Файл: Rossyskoe_ugolovnoe_pravo_Kurs_lektsy_Chast.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2021

Просмотров: 2017

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Состояние опьянения есть разновидность аномального состояния субъекта, при котором процессы возбуждения и торможения при­ведены в дисгармонию.

Данное обстоятельство должно быть адекватно учтено при назначении наказании, при индивидуализации уголовной ответственности.


Вместе с тем, состояние опьянения не мо­жет быть признано смягчающим наказание обстоятельством при наличии трех факторов:

1) если субъект сознательно привел себя в состояние опьянения с тем, чтобы облегчить совершение пре­ступления;

2) если субъект сознательно привел себя в состояние опьянения для того, чтобы в дальнейшем сослаться на это состо­яние как на обстоятельство, смягчающее наказание, и

3) если субъект привел себя в состояние опьянения, несмотря на то, что знал свою обычную реакцию в состоянии подобного рода.

В последнем случае имеется в виду ситуация, предполагающая неадекватное по­ведение человека, находящегося в состоянии опьянения, и его зна­ние об обычном протекании нервных процессов в таком состоянии.


Статья 23 УК содержит предписания, имеющие характер обще­го предупреждения. Норма устанавливает неизбежность наступ­ления уголовной ответственности даже в том случае, если субъект в силу одурманивающего воздействия алкоголя или других ве­ществ не мог в полной мере осознавать социальную значимость своего поведения или руководить им.


Выделяются два вида опьянения - физиологическое и патологи­ческое.


Статья 23 УК имеет в виду обычное - физиологическое опьянение.

Физиологическое опьянение не является патологией (болезнен­ным состоянием) и не влечет стойких изменений психики.


К лицу, совершившему преступление в состоянии физиологичес­кого опьянения, наряду с наказанием могут быть применены принуди­тельные меры медицинского характера, если суд на основании судебно-психологической экспертизы признает, что такое лицо нуждается в лечении от алкоголизма или наркомании (п. «г» ч. 1 ст. 97 УК).

Состояние абстиненции (наркотического голода) рассматривается как разновидность психического расстройства, а потому образует медицинский критерий невменяемости.


Патологическое опьянение, в отличие от физиологического, пред­ставляет собой временное расстройство психики, которое полностью лишает возможности отдавать отчет в своих действиях и руководить ими. Лицо, совершившее общественно опасное действие в состоянии белой горячки или иного алкогольного психоза, признается невменяе­мым и уголовной ответственности не подлежит.


Специальный субъект преступления.

(4 вопрос)

В теории уголовного права наряду с общим субъектом преступле­ния выделяется специальный субъект.

Признаки общего субъекта пре­ступления (физическая принадлежность, вменяемость и определенный возраст) сформулированы законодателем в Общей части УК.


Призна­ки специальных субъектов указаны в диспозициях уголовно-правовых норм Особенной части либо в примечаниях к ним.


Специальный субъект преступления - это лицо, которое наряду с общими признаками субъекта имеет дополнительный признак, необхо­димый для привлечения к уголовной ответственности. (Некоторые авторы добавляют: признаки или качества).


В диспозициях уголовно-правовых норм дополнительный признак дан в позитивной форме (военнослужащий, должностное лицо) либо в негативной форме (лицо, не имеющее медицинского образования).


По характеру содержания дополнительный признак может быть либо конкретным (мать новорожденного ребенка) либо обобщенным (лицо, обязанное оказать медицинскую помощь в соответствии с зако­ном или специальными правилами).


В большинстве норм дополнительный признак указан прямо, в от­дельных нормах - косвенно. Например, в случае совершения преступ­ления «с использованием служебного положения» специальным субъектом выступает лицо, обладающее соответствующим служебным положением. В последнем случае признаки специального субъекта вы­водятся путем толкования уголовно-правовой нормы.


Признаки специального субъекта весьма разнообраз­ны, но во всех случаях касаются тех свойств личности, которые влия­ют на характер и степень общественной опасности преступления.

Классификация специальных субъектов может быть проведена по наиболее общим отличительным признакам.


Такими признаками являются:

1) правовое положение и социальная роль субъекта преступления;

2) физическое свойство субъекта преступления;

3) характер взаимоотношений субъекта с потерпевшим.


К первой группе по правовому положению и социальной роли отно­сятся: граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, дол­жностные лица, руководители, представители власти, сотрудники пра­воохранительных органов, лица, которые выполняют определенный вид деятельности, имеют отношение к военной службе, участвуют в уголов­ном процессе, осуждены либо заключены под стражу.


Во второй группе по физическим свойствам субъекта в качестве до­полнительного признака учитываются: пол (мужской), возраст (совер­шеннолетний), состояние здоровья (венерический больной или ВИЧ-инфицированный), трудоспособное лицо.


В третьей группе по характеру взаимоотношений субъекта с потер­певшим в качестве признака специального субъекта выступают: род­ственные отношения (родители, мать, отец, дети, другие родственники), служебные отношения (начальник, подчиненный), отношения зависи­мости (лицо, от которого потерпевший зависит материально, опекун).


Признаки субъекта преступления в уголовном праве имеют троя­кое значение:

во-первых, они могут быть конструктивными признаками соста­ва преступления, без которых соответствующие составы преступлений не существуют;


во-вторых, в квалифицированных составах они выступают в роли отягчающих признаков;

в-третьих, за рамками состава преступления дополнительные при­знаки субъекта преступления имеют значение смягчающих либо отяг­чающих обстоятельств.


Вопрос в заключении. Юристы специальные субъекты?

Да. Справедливо замечание английского юриста Иеремии Бентама, о том, что: «Правоведы – единственная категория людей, которым незнание законов ничем не грозит».



Тема 8.

Субъективная сторона преступления.


Вопросы

1. Понятие, признаки и значение субъективной стороны пре­ступления.

2. Понятие вины и ее формы.

3. Умысел и его виды.

4. Неосторожность и ее виды.

5. Преступление с двумя формами вины.

6. Невиновное причинение вреда (казус).

7. Мотив и цель преступления.

8. Ошибка и ее уголовно-правовое значение.


Нормативные акты.


1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (ред. от 30.12.2008) ст. 49.

2. Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 30.12.2008) ст. 73.

3. ППВС РФ О судебной практи­ке по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ) от 27 января 1999 г. №1. (ред. от 03.04.2008). (п.п. 2, 3).

Литература


1. Волков Б.С. Мотивы преступлений. - Казань, 1982.

2. Ворошилин Е.В., Кригер Г.А. Субъективная сторона преступ­ления. - М., 1987.

3. Гилязев Ф.Г. Вина и криминогенное поведение личности. -М., 1991.

4. Дагель П.С. Неосторожность: уголовно-правовые и крими­нологические проблемы. - М., 1977.

5. Дагель П.С., Котов Д.П. Субъективная сторона преступления и её установление. – Воронеж, 1974.

6. Квашис В.Е. Преступная неосторожность. - Владивосток, 1986.

7. Лунеев В.В. Мотивация преступного поведения. - М., 1991.

8. Рарог А.И. Субъективная сторона и квалификация преступ­ления.-М., 2001.

9. Скляров С.В. Вина и мотивы преступного поведения. - СПб., 2004.

10. Трухин А.И. Вина как субъективное основание уголовной ответственности. - Красноярск, 1992.

11. Тяжкова И.М. Неосторожные преступления. - СПб., 200210. Якушин В.А. Ошибка и ее уголовно-правовое значение. - Казань, 1988.

12. Якушин В.А. Субъективное вменение и его значение в уго­ловном праве. - Тольятти, 1998.


Понятие, признаки и значение субъективной стороны преступления

(1 вопрос)

В уголовном законе нет понятия «субъективная сторона преступления».

В науке и практике общепризнанно, что субъективная сто­рона является одним из элементов преступления.


Она характеризует внутреннее отношение лица, совершившего общественно опасное и уголовно-противоправное деяние, к этому деянию в период его подготовки и осуществления.


Субъективная сторона преступления - это существовавшая в период совершения преступления субъек­тивная реальность. Субъективная сторона как внутренняя характеристика совер­шенного деяния имеет свои признаки, раскрывающие ее как та­ковую.


Некоторые учёные (Б.С. Утевский, П.С. Дагель, Д.П. Котов, Г.А. Кригер), содержание субъективной стороны преступ­ления сводят лишь к одному из её признаков - вине.


При огромной значимости вины она не исчерпывает всего много­образия психического в преступлении и не может подменять со­бой субъективную сторону совершенного деяния. Хотя именно вина является ее стержнем, основой и ядром.


Субъективную сторону, наряду с виной, образуют также мотив, цель и эмоциональные составляющие.


Вина - это психическое отношение к содеянному, выраженное в определенных законом формах.


Вина есть основной и обязатель­ный признак субъективной стороны.

Без вины нет уголовной от­ветственности.


Мотив - это то, что побуждает человека к дей­ствию, предопределяет его активность или пассивность.


Цель - это то, к чему стремится лицо, это тот образ (модель) который он хо­чет достичь.


Эмоциональные (чувственные) составляющие - это душевное состояние, на основе, на фоне и в сопровождении кото­рого проявляются интеллектуально-волевые аспекты психики лица, совершающего общественно опасное деяние.


Признаки субъективной стороны преступления принято подраз­делять на основные и дополнительные.


К основным относят вину, в различных формах ее проявления, а к дополнительным - мотив, цель и эмоциональные составляющие.


Суть основных признаков состоит в том, что они имеются во всех преступлениях, а допол­нительные - только в некоторых преступлениях.


Это де­ление условно и лишь показывает, что с факультативными признаками законода­тель либо связывает, либо не связывает пределы уголовной ответственности. К примеру - в убийстве мотив есть всегда. Однако не со всеми мотивами убийства законодатель связывает пределы уголов­ной ответственности. А предел ответственности, есть обозначенные в диспозиции общественно-опасный вред от преступления и размер наказания за него. Так если убийство из ревности (мотив), будет квалифицироваться по ч. 1 ст. 105 УК, то убийство по мотиву национальной ненависти уже получает иную уголовно-правовую оценку, это бу­дет - п. «л» ч. 2 ст. 105 УК.


Таким образом, субъективная сторона - это элемент состава преступления, представленный в виде субъективной реальности, существовавшей в период совершения преступления и выражен­ный в предусмотренных законом форме вины, мотиве, цели и эмо­циональных составляющих.


Значение субъективной стороны определяется тем, что она служит для обоснования субъективного, то есть виновного вменения (в отличие от объективного – не виновного вменения), её признаки используются для:

- квалификации преступлений;

- дают возможность разграничить преступления сходные по объективной стороне;

- позволяет отграничить преступное деяние от непреступного;

- определяет степень обще­ственной опасности преступления, что влияет на дифференциацию и индивидуализацию наказания.


Понятие вины и ее формы

( 2 вопрос)

В отечественной доктрине уголовного права разработаны две кон­цепции вины: психологическая и оценочная.



В соответствии с психологической теорией вины, которая разрабо­тана представителями классической школы, уголовно-противоправное деяние совершается виновно, если сознание и воля субъекта направлены на достижение преступного результата (умысел) либо способствуют его наступлению (неосторожность).


При таком подходе вина трактуется как родовое понятие умысла и неосторожности, которое характеризует от­ношение субъекта преступления к содеянному.


Психологическая концепция вины служит для обоснования субъек­тивного вменения и, тем самым, исключает привлечение к ответствен­ности при отсутствии в содеянном вины.


В соответствии с оценочной концепцией (Б.С.Утевский, Н.Д.Дурманов) вина рассматривается как упречность поведения (упрекать, корить, ставить в вину), общественная опасность такого поведения оценивается с морально-политических и классо­вых позиций.


Оценочная теория вины в отличие от психологической представ­ляет собой попытку обосновать приоритет социально-оценочных (иде­ологизированных) признаков вины, над психологическими.

Опасность оценочного подхода к понятию вины заключается в фактическом от­рицании принципа субъективного вменения и переходе к объективно­му (оценочному) вменению.


Традиционно в уголовном праве вина рассматривается как психи­ческое отношение лица в форме умысла или неосторожности к совер­шенному деянию и его последствиям.


И так, вина является основной составляющей частью психического в деянии и субъективной стороны преступления.


Значение вины в уголовном законе многопланово.


Во-первых, под виной понимается институт уголовного права (гл. 5), и она отож­дествляется с субъективным вменением (это вытекает из ч. 2 ст. 5 УК, напомню – объективное вменение, то есть уголовная ответственность за невиновное причинение вреда, не допускается).


Кроме того, законодатель рассматривает вину как не­пременное условие уголовной ответственности за совершение общественно-опасного деяния (ч. 1 ст. 5 УК – лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно-опасные действия (бездействия) и наступившие общественно-опасные последствия, в отношении которых установлена его вина).


Далее, выделяет ее как принцип уголовного права (название ст. 5 УК) и называет ее од­ним из основных признаков в понятии преступления (ч. 1 ст. 14 УК РФ – преступление виновно совершённое, общественно-опасное деяние…).


Вина - это правовая категория. Она обозначает связь внутрен­него мира человека - его интеллектуальных, волевых и чувствен­ных процессов — с совершаемым противоправным деянием в виде психического отражения и отношения к нему в определенных формах.


Именно различное соотношение интеллектуальных и во­левых моментов на фоне эмоциональных составляющих образу­ет содержание и формы вины.