Файл: 1 Обоснуйте актуальность и значимость применения психологопедагогических технологий в управлении образовательным процессом.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 14
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1 Обоснуйте актуальность и значимость применения психолого-педагогических технологий в управлении образовательным процессом
В обществе на сегодняшний день основополагающей идеей образования является идея развития. Школа является одним из важных факторов формирования личности, поэтому она должна быть основой развития общества, что невозможно без постоянной модернизации. Развитие школы осуществляется путем введения новшеств. Одним из направлений по разработке и применению инноваций являются образовательные педагогические технологии.
Психолого-педагогические технологии — это определенная система содержания, средств и методов обучения и воспитания, направленных на решение психологических задач.
Актуальность использования психолого-педагогических технологий в том, что достаточно легко вливаясь в общий образовательный процесс в условиях классно-урочных занятий, они помогают достичь поставленных целей по определенному предмету; с их помощью беспрепятственно осуществляется гуманизация образования и применяется личностно-ориентированный подход; технологии помогают детям развиваться интеллектуально, учат самостоятельности, доброжелательности в отношениях с учителем и со сверстниками; особенностью педагогической технологии является ее индивидуальный подход к развитию личности и его творческих способностей.
Таким образом, обеспечение высокого качества организации образовательного процесса невозможно без эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий.
2. Проведите анализ связи психолого-педагогических технологий с методикой преподавания, педагогической техникой, образовательной системой, педагогической моделью. Результаты анализа представьте в виде сводной таблицы
Социально-экономические преобразования в России, глобализация и демократизация, научно-технический прогресс, динамизм и сложность современных информационных процессов привели к необходимости модернизации российского образования. Осуществление этой задачи возможно через поиск новых форм, методов и средств обучения, обеспечивающих более широкие возможности развития, саморазвития и самореализации личности.
Таким образом, в центре концепции современного образования находятся личности педагога и обучающихся. В связи с этим исследования образовательного процесса, разработка и внедрение методов обучения и психолого-педагогических технологий в образовательных организациях приобретают особую актуальность.
Наблюдения показали, что в процессе педагогической практики у учителей размываются границы между понятиями «педагогическая технология» и «педагогическая техника», между тем уточнение и исследование данного вопроса является весьма актуальным до сих пор.
Понятие «Технология» до середины 50-х годов относилось к производству и возникло с развитием технического процесса, затем в педагогике стали применяться ТСО, и в связи с этим возникло понятие «технология обучения» так же используется «педагогическая технология» и «образовательная технология». Они различаются по предмету и способам воздействия на него: педагогическая – воздействие человека на человека, образовательная представляет собой воздействие человека на самого себя, его преобразование самого себя.
«Педагогическая техника» включена в «педагогическую технологию» как ее инструментальная сторона. В любом педагогическом процессе, и в том числе, имеющем технологический характер, всегда есть и педагогическая техника.
Воспитатель, воздействуя на воспитанников, стремится донести до них свои идеи, мысли, чувства. А каналами связи, передачи своих намерений и, если нужно, - распоряжений, требований к воспитанникам, - служат слово, речь, выразительный жест, мимика.
В общем виде процесс обучения представляет собой процесс управления, то есть, воздействия на педагогическую систему, организацию знаний. Для успешного его осуществления в педагогической науке разрабатываются модели, способствующие оптимальному управлению в педагогических системах. К ним относятся специальные методы (методики) и технологии обучения.
Основу теоретического уровня научного исследования в педагогике составляет моделирование педагогических явлений, процессов и деятельности.
В психолого-педагогических исследованиях отношение частичного подобия позволяет использовать модель в качестве заместителя или представителя изучаемой системы. Относительная простота модели делает такую замену особенно наглядной. За сравнительно короткий срок появились математические модели обучения, информационные модели памяти
, восприятия и внимания. Но в целом преобладает мнение, что возможностей моделирования недостаточно для создания полноценных психологических или педагогических теорий.
С помощью формальных моделей, как правило, не удается однозначно описать имеющиеся данные.
Таблица - Сравнительный анализ
Сравнительные признаки | Методика | Технология | ||
Назначение | Рекомендует применение конкретных методов, организационных форм, средств обучения | Рекомендует процесс системы методов, организационных форм и средств обучения с учетом целей и управления обучением | ||
Определение | Система научно обоснованных методов, правил и приемов обучения | Инструментарий достижения целей обучения. Систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного процесса обучения, систем, способов и средств достижения целей и управления процессом обучения | ||
Сравнительные признаки | Методика | Технология | ||
Фактические исходные предпосылки проектирования | Обоснование и процесс построения находит в технологии | Цели, ориентация на результат. Методологическая основа методики | ||
Парадигма | Совокупность рекомендаций по организации и проведению учебного процесса | Проект будущего учебного процесса | ||
Ориентация | На обучающих | На обучающихся | ||
Направленность | На конкретный предмет или на реализацию определенных целей | На универсализацию подходов к изучению учебного материала | ||
Отражение динамичности обучения | Дает вполне определенные, конкретные рекомендации | Отражает процессуальный динамический характер обучения | ||
Интеллектуальный подход | Узкопредметный аспект к данному (ой) предмету (теме) | Культурное понятие, связанное с мышлением и деятельностью педагога |
3 Раскройте особенности влияния личностного фактора и его роль в определении технологий профессиональной деятельности
Личностные свойства - это вид социально-значимых качеств, способствующих адаптации и успешности человека в обществе.
Для психологии труда особое значение имеет исследование закономерностей формирования и проявления индивидуально-личностных качеств человека в профессиональной деятельности. Анализ профессиональной деятельности как сложной системы взаимодействия субъекта и объекта предполагает выявление изменений, происходящих в субъекте при изменении объекта и условий деятельности.
Сделать социально и глубоко личностный выбор профессии весьма сложная задача, ведь от того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворенность работой, физическое и нервно-психическое здоровье, радость и счастье.
На всех этапах развития человека как профессионала он действует в условиях двух групп факторов: объективных (требования, нормы и ограничения, выдвигаемые со стороны профессии к его труду и наличию у него профессиональных знаний, умений, навыков, профессионально значимых качеств) и субъективных (задатки и способности, индивидуальнопсихологические свойства и особенности, уровень притязаний и его мотивация).
Результаты исследования, показали, что на успешность деятельности человека, оказывают влияние уверенность в себе, мотивация самореализации, стремление к власти, достижению материального благополучия и профессионального роста.
4 В чем отличие личностно-ориентированного и личностно-развивающего образования? Как эти отличия влияют на организацию управленческой деятельности в образовании?
Развивающее обучение – обучение, целевыми ориентациями которого служат воспитание у подрастающего поколения готовности к саморазвитию, формирование мышления через обучение деятельности (умению адаптироваться внутри определённой системы относительно принятых в ней норм (самоопределению), осознанно строить свою деятельность по достижению цели (самореализации) и оценивать собственную деятельность и её результаты (рефлексии), формирование системы общечеловеческих ценностей и её проявлений в личностных качествах, формирование картины мира, адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы.
Личностно-ориентированное обучение (ЛОО). ЛОО - это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребёнка, его самоценность, субъективность процесса обучения. Но это не просто учёт особенностей субъекта учения, это иная методология организации условий обучения, которая предполагает не «учёт», а «включение» его собственно-личностных функций или востребование его собственного опыта.
Стандарт образования в системе ЛОО – не цель, а средство, определяющее направления и границы использования предметного материала как основы личностного развития на разных ступенях обучения.
Под личностно-ориентированным подходом принято понимать методологическую ориентацию в педагогической деятельности, позволяющую посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребёнка, развитие его неповторимой индивидуальности.