Файл: Основная образовательная программа дошкольного образования слабослышащих и позднооглохших детей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 190

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СЛАБОСЛЫШАЩИХ И ПОЗДНООГЛОХШИХ ДЕТЕЙ


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

1.1.1. Цели и задачи адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования слабослышащих и позднооглохших детей

1.1.2.1. Характеристика особенностей развития слабослышащих и позднооглохших детей

1.1.2.2. Особые образовательные потребности слабослышащих и позднооглохших детей

1.1.3. Принципы и подходы к формированию адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования слабослышащих и позднооглохших детей

1.2. Планируемые результаты

1.2.1. Целевые ориентиры в младенческом и раннем возрасте

1.2.2. Целевые ориентиры на этапе завершения освоения адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования слабослышащих и позднооглохших детей

1.3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования слабослышащих и позднооглохших детей

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Общие положения

2.2. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях

2.2.1. Младенческий и ранний возраст

2.2.2. Дошкольный возраст

2.2.2.1. Социально-коммуникативное развитие

2.2.2.2. Познавательное развитие

2.2.2.3. Речевое развитие

2.2.2.4. Художественно-эстетическое развитие

2.2.2.5. Физическое развитие

2.3. Взаимодействие взрослых с детьми

2.4. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников

2.5. Программа коррекционно-развивающей работы со слабослышащими и позднооглохшими детьми

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка

3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды

3.3. Кадровые условия реализации адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования слабослышащих и позднооглохших детей

3.4. Материально-техническое обеспечение адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования слабослышащих и позднооглохших детей

3.5. Финансовые условия реализации адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования слабослышащих и позднооглохших детей

3.6. Планирование образовательной деятельности

3.7. Режим дня и распорядок

3.8. Перспективы работы по совершенствованию и развитию содержания адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования слабослышащих и позднооглохших детей и обеспечивающих ее реализацию нормативно-правовых, финансовых, научно-методических, кадровых, информационных и материально-технических ресурсов

3.9. Перечень нормативных и нормативно-методических документов

3.10. Перечень литературных источников

4

8

8
8
9
17

22

25

25

28

31

36

36
37

38

49

49

55

62

65

69

72

75
78

85

85

86

94

102

107

115

116

116

118

119






II степень 10


ВВЕДЕНИЕ



Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования слабослышащих и позднооглохших детей (далее – Программа, ПрАООП) разработана с учетом специфики дошкольного образования как фундамента всего последующего общего образования, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО, Стандарт). Данная программа разработана с учетом особенностей развития и особых образовательных потребностей слабослышащих и позднооглохших детей.

Стандарт определяет инвариантные цели и ориентиры разработки основных образовательных программ дошкольного образования, а Программа предоставляет примеры вариативных способов и средств их достижения.

ПрАООП является документом, с учетом которого организации, осуществляющие образовательную деятельность на уровне дошкольного образования (далее – Организации), самостоятельно разрабатывают и утверждают адаптированную основную общеобразовательную программу дошкольного образования для слабослышащих и позднооглохших детей раннего и дошкольного возраста.

По своему организационно-управленческому статусу данная Программа, реализующая принципы Стандарта, обладает модульной структурой.

В связи с тем, что в соответствии с ФГОС ДО и Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» адаптированные образовательные программы разрабатываются непосредственно образовательными организациями, настоящая ПрАООП является рамочной. Рамочный характер ПрАООП раскрывается через представление общей модели образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях, возрастных нормативов развития, общих и особых образовательных потребностей слабослыщащих и позднооглохших детей раннего и дошкольного возраста, определение структуры и наполнения содержания образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях. Образовательные области, содержание образовательной деятельности, Программы коррекционной работы, равно как и организация образовательной среды, в том числе социокультурной и развивающей предметно-пространственной в соответствии с особыми образовательными потребностями слабослышащих и позднооглохших детей выступают в качестве модулей

, из которых создается адаптированная основная общеобразовательная программа дошкольной образовательной организации (далее – Организация). Модульный характер представления содержания ПрАООП позволяет конструировать адаптированную основную образовательную программу дошкольной образовательной организации для слабослышащих и позднооглохших детей раннего и дошкольного возраста.

Содержание Программы в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел ПрАООП для слабослышащих и позднооглохших детей включает пояснительную записку, в которой обозначаются ее цели и задачи, описываются особенности развития и особые образовательные потребности данной категории обучающихся, определяются приоритетные направления деятельности Организации, принципы и подходы к формированию Программы, механизмы адаптации ООП, планируемые результаты ее освоения (в виде целевых ориентиров) воспитанниками со слуховой депривацией.

Содержательный раздел Программы включает описание образовательной деятельности по пяти образовательным областям, определяемым ФГОС ДО: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие с определением в каждой области актуальных для ее освоения слабослышащими и позднооглохшими воспитанниками видов детской деятельности; образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей со слуховой депривацией; раскрытие аспектов образовательной среды: характер взаимодействия взрослых с детьми; взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников.

Программа определяет примерное содержание образовательной деятельности по каждой образовательной области с учетом возрастных и типологических особенностей слабослышащих и позднооглохших детей, их особых образовательных потребностей с описанием коррекционно-компенсаторных задач по направлениям педагогической деятельности. Освоение адаптированного к особым образовательным потребностям детей с нарушением слуха содержания пяти образовательных областей обеспечивает развитие у слабослышащих и позднооглохших воспитанников предпосылок освоения на следующей ступени образования АООП НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся.

С учетом особых образовательных потребностей слабослышащих и позднооглохших детей содержательный раздел Программы включает описание коррекционно-развивающей работы, обеспечивающей ребенку с нарушением слуха профилактику и при
необходимости коррекцию трудностей развития, обусловленных негативным влиянием слуховой депривации, успешное освоение образовательных областей, определенную готовность к обучению в школе, адаптацию и интеграцию слабослышащих и позднооглохших детей в общество.

Данная Примерная адаптированная программа подготовлена с учетом особенностей развития и образовательных потребностей:

- детей без выраженных дополнительных отклонений в развитии, по уровню общего и речевого развития приближающихся к возрастной норме;

- детей без выраженных дополнительных отклонений в развитии, отстающих от возрастной нормы;

- детей с выраженными дополнительными отклонениями в развитии (комбинации нарушений слуха с ЗПР, легкой умственной отсталостью, с нарушениями зрения или опорно-двигательного аппарата. сочетающиеся с интеллектуальной недостаточностью и др.), значительно отстающие от возрастной нормы.

В тех случаях, когда у ребенка раннего или дошкольного возраста отмечается сложный дефект, развитие ребенка несопоставимо с возрастной нормой, следует либо разработать для ребенка специальную индивидуальную программу развития (СИПР), либо рекомендовать примерную адаптированную образовательную программу дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

При работе с детьми после операции кохлеарной имплантации (КИ) дошкольным образовательным организациям необходимо использовать особый подход и особые организационные формы.

При принятии решения о поступлении ребенка с нарушениями слуха в дошкольную образовательную организацию необходимо тщательно проанализировать возможные риски и определить форму получения дошкольного образования (группы компенсирующей направленности, группы комбинированной направленности, группы оздоровительной направленности и т.п.).

Рекомендации по выбору программы дошкольного образования должны быть сформулированы при обследовании ребенка в ПМПК с учетом всех факторов, определяющих возможности адаптации ребенка в образовательной организации и способствующих его развитию. Следует учитывать, что современная образовательная организация должна иметь условия для пребывания в ней ребенка с нарушениями слуха независимо от программы его дошкольного обучения.


Содержание Программы в полном объеме может быть реализовано в совместной деятельности педагогов, слабослышащих и позднооглохших детей, а также через организацию самостоятельной деятельности воспитанников. Под совместной деятельностью педагогов, слабослышащих и позднооглохших детей понимается деятельность двух и более участников образовательного процесса (педагогов и обучающихся) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Она отличается наличием партнерской позиции взрослого и партнерской формой организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей с ограниченными возможностями здоровья по слуху в процессе образовательной деятельности), предполагает сочетание индивидуальной, подгрупповой и групповой форм организации работы с воспитанниками.

Под самостоятельной деятельностью слабослышащих и позднооглохших детей понимается свободная деятельность воспитанников в условиях созданного образовательного коррекционно-развивающего пространства, обеспечивающего выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

В Организационном разделе программы представлено, в каких условиях реализуется программа и осуществляется реализация ее материально-технического обеспечения, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания, распорядок и/или режим дня, особенности социокультурной среды, организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды, а также психолого-педагогические, кадровые и финансовые условия реализации программы. В части финансовых условий описаны особенности финансово-экономического обеспечения дошкольного образования слабослышащих и позднооглохших детей, дано определение нормативных затрат на оказание государственной услуги по дошкольному образованию слабослышащих и позднооглохших детей.

Объем обязательной части основной образовательной программы должен составлять не менее 60% от ее общего объема. Объем части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений, должен составлять не более 40% от ее общего объема.