Файл: Rossyskoe_ugolovnoe_pravo_Kurs_lektsy_Chast.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2021

Просмотров: 2019

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Формальные составы сконструированы для тех случаев, когда ущерб, причиненный преступлением, имеет нематериальный характеру, например, в случае оскорбления и клеветы. В таких случаях законо­датель ограничивается указанием на общественно опасное деяние без описания вредных последствий.


Подобные составы конструируются для тех преступных деяний, при описании которых невозможно учесть наступление всех конкретных последствий, например, при изнасилова­нии (ст. 131 УК); либо деяние является настолько опасным, что законо­датель с целью усиления ответственности не указывает последствия, например, при организации преступного сообщества (ст. 210 УК).


Своеобразно конструируются составы, когда общественно опасное деяние лишь создает угрозу причинения суще­ственного вреда (ст.ст. 205 - терроризм), 215.1(прекращение или ограничение подачи электрической энергии), 122 УК (заведомое поставление в опасность заражения ВИЧ-инфекцией). Преступления с такими составами представляют собой деликты поставления в опасность.


Ряд учены (Н.Д. Дурманов и другие) возражают против деления составов на материальные и формальные, так как считают, что любое преступление причиняет ущерб: организационный, идеологический, по­литический, социальный, либо моральный.

В основе этого отрицания - смешение понятия преступления как реального явления и понятия «со­став преступления».

Безусловно, все преступления материальны, поскольку причиняют вред общественным отношени­ям. Однако конструкции составов преступлений (речь идёт об особенностях юридической техники) по усмотрению зако­нодателя могут быть материальными либо формальными, то есть со­держать указания на последствия либо не содержать, иначе говорят «последствия могут быть вынесены за пределы состава».


Приемы описания обществен­но опасных последствий в законе различны. Наиболее типичные:

1. Указывается характер и тяжесть вредных последствий, например, при описании телесных повреждений (ст.ст. 111,112,115 УК).

2. Приводится перечень вредных последствий, например, при нарушении правил охраны окружающей среды (ст.246 УК) если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных).

3. Указывает ряд альтернативных последствий, каждое из которых дает основание квалифицировать деяние в качестве конкретного пре­ступления, например, при нарушении правил безопасности движения (ст. 264 УК).

4. Составы, с так называемыми, дополнительными тяжкими последствиями, которые конструируются при наличии нескольких последствий, которые играют роль отягчающих признаков, например, в случае причи­нения тяжких телесных повреждений со смертельным исходом (ч. 4 ст.111 УК).

5. При наличии комплексных последствий, включающих в себя со­циальный, организационный, экономический и другие виды вреда, за­конодатель указывает объекты, которым причиняется существенный вред, например, злоупотребление при эмиссии ценных бумаг причиняет крупный ущерб гражданам, организациям или государству (ст. 185 УК).


6. В наиболее затруднительных случаях для описания последствий применяют, так называемые, оценочные признаки, которые выражены такими словосочетаниями, как «существенный вред» (ст. 202 УК), «крупный размер» (ст. 158 УК), «крупный ущерб» (ст. 171), «тяжкие последствия» (ст. 247 УК). Использование оценочных признаков пред­полагает их конкретизацию в процессе осуществления правоприменительной практики.

Значение общественно опасных последствий заключается в том, что они определяют характер и степень материальных и нематериаль­ных последствий и тем самым влияют на вид и размер наказания.

Наличие последствий в материальных составах явля­ется необходимым конструктивным элементом, при отсутствии кото­рого исключается уголовная ответственность.

Причинная связь между общественно опасным действием (бездействием) и наступившими последствиями.

(4 вопрос)

Причинная связь есть признак объективной стороны материальных преступлений.


Речь об ответственности лица за наступившие общественно опасные последствия (при наличии, разумеется, вины) может пойти только тогда, когда они находятся в причинной связи с совершенным им общественно опасным действием или бездействием.

При отсутствии причин­ной связи уголовная ответственность за наступление вредных последствий исключается.


Причина — это философская категория, отражающая одну из форм всеобщей объективной связи, взаимозависимости и взаимообусловленности предметов, явлений и процессов, про­исходящих в природе и обществе.


Под причиной понимается явление, которое закономерно, с внутренней необходимостью порождает другое явление, рассматриваемое как следствие.


Это философское понимание причинности является общим для всех отраслей знаний, и поэтому оно применимо и к причинной связи в уголовном праве.


Объективный характер причинных связей имеет важное значение для уголовного права. Следственные органы и суд при расследовании и судебном рассмотрении уголовного дела устанавливают не какую-то воображаемую связь между обще­ственно опасным поведением лица и вредными последствиями этого поведения, а объективную, существующую вне сознания следователя и суда причинную связь.

Однако процесс установ­ления причинной связи не всегда является простым. В связи с этим следствие и суд для установления причин­ной связи по уголовному делу прибегают к помощи различного рода специалистов и экспертиз.


Причинная связь в уголовном праве, характеризуется рядом признаков.


Наиболее общим признаком любых причинных связей является их мно­гозначность.

Это означает, что в реальной действительности редко бывают ситуации, когда одно последствие порождается одной причиной.

Обычно сама причина вызывается рядом обстоятельств и в свою очередь порождает также не одно, а несколько самых разнообразных явлений — следствий.


В свя­зи с этим причинная связь чаще всего есть не взаимодействие двух явлений, а совокупность ряда явлений.

Нередко причина и следствие отделены друг от друга целой цепочкой других явлений и обстоятельств, которые выступают в виде связыва­ющих причину и следствие звеньев.

Поэтому причинная связь — это не обязательно связь между «соседними» по внешней последовательности событиями.

Преступное последствие также может быть следствием не одного деяния, а нескольких, и в этом случае необходимо учитывать всю совокупность причин.

Науке уголовного права известны три теории причинно-следствен­ной связи: эквивалентная, адекватная и диалектическая.

1. Согласно теории эквивалентной причинной связи, причиной вред­ных последствий являются все обстоятельства, которые ведут к преступ­ному результату. Так, в 30-40 годы следователи усматривали причин­ную связь между действиями грабителя, снявшего зимой пальто с пьяного на улице, и гибелью потерпевшего от переохлаждения и соответственно квалифицировали смерть жертвы как убийство с косвенным умыслом.

Сто­ронники эквивалентности не различали причин и условий совершения преступлений и рассматривали эти явления как равнозначные (эквива­лентные). Отсюда выводилась причинная связь между незаконным зав­ладением одежды и гибелью потерпевшего от холода. Недостаток тако­го подхода заключается в чрезмерном расширении понятия причинно-следственной связи, что неизбежно ведет к объективному вменению, то есть к привлечению к уголовной ответственности при отсутствии вины.


2. Согласно теории адекватности причинной связи причиной на­ступления вредных последствий являются опасные деяния, послед­ствия которых адекватны, то есть соответствуют типичному результа­ту. Сторонники адекватности высказывают ошибочные суждения об от­сутствии причинной связи между легкими телесными повреждениями и смертью потерпевшего, которому нанесен удар по голове после трав­мы либо инсульта. В действительности причинная связь между действи­ями субъекта и наступившим результатом существует. Однако, если субъекту неизвестно о болезненном состоянии потерпевшего, то вина в причинении смерти отсутствует. Недостаток теории адекватности зак­лючается в том, что такой подход сужает понятие причинной связи, что может привести к неправильной квалификации содеянного.


3. В соответствии с диалектико-материалистической теорией при­чиной признается такое явление (событие), которое закономерно с внутренней необходимостью порождает другое явление (следствие). Условиями выступают такие факторы, которые не порождают след­ствия, но способствуют или препятствуют его наступлению.


Для признания наличия причинной связи между общественно опасным деянием и общественно опасным последствием не­обходимо наличие трёх условий:


1. общественно опасное деяние во времени обязательно предшествует общественно опасным последствиям;

2. общественно опасное деяние закономерно, с внутренней необходимостью, порождает общественно опасные последствия, т.е. общественно опасное деяние создаёт реальную возможность наступления общественно опасных последствий;

3. общественно опасное деяние является главной причиной, необходимым условием наступления общественно опасных последствий. Последствие наступило именно от данного деяния без влияния каких-либо посторонних сил или обстоятельств.

Отсутствие одного из указанных признаков свидетельствует о том, что деяние не создает объективной связи. Это означает, что лицо, совершившее деяние, не может нести ответственность за насту­пившие последствия.

В зависимости от обстоятельств причинная связь между опасным деянием и преступным результатом может иметь необходимый харак­тер, если создает реальную возможность наступления преступного ре­зультата, например, субъект взрывает гранату в общественном месте, в результате чего обязательно должны погибнуть люди.

Может иметь место случайная причинная связь, когда возникает пере­сечение различных рядов причинности. Например, субъект, учинив драку на проезжей части дороги, наносит удар потерпевшему, от которого последний падает на асфальт (первый ряд причинности). Водитель следующего по дороге автомобиля осуществляет наезд на потерпевшего в драке. От полученных повреждений последний скончался (второй ряд причинно­сти). Субъект преступления отвечает за результат своих действий, ко­торый охватывается его умыслом, а не за последствия, которые насту­пают случайно.

Большая группа учёных (Кудрявцев В.Н., Прохоров В.С., Церетели Т.В. и др.) считает, что уголовную ответственность лицо несет и за случайные последствия своих действий, поскольку, по их мнению, «в природе случайных связей нет ничего непознаваемого, т.е. случайное последствие можно предвидеть».

Отдельные юристы (М.Д. Шаргородский и другие) отрицают на­личие причинной связи между бездействием и общественно опасными последствиями, полагая, что «бездействие - есть нечто, неспособное породить что—либо».

Большинство юристов не разделяет этого мнения, поскольку бездействие - это реальное средство изменения существую­щей действительности. При преступном бездействии субъект не выпол­няет возложенной на него обязанности и тем самым вызывает наступ­ление преступного результата, который является закономерным послед­ствием его бездействия. Например, ч.1 ст. 293 УК РФ (халатность) предусматривает уголовную ответственность, в том числе и за неисполнение должностным лицом своих обязанностей, причинившее существенное нарушение прав и законных интересов.

Факультативные (дополнительные) признаки объективной стороны преступления.


(5 вопрос)

В рамках общего состава преступления наряду с общественно опас­ными последствиями и причинной связью к факультативным призна­кам относят способ, орудия, средства, место, время и обстановку совер­шения преступления.


Наиболее часто в качестве конструктивного или квалифицирующего признака выступает способ совершения преступления.


Под способом совершения того или иного преступного деяния, имеется ввиду, применение каких-либо приёмов, мето­дов, использование средств, определённая последовательность действий и т.д.


Этот признак в одних случаях выступает в качестве критерия, позволяющего разли­чить однородные преступления (например, различные формы хище­ний), в других - существенно повышает общественную опасность, то есть выступает в роли квалифицирующего признака (например, умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества общеопасным способом – ч.2 ст. 167 УК).


В доктрине уголовного права высказывается мнение даже о том, что все дис­позиции Особенной части УК сконструированы в зависимости от способов совершения преступления. Подтверждается это следующей классификацией:

1) в диспозиции указывается единственный способ совершения конкретного преступления (например, ч. 2 ст. 306 УК- заведомо ложный донос);

2) диспозиция содержит точный перечень возможных способов совершения преступления (например, ч. 2 ст. 141 УК – воспрепятствование осуществлению избирательных прав – соединённое с подкупом, обманом, применением насилия и т.д.);

3) диспозиция содержит примерный перечень возможных способов совершения преступления (например, ч. 2 ст. 167 УК – умышленное уничтожение чужого имущества путём поджога, взрыва или иным общеопасным способом);

4) из диспозиции статьи вытекает, что преступление может быть совершено любым способом (например, ст. 125 УК – заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии).


Средства и орудия совершения преступления занимают второе по значимости место после способа совершения преступления.

Средства и орудия совершения преступления – это методы действия (бездействия), одушевлённые и неодушевлённые компоненты, используя которые виновный воздействует на объект уголовно-правовой охраны.

Иногда в литературе даются разные определения средств и орудий.

Средства совершения преступления — это предметы, устройства, механизмы, приспособления, используемые в процессе совершения преступления, а орудия — это предметы или устройства, которые используются для разрушающего воздействия на предмет преступления или причинения физического вреда

О средствах и орудиях совершения преступления законодатель говорит в Общей части УК при определении ответственности за приготовление (ч. 1 ст. 30 УК) и при определении признаков пособничества (ч. 5 ст. 33 УК). Однако в Особенной части УК используется лишь термин "средство", который по смыслу уголовно-правовых норм охватывает и содержание понятия "орудие" посягательства.