Файл: Урок по развитию творческих способностей для младшей группы театрального коллектива.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2. Теоретическая часть

Цель: выяснить наличествующие знания об этюде и пробудить живой интерес к обсуждению этюда как эпизодов из реальной жизни

Педагог: На этом занятии главной темой является минимальная единица театрального мастерства на сцене – а именно этюд. Этюд может быть маленькой сценой для крупной постановки. Это очень непростая, но удивительно интересная тема.

Вопрос: что вы уже знаете о театральных этюдах?

Ожидаемые ответы воспитанников.

Правильно, этюд – это маленькая история, разыгранная на сцене.
Вопрос: чем отличается этюд от упражнения?

Ожидаемые ответы воспитанников.

Этюд – упражнение, в котором есть содержание. Он может длиться тридцать секунд и полчаса, это не принципиально, важнее, есть ли в нем жизненное содержание. Любые действия в жизни совершаются естественно и оправданно. Мы не задумываемся над тем, как я, например, поднимаю упавший карандаш или кладу на место игрушку. Делать то же самое на сцене, когда за тобой следят зрители, не так просто. Чтобы быть естественным, необходимо найти ответы на вопросы почему, для чего, зачем я это делаю? В этюдах мы используем мимику, жесты, образную речь, пластику и язык тела. Этюды — необходимый элемент в занятиях по актёрскому мастерству. Они могут быть разные по содержанию, задачам, сложности. Этюд состоит из:

  1. Завязки (знакомство с персонажем, местом действия и условиями);

  2. События;

  3. Кульминации (наивысшей эмоциональной точки этюда);

  4. Развязки (исход, разрешение ситуации).

Педагог: Умение играть этюд развивает творческое воображение. Актёр работает не с тем, что реально существует, а со своим воображением и тем объектом, который он представил. А теперь попробуйте словесно описать какие-нибудь этюды из вашей жизни, максимально вдаваясь в детали и особенности процесса. Что отличает ваш этюд от других?
Ожидаемые ответы воспитанников.

1. Разминка

Цель: подготовить к творческому воспроизведению своего взаимодействия с реальными и воображаемыми предметами на сцене

Педагог: Сегодня мы познакомимся с этюдами на развитие творческого воображения.

Как считал К. С. Станиславский, творчество начинается с магического «если бы», т. е. с предлагаемых обстоятельств.

Вот несколько тем для подобных упражнений: (педагог читает, а ребята выполняют задание)


Подойти к столу и рассмотреть его, будто это:

Взведённая бомба с таймером

Золотой королевский трон

Аквариум с рыбками

Пылающий костер

Куст цветущих роз.

Передать книгу друг другу так, будто это:

Фляга с водой в пустыне

Кусок любимого торта

Хрустальная ваза

Кирпич

Взять со стола карандаш, как будто это:

Горячая печеная картошка

Пробирка с опасным химикатом

Маленькая бусинка

Живой червяк.

Выполнять различные действия:

Управлять гоночной машиной

Чистить картошку

Нанизывать на нитку бусы

Есть пирожное

Смотреть футбольный матч по телевизору

4. Практическая часть

Цель: Закрепить полученные знания и навыки актёрской игры в более сложных и продолжительных сценах. Формировать у детей воображение, выразительные средства мимики, жестов, движений.

Упражнение «Напишите письмо»

Возьмите воображаемый лист бумаги, воображаемую чернильницу, воображаемую ручку. Обмакните воображаемое перо и пишите. Пишем письмо-протест, письмо-разоблачение, шутливую записку, прощальное письмо, анонимку. Письмо пишет малограмотный человек, может – близорукий. Письмо можно писать лениво, небрежно, осторожно выбирая слова. Наконец, саму ручку можно взять в пальцы нежно, зло, аккуратно, брезгливо.

Упражнение “Зонтик

Представьте себе, что пошел дождь. Нужно открыть зонтик, а он никак не открывается – вы сосредоточенны и огорчены.

Но вот зонтик открылся, и вы стоите под зонтиком. Вдруг налетел сильный ветер и стал вырывать у вас из рук зонтик. Еще чуть-чуть – и зонт улетит. Вы сопротивляетесь, тянете зонт к себе.

Ветер стих, дождь кончился, вы складываете зонт и улыбаетесь.

Упражнение “Метро-Трамвай

Двое-трое учеников стоят плотно в воображаемом вагоне, держась за поручни. Вагон иногда трясёт в течение поездки туда-сюда, он то тормозит, то разгоняется. Они задевают друг друга, извиняются, спрашивают об остановке.

Вагон приехал на остановку. Новый пассажир стремится пробраться в переполненный вагон. Стоящие пассажиры могут быть сонными, сердитыми, неодобрительными, печальными. Протискивающийся пассажир может быть радостным, наглым, робким, опаздывающим.

Вагон прибыл на конечную остановку. Пассажиры выходят из вагона с разными мыслями. Цель воспитанников – отразить настрой облегчения от далёкой поездки, растерянности и дезориентированности в незнакомом месте, целеустремлённую угрюмость.



Упражнение “Дуэль

Двое смертельно обиженных и рассоренных графа-дуэлянта решаются стреляться на воображаемых кремнёвых пистолетах с двенадцати шагов одновременными «выстрелами». Секунданты изо всех сил стараются их помирить или хотя бы спасти.

После «выстрела» тот, кто посчитал себя «застреленным» – падает, причём заранее участникам запрещено договариваться, кто это будет – о том не знают ни секунданты, ни дуэлянты (могут быть как оба «выживших», так и оба «погибших»).

В случае одного «выжившего» он трагически воздевает руки, скорбя что так всё обернулось.

В случае «выживших» обоих – с честью и доблестью жмут друг другу руки и расходятся как истинные графья.

5. Заключительная часть.

Итак, мы познакомились на занятии с театральными этюдами творческого воображения. Что получилось, понравилось? Что оказалось самым трудным? Хотели бы вы продолжить изучать эту тему? Вопросы для обсуждения: Что у вас получилось в работе над этюдами, а что нет? Вы угадали цель и настрой партнера? Если нет, почему и в чем причина? В чем в данном виде деятельности заключается взаимодействие друг с другом?

Рефлексия.
Игра – упражнение на проявление эмоций «До свидания».

Цель: показать, как изменилось эмоциональное состояние в процессе занятия через ритуал прощания.

Воспитанники прощаются друг с другом, согласно, тому настроению (радость, разочарование, негодование, безразличие) с которым покидают занятие, стараясь, как можно точнее передать эмоциональное состояние.

Оценка уровня творческой активности

Высокий уровень

обучающийся проявляет ярко выраженный интерес к творческой деятельности, к достижению наилучшего результата, коммуникабелен, активен, склонен к самоанализу, генерирует идеи

Средний уровень

обучающийся имеет устойчивый интерес к творческой деятельности, стремится к выполнению заданий педагога, к достижению результата в обучении, инициативен.

Низкий уровень

обучающийся пассивен, безынициативен, неудачи способствуют снижению мотивации, нет стремления к совершенствованию в выбранной сфере деятельности, не может работать самостоятельно

Оценка уровней коммуникативных компетенций,

критического мышления самопрезентации обучающихся

Высокий уровень

Учащийся демонстрирует высокую заинтересованность в учебной и творческой деятельности; демонстрирует углублённый уровень владения материалом, выходящий за рамки планируемых результатов, указанных в программе. Принимает активное участие в проектной деятельности.

Средний уровень

Учащийся демонстрирует достаточную заинтересованность в учебной и творческой деятельности; уровень усвоения материала соответствует планируемым результатам, указанным в программе. При итоговом контроле показывает хорошие результаты.

Низкий уровень

Учащийся демонстрирует слабую заинтересованность в учебной и творческой деятельности, сталкиваясь с трудностями, не доводит начатую работу до конца; уровень усвоения материала ниже планируемых результатов, указанных в программе.