Файл: 22.04.11 Правовая информатика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2021

Просмотров: 111

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Этапы развития АИПС по законодательству.

1 этап – 1961 год. Создание прообраза АИПС (Ленинградский государственный университет).

Второй этап – первые рабочие АИПС. 1972 и 1975 годы. 1972 год – это Право I, а 1975 год – Хронология.

Право I было создано во всесоюзном научном институте… В общем, чисто ведомственный характер носило.

Хронология была в Эстонии изобретена и носила более универсальный характер.

Третий этап – это 80-е годы. Распространение АИПС в министерствах и ведомствах. Их было создано порядка пятидесяти. Самой большой из них была АИПС «Законодательство» (была создана в НИИ советского законодательства и Минюста СССР и включало около 32 000 нормативных актов общесоюзного значения, там были только акты общесоюзного значения).

Следующий этап – это 90-е годы. Здесь три особенности АИПС по законодательству.

1) Появление АИПС на ПК. Первая такая АИПС была создана в 1989 году в Верховном Совете СССР. Называлась она «Союз».

2) Произошло разделение АИПС на государственные и коммерческие (что связано с появлением новых форм собственности). Самые первые государственные системы – это «Эталон» Минюста, та же «Союз» Верховного Совета РСФСР и позже – преемника – Верховного Совета РФ; НДЦ (научно-технический центр правовой информации) «Система».

Коммерческие системы. Самые первые из них – «Юсис» (Юридическая справочная информационная система, была создана в МГУ; была создана на факультете вычислительной математики и кибернетике; но система была так себе – капризная, искала долго…). Вторая система – «Гарант», затем появилась и заняла почти 70% рынка «Консультант +», затем в Ленинграде появилось «Кодекс», потом «Ваше право», «Референт» (три года назад получило первое место среди АИПС) и другие.

3) Появились АИПС на базе компакт-диска. Очень удобно, можно его нахаляву взять в университете (подойти к Просвирнину на практических занятиях и взять).


Пятый этап – это появление сетевых АИПС. Об этом давно стали задумываться, так как это достаточно удобно (чтобы по разным министерствам не было разных систем).

Первая попытка на основании Постановления Правительства – в 1985 году стали создавать ОГАСПИ (Общегосударственная автоматизированная система правовой информации). В неё вложили большие деньги, но попытка эта провалилась.

Первая преграда – разные операционные системы (шесть разных и равноправных, а не только детище Билла Гейтса). Вторая – проблема с телекоммуникациями, связь была ужасная.

Вторая попытка была предпринята в 1993 году на основании Указа Президента «О концепции правовой информатизации России». И с этого года начало создаваться и сейчас функционирует РАСИПО (Российская автоматизированная система информационно-правового обеспечения правотворческой, праворелиазиционной деятельности, правового воспитания и обучения). В настоящее время РАСИПО в основном сделано и существует. В ней пять уровней:


1 уровень. Высшие органы государственной власти (Президент, Федеральное Собрание, Правительство).

2 уровень. Центральные органы федеральной исполнительной власти. Министерства и ведомства.

3 уровень. Государственные органы власти субъектов РФ.

4 уровень. Региональные органы власти и органы местного самоуправления.

5 уровень. Отдельные предприятия и организации.

Первые три органа – работа постоянно ведётся, они функционируют, на основе этого в общедоступной сети интернет уже выставлены данные.

Четвёртый уровень – не все из них пока имеют выход в Интернет (есть такие глухие места в нашей стране) и не все активно обновляют.

А пятый уровень заглох. Ибо слишком много их, этих отдельных предприятий и организаций.




Тема «Автоматизированные системы государственных и правоохранительных органов».


Факторы, определяющие процессы информатизации и внедрения автоматизированных систем в правоохранительные органы.

1 фактор. Быстрое и точное решение вопросов по укреплению законности и раскрытию преступлений (и в целом правонарушений).

2 фактор. Рациональное использование сил и средств юристов.

3 фактор. Необходимость чёткой согласованной работы большого числа взаимосвязанных объектов.

4 фактор. Повышение скорости и точности обработки значительных потоков информации.

5 фактор. Повышение качества планирования и принятия решений.


Автоматизированная система – это человекомашинная система, предназначенная для организации и осуществления функций управления, которые используют вычислительную технику и современные средства хранения, передачи и обработки информации.

По территориальным масштабам деятельности они подразделяются:

  • Федеральные (или общегосударственные);

  • Отраслевые;

  • Региональные;

  • Локальные или корпоративные.

Их основами деятельности являются (пять основ):

  1. Информационная основа, то есть структурированная информация, которая обрабатывается прикладными программами и хранится на внешних носителях.

  2. Организационная основа. Это место АС в системе управления и её функциональные связи.

  3. Математическая основа. Это комплекс программ, они подразделяются на общие (то есть сама операционная система, есть на каждой АС) и специальные (которые присутствуют в каждой АС и на каждой различны – прикладные программы), технические (это вычислительная система, устройство подготовки и регистрации информации и телекоммуникационная сеть).

  4. Правовая основа. Это совокупность нормативных правовых актов, которые регулируют создание и функционирование АС.

В настоящее время существуют следующие автоматизированные системы:

ГАС (Государственные АС). ГАС «Выборы», ГАС «Персона» (правоохранительные органы), ГАС «Правосудие», Единая система информационно-телекоммуникационного обеспечения (ЕСИТО) «Юстиция» (самая маленькая среди всех), Автоматизированная система информационного обеспечения (АСИО) «Прокуратура» и Единая информационно-телекоммуникационная система (ЕИТКС) ОВД (органов внутренних дел) (в ЕИТКС ОВД вошла недавно НЕВОД – налоговых органов).


ЕСИТО «Юстиция» создавалась с 1999 года. У неё следующие подсистемы:

  1. Законодательство. Существуют реестры нормативных актов муниципальных образований и регистры их уставов.

  2. Регистрация общественных и религиозных организаций.

  3. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (перешла в Росреестр).

  4. Государственная регистрация прав на объекты интеллектуальной собственности (это перешло к Миннауке).

  5. Служба судебных приставов.

  6. Подсистема федеральной службы исполнения наказания.

  7. Информационная сеть делопроизводства.


АСИО «Прокуратура» разрабатывается с середины 80-х годов. В ней была автоматизация 53 задач. Структура её:

    • центральная ЭВС (генпрокуратуры);

    • региональный ИВС;

    • локальные вычислительные сети (ЛВС);

    • автоматизированные рабочие места (АРМ) сотрудников органов прокуратуры.

    Комплексы задач, которые выделяются в АСИО «Прокуратура»:

    1. Криминалистические учёты.

    2. Судебные экспертизы.

    3. Процессуальные документы.

    4. Надзор.

    5. Контроль исполнения документа.

    6. И ряд других.

    Автоматизированные подсистемы:

    1. Кадры.

    2. Статистика.

    3. Жалоба.

    4. Автономная подсистема «Приёмная».

    5. Маттехснаб (материально-техническое снабжение).

    6. И ряд других.


    ЕИТКС ОВД.

    Была раньше АСУ МВД с 1965 года она создавалась. С конца 80-х начала 90-х годов она была преобразована в ИВС МВД (информационно-вычислительная система МВД).

    ЕИТКС ОВД создаётся с 2006 года (не считая АС арбитражных судов – это самая новая система).

    Подсистемы:

    1. Телекоммуникационная подсистема. Она представляет из себя интегрированную мультисервисную телекоммуникационную систему (ИМТС ОВД – она так проходит в документах МВД). Имеет четыре уровня:

      • Федеральный;

      • Региональный;

      • Административные центры субъектов РФ;

      • Районные центры субъектов РФ.

    2. Информационно-технологическая подсистема. Это автоматизированные информационные ресурсы, они бывают общего пользования и специального назначения.

    Общего пользования – это оперативно-справочные, розыскные и криминалистические учёты интегрированных баз данных.

    Специального назначения бывают следующих видов:

      1. АПК (автоматизированные программные комплексы) двух видов – оперативно-розыскного назначения (к ним относятся антитеррор и СОВА, Сова – это оперативно-розыскная база данных криминалистической полиции).

      2. Экспертно-криминалистических учётов (это ДНК, хомоскопия, баллистика).

      3. Ведомственный сегмент ГАС, изготовление и контроля загран документов (те, которые содержат в электронной форме биометрические данные о владельцах).

      4. Федеральная информационная система обеспечения БДД (безопасности дорожного движения).

      5. АСИО органов предварительного следствия.

      6. АИС (автоматизированные информационные системы) дежурных частей, контроля миграционной обстановки и других.


    1. Третья подсистема ЕИТКС. Интеграционная подсистема. Она представляет собой инфраструктуру единого информационного пространства ОВД (ЕИП ОВД). В неё входят системообразующие компоненты:

      • Единая система ведения и распространения классификаторов информации.

      • Единая система адресования информационных ресурсов.

      • Единая система поиска и обнаружения информационных ресурсов и услуг по их обработке.

      • Система, реализующая единые стандарты обмена сообщениями между информационными ресурсами.

      1. Четвёртая и последняя подсистема ЕИТКС – это информационная безопасность. В неё входят такие функциональные подсистемы, как:

      1. Идентификация и аутентификация пользователей.

      2. Разграничение доступа пользователей.

      3. Криптографическая и антивирусная защита.

      4. Предотвращение утечки информации.

      5. И ряд других.