Файл: Бизнеспланирование Тема Необходимость оценки внешней среды в бизнес.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2023
Просмотров: 35
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1 Автономная некоммерческая организация высшего образования МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ И РАЗРАБОТКИ КУРСОВОЙ КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Бизнес-планирование» Тема Необходимость оценки внешней среды в бизнес-
планировании (на примере ООО «Адидас Групп Выполнила студентка) курса группа МДА741-3
Газарян Ж.А. Проверила к.э.н., доцент Григорьева О.Л. Москва
2020
СОДЕРЖАНИЕ Введение ....................................................................................................................... 3 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ......................................................................................................... 5 1.1 Экономическая сущность и свойства внешней среды бизнеса ........................ 5 1.2 Принципы и методы анализа внешней среды организации ............................. 9 2. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ КОМПАНИИ ООО «АДИДАС ГРУПП ...... 14 2.1 Общая характеристика компании ООО «Адидас Групп ............................... 14 2.2 Анализ внешней среды компании ООО «Адидас Групп .............................. 18 Заключение ................................................................................................................ 29 Список использованной литературы ....................................................................... 30
3
Введение
Актуальность темы Любая организация находится и осуществляет свою деятельность в рамках внешней и внутренней среды. Внешняя среда выступает источником, питающим компанию ресурсами, требуемыми для поддержания ее внутреннего потенциала на необходимом уровне. Организация пребывает в состоянии непрерывного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможности выживания. Сегодня в условиях жесткой конкуренции перед даже широко известными компаниями, такими как ООО «Адидас Групп возникает достаточно сложная задача как удержать свои позиции на рынке и сохранить эффективность деятельности. Обычно руководством организаций осуществляется ряд мероприятий по увеличению долина рынке, по снижению затрат в целях осуществления ценовой конкуренции и еще множество других. Но зачастую этого бывает мало, чтобы выжить. Многие специалисты все больше склоняются к выводу, что основным фактором успеха большинства предприятий является верность потребителей, другими словами их лояльность. Высшая степень лояльности (преданности) потребителей - это почти фанатичное почитание бренда. Другой же метод привлечь внимание покупателей – это правильный маркетинг. В соответствии с концепцией маркетинга, компании достигают конкурентного преимущества путем разработки предложений, которые удовлетворяют потребителей в большей мере, чем предложения конкурентов. Компании могут предоставлять большую потребительную ценность, предлагая клиентам более низкие, по сравнению с конкурентами, цены на аналогичные товары и услуги или, обеспечивая больше выгод, которые оправдывают более высокие цены. Объект исследования – деятельность компании ООО «Адидас Групп. Предмет исследования – анализ внешней среды функционирования компании.
4 Целью курсовой работы является изучение теоретических основ и практический анализ внешней среды деятельности компании. В соответствии c сформулированной целью, в работе последовательно поставлены и решены следующие задачи
- изучить экономическаую сущность и свойства внешней среды
- рассмотреть основные принципы и методы анализа внешней среды организации
- дать общую характеристику деятельности с оценкой финансового состояния компании
- провести анализ внешней среды функционирования компании ООО
«Адидас Групп. Теоретическая основа. Работа оснoвана на использовании теoрий и разработок, сфoрмулированных в трудах российских исследователей и практикующих специалистов. Информационной основой исследования по выбранной теме стали работы отечественных учёных, материалы периодической печати, методические документы, материалы государственной статистики, годовые отчеты и финансовые документы ООО «Адидас Групп. Методы исследования В данной работе используются такие методы, как наблюдение, сравнение, анализ и синтез, статистический и экономический анализ. Структура работы Работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка используемой литературы. Работа изложена на 31 страницах машинописного текста, содержит 12 рисунков и 6 таблиц. Список литературы включает 30 наименований.
5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Экономическая сущность и свойства внешней среды бизнеса Организация представляет собой открытую систему, постоянно взаимодействующую с внешней средой. Каждая организация, являясь открытой системой, зависит от внешней среды, которая связана с поставками ресурсов, кадров, потребителей, энергии и т.д. Поэтому организациям необходимо в своей деятельности учитывать факторы внешней среды и приспосабливаться к ним. Понятие внешняя среда применяется не только в экономических науках, но ив социологии, политологии, биологии и других науках. Рассмотрим некоторые определения данного понятия, приводимые различными авторами. АН. Азрилиян давал следующее определение внешняя среда организации – это все, что воздействует на организацию из окружающей среды, включающая в себя следующие элементы потребители, конкуренты, государственные органы, поставщики, финансовые организации и др.»
1
А.Н. Петров под внешней средой понимал совокупность социально- эколого-экономических факторов, воздействующих на предприятие и оказывающих влияние на эффективность его функционирования. При этом, описывая природу деловой окружающей среды, следует обратить внимание на динамизм и сложность.
В.П. Теплов считал, что внешняя среда – это то, что непосредственно определяет эффективность работы предприятия.
2
Л.И. Лопатников утверждал, что Внешняя среда – это совокупность внешних по отношению к предприятию условий и институтов, это то, что окружает систему и оказывает на нее воздействие.
1
Азрилиян АН. Большой экономический словарь. Москва Институт новой экономики. 2017 г .
2
Теплов В. П. Словарь по экономической теории. – Новосибирск РГТЭУ, Новосибирский филиал. 2015 г.
6 Внешняя среда характеризуется четырьмя основными признаками Таблица 1.1 - Признаки внешней среды Признаки Описание сложность Число факторов, которые влияют на организацию и ее поведение, может быть большим. Если у организации много конкурентов, она организует поставки по сложным схемам от многих поставщиков, или она проводит политику внедрения технологических нововведений в процесс работы, то положение такой организации на рынке сложнее, чему других организаций. подвижность Характеристика, показывающая скорость, с которой происходят изменения во внешней среде. Учитывая сложный состав внешней среды и разную подвижность для отделов, организация должна собирать много информации о внешней среде, чтобы принимать эффективные управленческие решения. неопределенность Характеристика отражает объем информации, который есть у организации по каждому конкретному фактору внешней среды, а также уровень достоверности информации. Недостаток информации или неточная информация делают среду более неопределенной. Чем выше неопределенность внешней среды, тем сложнее принимать управленческие решения. взаимосвязанность факторов Признак показывает влияние различных факторов внешней среды друг на друга в процессе работы организации. Если меняется один фактор внешней среды – меняются и остальные, вместе с поведением организации. И наоборот, поведение организации может формировать внешнюю среду. Внешняя среда - поставщик ресурсов для организации. Благодаря ресурсам организация может реализовать свой потенциал. Обмен между внешней средой и организацией происходит постоянно, за счет него организация выживает на рынке. Но количество ресурсов во внешней среде ограниченно, на них претендуют и другие организации, отсюда возникает конкуренция. Возможность того, что организация не получит необходимые ресурсы из внешней среды, существует всегда. Это негативно сказывается на работе организации и ослабляет ее потенциал. Именно поэтому возникает необходимость стратегического управления, которое позволяет обеспечить такое взаимодействие с внешней средой, при котором потенциал организации поддерживается на уровне, достаточном для достижения целей. Это позволяет организации выживать в долгосрочной перспективе. Изучение среды позволяет менять внутреннюю структуру, приспособиться к изменившимся условиями тем самым способствовать
7 эффективной работе организации, ее борьбе с конкурентами и влиянию на потребителя. Часто компании меняют свое поведение, если меняются потребности или вкусы потребителя, или появляются новые технологии производства. Без знания той среды, где предприятие работает, невозможно успешно функционировать, и тем более – получать прибыль. Организация является открытой системой, которая пропускает через себя элементы из внешней среды и выпускает во внешнюю среду свою продукцию или услуги. Схематически процесс существования организации на рынке представлен на рисунке 1.1. Рис. 1.1 - Процесс существования организации на рынке Внешняя среда состоит из множества факторов, которые влияют на организацию непосредственно или косвенно. Все факторы влияния внешней среды делятся на прямые (внешняя среда прямого воздействия, или микросреда) и косвенные (внешняя среда косвенного воздействия, или макросреда).
8 Отметим, что помимо основных факторов микросреды предприятия, необходимо учитывать второстепенные факторы, влияние которых значительно ниже первых, но проводить их анализ также необходимо. Выделим факторы внешней среды предприятия, характерные для любого предприятия. (см. рис.
1.2) Рис. 1.2 – Факторы внешней среды предприятия На деятельность предприятия влияет большое количество факторов и их влияние различно, однако, довольно часто учитывают лишь основные факторы, что не всегда дает реальную картину действительности. Внешнюю среду предприятия следует рассматривать как совокупность политических, экономических, правовых, научно-технических, социально
9 культурных, природно-географических и международных факторов, другими словами, факторы, косвенно влияющие на изменения во внешней среде Принципы и методы анализа внешней среды организации Внешняя среда организации - это ее внешнее окружение, содержащее разные системы, с которыми организация взаимодействует, и повлиять на которые в целом она не сможет. На компанию влияют много факторов во внешней среде, система налогообложения, конкуренция, социальная среда и т.д.
4
Анализ внешней среды - это процесс, который предназначен для контроля внешних факторов среды для определения перспективных возможностей компании и грозящих ей опасностей. Внешнюю среду делят на такие составляющие, как (см. рис. 1.3) Рис. 1.3 – Составляющие внешней среды
5
Следует отмечать среду прямого и косвенного воздействия. Среду прямого воздействия еще называют непосредственным деловым окружением организации. К среде прямого воздействия относятся (см.рис. 1.4)
3
Зайцев Л.Г. Соколова МИ. Стратегический менеджмент Учебник для вузов / Л. Г. Зайцева, МИ. Соколова. – М Экономист, 2016 гс Виханский, ОС, Наумов, АИ. Стратегическое управление. - М Гардарики, 2017 гс Попова, Л.Ф. Оценка влияния факторов внешней среды предприятия на характеристики организационной структуры / Л.Ф. Попова // Вестник Волгоградского гос. унта. – 2016 г. - No2. – С. 54-60.
10 Рис. 1.4 – Среда прямо воздействия Анализ среды прямого воздействия требует детального подхода. Модель пяти сил М. Портера является одной наиболее известных инструментов анализа внешней среды. (см. рис. 1.5) Рис. 1.5 - Модель пяти сил М. Портера Также на организацию воздействует среда косвенного воздействия. К факторам косвенного воздействия относятся
- политико-правовые факторы
- экономические факторы
- социальнокультурные факторы
- технологические факторы
- экологические факторы.
11 Для анализа тенденций изменений во внешней среде фирмы используют технику анализа ПЭСТ (PEST), дающую возможности более широко взглянуть на то, как воздействует окружение на определенную компанию. анализ - это инструмент, который предназначен для обнаружения политических (Policy), экономических (Economy), социальных (Society) и технологических (Technology) аспектов во внешней среде, способных влиять на стратегию компании.
6
С помощью анализа любое предприятие может провести оценку готовности к изменениям факторов во внешней среде. Рассмотрим факторы косвенного воздействия в таблице 1.2. Таблица 1.2 - анализ факторов ммакросреды организации Фактор Описание
Политико-правовые факторы
- стабильность правительства
- налоговое законодательство
- контроль занятости населения
- законодательство во внешней экономике Экономические факторы
- процентная ставка и курсы национальных валют
- количество денежных средств в обращении
- показатели уровня инфляции
- показатели уровня безработицы
- регулирование ценовой политики и заработной платы
- уровень ценна топливо и электричество
- политика в области инвестиций
Социальнокультурные факторы
- демографическая структура населения
- стиль жизни, обычаи, привычки
- социальная мобильность населения
- активность потребителей Технологические факторы
- защита в сфере интеллектуальной собственности
- политика государства в области НТП;
- инновационные технологии в производстве Экологические факторы
- регулирование предельно допустимого уровня использования синтетических материалов Методика анализ адовольно простая и состоит из нескольких стадий, представленная на рисунке 1.6.
6
Гугелев А.В. Развитие теории, методологии и управления организацией в условиях интенсивных трансформаций внешней среды кол. моногр.] / кол. авт под общ. ред. А.В. Гугелева. – Саратов Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2016 гс Рис. 1.6 – Стадии методики Анализ по методике PEST необходимо проводить периодически. Частота его реализации зависит от сферы бизнеса и уровня нестабильности во внешней среде. Выделим ряд преимуществ методики PEST:
- у компании возникает видение внешнего окружения, воспитывается культура по учету факторов во внешнем окружении
- свободно передвигаясь от фактора к фактору, аналитики выстраивают полную картину внешней среды
7
Черняк, В.З. Теория управления Учебное пособие / Черняк В.З. – М Академия, 2016 гс- разрабатывается общий язык для анализа внешней среды
- возникают устойчивые привычки размышлять над внешним окружением кроме внутренних проблем. анализ дает возможности выявлять направления изменений факторов макросреды и определять уровень вероятных изменений, а также динамику их воздействия на предприятие. Таким образом получается модель реакции конкретных предприятий на набор факторов макросреды, которая в результате улучшает качество принятия решений 8
Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - М Инфра, 2016 гс. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ КОМПАНИИ ООО «АДИДАС ГРУПП
2.1 Общая характеристика компании ООО «Адидас Групп Слоган Невозможное возможно англ. Impossible is nothing) Отрасль производство спортивных товаров Продукция спортивная обувь
Компания-владелец: Adidas AG Год основания 1924
Adidas AG — немецкий промышленный концерн, специализирующийся на выпуске спортивной обуви, одежды и инвентаря. На сегодняшний день компания ответственна за дистрибуцию продукции компаний Adidas,
Reebok,Y-3, RBK & CCM Hockey и Taylor-Made Golf.
Штаб-квартира находится в Германии, Херцогенаурах. Дочернии компании Reebok, Runtastic, Taylor-Made-Adidas и Ashworth. Стоимость бренда оценивается в 7,4 млрд. долл. В рейтинге Forbes компаний, работающих в индустрии спорта, она занимает третье место. А Group объединяет такие бренды, как Salomon, Mavic, Bonfire,
Arc'Teryx, Taylor Made, Maxfli, ей принадлежат Reebok, Rockport и CCM – номер два на мировом рынке спорттоваров. В миссии ООО «Adidas» можно выделить три части научно- техническую, финансово-экономическую и социальную. Упорная и последовательная реализация миссии позволяет компании добиваться финансовых успехов и обеспечивать достойное существование своим сотрудникам.
15 Рис. 2.1 – Миссия компании ООО «Адидас Групп Компанию Adidas AG можно отнести к транснациональной последующим признакам
- концерн Adidas имеет 8 предприятий в Германии и свыше 25 дочерних фирм в др. странах, в том числе во Франции, Великобритании, США, Канаде, ЮАР.
- Adidas AG сегодня продается более чем в 50 странах.
- рекламируется на 80 языках.
- занимает 11,4 % мирового рынка спортивной экипировки.
- рыночная капитализация компании – 12,7 млрд. евро. Прошлый год Adidas закончила со следующими результатами- Объем продаж вырос на 11,3% и достиг млрд. евро, в частности, благодаря росту спроса в Восточной Европе и Китае
- Ценные бумаги выросли в цене на 19%;
- Чистая прибыль увеличилась надо млн. долл.
- Выручка выросла надо миллиарда евро. Планируется 2017 год завершить с выручкой в 14,5 млрд. евро.
9
Официальный сайт ООО «Adidas» Электронный ресурс : офиц. сайт. — 2017. — Режим доступа http://www.adidas.ru/
16 В таблице 2.1 показаны финансово-экономические показатели ООО
«Adidas» за 2018 и 2019 гг. Таблица 2.1 - Финансово-экономические показатели ООО «Adidas» за
2018 и 2019 гг.
10
Показатель млн. руб. г. г. Относительное отклонение, % Абсолютное отклонение, млн. руб. Выручка
31555 32402 2,6 847 Себестоимость
9815 10304 4,8 489 Валовая прибыль (убыток)
21740 22101 1,6 361 Постоянные затраты
4890 4939 1,1 49 Переменные затраты
9272 9734 4,7 462 Прибыль до налогообложения
7585 7456
-1,9
-129 Расходы по налогу на прибыль
4343 4433 1,6 90 Чистая прибыль
3245 3015
-6,7
-230 Компания Adidas AG использует глобальную маркетинговую стратегию. Ее сущность основана на экономии всемирного масштаба, глобальных брэндах и включает следующие ключевые элементы
1) глобальная отрасль
2) природа конкурентной структуры отрасли
3) гиперконкуренция;
4) взаимозависимость компаний. Тип взаимоотношений материнской компании и зарубежных филиалов Идея глобального позиционирования присутствовала с самого начала появления этой компании. Ориентация Сущетсвует некая степень независимости при проведении операций в каждой из стран. Филиалы крупны. Отношение к зарубежному капиталу арена деятельности – весь мир
10
Сайт ООО «Adidas» Электронный ресурс : офиц. сайт. — 2017. — Режим доступа http://www.adidas.ru/
17 Уровень централизации принятия управленческих решений Делегирование полномочий дочерними компаниями. Управленческие решения принимаются на основе тесной связи материнской компании с филиалами. Контроль за деятельностью зарубежных филиалов Филиалы – автономны. Кадровая политика В зарубежных филиалах преобладают местные менеджеры. Лучшие работники из всех стран могут быть назначены на разные посты. Информационные потоки значительные потоки информации материнской компании и из нее между всеми филиалами. Организационная структура организационная структура с средним уровнем независимости филиалов. Организационная структура «Adidas» является дивизиональной т.к. в ней выделяются функциональные подразделения, а также подразделение по управлению магазинами сети. (см. рис. 2.2). Рис. 2.2 - Организационная структура управления «Adidas Group»
18 Экономическая деятельность фирмы «Adidas» это деятельность по производству товаров спортивной и около спортивной ориентации, обеспечение воспроизводства товаров и потребностей потребителя в них, развитие каналов сбыта товаров для удовлетворения этих потребностей, с целью получения прибыли. В рыночной экономике фирмы действуют в условиях конкуренции, любая фирма сталкивается с множеством разнообразных конкурентов. На российском рынке главным конкурентом ООО «Adidas» являются широко известные бренды Puma и Nike. К стратегическим целям компании можно отнести
- развитие бизнеса компании «Adidas-Salomon»;
- увеличение прибыли от продажи производимых товаров (и идей
- увеличение доли присутствия компании на рынке
- укрепление имиджа товара/бренда/компании;
- глубокая интеграция на российский рынок одежды
- повышение финансовой устойчивости и эффективности. По масштабам деятельности ООО «Adidas» представляет собой крупное коммерческое предприятие. На сегодняшний день ООО «Adidas» располагает магазинами в 50 странах по всему миру. В компании трудится свыше 70000 человек, они занимаются разработкой, изготовлением, продажей исключительных моделей одежды, исполненных в отличнейшем качестве.
2.2 Анализ внешней среды компании ООО «Адидас Групп Анализ рыночных тенденций Рынок спортивных товаров в мире по мнению многих экспертов можно отнести к числу самых крупных, его объем в последние годы по некоторым оценкам превысил $200 млрд в год. Его образуют не только крупные международные корпорации, но также и сотни тысяч компаний среднего и малого бизнеса, обеспечивающие миллионы рабочих мести вносящие весомый
19 вклад в ВВП своих государств. Лидерство по объемам продаж принадлежит категориям спортивного снаряжения и спортивной одежды, за которыми следует спортивная обувь.
11
Значительная доля потребления спорттоваров приходится на развитые страны – США и Европу. Большая часть (свыше 70%) всего мирового производства спортивной продукции приходится на Китай, однако в этой стране пока нет ни одного собственного раскрученного спортивного бренда. Согласно данным исследования РБК.research Спортивный ритейл: розничные торговые сети по продаже спортивных товаров 2019», доля России в объеме мирового рынка спортивных товаров невелика и составляет около 1,2-
1,5%. Однако темпы прироста российского рынка в 2018-2019 годах существенно превысили аналогичный показатель мирового рынка спортивных товаров, включая продажи спортивной одежды и обуви.
12
Вплоть до конца 2018 года наблюдались следующие тенденции развития российского спортивного рынка
- высокие темпы роста
- обострение конкуренции
- усиление позиций крупных международных компаний
- развитие региональных рынков, изменение в системе дистрибуции
- рост интереса к спорту, активному образу жизни. Среди факторов, объясняющих положительную динамику на рынке спортивной индустрии в России и позволяющих экспертам считать его одним из ключевых в Европе, можно выделить следующие
1. Большое количество потенциальных покупателей (более 100 млн человек.
2. Только 20-25% населения России занимается физкультурой и спортом более-менее постоянно. Таким образом, емкость отечественного рынка спортивных товаров имеет значительный потенциал роста. Многое здесь
11
Попов Е.В. Продвижение товаров и услуг учебное пособие. - М Финансы и статистика, 2016 гс Секерин В. Д. Практический маркетинг в России- М Интел-Синтез, 2017 гс зависит от популяризации спорта и здорового образа жизни.
3. В торговом отношении Россия – одна из главных для поставщиков странна европейском континенте. В России представлено не более 30% всего ассортимента спортивной продукции, продаваемого в мире.
4. Набирающий в России популярность спортивный образ жизни.
5. Представители среднего класса являются основными потребителями спортивных товаров.
6. Постоянное увеличение числа торговых центров, в которых представлены спортивные отделы, также способствует развитию рынка спортивных товаров. На сегодняшний день в Москве насчитывается более 1 тыс. спортивных магазинов. Популярность спортивного стиля (casual, life style, sport fashion) у россиян связана не столько с интересом к спорту, сколько с модой на здоровый образ жизни, распространением молодежных тенденций на рынке одежды и обуви. Большинство неспортивных и спортивных брендов выпускают одежду и обувь на стыке спорта и моды. Наиболее известные и покупаемые марки спортивной одежды и обуви в России Adidas, Reebok, Puma и Nike. Динамика Рынок спортивных товаров в России последнее десятилетие рос достаточно стабильно – в среднем на 15-17% в год. Отрицательный показатель был зафиксирован только в 2009 году, однако затем рост снова восстановился. Это обосновывается ростом спроса населения на спортивно- оздоровительные услуги, а также увеличением популярности занятий спортом. Подготовка и проведению зимней Олимпиады 2014 года в Сочи также дала импульс к росту рынка спортивных товаров. К началу 2016 года по отношению к 2012 году рынок спортивных товаров вырос более чем на 60%. Важно отметить, что темпы роста рынка в денежном выражении значительно выше, чем в натуральном, что косвенно свидетельствует об увеличении доли рынка среднего и верхнего сегментов 13
Официальный сайт «Interbrand – Global Brand Consultancy» Электронный ресурс : офиц. сайт. — 2017. — Режим доступа http://interbrand.com/
21 Поданным исследования Рынок спортивного оборудования. Прогнозы и текущая ситуация компании Intesco Research Group, структура спроса на спортивные товары в России ив Америке по группам сильно различается в России спрос на спортивную одежду на 45% выше, чем в США на тренажеры же, наоборот, ниже на 35%, спрос на спортивный инвентарь в России меньше, чем в Америке, на 10%. Анализ покупательского поведения Основные потребители спортивных товаров относятся к среднему классу. Поданным компании Step by Step, наиболее активными покупателями спортивных товаров являются женщины в возрасте 16-19 лет (76% респондентов в этой группе приобрели спортивные товары в течение года, при этом приобретая в основном, спортивную одежду и обувь (по материалам статей Маркетинговое исследование и анализ российского рынка спортивных товаров и Рынок спортивных товаров в России»).
14
В таблице 2.1 приведены характеристики респондентов (потребителей спортивных товаров) с учетом спроса на товары. Часто (в 16,9% случаев) респонденты знают компании, предлагающие интересующие товары. Определенный бренд искали только 15,4% респондентов среди мужчин эта доля составляет 13,2%, а среди женщин —
18,5%. Таблица 2.2 - Характеристики респондентов с учетом спроса на товары Показатель Значение,
%
1. Знание бренда при покупке товара
15,4
— мужчины
13,2
— женщины
18,5 2. Знание места покупки товара
16,9
— мужчины
13,2
— женщины
22,2 3. Доля обеспеченных респондентов, ориентированных на определенную компанию (товары)
33,3 14
Беляевский ИК. Маркетинговое исследование информация, анализ, прогноз. Учебное пособие. - М Финансы и статистика, 2018 гс. Доля обеспеченных респондентов, ориентированных на определенный бренд
11,1 5. Доля респондентов средней категории, ориентированных на определенную компанию (товары)
20,7 6. Доля респондентов средней категории, ориентированных на определенный бренд
13 7. Доля респондентов, ориентированных на определенную компанию (товары) по низкой цене
14,8 8. Доля респондентов, ориентированных на определенный бренд по низкой цене
11,1 В целом рынок спортивных товаров напрямую зависит от количества населения, которое регулярно занимается физкультурой. Таких людей в России насчитывается, по опросу Всероссийского Центра Изучения Общественного Мнения (ВЦИОМ), не более 24%. Для сравнения в США — 40%, а в Германии
— почти 60%. Согласно исследованию РосИндекс компании Synovate Comcon, доля тех, кто занимается физкультурой хотя бы разв месяц, выросла с 33% до 38% с первой половины 2009 года по первую половину 2016 года, в тоже время число людей, которые упражняются разв неделю и чаще, выросло — с 25% до Поданным готового исследования потребительских предпочтений
Marketing Index / TGI, проводимого компанией TNS Россия, доля взрослых россиян, занимающихся спортом, включая утреннюю гимнастику, составила в первом полугодии 2019 года 31,9%, в то время как показатель за аналогичный период 2015 года составлял 29,5%. Положительную динамику демонстрируют за тот же период и те, кто посещали спортивные залы или фитнес-центры: их доля увеличилась с 13,6% до 19,4% Среди россиян, занимающихся спортом, распределение частоты занятий выглядит следующим образом (см. рис. 2.3). Ежедневно спортом занимаются
19% россиян, почти половина (49%) занимается спортом несколько разв неделю. Один разв неделю занимаются 16%. Оставшиеся 16% занимаются спортом два-три раза в месяц и реже.
15
Официальный сайт «Adindex – сайт o рекламе и маркетинге в России Электронный ресурс : офиц. сайт. —
2019 г. — Режим доступа https://adindex.ru/
23 Рис. 2.3 - Частота занятий, (% россиян 18+, занимающихся спортом за полгода. Источник TNS Россия, исследования Marketing Россия Поданным компании TNS Россия, в первом полугодии 2016 года в ТОП видов спорта, которыми занимаются россияне 18+, вошли плавание, аэробика/шейпинг и оздоровительный бег.
16
Компания Synovate Comcon приводит данные по предпочтениям россиян, которые занимались каким-либо спортом в течение 2016 года. Первое место занимает бег, (21% от числа всех занимающихся спортом. Вторым по популярности видом физической нагрузки стал велоспорт, ему отдали предпочтение 19% россиян. Третье место занимает плавание, его выбрали 17%. Отметим, что 14% респондентов сказали, что занимаются самостоятельно дома на тренажерах, тогда как 16% предпочитают аэробику и фитнес.
17
В ТОП мест покупок спортивной одежды и обуви входят фирменные магазины, обычные магазины одежды/обуви и гипер/супермаркеты (см. рис.
2.4).
16
Официальный сайт «Interbrand – Global Brand Consultancy» Электронный ресурс : офиц. сайт. — 2017. — Режим доступа http://interbrand.com/
17
Секерин В. Д. Практический маркетинг в России- М Интел-Синтез, 2018 гс Рис. 2.4 - Где чаще всего покупали спортивную одежду/обувь за последние полгода, россияне 18+,%) Источник TNS Россия, исследования Marketing Россия В структуре продаж спортивной одежды на российском рынке лидируют футболки и майки, а также спортивные костюмы (см. рис. 2.5). Рис. 2.5 - Структура российского рынка спортивной одежды и обуви, % от объема продаж Наиболее популярными марками спортивной одежды и обуви в России являются «Adidas», «Reebok», «Puma» и «Nike». Помимо этих лидеров представлены также следующие марки Columbia Sportswear, Sprandi, Baon,
Finn Flair, Sela, Rebel, Fila, Kangaroos, Mizuno, Denis Uomo, Max Mara
Technology, Адмирал Маркет Марин, Кант, Кемпинг-Тур, Юнион и другие. Сегодня на российском рынке спортивных товаров наблюдается ориентация на потребителя со средним достатком. Это спровоцировало расширение ассортимента товаров, в том числе российского производства, а
18
Официальный сайт «4P – Маркетинг журнал Электронный ресурс : офиц. сайт. — 2017. — Режим доступа https://adindex.ru/
25 также переход части покупателей с открытых рынков в магазины. Анализ структуры рынка Рынок можно сегментировать по цене. Принадлежность к тому или иному сегменту определяет, как правило, и место реализации спортивной одежды. Одежда верхнего ценового сегмента продается в специализированных бутиках среднего – в монобрендовых бутиках и мультибрендовых сетях низшего ценового сегмента — на рынках ив небольших, не входящих в сети магазинах. Отмеченные наибольшие темпы роста в последние годы в среднем и верхнем ценовых сегментах означают перераспределение структуры продаж в пользу специализированных спортивных магазинов и сетей бутиков, а также монобрендовых магазинов. Специфика дистрибуции и тенденции в сегменте спортивной одежды Важно отметить, что дистрибуция спортивной одежды до сих пор сохраняет противоречивый характер. Многие компании объединяют в себе функции оптовой и розничной торговли, из-за чего некоторые бренды ограниченно представлены в рознице. Тем не менее четко проявляющийся тренд – развитие рынка по сценарию поглощения слабых игроков сильными и перераспределения рынка между небольшим числом компаний. Основные тенденции в сегменте ритейла спортивной одежды следующие поглощение малых мультибрендовых ритейлеров крупными сетями увеличение числа монобрендовых магазинов мировых производителей спортивных изделий увеличение средней площади спортивных магазинов увеличение площадей спортивных магазинов, отведенных для спортивной одежды ориентация на разные демографические сегменты развитие сетей спортивных магазинов, работающих по франшизе
19
O'Шонесси Дж. Конкурентный маркетинг стратегический подход. Питер. Издание 3, 2017 гс появление и развитие узкоспециализированных сетей Практически в каждом городе с населением более 300 тыс. человек есть несколько местных, а также региональных и федеральных спортивных сетей. Несмотря на возрастающую конкуренцию на российском рынке спортивной одежды, он остается привлекательным для существующих игроков и открывает возможности для новых. Для российских компаний, которые планируют дальнейшее развитие в сегменте спортивной одежды, наиболее перспективными направлениями работы являются следующие 1. создание одежды под private labels сетевых игроков (это направление в России практически отсутствует, тогда как у многих европейских сетей одежда под собственными private labels занимает львиную долю продаж
2. создание новых брендов (например, с использованием имен известных спортсменов. Основные риски компаний на российском рынке спортивных товаров связаны с недостаточным изучением потребительского спроса, трудностями поиска региональных партнеров, нечеткими законодательными нормами в отношении различных видов спортивного маркетинга. Эксперты сегментируют рынок спортивной одежды следующим образом см. табл. 2.3). Спортивная одежда и обувь известных западных марок позиционируется в среднем и высоком ценовых сегментах. Наиболее популярными в России марками спортивной одежды и обуви (как зимней, таки летней) остаются
«Adidas», «Reebok», «Puma» и «Nike». Эксперты утверждают, что многие из видов спортивной одежды все чаще используются для повседневного ношения под влиянием моды на спортивный стиль.
20
Крылова Г.Д. Маркетинг. Теория и 86 ситуаций. Учебное пособие для ВУЗов. – М ЮНИТИ, 2018 гс Таблица 2.3 - Сегментирование российского рынка спортивной одежды
21
Сегмент Основные марки Основные страны-
производители Верхний
Giorgio Armani, Prada Sport, Ralph Lauren,
John Galiano, Sportmax, Dolce & Gabana,
Yohji Yamamoto, а также марки компаний, производящих дорогую одежду для профессионального спорта Финляндия, Италия, Франция, Германия и Япония Средний
Adidas, Nike, Reebok, Puma В основном США и Германия Нижний Вега, Штурман, Пилот и другие Производители из России, страны Юго-
Восточной Азии (Китай, Южная Корея, а также Турция В целом для рынка характерна ориентация на потребителя со средним достатком, что способствует постоянному расширению ассортимента, а также тому, что потребитель начинает предпочитать магазины открытым рынкам. Поданным компании ABARUS Market Research, на российском рынке ведущее положение занимают китайские производители доля их товаров достигает 70%, доля продукции европейского производства - 15%, отечественного производства - также 10-15% рынка (см. рис. 2.6) Рис. 2.6 - Структура российского рынка спортивных товаров по географии производства
21
Официальный сайт «Adindex – сайт o рекламе и маркетинге в России Электронный ресурс : офиц. сайт. —
2017. — Режим доступа https://adindex.ru/
22
Официальный сайт «UNCTAD» Электронный ресурс : офиц. сайт. — 2018 г. — Режим доступа http://unctad.org.ru/
28 Рассмотрим внешнюю среду компании «Adidas», проведя анализ см. табл. 2.4). Таблица 2.4 - анализ компании «Adidas» Фактор Влияние Описание Политические
1) Чемпионат по футболу Евро позитивное Спонсорство, активные рекламные и пиар компании, что способствует увеличению продаж
2) Вступление России в ВТО негативное Повышение таможенных пошлин Экономические
1) Насыщенность рынка в РФ позитивно Рынок спортивных товаров в РФ не настолько насыщен, как в Германии или США, что дает конкурентные преимущества
2) Уровень конкуренции нейтрально Ряд крупных конкурентов в стране позволяет более активно продвигать продукцию и внедрять новые технологии
3) Нестабильный курс валют Негативное Резкий скачок в курсе валют может способствовать повышению ценна продукцию в РФ, что может спровоцировать падение спроса Социальные
1) Уровень доходов населения Позитивное Так как уровень доходов в РФ с каждым годом растет, это позволяет покупать населению покупать продукцию компании
2) Распространение здорового образа жизни Позитивное С каждым днем все больше людей уделяют внимание своему здоровью, в том числе занятиям спортом, что увеличивает спрос на продукцию
3) Расширение интернет-аудитории Позитивное В РФ люди все чаще стали использовать интернет- покупки, атак как компания имеет интернет-магазин в России, это еще больше увеличивает продажи Технологические
1) Темп развития технологий российского рынка спорттоваров Негативное По темпам развития технологий РФ заметно отстает от западных стран. Инвестиции минимальны, что вызывает проблемы в использовании новых маркетинговых технологий, системы логистики и не способствует размещению производственных мощностей на территории страны
29
Заключение
Анализ внешней среды - очень важный для выработки стратегии организации и очень сложный процесс. Он требует внимательного отслеживания происходящих в среде процессов, оценки факторов и установления связи между факторами, которые заключены во внешней среде. Анализ внешней среды направленна то, чтобы выяснить, на что может рассчитывать предприятие, если оно успешно функционирует, и какие сложности могут его ожидать, если оно не сумеет своевременно предотвратить негативные вызовы, которые может преподносить ему окружение. Исследование среды управления производят при помощи анализа. анализ используется при подготовке к проектированию будущей стратегии и бизнес-планирования. Анализ позволит определить сравнительную значимость факторов среды по четырем группам социальным, технологическим, экономическими политическим факторам. Объектом исследования данной работы выпустает компания ООО
«Адидас Групп.
Адидас Групп — транснациональный немецкий промышленный концерн, специализирующийся на выпуске спортивной обуви, одежды и инвентаря. На сегодняшний день компания ответственна за дистрибуцию продукции компаний Adidas, Reebok,Y-3, RBK & CCM Hockey и Taylor-Made
Golf. Компания Adidas AG использует глобальную маркетинговую стратегию. Организационная структура «Adidas» является дивизиональной т.к. в ней выделяются функциональные подразделения, а также подразделение по управлению магазинами сети. На российском рынке главным конкурентом ООО «Adidas» являются широко известные бренды Puma и Nike.
30 Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1 Электронный ресурс федер. закон от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ : (вред. от 29.09.2019 г) //
«КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2 Электронный ресурс федер. закон от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ : (вред. от 29.09.2019 г) //
«КонсультантПлюс» URL: http://www.consultant.ru
3. Об акционерных обществах Электронный ресурс федер. закон от
26.12.1995 г. № 208-ФЗ : (вред. от 04.11.2019 гс изм. и доп, вступ. в силу
01.01.2020) // «КонсультантПлюс» URL: http://www.consultant.ru
4. О бухгалтерском учете Электронный ресурс федер. закон от
06.12.2011 г. № 402-ФЗ : (вред. от 26.07.2019 гс изм. и доп, вступ. в силу
01.01.2020) // «КонсультантПлюс» URL: http://www.consultant.ru Учебные пособия
1.
Азрилиян АН. Большой экономический словарь. Москва Институт новой экономики. 2017 г .
2.
Беляевский ИК. Маркетинговое исследование информация, анализ, прогноз. Учебное пособие. - М Финансы и статистика, 2018 гс.
Бердников А.А. Анализ бизнес-среды и определение рыночной позиции организации // Молодой ученый. – 2015 г. – No1. – С. 327-330.
4.
Виханский, ОС, Наумов, АИ. Стратегическое управление. - М
Гардарики, 2017 гс.
Гвозденко, АН. анализ методики проведения и возможности применения на российских предприятиях / АН. Гвозденко // Маркетинг и маркетинговые исследования. – 2016 г. - No 2. - С. 144-156.
6.
Герчикова, И.Н. Менеджмент Учебник для вузов / Герчикова И.Н. - М ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 511 с.
31 7.
Гугелев А.В. Развитие теории, методологии и управления организацией в условиях интенсивных трансформаций внешней среды кол. моногр.] / кол. авт под общ. ред. А.В. Гугелева. – Саратов Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2016 гс. Зайцев Л.Г. Соколова МИ. Стратегический менеджмент Учебник для вузов / Л. Г. Зайцева, МИ. Соколова. – М Экономист, 2016 гс.
Крылова Г.Д. Маркетинг. Теория и 86 ситуаций. Учебное пособие для ВУЗов. – М ЮНИТИ, 2018 гс Кузнецов, Ю.В. Теория организации Учебник для бакалавров /
Ю.В. Кузнецов, Е.В. Мелякова. - М Юрайт, 2017 г. - 365 c.
11.
O'Шонесси Дж. Конкурентный маркетинг стратегический подход. Питер. Издание 3, 2017 гс. Попова, Л.Ф. Оценка влияния факторов внешней среды предприятия на характеристики организационной структуры / Л.Ф. Попова // Вестник Волгоградского гос. унта. – 2016 г. - No2. – С. 54-60.
13.
Попов Е.В. Продвижение товаров и услуг учебное пособие. - М Финансы и статистика, 2016 гс Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - М Инфра, 2016 гс Секерин В. Д. Практический маркетинг в России- М Интел-
Синтез, 2017 гс Семенов, А.К., Набоков, В.И. Основы менеджмента Учебник. – М Дашков и Кг с.
17.
Смирнов, Э.А. Теория организации Учебное пособие / Э.А.
Смирнов. - М ИЦ РИОР, 2018 г. - 143 c.
18.
Теплов В. П. Словарь по экономической теории. – Новосибирск
РГТЭУ, Новосибирский филиал. 2015 г.
19.
Третьякова, Е.П. Теория организации учеб. пособие / Е.П.
Третьякова. - М Кнорус, 2016 гс.
Черняк, В.З. Теория управления Учебное пособие / Черняк В.З. – М Академия, 2016 гс.
Интернет-ресурсы
21.
Гудий, ЮС. Среда организации внешняя и внутренняя // электронный ресурс
/ Электрон. дан.
– Режим доступа http://www.nbene.narod.ru/. – Загл. с экрана.
22.
Заплатинская, А.Ю. Оценка влияния факторов внешней среды на эффективную деятельность организации // электронный ресурс / Электрон. дан. – Режим доступа http://research-journal.org/. – Загл. с экрана.
23.
Коротков В.А. Управление маркетингом. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 061500 Маркетинг - электронный ресурс /– Режим доступа http://www.iprbookshop.ru/71205.html
24.
Пичурин О.О. Основы маркетинга. Теория и практика. // Учебное пособие для студентов вузов Маркетинг - электронный ресурс / – Режим доступа http://www.iprbookshop.ru/8110.html
25.
Сейфулаева М.Э. Международный маркетинг. Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 061500 Маркетинг - электронный ресурс
/ Электрон. дан.
– Режим доступа http://www.iprbookshop.ru/71021.html
26. Официальный сайт ООО «Adidas» Электронный ресурс : офиц. сайт. — 2017. — Режим доступа http://www.adidas.ru/
27.
Официальный сайт «Interbrand – Global Brand Consultancy» Электронный ресурс : офиц. сайт. — 2017. — Режим доступа http://interbrand.com/
28.
Официальный сайт «Adindex – сайт o рекламе и маркетинге в России Электронный ресурс : офиц. сайт. — 2019 г. — Режим доступа https://adindex.ru/
29. Официальный сайт «4P – Маркетинг журнал Электронный ресурс : офиц. сайт. — 2017. — Режим доступа https://adindex.ru/
33 30.
Официальный сайт «UNCTAD» Электронный ресурс : офиц. сайт.
— 2018 г. — Режим доступа http://unctad.org.ru/