Файл: Rossyskoe_ugolovnoe_pravo_Kurs_lektsy_Chast.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2021

Просмотров: 1919

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Наказание за приготовление к преступлению назначается с учётом общих начал назначения наказания (ст.60 УК) и ст. 66 УК, в соответствии с которой, срок и размер наказания за приготовление не может превышать половины максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания предусмотренного статьёй УК.


Покушение на преступление

(3 вопрос)

Покушением на преступление признаются умышленные дей­ствия (бездействие) лица, непосредственно направленные на со­вершение преступления, если при этом преступление не было до­ведено до конца по не зависящим от этого лица обстоятельствам (ч. 3 ст. 30 УК).


Покушение на преступление это стадия предварительной преступной деятельности, характеризующая на­чало совершения задуманного преступления.

При­знаками покушения являются: а) действия (бездействие), непос­редственно направленные на совершение преступления; б) не до­ведение преступления до конца; в) не доведение преступления до конца по не зависящим от лица обстоятельствам.


Непосредственно направленными на совершение преступления считаются действия (бездействие), когда начинает выполняться объективная сторона конкретного преступления. Покушение явля­ется началом исполнения преступления. Образующие его действия (бездействие) входят в объективную сторону состава преступле­ния, непосредственно посягают на охраняемые уголовным зако­ном общественные отношения и блага и создают реальную угро­зу причинения им вреда.


Покушение имеет место в случае недоведения до конца, неза­вершения начатого преступления. В материальных составах деяние счита­ется не доведенным до конца, если не наступило предусмотренное законом и желаемое виновным последствие (смерть при покуше­нии на убийство, имущественный ущерб при хищении и т.п.).


Преступление с формальным составом признается не доведенным до конца, если субъекту не удалось совершить всех действий, об­разующих объективную сторону преступления. Иными словами, при покушении развитие преступления прерывается, его объектив­ная сторона оказывается незавершенной.

Для признания покушения уголовно-наказуемым поведением необходимо установить, что преступление прервано по не завися­щим от лица обстоятельствам.


С субъективной стороны покушение возможно лишь с прямым умыслом.


В зависимости от характера совершаемых действий и близос­ти момента окончания преступления покушение подразделяется на: оконченное и неоконченное.


Оконченное - это покушение, при котором виновный убежден, что он сделал все необходимое для окончания преступления, од­нако преступный результат не наступил по не зависящим от него обстоятельствам. Стреляет из пистолета в потерпевшего, но не попадает. Характерной чертой этого вида покушения яв­ляется уверенность лица в том, что совершенные им действия (без­действие) сами по себе, без дополнительных усилий с его сторо­ны должны привести к завершению преступления.



Под неоконченным покушением понимается такое покушение, при котором виновный по не зависящим от него обстоятельствам не выполнил всех действий (бездействия), которые считал необ­ходимыми для завершения преступления. Этот вид покушения отличается незавершенностью действий, образующих объектив­ную сторону преступления, и, конечно, не наступлением послед­ствий, предусмотренных законом. Вор проникает в квартиру, но его задерживают.


В качестве особого вида покушения выделяется «негодное» по­кушение, при котором причиной не доведения преступления до конца оказывается фактическая ошибка лица в объекте или в сред­ствах совершения преступления. Разновидностями «негодного» покушения являются: покушение на негодный (ненадлежащий) объект и покушение с негодными средствами. Похищает копию картины вместо подлинника или вместо ядовитого порошка подсыпает в пищу мел.


Покушение на преступление квалифицируется по ч. 3 ст. 30 УК и по соответствующей статье Особенной части УК, предусматри­вающей ответственность за преступление, на которое покушалось лицо. Например, при покушении на кражу действия ви­новного подлежат квалификации по ч. 3 ст. 30 УК и соответству­ющей части ст. 158 УК.

В отличие от приготовления к преступлению, уголовная ответственность за покушение на преступление наступает независимо от тяжести совершённого деяния.


Оконченное преступление

(4 вопрос)

Преступление признается оконченным, если в совершенном лицом деянии содержатся все признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законом (ч. 1 ст. 29 УК).


Поскольку в Особенной части УК конкретные составы преступ­лений сформулированы как оконченные преступления, момент окончания преступления зависит от конструкции его состава в уголовном законе.


Преступление с материальным составом счита­ется оконченным с момента наступления общественно опасных последствий, являющихся обязательным признаком его объектив­ной стороны. Если предусмотренные в диспозиции соответствую­щей статьи Особенной части УК последствия не наступили по причинам, не зависящим от воли виновного, - имеет место нео­конченное преступление (приготовление или покушение). К пре­ступлениям с материальным составом относятся, в частности, убийство (ст. 105-108 УК), кража (ст. 158 УК) и многие другие общественно опасные посягательства. Так, убийство признается оконченным преступлением с момента наступления смерти дру­гого человека.


Преступление с формальным составом является оконченным с момента совершения общественно опасных действий (бездей­ствия), описанных в законе. Общественно опасные последствия находятся за пределами объективной стороны формального соста­ва преступления, поэтому на момент его окончания влияния не оказывают, хотя могут учитываться при индивидуализации нака­зания. К преступлениям с формальным составом относятся, в ча­стности, клевета (ст. 129 УК), оскорбление (ст. 130 УК).



Уголовному законодательству известны преступления с усечен­ным составом.

Поскольку эти деяния представляют повышенную обществен­ную опасность, момент их окончания перенесен на более раннюю стадию преступной деятельности - приготовление или покушение.

Так, разбой образует оконченный состав преступления уже в мо­мент нападения, соединенного с насилием или угрозой примене­ния насилия, опасного для жизни или здоровья потерпевшего, неза­висимо от поставленной цели - завладения чужим имуществом.


Добровольный отказ от преступления

(5 вопрос)

Добровольный отказ от преступления это прекраще­ние лицом приготовления к преступлению либо прекращение дей­ствий (бездействия), непосредственно направленных на соверше­ние преступления, если лицо осознавало возможность доведения преступления до конца (ч. 1 ст. 31 УК).

Часть 2 ст. 31 УК выполняет функцию, по образному выражению «золотого моста», который законодатель строит для начавшего преступление лица. Статья гласит: «Лицо не подлежит уголовной ответ­ственности за преступление, если оно добровольно и окончатель­но отказалось от доведения этого преступления до конца».

Соответственно, признаками добровольного отказа от преступления являются: а) прекращение приготовительных действий (бездей­ствия) или действий (бездействия), непосредственно направленных на совершение преступления; б) добровольность прекращения приготовления к преступлению или покушения на преступление; в) осознание возможности доведения начатого преступления до конца; г) окончательность отказа от преступления.


Объективно добровольный отказ от преступления выражается в прекращении выполнения действий (бездействия), посредством которых осуществляется приготовление к преступлению или по­кушение на преступление.

Для признания наличия добровольно­го отказа достаточно факта невыполнения лицом действий, кото­рые он намеревался совершить. В случаях, когда в процессе на­чавшегося преступления совершены такие действия, которые без вмешательства извне могут привести к наступлению обществен­но опасных последствий, добровольный отказ должен выражать­ся в активном поведении по их предотвращению.


Отказ от доведения преступления до конца исключает уголов­ную ответственность лица при условии его добровольности. Это означает, что лицо, совершившее приготовление или начавшее выполнять действия (бездействие), непосредственно направленные на совершение преступления, затем по собственной воле, а не из-за невозможности осуществить задуманное, отказывается довес­ти преступление до завершения. Мотивы отказа могут быть раз­личными: раскаяние, жалость к потерпевшему и т.п.

Если виновный отказался от завершения преступного деяния в силу непреодолимых внеш­них препятствий либо в связи с невозможностью окончить пре­ступление, либо если он был задержан, отказ будет не добровольным, а вынужденным.



Добровольный отказ - это окончательный отказ от доведения начатого преступления до конца, а не перерыв в его совершении до наступления более благоприятных условий.

Взятые в совокупности признаки добровольного отказа харак­теризуют его в качестве обстоятельства, исключающего уголовную ответственность за неоконченное преступление. Однако если в действиях лица, добровольно отказавшегося от преступления, имеются признаки другого преступления, то уголовная ответствен­ность за его совершение не исключается. Так в ч. 3 ст. 31 УК спе­циально оговорено положение о том, что «лицо, добровольно отказавшееся от доведения преступления до конца, подлежит уго­ловной ответственности в том случае, если фактически совершен­ное им деяние содержит иной состав преступления».


Добровольный отказ от преступления необходимо отличать от деятельного раскаяния. Для него характерно, что лицо полностью или частично устраняет вредные последствия совершенного пре­ступления, возмещает материальный ущерб и является с повин­ной или иным образом способствует раскрытию преступления. Однако в отличие от добровольного отказа, возможного лишь на стадии неоконченного преступления, действия, образующие дея­тельное раскаяние, совершаются виновным после совершения им оконченного преступления.


Тема 10.

СОУЧАСТИЕ В ПРЕСТУПЛЕНИИ

Основные вопросы

1. Понятие соучастия в преступлении

2. Формы соучастия

3. Виды соучастников

4. Основания и пределы ответственности соучастников


Нормативные акты.

1. ППВС РФ от 10.06.2008 N 8 О судебной практике рассмотрения уголовных дел об организации преступного сообщества (преступной организации).

2. ППВС РФ от 15.06.2004 № 11 О судебной практике по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 131 и 132 УК РФ. п.10.

3. ППВС РФ от 18. 11. 2004 № 23 О Судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем. п.19,20.

4. ППВС РФ от 27. 12. 2002 № 29 О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое. п. 8-15.

5. ППВС РФ от 10. 02. 2000 № 6 О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе. п.13.

6. ППВС РФ от 14. 02. 2000 № 7 О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних. п. 9.

7. ППВС РФ от 14.02.2000 № 8 О внесении в государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта Закона «О внесении дополнения в статью 35 Уголовного кодекса Российской Федерации».

8. ППВС РФ от 27.01.1999 № 1. О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ). п.10.

9. ППВС РФ от 17.01. 1997 № 1 О Практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм. п. 2-4

10. ППВС РФ от 4.05. 1990 № 3 О судебной практике по делам о вымогательстве. п.14.


Литература.



1. Бурчак Ф.Г. Учение о соучастии по советскому уголовному праву. Киев, 1969;

2. Галиакбаров Р.Р. Групповое преступление. - Свердловск, 1973;

3. Зырянов В.Н. Попустительство на службе, совершаемое в правоохранительной сфере. Ставрополь, 1999;

4. Ковалев М.И. Соучастие в преступлении. Часть первая. - Свердловск, 1960;

5. Козлов А.П. Соучастие: традиции и реальность.- СПб., 2001;

6. Курс советского уголовного права. Т. 2. - М., 1970;

7. Тельнов П.Ф. Ответственность за соучастие в преступлении. - М., 1974.

8. Уголовное право России. Часть общая. Учебник для ВУЗов. Под ред. Л.Л.

Кругликова – М.: 2005.

9. Яцеленко Б.В., Семченков И.П. Актуальные проблемы за­конодательной регламентации соучастия в преступлении // Рос­сийская юстиция. - 2005. - №5.


* * *

Соучастием признается умышленное совместное участие двух или более лиц в совершении умышленного преступления.

Таким образом, это деятельность умышленная, умышленная совместная, фигурантов действия должно быть не менее двух, деятельность эта только по поводу умышленного преступления. Лиц, которые совместно совершают преступление, называют соучастниками. В законе закреплены четыре вида соучастников, это: исполнитель, организатор, подстрекатель и пособник. По характеру объединения (стечения в преступлении) для совместного совершения противоправного деяния, закон называет четыре формы соучастие: группу лиц, группу по предварительному сговору, организованную группу, преступную организацию. Кроме того, выделяют простое и сложное соучастие. Соисполнительство (совиновничество) и соучастие с разделением ролей.

Такова формула современного понимания соучастия, и это закреплено в ст. 32 УК РФ. Лаконично и просто. Однако так ли это бесспорно?


Послушайте пример.

«Трое охотников — А., Б. и В. — возвращались домой. Они увидели вдали крестьянина, курившего трубку. А. обратился к В. с предложением показать свое искусство и попасть в трубку крестьянина. В. согласился, но поставил условием, чтобы Б. подставил плечо для ружья В. Согласие было получено. Последовал выстрел; пуля, однако, попала не в трубку, а в голову, и крестьянин был убит.

Как определить ответственность этих трёх действующих лиц?».

Напоминаю формулу соучастия: умышленное, совместное участие в совершении только умышленного преступления.

По правилам квалификации, исходя из последствий, современный следователь квалифицирует деяние как неосторожное убийство – ст. 109 УК РФ, с максимальным сроком наказания в виде трёх лет лишения свободы. Следуя современной трактовке, отпадёт вопрос о соучастии, так как таковое невозможно в неосторожном преступлении. Однако, будет ли соответствовать такая позиция правоприменителя принципам уголовного закона: принципам вины, законности и справедливости.

Действия виновных, как вы понимаете, нельзя рассматривать как исполнение каждым из них неосторожного убий­ства в связи с тем, что здесь имеется только одно действие и один результат, исключающие множественность исполнения.