Файл: Контрольная работа по дисциплине Основы стратегического планирования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 117
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Основными недостатками школы дизайна являются:
-
школа дизайна разграничивает по этапам процесс разработки стратегии и ее реализации. Поскольку организации приходится сталкиваться с неопределенными ситуациями, то в результате реализации стратегии приходится менять те или другие ее пункты. Этот факт противоречит высказанному тезису о последовательности процесса разработки и реализации стратегии. Такая постановка вопроса может привести к утрате стратегией гибкости и, как следствие, — помешать провести при необходимости требуемые стратегические изменения; -
школа дизайна утверждает определенную абстрагированность или даже независимость мышления от действия, полагает формирование стратегии процессом не столько обучения, сколько осмысления. Это вытекает из того, что создание стратегии является продуманным процессом сознательного мышления, то есть хорошие стратегии создаются исключительно в ходе мыслительного процесса. Таким образом, разрабатывают стратегии одни люди, а реализуют их другие.
Школа планирования возникла одновременно (в 1965 г.) со школой дизайна и использует в своей деятельности многие ее положения.
Основоположником школы планирования является Игорь Ансофф, опубликовавший в 1965 году книгу «Корпоративная стратегия».
Модель школы стратегического планирования по своим исходным положениям во многом пересекается со школой дизайна базируясь, также на анализе внутренних и внешних возможностей организации – ее сильных и слабых сторон, а также внешних возможностей и угроз. Результаты анализа представляют в виде методик и таблиц, после чего разрабатываются цели (задачи), а также бюджет и операционные планы.
Рисунок 2 – Основная модель стратегического планирования
Среди достижений школы планирования следует упомянуть такие методы как сценарное планирование (создание перекрывающих все возможные варианты развития событий сценариев) и стратегический контроль (постоянная нацеленность организации на выполнение стратегических задач). Стратегическое планирование предполагает, что организация должна либо предвидеть изменения окружающей среды, либо контролировать их. Иначе жесткий курс движения теряет смысл.
Исходными положениями школы планирования выступают:
-
стратегия есть результат контролируемого, осознанного процесса формального планирования, разбиваемого на отдельные шаги, схематически изображенные в виде контрольных таблиц и поддерживаемые соответствующими методами; -
ответственность за принципиальную сторону всего стратегического процесса возлагается на высшее руководство компании, ответственность за практическую сторону — на кадровых плановиков; -
при завершении процесса стратегии предстают полностью готовыми только тогда, когда четко видны их практические приложения.
Основными недостатками школы планирования, обуславливающими отказ организаций использовать рекомендации данной школы в своей практической деятельности, являются:
-
школа планирования, используя тот же принцип, что и школа дизайна, применяет более формальный подход и рассматривает процесс реализации модели слишком формально. Стратегия реализуется почти автоматически. В процессе реализации стратегии менеджер действует по предложенной ему схеме. Если он в это время и думает, то только о том, чтобы лучше реализовать рекомендации стратегии и потому теряет гибкость в своих действиях. -
общая идея стратегии часто может выбираться второпях, зато потом единственный (но не лучший) вариант будет тщательно прорабатываться; -
стратегические планы плохо воспринимались как отдельными руководителями, так и менеджерами среднего звена, что было обусловлено как недостаточной теоретической подготовкой менеджеров, так и большим объемом информации, необходимой при управлении процессом реализации стратегии; -
большое значение играет также психологический фактор, связанный с переходом возможности влияния на процессы от менеджеров высшего и среднего звена к кадровым плановикам; -
разработка стратегии и ее внедрение осуществляются разными людьми; -
стратегия планирования много времени и ресурсов уделяет вопросам слияния, приобретения и продажи, что тормозит развитие основного бизнеса; -
разрабатывать достаточно надежные (с допустимой точностью +/–20%) прогнозы на будущее можно только в условиях стабильно развивающейся экономики, в противном случае точность прогнозов становится недостаточной для разработки правильных планов.
Таблица 1 - Основные особенности школы дизайна и школы планирования
Модели двух описанных школ весьма похожи по своим исходным положениям, базируясь на анализе внутренних и внешних возможностей организации — ее сильных и слабых сторон, а также внешних возможностей и угроз.
Единственным принципиальным отличием школы планирования от школы дизайна является то, что простая неформальная модель школы дизайна превращается в рамках школы планирования в строго определенную последовательность шагов, почти на грани автоматизма1: стратегия здесь является результатом контролируемого, осознанного процесса формального планирования, разбиваемого на отдельные шаги, схематически изображенного в виде контрольных таблиц и поддерживаемого соответствующими моделями.
2 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ШКОЛ ДИЗАЙНА И ПЛАНИРОВАНИЯ
И первая и вторая школы имеют предписывающий характер (отвечают на вопрос: как должны формироваться стратегии):
- школа дизайна - моделирование на базе осмысления и проработки;
- школа планирования - относительно изолированный процесс формального планирования.
По мнению представителей школы дизайна стратег - это один человек. Представители же школы планирования считают, что стратегию формирует методика.
В отличие от школы дизайна школа планирования, во-первых, рассматривает практическую реализацию модели предельно формально, автоматически. В исследовании данной школы неформальная модель школы дизайна (превращается в строго определенную последовательность шагов).
Во-вторых, школа планирования вводит в процесс стратегического планирования центральную фигуру стратегического процесса - плановика.
Основные особенности и различия школ дизайна и планирования, отраженные в табл. 1, свидетельствуют о том, что школы возникли в разное время и отличаются подходами к определению главных лиц, принимающих стратегические решения; основного содержания и особенностей, девизом.
Школа дизайна:
1. Девиз школы дизайна - размышление. Представители этой школы считают, что «большая стратегия» получается в результате сознательного и тщательного мыслительного процесса.
2. Генеральный директор не только контролирует процесс, он сам «выстраивает» стратегию.
3. Основными недостатками школы дизайна являются:
- школа дизайна разграничивает по этапам процесс разработки стратегии и ее реализации. Поскольку организации приходится сталкиваться с неопределенными ситуациями, то в результате реализации стратегии приходится менять те или другие ее пункты. Этот факт противоречит высказанному тезису о последовательности процесса разработки и реализации стратегии. Такая постановка вопроса может привести к утрате стратегией гибкости и, как следствие, - помешать провести при необходимости, требуемые стратегические изменения;
- школа дизайна утверждает определенную абстрагированность7 или даже независимость мышления от действия, полагает формирование стратегии процессом не столько обучения, сколько осмысления. Это вытекает из того, что создание стратегии является продуманным процессом сознательного мышления, то есть хорошие стратегии создаются исключительно в ходе мыслительного процесса. Таким образом, разрабатывают стратегии одни люди, т а реализуют их другие.
Школа планирования:
1. Девиз школы планирования - предвидеть и готовиться. Как считают представители данной школы, «в основе всех действий компании лежит механическое по своей сути допущение: поработай, как предписано, с каждой из составных частей, затем собери их по инструкции - и вот он результат - корпоративная стратегия».
2. Хотя стратегия и находится в сфере внимания генерального директора, непосредственная работа выполняется штатными плановиками, которые привлекают высшее руководство только в случае необходимости.
3. Основными недостатками школы планирования являются:
- школа планирования применяет более формальный подход и рассматривает процесс реализации модели слишком формально. Стратегия реализуется почти автоматически. В процессе реализации стратегии менеджер действует по предложенной ему схеме, и потому теряет гибкость в своих действиях. В итоге данная концепция плохо соответствует требованиям новой быстро изменяющейся экономики, поскольку чрезмерная увлеченность внутренними процедурами наносит ущерб собственно выбору стратегии и стратегическому творчеству;
- общая идея стратегии часто может выбираться второпях, зато потом единственный (не лучший) вариант будет тщательно прорабатываться;
- большое значение играет также психологический фактор, связанный с переходом возможности влияния на процессы от менеджеров высшего и среднего звена к кадровым плановикам;
- разработка стратегии и ее внедрение осуществляются разными людьми;
- разрабатывать достаточно надежные (с допустимой точностью +/-20%) прогнозы на будущее можно только в условиях стабильно развивающейся экономики, в противном случае точность прогнозов становится недостаточной для разработки правильных планов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Существует множество моделей, используемых для стратегического планирования, но нужно заметить, что основные элементы этих моделей очень схожи по своей сути, но между тем есть между ними и различия.
Школ дизайна и планирования, возникли в разное время и отличаются подходами к определению главных лиц, принимающих стратегические решения; основным содержанием, девизом. Например, девиз школы дизайна - размышление, а девиз школы планирования - предвидеть и готовиться.
Недостаток школы дизайна разграничивает по этапам процесс разработки стратегии и ее реализации. Поскольку организации приходится сталкиваться с неопределенными ситуациями, то в результате реализации стратегии приходится менять те или другие ее пункты. Этот факт противоречит высказанному тезису о последовательности процесса разработки и реализации стратегии. Такая постановка вопроса может привести к утрате стратегией гибкости и, как следствие, - помешать провести при необходимости, требуемые стратегические изменения.
Недостаток школы планирования применяет более формальный подход и рассматривает процесс реализации модели слишком формально. Стратегия реализуется почти автоматически. В процессе реализации стратегии менеджер действует по предложенной ему схеме, и потому теряет гибкость в своих действиях. В итоге данная концепция плохо соответствует требованиям новой быстро изменяющейся экономики.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
-
Вигман С.Л. Стратегическое управление в вопросах и ответах: учеб.пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 296 с. -
Виханский О.С. Стратегическое управление / О.С. Виханский. - М.: Гардарика, 2004. - 569с. -
Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П. Стратегическое управление: учебник — 2-е изд. — М.: Изд-во ОМЕГА-Л, 2006. — 464 с. -
Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Стратегический менеджмент: учебник. — М.: Экономистъ, 2005. — 416 с. -
Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. — 432 с. -
Кузнецов Б.Т. Стратегический менеджмент: учеб. пособие. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 623 с. -
Лапыгин Ю.Н. Стратегический менеджмент: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 236 с. -
Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий / Пер. с англ. под ред. Ю.Н. Каптуревского. — СПб.: Питер, 2000. — 336 с. -
Общий и специальный менеджмент: Учебник/Общ. ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухин. — М.: Изд-во РАГС, 2001. — 568 с. -
Прокопчук Л.О. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2004. — 511 с. -
Стратегический менеджмент / Под ред. А.Н. Петрова. — СПб.: Питер, 2007. — 496 с.