Файл: 12.05.11 Правовая информатика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2021

Просмотров: 140

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Информационное право – совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации, когда информация является конечной целью правоотношений.


Процессы сбор, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации – это ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ.


Основные информационные процессы


Хранение Передача Обработка

информации информации информации



О бъект (процесс) Сбор (восприятие) Подготовка (преобразование информации) Передача Обработка информации Хранение .

П ередача Отображение (воспроизведение) информации Потребитель информации.

Предмет информационного права – это общественные отношения в информационной сфере.

Общественные отношения:

  1. Уклад (традиции);

  2. Право;

  3. Общественные связи;

  4. Общественные институты.


Информационная сфера (среда) – это сфера деятельности субъектов, связанная с созданием, преобразованием и потреблением информации.



О бласть создание и применения средств и механизмов информационной безопасности


О бласть создания и распространения исходной и производной информации


О бласть поиска, получения и потребления информации


Область формирования информационных ресурсов, подготовки информационных продуктов, предоставления информационных услуг



О бласть создание и применения информационных систем информационных технологий и средств их обеспечения


Внешняя информационная среда, внутренняя информационная среда, хозяйствующий субъект.

Информация в качестве предмета труда (исходные сведения)

Информация в качестве продукта труда (результат обработки исходных сведений).


Институты информационного права.

  1. Общие положения в сфере информации и информатизации.

  2. Управление в сфере информации и информатизации.

  3. Информационные ресурсы. Пользование информационными ресурсами.

  4. Информатизация. Информационные системы, технологии и средства их обеспечения.

  5. Средства массовой информации.

  6. Реклама.

  7. Информационная безопасность. Защита информации и прав субъектов в области информационных процессов и информатизации.


Межотраслевые институты информационного права.

  1. Управление в сфере информации и информатизации.

  2. Средства массовой информации.

  3. Информационная безопасность. Защита информации и прав субъектов в области информационных процессов и информатизации.


Предметные области информационной сферы.

1. Реализация права на поиск, получение, передачу и потребление информации.

2. Производство, передача и распространение исходной и производной информации.


3. Формирование информационных ресурсов, подготовка информационных продуктов, предоставление информационных услуг.

4. Создание и применение информационных систем (АИС, БД, баз знаний) и информационно-телекоммуникационных технологий.

5. Создание и применение средств и механизмов информационной безопасности, в том числе средств информатики и вычислительной техники для безопасности сетей ЭВМ, а также программных и аппаратных средств защиты информации в ЭВМ и компьютерных сетях.


Структура единого информационного пространства:

1) Средства информационного взаимодействия граждан и организаций;

2) Информационные ресурсы, содержащие данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих носителях информации;

3) Организационные структуры, обеспечивающие функционирование пространства.


Информационные ресурсы



Организационные структуры Средства информационного взаимодействия

(центры управления и их структура) (технические и программные средства)



Принципы правового регулирования общественных отношений, связанных с использованием информации:

1. Свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;

2. Установление ограничений на доступ к информации только федеральными законами;

3. Недопустимость установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими, если только обязательность применения определённых информационных технологий для создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлена федеральными законами.

4. Достоверность информации и своевременность её предоставления.

5. Неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия.


Государственное регулирование в сфере применения информационных технологий:

1) Регулирование отношений, связанных с поиском, получением, передачей, производством и распространением информации с применением информационных технологий (информатизации), но основании принципов, установленных законом.

2) Развитие информационных систем различного назначения для обеспечения граждан (физических лиц), организаций, государственных органов и органов местного самоуправления информацией, а также обеспечение взаимодействия таких систем.

3) Создание условий для эффективного использования информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет».


Информатизация – это процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей на основе формирования и использования информационных ресурсов.


Информационные ресурсы – это отдельные документы и массивы документов в информационных системах (библиотеки, архивы, фонды, банки данных, другие информационные системы).


Национальные информационные ресурсы:

  • Библиотечные ресурсы;

  • Архивные ресурсы;

  • Научно-техническая информация;

  • Правовая информация;

  • Информация государственных (властных) структур;

  • Отраслевая информация;

  • Финансовая и экономическая информация;

  • Информация о природных ресурсах;

  • Информация предприятия и учреждений;

  • И так далее (…).


Информационные продукты – это документированная информация, подготовленная в соответствии с потребностями пользователей и предназначенная или применяемая для удовлетворения их потребностей.

Информационный продукт может распространяться такими же способами, как и любой другой материальный продукт, с помощью услуг, то есть получения и предоставления в распоряжение пользователя информационных продуктов.


Характеристика информационных продуктов и услуг

Функция

Вид продукта

Услуга

Компьютерные услуги

Библиография

ТВ-программ

Синтезаторы сообщений

Компьютерная программа

Игра

Персональный компьютер

ПЗУ на магнитных доменах


Видеоплёнка

Мини-ЭВМ

Флэш-накопители


Бытовой компьютер, планшет

Разделение машинного времени

БД, работающая в реальном масштабе времени

Телевидение

Сеть с накоплением и переприемом

Разгрузка, откачка программы

Видеотека


Информационные услуги – это действий субъектов по обеспечению пользователей информационными продуктами.


Виды информационных услуг:

Услуги:

1) Выпуск информационных изданий:

  • Реферативные сборники;

  • Библиографические указатели;

  • Обзорные издания;

  • Справочные издания.

2) Ретроспективный поиск информации.

3) Традиционные услуги научно-технической информации:

  • Переводы;

  • Обзоры.

4) Дистанционный доступ к удалённым базам данных:

  • Косвенный;

  • Непосредственный;

  • Down loading;

  • Регулярный поиск.

5) Подготовка и оказание информационных услуг:

  • Обработка данных;

  • Программное обеспечение;

  • Информационные технологии;

  • Информационные системы;

  • Связь (телекоммуникационная и телефонная).

6) Предоставление первоисточника.


Рынок информационных услуг.

Деловая информация: 1) статическая, 2) коммерческая, 3) биржевая и финансовая.

Информация для специалистов: 1) Научно-техническая, 2) профессиональная, 3) доступ к первоисточникам.

Услуги образования: 1) дошкольное, 2) школьное, 3) специальное, 4) среднее профессиональное, 5) высшее, 6) повышение квалификации и переподготовка.

Потребительская информация: 1) Новости и литература, 2) потребительская, 3) развлекательная.

Обеспечивающие информационные системы и средства: 1) разработка и сопровождение информационных систем и технологий. 2) консультирование, 3) программные продукты, 4) технические средства, 5) подготовка источников информации.


Средства информационного обмена – информационные системы и сети, используемые при информационном обмене.



Информационная система – организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, реализующих информационные процессы.

Информационная система:

1) Информационное обеспечение;

2) Техническое обеспечение;

3) Математическое обеспечение;

4) Программное обеспечение;

5) Организационное обеспечение;

6) Правовое обеспечение;

7) Лингвистическое обеспечение.


Информационная система общего пользования – информационная система, которая открыта для использования всеми лицами и в услугах которой этим лицам не может быть отказано.


Корпоративная информационная система – информационная система, участниками которой может быть ограниченны круг лиц, определённый её владельцем или соглашением участников этой информационной системы.


Сеть связи – технологическая система, включающая в себя средства и линии связи и предназначенная для электросвязи или почтовой связи.


Средства связи – технические и программные средства, используемые для формирования, приёма, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а также при оказании услуг связи или обеспечении функционирования сетей связи.


Электросвязь – любые излучение, передача или приём знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам.


Информационно-телекоммуникационная сеть – технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.


Трафик – нагрузка, создаваемая потоком вызовов, сообщений и сигналов, поступающих на средства связи.


Информационные технологии – процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов.

Базовые информационные технологии:

  • Мультимедийные технологии;

  • Автоматизация офиса;

  • Информационные технологии автоматизированного проектирования;

  • Информационные технологии в промышленности и экономике;

  • Технологии искусственного интеллекта;

  • CASE-технологии;

  • Геоинформационные технологии;

  • Статистические информационные технологии;

  • Информационная технология управления;

  • Информационная технологии в образовании;

  • Информационные технологии организационного управления (корпоративные информационные технологии);

  • Телекоммуникационные технологии;

  • Технология защиты информации;

  • Бухгалтерские информационные системы (БУИС);

  • Информационные технологии в юридической деятельности.


Легальное определение информации – сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

Содержание термина «Информация»:


1) Функциональная сторона определения информации.

Информацию можно:

  • Генерировать и представлять в определённой форме (устное сообщение, документ, деловое письмо, справка и т.д.);

  • Перерабатывать (на основе известной создавать новую, хранить, изменять, уничтожать, извлекать, обрабатывать, реорганизовывать);

  • Передавать с одного места в другое устным, письменным или иным способом.

2) Представительная сторона определения информации.

  • Информация представляется посредством данных;

  • Данные могут быть собраны в документ;

  • Документы могут иметь определённую структуру;

  • Документы могут быть представлены в печатной, машиночитаемой, аудио и видео формах.


Документированная информация – зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством РФ случаях её материальный носитель.


Признаки, определяющее содержание легитимного понятия «документ (документированная информация)»:

  1. Наличие материального носителя;

  2. Идентифицируемость зафиксированных на нём сведений.


Электронный документ – электронное сообщение, подписанное электронной цифровой подписью или аналогом собственноручной подписи.

Документ в электронной форме отображения – информация, представленная в форме набора состояний элементов электронной вычислительной техники, иных электронных средство обработки, хранения и передачи информации, могущая быть преобразованной в форму, пригодную для однозначного восприятия человеком, и имеющей атрибуты для идентификации документа.

Система электронного документооборота:

1. Комплекс информационных услуг по регистрации и контролю исполнения документов;

2. Комплекс информационных услуг согласования проектов документов;

3. Комплекс информационных услуг обеспечения деятельности Ведомственного архива.

4. Комплекс информационных услуг обработки организационно-распорядительных документов в подразделениях;

5. Комплекс информационных услуг ведения электронной номенклатуры дел.


Электронное сообщение – информация, преобразованная в форму, пригодную для передачи и (или) хранения с использованием средств вычислительной техники.


Машинная (компьютерная) информация – информация, циркулирующая в вычислительной системе, зафиксированная на физических носителях в форме, доступной восприятию ЭВМ, или передаваемая по телекоммуникационным каналам.


Носители информации (сведений, данных) – материальные объектов, в том числе физические поля, в которых сведения находят своё отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов.


Вычислительная система – совокупность интеллектуального и вещественного носителей и их способность к искусственной деятельности по переработке информации.