Файл: Общая характеристика работы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 32

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


АВТОРЕФЕРАТ
«Повышение конкурентоспособности железнодорожного транспорта России за счет эффективной реализации логистического потенциала Открытого акционерного общества «Российские железные дороги»


Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. В современных условиях, в условиях усиления конкуренции со стороны речного и автотранспорта, важными задачами ОАО «РЖД» являются комплексное развитие перевозок, привлечение дополнительных грузовых перевозок и укрепление «своих» позиций на транспортном рынке. Одним из способов решения этих проблем является внедрение новых способов развития железнодорожных грузоперевозок в регионах Российской Федерации.

С помощью железной дороги осуществляется своевременный ввоз и вывоз товаров, имеющих жизненно важное значение, в самые отдаленные уголки государства. В то же время автомобильный транспорт представлен наиболее доступным транспортом для большего числа граждан страны [5].

Основными технико-экономическими особенностями железнодорожного транспорта являются: наличие непрерывного железнодорожного сообщения с большинством сельскохозяйственных и промышленных организаций, сооружений, дорог любой территории страны, высокая пропускная способность и грузоподъемность железной дороги, относительно низкие транспортные расходы, возможность равномерной перевозки в любое время суток и года, обеспечение бесперебойной доставки топлива и сырья на предприятия и вывоз готовой продукции, высокие скорости, сроки доставки, маневренность, если сравнивать железнодорожный транспорт с морским и речным транспортом, более короткие маршруты перевозки грузов по сравнению с водным транспортом.

Среди основных стратегических целей ОАО «РЖД» - рост в масштабах транспортного бизнеса, его производственная и экономическая эффективность, качество и безопасность перевозок и эксплуатации компании, генерация с европейской и азиатской системами, рост финансовой устойчивости.
Роль транспорта в обеспечении обороноспособности и национальной безопасности России обусловлена растущими требованиями к мобильности Вооруженных Сил Российской Федерации. Безопасность транспортной системы определяется эффективной работой аварийных служб, подразделений гражданской обороны, спецслужб и правоохранительных органов, в результате чего создаются условия для повышения национальной безопасности и снижения рисков, связанных с террористическими актами. По мере дальнейшего развития страны, расширения ее внутренних и внешних транспортных и экономических связей, роста объемов производства и повышения уровня жизни населения, важности транспорта и его роли как системообразующего фактора вырастет.


Стратегические направления развития транспорта формируются на основе анализа современного состояния и проблем развития транспортной системы в тесной взаимосвязи с общими направлениями и масштабами социально-экономического развития страны, а также с глобальным развитием.

Реализация Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2035 года, а также иных основополагающих программ развития транспорта позволила существенно модернизировать транспортную инфраструктуру, удовлетворить имевшийся спрос на пассажирские и грузовые перевозки и создать определенный задел для дальнейшего развития.

Россия располагает всеми современными видами транспорта, размещение и структура ее транспортных коммуникаций в целом отвечают современным внутренним и внешним транспортно-экономическим связям страны, но нуждаются в совершенствовании.
Компания осуществляет строительство объектов инфраструктуры, опытно-конструкторские и научно-исследовательские работы, ОАО «РЖД» оказывает социальные услуги и осуществляет другие виды деятельности.

Степень разработанности темы исследования. Фундаментальные исследования проблематики, связанной с эффективностью работы железнодорожного транспорта, отражены в работах следующих ученых: А.Ф. Бородин, Н.Б. Глубокое, И.С. Ермишкин, Ю.В. Елизарьев, Ю.М. Копылов и другие.

Целью настоящего исследования является научное обоснование повышения конкурентоспособности железнодорожного транспорта России за счет эффективной реализации логистического потенциала Открытого акционерного общества «Российские железные дороги».

Данная цель достигается решением следующих задач:

- исследовать основы конкуренции и конкурентоспособности;

- выделить модели конкурентоспособности;

- рассмотреть особенности конкурентоспособности железнодорожного транспорта:

- определить место и роль железных дорог на российском и международном рынке грузовых перевозок;

- изучить организацию транспортного обслуживания грузовых перевозок на железнодорожном транспорте;

- выявить современные проблемы в сфере транспортного обслуживания клиентов на железнодорожном транспорте;

- выделить критерии оценки логистического потенциала железнодорожного транспорта России;

- охарактеризовать механизмы совершенствования системы транспортного обслуживания на железнодорожном транспорте в секторе грузовых перевозок;



-дать оценку преимуществ ОАО «РЖД» от реализации инструментов по совершенствованию системы обслуживания клиентов ОАО «РЖД» в сфере грузовых перевозок.

Объектом исследования является ОАО «РЖД».

Предметом исследования являются процесс повышения конкурентоспособности железнодорожного транспорта России за счет эффективной реализации логистического потенциала Открытого акционерного общества «Российские железные дороги».

Для реализации поставленных в диссертационном исследовании задач использовались эмпирические и теоретические методы научного исследования, такие как сбор и анализ информации, дедукция, моделирование, сравнение, технико-экономический расчет, экономико-статистический метод.

В качестве теоретической и методологической основы исследования использованы фундаментальные труды классиков в области экономики железных дорог и прогнозирования транспортных потоков, законодательные и иные правовые акты РФ, публикации результатов научных исследований.

Основные результаты диссертационного исследования, имеющие научную новизну и выносимые на защиту следующие:

- исследованы пути повышения конкурентоспособности железнодорожного транспорта России за счет эффективной реализации логистического потенциала Открытого акционерного общества «Российские железные дороги»;

- выработаны рекомендации по применению моделей конкурентоспособности транспортного обслуживания, внедрения дополнительного филиала на базе ЦФТО, который будет искать такие возможности по всей сети РЖД, и это касается всех грузов и всех маршрутов. Всегда можно найти маршруты, по которым можно оптимизировать обратный порожний пробег вагонов, тем самым привлекая дополнительный доход для РЖД, операторов подстанций, обеспечивая стабильную транспортировку товаров клиентов и освобождая инфраструктуру.Структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения.

Содержание исследования


Во введении обосновывается актуальность исследования, ставятся цели и задачи, определяются предмет, объект исследования, научная новизна и др.

В первой главе исследованы теоретические основы оценки конкурентоспособности железнодорожного транспорта России.

В частности, представлены основы конкуренции и конкурентоспособности. В наиболее общем виде конкуренция характеризует противостояние хозяйствующих субъектов за лучшие условия производства и сбыта. Традиционно конкуренция рассматривается со следующих сторон: как проявление качества конкуренции в рыночных условиях; как инструмент саморегулирования рынка; как
качественная характеристика рынка, позволяющая его типизировать.

Конкуренция - система стабильных отношений между хозяйствующими субъектами, производящими и реализующими товары, опосредующими их стремление обеспечить для себя лучшие условия производства и сбыта и извлечения большей прибыли.

Другими словами, на рынке существует противоречие между условиями производства продукта и возможностью его реализации с целью извлечения наибольшей прибыли. Конкуренция - способ разрешить это противоречие.

Сегодня исследователи изучают конкурентоспособность с разных позиций, концентрируясь на разных аспектах, будь то эффективность использования ресурсов, отдельные факторы и их комбинации, доля рынка и т.д. Под конкурентоспособностью в общем смысле слова, прежде всего, подразумевается преимущество одной организации по отношению к другим организациям отрасли в стране и за рубежом. По сути, конкурентоспособность является относительной характеристикой, которая выражает степень, в которой организация отличается от своих конкурентов в области удовлетворенности клиентов.

Конкурентоспособность организации заключается в ее способности быстро и адекватно реагировать на изменения условий рыночной конкуренции, обеспечивая при этом безопасность и увеличение достигнутых продаж, прибыли и доли рынка. Говоря об особой экономической категории, конкурентоспособность определяется характеристиками рыночной экономики и наиболее ярко проявляется в конкурентной борьбе между участниками рынка.

Конкурентоспособность предприятия определяется его потенциалом, достаточным для поддержания или расширения своей доли рынка в конкурентной среде. С позиции маркетинга конкурентоспособность определяется наличием спроса на продукцию организации и ее рыночной доли: чем больше последняя, ​​тем более конкурентоспособна компания. В конечном счете, конкурентоспособность экономического субъекта, будучи относительным понятием, выражает степень его отличия от конкурентов в области удовлетворенности клиентов.

Конкурентоспособность и успех любого предприятия строятся на основе конкурентных преимуществ, которые по разным причинам могут подвергаться различным классификациям. Их основные типы: внешние, внутренние; стратегический (долгосрочный), тактический (краткосрочный); организационный, ресурсный.


Рассмотрены модели конкурентоспособности: американская и российская. Долгое время деятельность железнодорожных экспедиторов в США регулировалась государством. С принятием Закона о пошаговом регулировании в 1980 году была проведена широкомасштабная дерегуляция отрасли, включая регулирование тарифов с этого момента. Важным положением нового закона была способность железных дорог снижать тарифы по причинам конкуренции или повышать их уровень для покрытия растущих эксплуатационных расходов. Кроме того, было узаконено право отдельных грузоотправителей и перевозчиков договариваться о контрактных ценах на перевозку. Руководство железных дорог приобрело не только более гибкую систему ценообразования, но и право отказаться от предоставления убыточных услуг. Создание конкурентной среды на рынке железнодорожных грузоперевозок привело к резкому повышению эффективности отрасли.

Именно транспортные компании, а не правительство, руководствуясь требованиями рынка, стали решать, какие маршруты развивать и какие дополнительные услуги предлагать грузовладельцам. Усиление конкуренции на рынке транспортных услуг США подтолкнуло экспедиторов железнодорожных перевозок предоставлять высококачественные услуги по конкурентоспособным ценам.

Новая система организации железнодорожного транспорта еще не полностью отменила его государственный контроль. Правительству были предоставлены полномочия устанавливать размер максимальных тарифных ставок, а также принимать необходимые меры для поддержания условий для здоровой конкуренции на рынке, в частности, для предотвращения монопольного положения на рынке компании. Кроме того, Департамент наземного транспорта США принял меры для предотвращения вероятности сговора между перевозчиками для коллективного повышения тарифов.

Важнейшую роль в транспортной системе России играет железнодорожный транспорт по объему выполненных работ. Доля железнодорожного транспорта в грузообороте всех видов транспорта составляет 43,3%, без учета трубопроводного транспорта - 85,4%. Вот почему эффективность железнодорожной отрасли чрезвычайно важна для развития экономики страны.

Выделены особенности конкурентоспособности железнодорожного транспорта. Транспорт является обязательным условием для управления бизнесом, а для России, учитывая его географию, именно транспорт является основной сферой инфраструктуры. Транспорт оказывает существенное влияние на развитие производительных сил и экономическое развитие новых территорий. Понятно, что создание эффективной транспортной сети стимулирует развитие экономики государства.