Файл: Урок по развитию творческих способностей для младшей группы театрального коллектива.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
АНО ДПО "УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ"
Программа профессиональной переподготовки
Руководитель театрального коллектива. Современные подходы к постановке спектакля для детей и взрослых (340)_new
Дисциплина: Планирование и оценка работы театрального коллектива
Практическое задание 2 , Модуль 2. Методика разработки календарно–тематических и поурочных планов, учебных и творческих программ в сфере театральной деятельности
Выполнил:
слушатель Мурашкина Вероника Андреевна
Преподаватель:
Проняева Надежда Анатольевна
г. Пермь - 2023
Задание 1. Урок по развитию творческих способностей для младшей группы театрального коллектива.
Название: Базовые навыки актёрского мастерства
Цель: развить основные умения актёра, научить свободно и непринуждённо играть
Задачи:
Образовательная:
– дать основные теоретические знания об актёрском мастерстве;
– познакомить с основными качествами хорошего актёра и приёмами их совершенствования;
Развивающая:
– научить совершенствовать навыки речи и подвижность речевого аппарата;
– формировать открытость поведения;
– развивать физические возможности тела через тренинг мышечного расслабления;
– развивать умения взаимодействовать с партнёром;
Воспитательная:
– сформировать навыки коллективной творческой деятельности;
– прививать навыки взаимодействия с партнером;
Ожидаемый результат: развивать индивидуальные способности воспитанников в коллективной работе и привить навык тренировки для достижения поставленного результата.
Методы обучения: Словесный метод, метод практической работы, метод получения новых знаний, метод игры.
Форма организации занятия: индивидуальная, парная, групповая.
Продолжительность занятия: 45-60 мин в зависимости от сложности упражнений и этюдов.
План занятия:
-
Приветствие 5 мин -
Разминка 5 мин -
Теоретическая часть 10 мин. -
Практическая часть 20 мин. -
Заключение 5 мин.
Ход занятия:
1. Приветствие. Организационный момент
Цель: настроить воспитанников на продуктивную работу по теме, выяснить эмоциональное состояние воспитанников до начала занятия.
Упражнение-игра «Здравствуйте».
Педагог: «Каждый актёр способен показывать настроение своего героя и передавать его чувства, переживания, внутренний мир и состояние души. Но так же важно уловив настроение, попытаться отразить его в себе. Давайте поздороваемся. Вы покажете своё настроение, а я воспроизведу его»
Педагог здоровается с воспитанниками. Каждый из воспитанников приветствует педагога согласно тому настроению, с которым пришёл на занятие, стараясь как можно точнее передать эмоциональное состояние. Педагог отвечает коротким ответом, стараясь отразить ту эмоцию, которую ему удалось уловить. Затем идёт короткое объяснение, почему в некоторых случаях показ или воспроизведение эмоций был неточным.
Вопрос педагога: Что такое эмоции?
Ожидаемые ответы воспитанников: проявление чувства, переживания.
Следует краткий экскурс в общее понимание эмоций и их роль в жизни людей. Следует краткое рассуждение, могут ли люди обходиться без эмоций и к чему это способно привести в дальнейшем. Затем следует переход к упражнениям на разминку.
Педагог: «Каждый успех несёт в себе множество времени для тренировки и оттачивания своих навыков. Хорошая речь невозможна без тренировки»
2. Разминка.
1) Артикуляционная гимнастика
Цель:подготовить речевой, дыхательный аппарат и другие выразительные инструменты тела воспитанников для дальнейшей работы
Педагог подробно разъясняет каждое из упражнений, затем по слову педагога ученики его выполняют.
1.Упражнение «Заборчик».Улыбнуться, показать верхние и нижние зубы.
2.Упражнение «Трубочка».Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять упражнение 6-8 раз.
3.Упражнение «Заборчик +трубочка».
4.Упражнение «Уколы».Острым кончиком языка касаться попеременно внутренней стороны левой и правой щеки. Нижняя челюсть неподвижна.
5.Упражнение «Весёлый пятачок».сомкнутые вытянутые губы двигаются сначала вверх и вниз, потом вправо и влево; затем делаем круговые движения сначала в одну сторону, затем в другую. Закончить упражнение – фыркнуть как лошадка.
6.Упражнение «Шарик». В спокойном темпе поочерёдно надуваем правую и левую щёки, как бы перегоняя воздух из одной щёки в другую.
Педагог: «Таким образом, мы развиваем пластичность нашего языка, губ и щёк, что помогает нам чётче и жёстче, мягче или нежнее говорить. Теперь попробуем что-нибудь сказать жёстче, мягче, нежнее, чётче или глуше, сквозь зубы или едва разжимая губы, выпендриваясь и оттопыривая губы или с широкой улыбкой»
Воспитанники согласно выбору педагога произносят разные реплики о своём утре с разной предложенной им интонацией и чувствами, эмоциями.
3. Теоретическая часть
1.Упражнения на три вида выдыхания.
Цель: разогреть мышцы дыхательного аппарата.
Педагог: «Но говорить чётко мало, иногда речь может звучать по-разному в зависимости от воздуха, вдохов, выдохов. Теперь мы с вами подготовимся к такой речи»
Преподаватель спрашивает, дети отвечают одним звуком, повторяя за педагогом.
1-й вид обслуживает спокойную, плавно звучащую речь.
Свистит ветер – ССССССССС…
Шумят деревья – ШШШШШШШ….
Летит пчела – ЖЖЖЖЖЖЖЖЖ…
Комар звенит – ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ…
2-й вид обслуживает волевую, но сдержанную речь.
Работает насос – ССССС! ССССС! ССССС!
Метет метель – ШШШШ! ШШШШ! ШШШШ!
Сверлит дрель – ЗЗЗЗЗЗ! ЗЗЗЗЗЗ! ЗЗЗЗЗЗ!
3-й вид обслуживает эмоциональную речь в быстром темпе.
Кошка сердится – Ф! Ф! Ф! Ф! Ф!
Пилит пила – С! С! С! С! С!
Заводится мотор – Р! Р! Р! Р! Р!
2. Дикционное упражнение на силу голоса на основе скороговорок.
Описание упражнения:
Скороговорку следует сначала произносить медленно, артикулируя каждый звук, а потом постепенно переходить к скороговарению.
Педагог: «А теперь мы с вами попробуем сказать эти фразы не только с разной скоростью, но и с разным чувством. Давайте скажем эти слова как приказ военного командира, как лениво брошенное слово, как отговорку во время спора, как кричалку на стадионе, как размеренный и вдумчивый рассказ-басню, как жаркое слово в защиту на суде, как тихую просьбу в библиотеке, как нагловатый вопрос в очереди».
– Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа
– От топота копыт пыль по полю летит
– Шла Саша по шоссе и сосала сушку
3.Упражнение «Кнопки»
Педагог: «Ещё актёр имеет очень богатую фантазию. Представьте себе, что вы собираете сложный агрегат, и его детали издают такие звуки при защёлкивании. Давайте все повторим и представим, как мы его собираем»
«Вкручивая» рукой и звуком кнопки, отчетливо произносим «пучки» согласных: ТЧКа, ТЧКу, ТЧКэ, ТЧКи, ТЧКо. Ученики пытаются повторить вначале на небольшой скорости, затем «сборка» ускоряется.
4. Практическая часть
Актёрский тренинг (элементы актёрского мастерства
по системе К.С. Станиславского).
1.Упражнение «Камень, бревно, собака»:
Педагог: «Мы должны уметь быстро реагировать на просьбу показать ту или иную эмоцию, и чем быстрей – тем лучше. Представьте, что мы бежим по длинной горной тропе, на котором нам могут встретиться и скалы с разных сторон, и упавшие деревья. Но нам нужно бежать и отбрёхиваться от собак, чтобы они лаяли, а не молча ринулись кусаться. Ну что, побежали?»
Встать напротив педагога стайкой, в свободном положении. По команде начать бег на месте. Педагог может регулировать бега, показывая рукой «выше/ ниже», что означает «быстрее/медленнее». Согласно следующим командам, выполнять определённые действия: – «камень слева!» – отклониться вправо «камень справа!» – отклониться влево «камень сверху!» – пригнуться или присесть «бревно!» – подпрыгнуть на месте «собака!» повернуться назад и гавкнуть. Начать со средней скорости, затем увеличить скорость, к концу выполнения Упражнения – снова замедлить.
2. Упражнение «Расслабление по счёту».
Педагог: «Ребята, вы все молодцы, от всех собак убежали, брёвна перескочили, и от камней увернулись. Теперь давайте немножко отдохнём»
Вся группа стоит. Руки вверх, ноги на ширине плеч. Педагог считает. Во время этого счета учащиеся расслабляют постепенно все части тела. На счет «раз» – расслабляются кисти рук, на счет «два» – расслабляются локти рук, «три» – плечи, руки; «четыре» – голова, «пять» – туловище полностью расслаблено, держится только на ногах; «шесть» – полное расслабление, учащиеся садятся в «точку». Затем по хлопку, учащиеся встают.
Актёрский тренинг «Зеркало»
Педагог: «Способность сопереживать – ключевая с мастерстве актёра. Как некоторые люди говорят, влиться в образ другого, в его образ мыслей и позу, чувства. Влезть в его шкуру. Чтобы научиться так делать, нужно уметь не только смотреть, но и видеть, не только показывать, но и говорить жестами и позой. Попробуем повторить движения другого прямо сейчас»
Педагог делит детей попарно. Два участника становятся напротив друг друга, один ученик «смотрится в зеркало», другой является «отражением» и старается как можно точней повторить движения первого. Затем участники меняются ролями.
5. Заключительная часть.
Мы познакомились на занятии с основами актёрского мастерства. Что получилось, понравилось? Что самое трудное? Хотели бы вы продолжить учить тему дальше?
Рефлексия.
Игра – упражнение на проявление эмоций «До свидания».
Цель: показать, как изменилось эмоциональное состояние в процессе занятия через ритуал прощания. Воспитанники прощаются друг с другом, согласно, тому настроению (радость, разочарование, негодование, безразличие) с которым покидают занятие, стараясь, как можно точнее передать эмоциональное состояние.
Задание 2. Урок по развитию творческих способностей для старшей группы театрального коллектива.
Название: Этюд как единица театральной постановки
Цель: развить чувство момента и умения актёра, научить детальному подходу к отыгрываемой сцене и её моментам
Задачи:
Образовательная:
– дать теоретико-практические знания об искусстве этюда;
– научить вживаться в роль и воссоздавать качества предметов в воображении, образному мышлению и творческому подходу
Развивающая:
– научить совершенствовать навыки творческого и эмоционального мышления;
– формировать целостный подход к отыгрываемому моменту;
– развивать умения взаимодействовать с партнёром;
Воспитательная:
– сформировать навыки коллективной творческой деятельности;
– прививать навыки взаимодействия с партнером;
Ожидаемый результат: развивать индивидуальные способности воспитанников в коллективной работе и развить интуицию, эмоциональное сопереживание и импровизационные качества для достижения поставленного результата.
Методы обучения: Словесный метод, метод практической работы, метод получения новых знаний, метод игры.
Форма организации занятия: индивидуальная, парная, групповая.
Продолжительность занятия: 45-60 мин в зависимости от сложности упражнений и этюдов.
План занятия:
-
Приветствие 5 мин -
Теоретическая часть 10 мин. -
Разминка 5 мин -
Практическая часть 20 мин. -
Заключение 5 мин.
1. Приветствие. Организационный момент
Цель: настроить воспитанников на продуктивную работу по теме, выяснить эмоциональное состояние воспитанников до начала занятия, создать шутливую и непринуждённую атмосферу лёгкой комедии.
Упражнение-игра «Здравствуйте».
Педагог: «Не всегда актёру случается играть перед благожелательно настроенной публикой, иногда приходится приложить усилия, чтобы вызвать хотя бы улыбку на лице зрителя»
Педагог здоровается с воспитанниками, выказывая разные оттенки нерасположенности: равнодушие, неприятие, тоску, грусть, презрение, осуждение, сердитость, высокомерие. Приветствие воспитанников в свою очередь должно вызвать радость, живой интерес, улыбку, радушие, счастье или удивление, дружелюбие, которые демонстрирует педагог после приветствия.