ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2021
Просмотров: 111
Скачиваний: 1
Этапы развития АИПС по законодательству.
1 этап – 1961 год. Создание прообраза АИПС (Ленинградский государственный университет).
Второй этап – первые рабочие АИПС. 1972 и 1975 годы. 1972 год – это Право I, а 1975 год – Хронология.
Право I было создано во всесоюзном научном институте… В общем, чисто ведомственный характер носило.
Хронология была в Эстонии изобретена и носила более универсальный характер.
Третий этап – это 80-е годы. Распространение АИПС в министерствах и ведомствах. Их было создано порядка пятидесяти. Самой большой из них была АИПС «Законодательство» (была создана в НИИ советского законодательства и Минюста СССР и включало около 32 000 нормативных актов общесоюзного значения, там были только акты общесоюзного значения).
Следующий этап – это 90-е годы. Здесь три особенности АИПС по законодательству.
1) Появление АИПС на ПК. Первая такая АИПС была создана в 1989 году в Верховном Совете СССР. Называлась она «Союз».
2) Произошло разделение АИПС на государственные и коммерческие (что связано с появлением новых форм собственности). Самые первые государственные системы – это «Эталон» Минюста, та же «Союз» Верховного Совета РСФСР и позже – преемника – Верховного Совета РФ; НДЦ (научно-технический центр правовой информации) «Система».
Коммерческие системы. Самые первые из них – «Юсис» (Юридическая справочная информационная система, была создана в МГУ; была создана на факультете вычислительной математики и кибернетике; но система была так себе – капризная, искала долго…). Вторая система – «Гарант», затем появилась и заняла почти 70% рынка «Консультант +», затем в Ленинграде появилось «Кодекс», потом «Ваше право», «Референт» (три года назад получило первое место среди АИПС) и другие.
3) Появились АИПС на базе компакт-диска. Очень удобно, можно его нахаляву взять в университете (подойти к Просвирнину на практических занятиях и взять).
Пятый этап – это появление сетевых АИПС. Об этом давно стали задумываться, так как это достаточно удобно (чтобы по разным министерствам не было разных систем).
Первая попытка на основании Постановления Правительства – в 1985 году стали создавать ОГАСПИ (Общегосударственная автоматизированная система правовой информации). В неё вложили большие деньги, но попытка эта провалилась.
Первая преграда – разные операционные системы (шесть разных и равноправных, а не только детище Билла Гейтса). Вторая – проблема с телекоммуникациями, связь была ужасная.
Вторая попытка была предпринята в 1993 году на основании Указа Президента «О концепции правовой информатизации России». И с этого года начало создаваться и сейчас функционирует РАСИПО (Российская автоматизированная система информационно-правового обеспечения правотворческой, праворелиазиционной деятельности, правового воспитания и обучения). В настоящее время РАСИПО в основном сделано и существует. В ней пять уровней:
1 уровень. Высшие органы государственной власти (Президент, Федеральное Собрание, Правительство).
2 уровень. Центральные органы федеральной исполнительной власти. Министерства и ведомства.
3 уровень. Государственные органы власти субъектов РФ.
4 уровень. Региональные органы власти и органы местного самоуправления.
5 уровень. Отдельные предприятия и организации.
Первые три органа – работа постоянно ведётся, они функционируют, на основе этого в общедоступной сети интернет уже выставлены данные.
Четвёртый уровень – не все из них пока имеют выход в Интернет (есть такие глухие места в нашей стране) и не все активно обновляют.
А пятый уровень заглох. Ибо слишком много их, этих отдельных предприятий и организаций.
Тема «Автоматизированные системы государственных и правоохранительных органов».
Факторы, определяющие процессы информатизации и внедрения автоматизированных систем в правоохранительные органы.
1 фактор. Быстрое и точное решение вопросов по укреплению законности и раскрытию преступлений (и в целом правонарушений).
2 фактор. Рациональное использование сил и средств юристов.
3 фактор. Необходимость чёткой согласованной работы большого числа взаимосвязанных объектов.
4 фактор. Повышение скорости и точности обработки значительных потоков информации.
5 фактор. Повышение качества планирования и принятия решений.
Автоматизированная система – это человекомашинная система, предназначенная для организации и осуществления функций управления, которые используют вычислительную технику и современные средства хранения, передачи и обработки информации.
По территориальным масштабам деятельности они подразделяются:
-
Федеральные (или общегосударственные);
-
Отраслевые;
-
Региональные;
-
Локальные или корпоративные.
Их основами деятельности являются (пять основ):
-
Информационная основа, то есть структурированная информация, которая обрабатывается прикладными программами и хранится на внешних носителях.
-
Организационная основа. Это место АС в системе управления и её функциональные связи.
-
Математическая основа. Это комплекс программ, они подразделяются на общие (то есть сама операционная система, есть на каждой АС) и специальные (которые присутствуют в каждой АС и на каждой различны – прикладные программы), технические (это вычислительная система, устройство подготовки и регистрации информации и телекоммуникационная сеть).
-
Правовая основа. Это совокупность нормативных правовых актов, которые регулируют создание и функционирование АС.
В настоящее время существуют следующие автоматизированные системы:
ГАС (Государственные АС). ГАС «Выборы», ГАС «Персона» (правоохранительные органы), ГАС «Правосудие», Единая система информационно-телекоммуникационного обеспечения (ЕСИТО) «Юстиция» (самая маленькая среди всех), Автоматизированная система информационного обеспечения (АСИО) «Прокуратура» и Единая информационно-телекоммуникационная система (ЕИТКС) ОВД (органов внутренних дел) (в ЕИТКС ОВД вошла недавно НЕВОД – налоговых органов).
ЕСИТО «Юстиция» создавалась с 1999 года. У неё следующие подсистемы:
-
Законодательство. Существуют реестры нормативных актов муниципальных образований и регистры их уставов.
-
Регистрация общественных и религиозных организаций.
-
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (перешла в Росреестр).
-
Государственная регистрация прав на объекты интеллектуальной собственности (это перешло к Миннауке).
-
Служба судебных приставов.
-
Подсистема федеральной службы исполнения наказания.
-
Информационная сеть делопроизводства.
АСИО «Прокуратура» разрабатывается с середины 80-х годов. В ней была автоматизация 53 задач. Структура её:
-
центральная ЭВС (генпрокуратуры);
-
региональный ИВС;
-
локальные вычислительные сети (ЛВС);
-
автоматизированные рабочие места (АРМ) сотрудников органов прокуратуры.
Комплексы задач, которые выделяются в АСИО «Прокуратура»:
-
Криминалистические учёты.
-
Судебные экспертизы.
-
Процессуальные документы.
-
Надзор.
-
Контроль исполнения документа.
-
И ряд других.
Автоматизированные подсистемы:
-
Кадры.
-
Статистика.
-
Жалоба.
-
Автономная подсистема «Приёмная».
-
Маттехснаб (материально-техническое снабжение).
-
И ряд других.
ЕИТКС ОВД.
Была раньше АСУ МВД с 1965 года она создавалась. С конца 80-х начала 90-х годов она была преобразована в ИВС МВД (информационно-вычислительная система МВД).
ЕИТКС ОВД создаётся с 2006 года (не считая АС арбитражных судов – это самая новая система).
Подсистемы:
-
Телекоммуникационная подсистема. Она представляет из себя интегрированную мультисервисную телекоммуникационную систему (ИМТС ОВД – она так проходит в документах МВД). Имеет четыре уровня:
-
Федеральный;
-
Региональный;
-
Административные центры субъектов РФ;
-
Районные центры субъектов РФ.
-
-
Информационно-технологическая подсистема. Это автоматизированные информационные ресурсы, они бывают общего пользования и специального назначения.
Общего пользования – это оперативно-справочные, розыскные и криминалистические учёты интегрированных баз данных.
Специального назначения бывают следующих видов:
-
АПК (автоматизированные программные комплексы) двух видов – оперативно-розыскного назначения (к ним относятся антитеррор и СОВА, Сова – это оперативно-розыскная база данных криминалистической полиции).
-
Экспертно-криминалистических учётов (это ДНК, хомоскопия, баллистика).
-
Ведомственный сегмент ГАС, изготовление и контроля загран документов (те, которые содержат в электронной форме биометрические данные о владельцах).
-
Федеральная информационная система обеспечения БДД (безопасности дорожного движения).
-
АСИО органов предварительного следствия.
-
АИС (автоматизированные информационные системы) дежурных частей, контроля миграционной обстановки и других.
-
Третья подсистема ЕИТКС. Интеграционная подсистема. Она представляет собой инфраструктуру единого информационного пространства ОВД (ЕИП ОВД). В неё входят системообразующие компоненты:
-
Единая система ведения и распространения классификаторов информации.
-
Единая система адресования информационных ресурсов.
-
Единая система поиска и обнаружения информационных ресурсов и услуг по их обработке.
-
Система, реализующая единые стандарты обмена сообщениями между информационными ресурсами.
-
Четвёртая и последняя подсистема ЕИТКС – это информационная безопасность. В неё входят такие функциональные подсистемы, как:
-
Идентификация и аутентификация пользователей.
-
Разграничение доступа пользователей.
-
Криптографическая и антивирусная защита.
-
Предотвращение утечки информации.
-
И ряд других.