Файл: Лекция Понятие, цели и задачи информационноаналитической деятельности в прокуратуре.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 430

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 4. Информационно-аналитическая деятельность и основы организации делопроизводства в прокуратуре. Статистическая отчётность.

Лекция:

1. Понятие, цели и задачи информационно-аналитической деятельности в прокуратуре.

2. Основные направления информационно-аналитической работы в прокуратуре.

3. Делопроизводство. Организация документооборота в органах прокуратуры Российской Федерации.

4. Организация учета и отчетности в органах прокуратуры. Формы отчетности.

5. Порядок и сроки предоставления статистических отчетов.

6. Цифровая трансформация органов прокуратуры.
1. Понятие, цели и задачи информационно-аналитической деятельности в прокуратуре.
Вопросам надлежащей организации информационно-аналитической деятельности в органах прокуратуры отводится существенное место, что находит свое отражение в документах Генерального прокурора Российской Федерации. Практически в каждом приказе Генерального прокурора содержатся указания на необходимость проведения регулярных анализов и обобщении информации об итогах проведенной работы, состоянии законности по различным направлениям деятельности1.

Организация информационно-аналитической работы является одним из главных условий, непосредственно влияющих на результативность деятельности прокуратуры. Именно хорошо налаженная информационно-аналитическая работа в прокуратуре обеспечивает эффективность управления.

Информационно-аналитическая деятельность в органах прокуратуры – это деятельности прокуроров по обеспечению регулярного поступления информации о результатах деятельности органов прокуратуры (по осуществлению уголовного преследования, координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, участия в уголовном, гражданском, административном и арбитражном судопроизводстве, международного сотрудничества), по ее правильному сбору, обработке и анализу, то есть по созданию такого порядка, при котором этот процесс осуществлялся бы наиболее рациональным образом.

Сам процесс информационно-аналитической деятельности состоит из определения источников и получения из них информации, выделения из общего массива наиболее значимой и ее изучение, построение выводов, позволяющих выявить системные нарушения, их влияние на изучаемую проблему.


Цели осуществления такого вида деятельности заключаются в совершенствовании системы управления, определении приоритетных направлений деятельности, формировании планов, подготовке организационно-распорядительных и информационно-справочных документов Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Информационно-аналитическая работа в органах прокуратуры ведется в соответствии с поставленными задачами и по двум направлениям (внешнему и внутреннему).

Предмет деятельности первого направления (внешнего) – анализ материалов, характеризующих исполнение законов поднадзорными органами, который связан с анализом преступности и дает знание реальной обстановки, позволяет прокурору правильно представлять общую картину состояния законности и правопорядка, определять объекты надзора, дальнейшие действия для укрепления законности, прогнозировать развитие неблагоприятных тенденций и процессов, вырабатывать предупредительные меры.

К общим задачам информационно-аналитической деятельности в органах прокуратуры относятся: а) установление состояния преступности и правонарушаемости на поднадзорной территории административного и гражданско-деликтного характера, их структуры и динамики; б) гибкое реагирование на процесс формирования и корректировки планов работы прокуратуры; в) правильный выбор приоритетов, оптимальных форм и методов прокурорских проверок; г) создание временных и постоянных рабочих (межведомственных) групп по направлениям прокурорского надзора; д) выработка дополнительных планов по осуществлению совместных мероприятий указанных групп; е) краткосрочное прогнозирование развития состояния законности на поднадзорной территории с учетом предшествующего опыта и новации федерального и местного законодательства (в том числе изучение результатов всенародного обсуждения законопроектов) для разработки стратегии прокурорской деятельности; ж) оптимизация планов учебы сотрудников прокуратуры и индивидуальных планов их самостоятельной подготовки; з) совершенствование практики координации деятельности правоохранительных органов по противодействию преступности и коррупции.

К частным (конкретным) задачам информационно-аналитической деятельности, которые должен ставить перед собой прокурор, анализируя выявленные правонарушения, можно отнести: а) установление наиболее распространенные виды нарушений законодательства; динамики их развития, административно-территориальные образований и предприятий, организаций, где правонарушения совершаются наиболее часто; причины роста правонарушений, чтобы на этой основе определить главные направления прокурорской деятельности; б) вскрытие недостатков в правоохранительной деятельности по борьбе с нарушениями законодательства, чтобы принять меры к их устранению; в) определение действительного уровня преступности и нарушений права по направлениям надзорной деятельности (с учетом латентности); г) анализ деятельности поднадзорных правоохранительных и контролирующих органов по укреплению законности и правопорядка; д) выявление недостатков надзорной и иной функциональной деятельности прокуратуры и разработка мер по ее совершенствованию; е) подготовка предложений по

укреплению механизма обеспечения законности, в том числе по совершенствованию законодательства, правоприменительной практики, предложений о общесоциальных и организационных мерах по противодействию наиболее опасным формам противоправного поведения; ж) анализ и обобщение состояния прокурорского надзора по всем направлениям деятельности, предусмотренным федеральным законодательством и нормативными документами Генеральной прокуратуры РФ.

Предметом второго направления деятельности (внутреннего) является анализ сведений, характеризующих состояние самого прокурорского надзора. Сбор и изучение эффективности организации и деятельности органов прокуратуры в дальнейшем позволяют вырабатывать организационные мероприятия, направленные на совершенствование системы управления правоохранительных органов.

В практической деятельности оба направления деятельности тесно связаны между собой и не могут существовать отдельно.

Информационно-аналитическая деятельность прокуратуры включает в себя совершение определенных действий, основными из которых являются: определение источников, в которых содержатся или могут содержаться сведения о количестве и характере правонарушений; сбор информации о нарушениях законодательства из всех возможных источников; учет и накопление в органах прокуратуры информации о нарушениях законодательства; анализ информации о нарушениях законодательства; выработка и формулирование выводов и предложений для принятия управленческих решений.

Информационно-аналитическая работа должна отвечать ряду важных требований, к числу которых следует отнести: 1) непрерывность - систематическое накопление и анализ информации; 2) обязательное участие в информационно-аналитической работе всех работников прокуратуры; 3) комплексное использование различных источников и методов получения информации; 4) наличие обратной связи - результаты аналитической работы должны использоваться для совершенствования работы прокуроров, их заместителей и помощников на порученном участке их деятельности.

Содержанием информационно-аналитической работы в прокуратуре составляют: определение необходимых источников информации, выделение из общего массива поступающих материалов наиболее значимых и их изучение (непосредственный анализ), объединение связанных друг с другом информационных данных, в частности, построение на основе изучения отдельных фактов правонарушений обобщенных выводов о прокурорской практике решения тех или иных вопросов применения закона (т.е. применение метода синтеза), а также другие способы исследования (например, использование метода сравнения и т.п.).


Для получения информации о состоянии законности из всех без исключения ресурсов прокурор должен обеспечивать систематический сбор, накопление и анализ информации, используя статистические показатели, материалы прокурорских проверок, уголовных, гражданских и арбитражных дел, производств об административных правонарушениях, данные контролирующих органов, обращения граждан, сообщения средств массовой информации, в том числе электронных, а также иные сведения, характеризующие состояние законности и правопорядка, осуществлять их мониторинг. Причем источники информации – это все субъекты и участники правоотношений, обладающие информацией о нарушениях законов (органы исполнительной, законодательной (представительной) и судебной власти, юридические и физические лица и др.), или распространители таковой.

Чрезвычайно важно на основе собранной за определенный период информации о правонарушениях ежеквартально анализировать ее и обобщать. Результаты проанализированной информации должны быть представлены в виде: информационного письма, аналитической справки, докладной записки и т.д., в которых содержатся материалы о допущенных нарушениях закона, обоснованные выводы и предложения о реализации полученных данных.

По результатам анализа принимаются меры, направленные на улучшение организации и деятельности прокуратуры. Обычно выбор мер, способных решить имеющиеся проблемы, бывает достаточно широк, а оптимальный вариант редко лежит на поверхности. Требуются определенные усилия, чтобы избранные меры соответствовали имеющимся возможностям, были контролируемыми и эффективными. Прокурор может выбрать несколько вариантов или использовать их в комплексе:

1) заслушивание отчетов ответственных лиц на совместных оперативных, координационных совещаниях;

2) принятие комплексных программ по устранению выявленных недостатков;

3) решение вопроса о наказании виновных должностных лиц;

4) внедрение положительного опыта отдельных сотрудников или подразделений, изученного им в ходе проведения анализа;

5) усиление прокурорского надзора на участках, где выявлено наибольшее количество нарушений;

6) профилактика нарушений, проведение занятий, методическая работа и др.

Только благодаря правильно-организованной и грамотно спланированной информационно-аналитической деятельности можно в целом повысить ее эффективность, а также оценить результативность прокурорского надзора, определить приоритеты, поставить верные цели и достойно справиться с любыми проблемами при обострении криминогенной ситуации.


В документах Генерального прокурора Российской Федерации уделяется внимание и таким направлениям деятельности, как: организация делопроизводства, подготовка и оформление документов в органах прокуратуры. Обращают на себя внимание и вопросы, связанные с организацией статистического учета и отчетности, организацией труда, кадровой работой, информационным обеспечением деятельности и информационной безопасностью органов прокуратуры. Такие виды деятельности имеют также важное значение и являются элементами надлежащей организации деятельности прокуратуры любого звена.

2. Делопроизводство. Организация документооборота в органах прокуратуры Российской Федерации.

Любая управленческая деятельность не может обходиться без организации движения документов, без выполнения работы по созданию и оформлению соответствующих бумаг. Для ведения комплекса работ с документами в органах прокуратуры осуществляется делопроизводство, порядок ведения которого регулируется в основном ведомственными нормативными правовыми актами.

Инструкцией по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генпрокурора РФ от 29.12.2011 № 450, (далее − Инструкция) установлена на единой основе система делопроизводства в Генпрокуратуре РФ, прокуратурах регионального и районного уровней. Она определяет порядок приема, учета, регистрации, перевода, подготовки, оформления, размножения, контроля за исполнением документов, формирования их в дела и надзорные производства, хранения и использования. Положения Инструкции распространяются на организационно-распорядительные и информационно-справочные документы, на остальные (процессуальные, финансовые и др.) документы − только в части, касающейся общих принципов работы и подготовки к сдаче в архив. Ответственность за организацию и общее руководство делопроизводством возлагается на руководителей органов прокуратуры и отдельных структурных подразделений. Они обеспечивают изучение работниками требований Инструкции и осуществляют контроль за ее исполнением.

Согласно правилам делопроизводства документы и сведения, составляющие служебную тайну, не подлежат разглашению. С ними могут знакомиться только работники, имеющие к ним непосредственное отношение. Передача другому прокурорскому работнику документов, ознакомление других лиц, выдача им справок или сведений служебного характера, копий документов допускается только по указанию руководителя подразделения (органа), который принимает меры к охране конфиденциальности сведений и несет ответственность за их защиту. Вместе с тем следует иметь в виду, что по письменному разрешению руководителя прокуратуры, структурного подразделения каждому гражданину по его просьбе должна быть предоставлена возможность знакомиться с документами и материалами, имеющимися в органах