ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 31
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Джон Фаулз
«Коллекционер»
История 20 века , насыщена сменой конъюктуры, происходит переориентирование ценностей, взглядов, норм. С модернистской концепции общество переходит к постмодерну. Проявляется яркий нигилизм по отношению к общечеловеческим, устоявшимся ценностям. Рушатся идеалы , внедряются новые нормы. Рациональность, абсолютная истина подвергаются критике и не воспринимаются , мир воспринимается через призму непознаваемого , хаотического. Отрицаются, или подвержены переработке в том числе такие общепринятые для людей концепции как человеческая свобода и неприкосновенность личности, любовь , этические нормы .Одним из одиозных , точных примеров писателей постмодернистов 2 половины 20 века служит Джон Фаулз. Именно он начал активно и ярко видоизменять прежние устоявшиеся человеческие ценности, как свобода выбора, нравственные установки человека, любовь. Его произведения являются ярким примером и источником постмодернизма в литературе, автор сумел отчетливо показать характеры, взгляды, мировоззрение человека в оболочке постмодернистских взглядов.
В Своей книге Джон Фаулз, поднимает такой важный вопрос , актуальный как для людей того времени, так и сейчас «упадок личности». Поднимается и актуализируется ряд проблем, как: духовность героя, или же его антидуховность, вопрос о категориях морально-этических ценностях. Именно духовные аспекты личности, ее составляющие автор рассматривает через описания жизни, характера, поступков Фредерика Клегга и Миранды. Автор как бы характеризует и описывает Клегга как личность и человека потерянного, не имеющего духовную составляющую , нравственную обогащенность, фактически как человека лишенного души. Этого персонажа можно назвать антагонистом , в нем сосредоточены и его персонаж зиждится на таких качествах как:злость; надменность, эгоизм, высокомерие. Он достаточно закрытый человек, ведущий однообразно-одинокий образ жизни, стремящийся даже к социальному аскетизму, часто находится один на один со своими внутренними эмоциями и переживаниями, мыслями. Герой из-за такого где-то специфически монотонного повествования становится как бы смотрящим на свою жизнь извне, наблюдающим за ней. Сам Клегг подвержен легкомыслию , неуглубленным морально-этическим принципам, он не пытается воспрепятствовать или бороться с преступными, эгоистическими мыслями, терзавшими его,противиться им. Когда Миранда уже находится у Клегга, он подтверждает что она будет являться поистине редким и ценным экземпляром в его коллекции бабочек. А конкретно:
«– Я – энтомолог. Коллекционирую бабочек.
– Ну конечно же, – говорит. – <…> теперь вы включили в свою коллекцию меня.
Я подумал, ей это кажется забавным, и ответил, что, мол, фигурально выражаясь, можно и так сказать.
– Нет, не фигурально, – говорит, – а буквально. Держите меня в этой комнатушке, словно на булавку накололи, приходите любоваться, как на редкий экземпляр
За этим можно увидеть и сделать вывод , что Клегга ни капли не волнует человеческая жизнь, эмоции другого человека, сама человеческая свобода, к человеку, а конкретно к Миранде он относится созидательно-потребительски, считая ее частью своей великолепной и утонченной коллекции. Сама Миранда в своих внутренних монологах рассуждала о том, что ценностные ориентиры для Клегга не сформированы , они размыты, не были взращены в нем еще в детстве, для него ценность человеческой жизни ничто не представляет, но сам Клегг даже не задумывается о нравственности и этичности своих поступков, как уже говорилось выше это будто Клегг смотрит на свою жизнь поверх самого себя. Его жизнь и его поступки читаются через призму построенной им самим эстетики . Его эстетика направлена на собственное хищническое созидание его коллекции с оттенком разрушения, по его принципам и взглядам все ценное и значимое должно как бы «консервироваться» в музейную составляющую для отвода от чужих глаз. Он не признает выставки , открытое искусство и тд.
Противопоставляется Клеггу сама Миранда: она открытый человек, личность у которой сформированы общественно -нравственные установки, она не отрицает , не видоизменяет их , а наоборот их придерживается, старается вырваться из этого монотонно-однообразного мира, она борется за жизнь , за жизненные установки и ориентиры, не живя в коконе , как это делает Клегг.
Авторы постмодернисты, часто используют в своих произведениях особые методы, которые будут ярко характерны именно для них и им свойственны. У Фаулза это так называемое «игровое построение текста». Это прием, для более детального рассмотрения абсурдной ситуации; показать и продемонстрировать всю парадоксальность линии повествования. Через этот прием также демонстрируются именно противоположность взглядов, установок главных героев. Даже после смерти главной героини, мы не можем наблюдать изменения или трансформации Клегга, его быть может внутренние переживания, сомнения. По итогу смерти девушки, он закапывает ее тело в саду, еще раз подчеркивая свое полное безразличие к человеческой жизни, к ее ценности. Автор в конце романа делает выводы, что действительно Клегг-коллекционер , но его коллекция не
может вызвать положительные эмоции, эмоции созидания, интерес к искусству, вызывая только полное чувство горечи и чувство отторжения.
Итак, Джон Фаулз в своем романе сумел показать , продемонстрировать вот этот слом в ценностных ориентирах общества, вектор поворота по его мнению в совсем нишевую сторону, осуждает свойственные обществу того времени пороки, размышляет о нигилизме по отношению к общепринятым нормам и ценностям. Полностью иронизирует и обличает таких людей как Клегг. Говорит о кризисе духовности и нравственности поколения постмодернизма. На контрастах показывая духовное и бездуховное. Этот роман интерес для прочтения, является тонким и ярчайшим примером постмодернистского романа, сочетая в себе жанры детектива, драмы,психологического аспекта, хоть роман вышел в 1963 году, но спустя 60 лет после выхода, он ни капли не теряет актуальность и по моему мнению будет являться знаковым романом еще на протяжении многих поколений читателей.