах местного самоуправления) может выступать как основным, так и обязательным дополнительным непосредственным объектом преступного посягательства либо факультативным его объектом. В этой связи коррупционные преступления могут быть разделены на три группы:
1) собственно коррупционные преступления, посягающие на авторитет государственной службы или службы в органах местного самоуправления, выступающий в качестве основного непосредственного объекта таких посягательств (коррупционные преступления в узком значении понятия);
2) коррупционные преступления, посягающие на ту же социальную ценность как на обязательный дополнительный непосредственный объект (коррупционные преступления в широком значении понятия);
3) коррупционные преступления, посягающие на названную социальную ценность как на факультативный (необязательный) объект.
К собственно коррупционным преступлениям могут быть отнесены пять видов уголовно наказуемых деяний: 1) злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ); 2) незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ); 3) получение взятки (ст. 290 УК РФ); 4) дача взятки (ст. 291 УК РФ); 5) служебный подлог (ст. 292 УК РФ).
В число коррупционных преступлений, относящихся ко второй группе, следует включить 5 видов преступлений: 1) воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 169 УК РФ); 2) регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170); 3) контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения (п. "б" ч. 3 ст. 188); 4) провокация взятки (ст. 304); 5) организация преступного сообщества (преступной организации) для совершения любого из преступлений первой или второй группы, относящихся к числу тяжких или особо тяжких (ст. 210 УК РФ).
И, наконец, к третьей группе преступлений могут быть отнесены деяния, предусмотренные: п. "б" ч. 2 ст. 160, ст. 164, п. "в" ч. 2 и ч. 3 ст. 174; ч. 3 ст. 175; ст. 176,177,193,199, п. "в" ч. 2 или ч. 3 ст. 221, п. "в" ч. 3 или ч. 4 ст. 226; п. "в" ч. 2 или ч. 3 ст. 229; ч. 3 ст. 256; ч. 2 ст. 258 УК РФ.
Преступления против интересов службы в коммерческих или иных организациях, ответственность за которые предусмотрена в главе 23 УК РФ, не могут быть отнесены к числу коррупционных, поскольку они непосредственно не причиняют вреда авторитету государственной службы или службы в органах местного самоуправления.Итак, можно сформулировать следующее определение понятия коррупционной преступности (в узком значении).
Коррупционная преступность - это целостная, относительно массовая совокупность преступлений, посягающих на авторитет государственной службы или службы в органах местного самоуправления, выражающихся в незаконном получении преимуществ лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, либо в предоставлении данным лицам таких преимуществ, а также совокупность самих этих лиц.
Общественная опасность таких преступлений определяет их социальную природу. Они опасны, потому что причиняют огромный вред обществу и членам общества, наносят как политический, материальный и пр. вред, а также вредят социальным ценностям и устоям общества. За последние года наблюдается рост коррупционной преступности.
Рассмотрим основной состав коррупционных преступлений статья 204 УК РФ Коммерческий подкуп. Понятие коммерческого подкупа охватывает два самостоятельных состава преступления- незаконную передачу вознаграждения (ч.1 и 2 ст. 204) и незаконное получение вознаграждения (ч.3 и ч.4 ст. 204).
Согласно новой редакции ч. 1 ст. 204 УК РФ подкупом управленца коммерческой или иной организации считается предоставление ему "иных имущественных прав" (такой формулировкой была дополнена диспозиция данной статьи), что отнюдь не является новеллой. Привлечение к уголовной ответственности лица, совершившего подкуп управленца таким способом, было возможно и в рамках прежней редакции, так как в соответствии со ст. 128 ГК РФ имущество включает в себя и имущественные права. Таким образом, законодатель лишь увеличил текст ч. 1 ст. 204 УК РФ, не изменив, по сути, ее содержание (то же самое касается диспозиций ч. 3 ст. 204 и ч. 1 ст. 290 УК РФ). Между тем другие части данной статьи были несколько изменены.
Так, п. "б" ч. 2 ст. 204 УК РФ теперь предусматривает в качестве квалифицирующего признака совершение коммерческого подкупа за заведомо незаконные действия (бездействие), что отсутствовало в прежней редакции данной статьи. Аналогичным квалифицирующим признаком дополнена и ч. 4 ст. 204 УК РФ, п. "в" которой устанавливает уголовную ответственность управленца организации за получение предмета подкупа (денег, ценных бумаг, иного имущества и др.) за незаконные действия (бездействие).
Помимо сказанного, с учетом введения особого порядка исчисления штрафа за коррупционные преступления, санкции в ч. ч. 1 - 3 ст. 204 УК РФ в целом стали более строгими: увеличены максимальные сроки лишения свободы, закреплены штрафы в кратном отношении к сумме подкупа (не менее 25 тыс. руб.).