Файл: I. Теоретические основы изучения проблемы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Выводы по главе II

Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 2 г. Арзамаса. В исследовании приняли участие 24 учащихся 2 «А» и 2 «Б» классов. Из них 10 мальчиков и 14 девочек.

Испытуемым свойственны высокий интеллектуальный потенциал, познавательная активность, но наряду с достаточно высокой организацией психических процессов, наблюдается неустойчивость эмоционально-волевой сферы, взрывы эмоций – бурной радости, гнева и отсутствие глубоких, устойчивых чувств.

В данной работе применялись следующие психодиагностические методы исследования: Анкета «Оценка уровня школьной мотивации учащихся» (автор Н.Г. Лусканова), «Уровень познавательной потребности» (автор В.С. Юркевич); Проективная методика «Что мне нравится в школе» (автор О.Н. Истратова).

В ходе анализа полученных данных можно констатировать, что у исследуемых младших школьников уровень сформированности учебной деятельности – высокий (у 25% учеников), средний – у 58% исследуемых учеников, низкий – у 17% школьников.

Мы описали основные рекомендации по развитию учебной деятельности в младшем школьном возрасте: включенность учащихся в совместную учебную деятельность в классе, укрепление положительных эмоций в процессе учения, использование познавательных игр, дискуссий, создание проблемных ситуаций и их совместное и самостоятельное разрешение, построение изучения материала на основе жизненных ситуаций, опыте самих учащихся, развитие самостоятельности и самоконтроля учащихся в учебной деятельности, планирования, постановки целей и реализации их в деятельности, поиске нестандартных способов решения учебных задач.

Заключение

В данном исследовании мы изучили проблему формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Младший школьник как субъект учебной деятельности сам развивается и формируется в ней, осваивая новые способы анализа, синтеза, обобщения, классификации в учебной деятельности младшего школьника формируется отношение к себе, к миру, к обществу, к другим людям и, что самое главное, это отношение и реализуется в основном через эту деятельность как отношение к содержанию и методам обучения, учителю, классу, школе, это и определило актуальность исследования.

Цель исследования: изучить особенности формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте.

В соответствии с первой задачей мы рассмотрели сущность учебной деятельности, которая проявляет себя в умении сознательно ставить цели действия и преднамеренно искать, и находить средства их достижения, преодоления трудностей и препятствий. Учебная деятельность - это специфическая форма индивидуальной активности школьника,
сложная по своей структуре, в которой выделяют: учебные ситуации (или задачи) - то, что ученик должен освоить; учебные действия - изменения учебного материала, необходимые для его освоения учеником; это то, что ученик должен сделать, чтобы обнаружить свойства того предмета, который он изучает; действия самоконтроля - это указание на то, правильно ли ученик осуществляет действие, соответствующее образцу; действия самооценки - определение того, достиг ученик результата или нет.

В соответствии со второй задачей мы рассмотрели психологические особенности младшего школьного возраста: качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности, в том числе и «внутренней», психической; рефлексия, анализ, внутренний план действий; развитие познавательного отношения к действительности, появление ориентации на группу сверстников и появление произвольной регуляции поведения на основе самооценки, осознание и сдержанность в проявлении чувств, формирование высших чувств; осознание волевых действий.

В соответствии с третьей задачей мы изучили особенности формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 2 г. Арзамаса. В исследовании приняли участие 24 учащихся 2 «А» и 2 «Б» классов. Из них 10 мальчиков и 14 девочек.

В данной работе применялись следующие психодиагностические методы исследования: Анкета «Оценка уровня школьной мотивации учащихся» (автор Н.Г. Лусканова), «Уровень познавательной потребности» (автор В.С. Юркевич); Проективная методика «Что мне нравится в школе» (автор О.Н. Истратова).

В ходе анализа полученных данных можно констатировать, что у исследуемых младших школьников уровень сформированности учебной деятельности – высокий (у 25% учеников), средний – у 58% исследуемых учеников, низкий – у 17% школьников.

В соответствии с четвертой задачей мы описали основные рекомендации по развитию учебной деятельности в младшем школьном возрасте: включенность учащихся в совместную учебную деятельность в классе, укрепление положительных эмоций в процессе учения, использование познавательных игр, дискуссий, создание проблемных ситуаций и их совместное и самостоятельное разрешение, построение изучения материала на основе жизненных ситуаций, опыте самих учащихся, развитие самостоятельности и самоконтроля учащихся в учебной деятельности, планирования, постановки целей и реализации их в деятельности, поиске нестандартных способов решения учебных задач.



Таким образом, цель нашей работы достигнута, поставленные нами задачи решены, гипотеза нашла свое подтверждение.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что была изучена проблема межличностного взаимодействия в психолого-педагогической литературе, рассмотрены психологические особенности детей младшего школьного возраста и выявлены факторы, влияющие на формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте.

Практическая значимость исследования состоит в том, что были экспериментально подобраны методики исследования, изучены особенности учебной деятельности в младшем школьном возрасте и даны основные направления работы по развитию учебной деятельности.

Данные психолого-педагогического исследования могут быть использованы педагогами, родителями и специалистами образовательных учреждений, работающих с детьми младшего школьного возраста.


Литература:

  1. Абрамова Г.С. Практическая психология. – Екатеринбург: Деловая книга, 2008. - 366 с.

  2. Амонашвили Ш.А. В школу с 6 лет. - М.: Педагогика, 2007. - 176 с.

  3. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. - М.: Знание, 2008. – 350 с.

  4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.: Просвещение, 2009. – 325 с.

  5. Выготский Л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии, 2011. - №2. - с. 36.

  6. Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. – М.: ВНИК «Школа», 2009. – 250 с.

  7. Гаврилов Т.П. О воспитании нравственных чувств. – М.: Знание, 2009. – 120 с.

  8. Гилъбух Ю.З. Учебная деятельность младшего школьника: диагностика и коррекция неблагополучия. - К.: Освiта, 2008. – 385 с.

  9. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса в развитии. – М.: Гуман. издат. центр ВЛАДОС, 2009. – 350 с.

  10. Запорожец А.В. Условия и движущие причины психического развития ребенка. В кн. Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Международная педагогическая академия, 2008. – 256 с.

  11. Кулько А.В., Цехмистрова Т.Д. Формирование у учащихся умений учиться. – М.: Просвещение, 2009. – 239 с.

  12. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. - М.: «УРАО», 2008. – 430 с.

  13. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Просвещение, 2007. – 480 с.

  14. Люблинская А.А. Детская психология: Учебное пособие. - М.: Просвещение, 2011. – 450 с.

  15. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М: Просвещение, 2008. – 380 с.

  16. Мухина B.C. Детская психология. - М.: ООО Апрель-Пресс, ЗАО ЭКСМО-Пресс, 2009. – 450 с.

  17. Мюррей И. Исследование личности. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 2009. – 430 с.

  18. Немов Р.С. Психология. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 430 с.

  19. Новые исследования в психологии / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2010. – 420 с.

  20. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология. - М. ТЦ «Сфера», 2009. – 358 с.

  21. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М.: Просвещение, 2008. – 360 с.

  22. Общение и формирование личности школьника. / Под ред. А.А.Бодалева и Р.Л.Кричевского. - М.: Знание, 2010. – 258 с.

  23. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: Сфера, 2008. – 380 с.

  24. Овчарова Р.В. Справочная книга педагога-психолога. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 480 с.

  25. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 530 с.

  26. Основы возрастно-психологического консультирования: Учебно-методическое пособие для студентов фак. психол. гос. ун-ов / Т.Б. Андриющенко, Т.В. Бурменская, Н.И. Евсикова, О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс, Н.С. Филиппенкова. Под ред. А.Г. Лидерса. - М.: Изд-во Московского университета, 2011. - с. 80.

  27. Павлюк О.И. Эмоциональные компоненты мотивации. – М.: Московский психолого-социальный институт: флинта, 2010. – 250 с.

  28. Педагогическая диагностика в школе / Под ред. Кочеткова А.И. – Минск: Университэцкае, 2009. – 264 с.

  29. Петровский А.В. Проблема развития личности с позиции социальной психологии. // Вопросы психологии, 2013, №4 - С. 15-30.

  30. Петрусинский В.В. Игры, обучение, тренинг, досуг. - М.: Тривола, 2009. – 328с.

  31. Пиаже Ж. Экспериментальная психология. - М.: Просвещение, 2008. – 350с.

  32. Прихожан А.М. Психологический справочник, или как обрести уверенность в себе. Кн. Для учащихся. - М.: Просвещение, 2008. – 350 с.

  33. Психическое развитие младшего школьника / Экспериментальное психологическое исследование под ред. В.В. Давыдова. - М.: «Педагогика», 2011. – 250 с.

  34. Психология. Словарь. / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 2009. – 560 с.

  35. Райский Б.Ф. Движущие силы в формировании и развитии у учащихся потребностей в самообразовании. – Волгоград: Новая школа, 2011. – 357с.

  36. Раттер М. Помощь трудным детям. - М.: Просвещение, 2009. – 350 с.

  37. Редковец И.А. Формирование у учащихся общественно ценной мотивации самообразования. – Волгоград: Новая школа, 2010. – 320 с.

  38. Рогов А. Настольная книга психолога в образовании. – М.: ТЦ «Сфера», 2008. – 470 с.

  39. Роджерс К. К науке о личности. История зарубежной психологии. – М.: Ось-89, 2009. – 180 с.

  40. Самоукина И.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2009. – 340 с.

  41. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 2008. – 530 с.

  42. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми / Под ред Е.К. Клюева, Г.Б.Монина. - СПб.: ООО «Издательство и речь», 2011. - 215 с.

  43. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2010. - 291 с.

  44. Фридман Л.М., Кулагина М.М. Практический справочник учителя. - М.: Просвещение, 2009. – 258 с.

  45. Худик В.А. Диагностика детского развития: Методы исследования. - Киев, 2009. - 220 с.

  46. Цукерман Г.А. Школьные трудности благополучных детей. - М.: Знание, 2010. - 74 с.

  47. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – М.: ПЦ «Инсайт», 2009. – 150 с.

  48. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. – М., 1986.. – М.: ТЦ «Сфера», 2009. – 230 с.



Приложение 1
Анкета «Оценка уровня школьной мотивации учащихся»

автора Н.Г. Лусканова:

  1. Тебе нравится в школе или не очень?

а) не очень

б) нравится

в) не нравится

  1. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или часто хочется остаться дома?

а) чаще хочется остаться дома

б) бывает по-разному

в) иду с радостью

  1. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?

а) не знаю

б) остался бы дома

в) пошел бы в школу

  1. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

а) не нравится

б) бывает по- разному

в) нравится

  1. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

а) хотел бы

б) не хотел бы

в) не знаю

  1. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

а) не знаю

б) не хотел бы

в) хотел бы

  1. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

а) часто

б) редко

в) не рассказываю

  1. Ты хотел бы, чтобы у тебя был строгий учитель?

а) точно не знаю

б) хотел бы

в) не хотел бы

  1. У тебя в классе много друзей?

а) мало

б) много

в) нет друзей

  1. Тебе нравятся твои одноклассники?

а) нравятся

б) не очень

в) не нравятся

№ вопроса

оценка за 1-й ответ

оценка за 2-й ответ

оценка за 3-й ответ

1.

1

3

0

2.

0

1

3

3.

1

0

3

4.

3

1

0

5.

0

3

1

6.

1

3

0

7.

3

1

0

8.

1

0

3

9.

1

3

0

10.

3

1

0