Файл: 26.11.09 Муниципальное право.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2021

Просмотров: 138

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Уставы о местном самоуправлении муниципальных образований: понятие, содержание и порядок принятия.


Легального определения устава в законах нет.

Устав для муниципального образования это тоже, что и конституция для государства.

В силу своей важности, устав обладает рядом юридических свойств, которые отличают его от других нормативные правовых акт.


Особые юридические свойства, отличающие устав муниципального образования:

  1. Устав – это акт учредительного, правоустанавливающего характера. Иными словами, несмотря на то, что муниципальное образование считается созданным с момента определения границ субъектом федерации, реально же – с момента действия устава муниципального образования.

  2. Устав – это акт, обладающий высшей юридической силой по отношению к другим муниципальным правовым актам. Все акты, издаваемые муниципальными служащими, должны соответствовать уставу.

  3. Устав – это акт долговременного действия, носит долговременный характер.

  4. Устав имеет особый порядок, особую процедуру принятия.

  5. Устав подлежит обязательной государственной регистрации.

  6. Устав может осуществлять временное правовое регулирование вопросов, связанных с местным самоуправлением в случае наличия пробелов в законодательстве.


Определение устава – это перечисление его отличительных свойств.


Содержание устава закрепляется статьёй 44 ФЗ-131.

Вывод: те положения, что закрепляются статьёй 44 ФЗ-131 – это обязательные положения, которые должны быть в каждом уставе и если регистрирующий орган обнаружит, что какие-либо обязательные положения отсутствуют, то отказ в регистрации устава. Больше, чем предусмотрено – можно, меньше – нельзя.

В 1899 году в США была принята первая модельная Хартия. Ныне каждые 10 лет модельные хартии обновляются и уставы приводятся в соответствии с ними. Устав Нью-Йорка – это три толстых книги где-то с «Анну Каренину».


Порядок принятия устава муниципального образования.

В соответствии со статьёй 44 ФЗ-131 устав муниципального образования принимается либо представительным органом, если же его нет (если менее 100 человек) – то сходом граждан. Уставы принимают только представительные органы!..

Процедура принятия:

  1. Вначале проект устава или проект изменения устава должен быть опубликован либо обнародован не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения проекта устава представительным органом.

  2. Затем одновременно с опубликованием устава должна быть обнародована информация о порядке учёта предложений по уставу.

  3. По проекту устава обязательно проведение публичных слушаний. Есть единственное исключение, когда не требуется проводить публичные слушаний (причём не столько по принятия устава, а в случае изменения) – если устав приводится в соответствие с федеральными законами.

  4. После проведения всех этих процедур, депутаты могут рассматривать устав на своих заседаниях. Устав принимается квалифицированным большинством депутатов – не менее 2/3 от установленной численности.

  5. Далее – этап регистрации уставов. Это четвёртый вопрос.




4. Порядок государственной регистрации уставов муниципальных образований.


В соответствии со статьёй 44 государственную регистарцию уставов муниципальных образований осуществляет Министерство юстиции.

Порядок государственной регистрации на основании Федерального Закона «О государственной регистрации уставов муниципального образования» от 21 июля 2005 года.

На основании этого закона необходимо выполнить следующие действия: в течение 15 дней после принятия устава глава муниципального образования направляет его и соответствующие документы в орган юстиции.

Какие именно документы:

  • Сам текст устава (причём есть определённые требования: устав должен быть прошит, пронумерованы листы и скреплены печатью уполномоченного органа).

  • Кроме самого текста его принятия прилагается текст решения принятия.

  • Далее, протокол (либо протокол заседания представительного органа, либо протокол схода граждан).

  • Сведения о дате и источниках опубликования либо обнародования устава.

  • Результаты публичных слушаний по проекту устава.

Все эти документы прилагаются как в бумажном виде, так и на электронном носителе.


В течение 30 дней регистрирующий орган проверяет устав и принимает решение о его регистрации, в этом случае уставу присваивается государственный регистрационный номер, сведения о нём включаются в государственный реестр уставов муниципальных образований и выдаётся свидетельство о государственной регистрации уставов.

Либо второй вариант – если регистрирующий орган отказывает в регистрации устава если имеются какие-либо нарушения.

Выдача решения (либо о регистрации либо об отказе о регистрации – это тоже письменное решение) с момента пяти дней с момента принятия.


50 дней – это максимальный срок регистрации устава.


Закон устанавливает основания для отказа в регистрации устава:

  1. Несоответствие устава законодательству.

  2. Когда нарушена процедура или порядок его принятия. Например, если проект устава был опубликован не за 30 дней, а за 25.


Отказ в регистрации означает, что необходимо исправить нарушения и снова представить устав для регистрации.

Если же не согласны с отказом (скажем, спор о какой-либо статье), то отказ в регистрации может быть обжалован в судебном порядке.




Тема 8. Муниципальная служба.


  1. Понятие муниципальной службы и её особенности.

  2. Принципы муниципальной службы.

  3. Понятие и группы должностей муниципальной службы. Квалификационные требования, предъявляемые к ним.

  4. Муниципальный служащий. Ограничения, связанные с муниципальной службой.

  5. Запреты, связанные с муниципальной службой.

  6. Права муниципального служащего.

  7. Обязанности муниципального служащего.

  8. Гарантии, предоставляемые муниципальному служащему.

  9. Поступление на муниципальную службу.

  10. Прохождение муниципальной службы и прекращение муниципальной службы.




Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 2 марта 2007 года, №25-ФЗ.

Закон Воронежской области «О муниципальной службе в Воронежской области» от 28 декабря 2007 года.



1. Понятие муниципальной службы и её особенности.


Муниципальная служба рассматривается в двух аспектах: как определённый вид человеческой деятельности и как правовой институт.

Вначале мы поговорим о муниципальной службе как о виде деятельности.

Статья 1 ФЗ-25.

Муниципальная служба – это профессиональная деятельность граждан, осуществляемая на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путём заключения трудового договора – контракта.

Речь идёт о гражданах, но не сказано «гражданах РФ», значит, что и иностранец может, при условии наличия соответствующего договора между нашим и его государствам.

Далее, служба – это всегда постоянная оплачиваемая деятельность.

Есть особая категория должностей, которые называются «должности муниципальной службы».


Д олжности в местном самоуправлении (МСУ).


Муниципальные должности: Должности муниципальной

(должности, замещаемые выборным путём) службы


– Глава муниципального образования.

– Депутаты

– Члены выборных органов

– Выборные должностные лица


Эти лица не являются муниципальным служащими.


Мы говорим о должностях муниципальной службы.

Муниципальная служба на контрактной основе.

Нанимателем является муниципальное образование, а представителем нанимателя (конкретным работодателем) является либо орган местного самоуправления, либо руководитель органа местного самоуправления, либо иное лицо, уполномоченное исполнять функции работодателя.


В статье 5 ФЗ-25 закрепляется преемственность и взаимосвязь государственной и муниципальной службе. И в статье 7 ФЗ «О государственной гражданской службе». Эти статьи одинаковые.


Особенности, отличающие муниципальную от государственной службы:

  1. Муниципальная служба осуществляется в интересах населения муниципального образования.

  2. Муниципальная служба способствует реализации функций и полномочий органов местного самоуправления.

  3. В своей деятельности муниципальные служащие руководствуются не только федеральным либо региональным законодательством, но и муниципальным правовыми актами.

  4. Муниципальная служба финансируется за счёт средств местного бюджета.

  5. Многие элементы правового статуса муниципальных служащих определяются муниципальными правовыми актами.


О муниципальной службе как правовом институте.

Правовой институт муниципальной службе носит комплексный характер и включает в себя нормы трудового права (трудовой кодекс по части выполнения своих трудовых функций…), в этот институт включаются нормы административного права (основные принципы управленческой деятельности – принципы иерархичности, подчинения вышестоящему нижестоящего должностного лица…) и нормы муниципального права (по большей части – это нормы, определяющие его статус).


По своей структуре из трёх уровней правовых актов правовой институт состоит: федеральные, региональные и муниципальные правовые акты.



2. Принципы муниципальной службы.


ФЗ-25 статья 4. Очень схожи с принципами государственной гражданской службы.

Вот есть такие принципы, как принципы внепартийности (это то, что муниципальный служащий при исполнении своих служебных обязанностей не может руководствоваться установками политической партии – он может руководствоваться только законом и не может использоваться преимущества своего служебного положения для партийных дел, нельзя создавать структуры политических партий в органах местного самоуправления).

Принцип доступности информации о деятельности муниципальной службе. Это не принцип гласности. ФЗ «Об обеспечении к доступа информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 9 февраля 2009 года №8-ФЗ. Статья 13 – какая именно информация должна быть доступна.

Принципы профессионализма, стабильности, компетенции…



3. Понятие и группы должностей муниципальной службы. Квалификационные требования, предъявляемые к ним.


Группы должностей муниципальной службы устанавливает статья 8 ФЗ «О муниципальной службе» и таких групп пять (5): это высшие, главные, ведущие, старшие и младшие должности муниципальной службы.

Группы должностей муниципальной службы:

  1. Высшие;

  2. Главные;

  3. Ведущие;

  4. Старшие;

  5. Младшие должности муниципальной службы.


Важен уровень образования, стаж работы и профессиональные знания и навыки.

Что касается уровня профессионального образования: первые четыре группы требуют высшее профессиональное образование, а младшая группа – здесь достаточно наличия среднего профессионального образования.

Что касается требований к стажу работы:

  1. Высшая группа требует стаж службы не менее 5 (пяти) лет либо стаж работы по специальности не менее 5 лет.

  2. Главные должности – стаж службы не менее 3 лет, стаж работы по специальности – не менее 4 лет.

  3. Ведущие должности – стаж службы не мене 2 лет, стаж работы по специальности – не менее 3 лет.

  4. Для старших и младших служащих стаж не обязателен.


Требования к знаниям кандидата на муниципального служащего:

  1. Знания законодательства по профилю своей деятельности, стратегических программных документов по развитию местного самоуправления в Воронежской области (то есть и иных программных установок).

  2. Знание основ муниципального и государственного управления.

  3. Знание нормативных документов, регламентирующих служебную деятельность (инструкции, приказы, положения в рамках служебных требований).


Требования к профессиональным навыкам:

  1. Владение современными средствами (методами) работы с информацией (это тестирование на знание компьютеров).

  2. Навыки работы с документами, то есть составление документов.

  3. Навыки саморазвития и организации личного труда.

  4. Навыки планирования рабочего времени.

  5. Коммуникативные навыки.



Федеральный закон о муниципальной службе устанавливает, что законами субъекта могут устанавливаться классные чины для муниципальных служащих. Они установлены в статье 7 закона о Воронежской области.



4. Муниципальный служащий. Ограничения, связанные с муниципальной службой.


Понятие муниципального служащего – статья 10 ФЗ «О муниципальной службе в РФ», в соответствие с ней:

Муниципальный служащий – это гражданин, исполняющий в порядке, определённым муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и с законами субъекта РФ, обязанности по должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счёт средств местного бюджета.

Обратить внимание, что не любой человек, который работает за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счёт средств местного бюджета – уборщица не входит.


Ограничения, связанные с муниципальной службой, установлены в статье 13 ФЗ «О муниципальной службе в РФ»: недееспособность, осуждение к наказанию и прочее…

Среди ограничений на что обратить внимание: только один муниципальный служащий не может заниматься иной оплачиваемой деятельностью, кроме научной, преподавательской, творческой и т.д. – только глава муниципального образования, работающий по контракту. Остальные могут.



5. Запреты, связанные с муниципальной службой.


Перечислены в статье 14 ФЗ «О муниципальной службе».

Запреты – это требования, которые не должен нарушать человек, который УЖЕ состоит на муниципальной службе.

Посмотреть самим. Обратить внимание на такое понятие, как «конфликт интересов».

Это понятие появилось в связи с принятием ФЗ «О противодействии коррупции».

То есть муниципальному служащему нельзя заниматься какой-либо деятельностью, если личная заинтересованность муниципального служащего может помешать ему объективно исполнять свои обязанности.

В органах муниципального образования создаётся специальная комиссия по урегулированию конфликта интересов.

Есть запрет, который касается только главы администрации – в случае, если глава администрации владеет ценными бумагами, акциями, определёнными долями в организациях и в случаях, если эти ценные бумаги приносят доход и что если это может привести к конфликту интересов, то в этом случае он обязан передать соответствующие бумаги и доли в доверительное управление в соответствии с законодательством.



6. Права муниципального служащего.


Читать самим статью 11 ФЗ «О муниципальной службе».



7. Обязанности муниципального служащего.


Читать самим статью 12 ФЗ «О муниципальной службе», плюс дополнения, которые предусмотрены ФЗ «О противодействии коррупции».

В соответствии с этим законом для муниципальных служащих есть обязанность уведомлять о поступивших к ним обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений. Служащий, который не донёс, будет привлечён к ответственности.