Файл: I. Теоретические основы изучения проблемы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


При соответствии рисунков заданной теме учитывается их сюжет:

а) учебные ситуации свидетельствуют о высокой школьной мотивации, учебной активности и наличии у школьника позна­вательных мотивов (30 баллов);

б) ситуации неучебного характера с внешними школьными атрибутами свойственны детям с положительным отношением к школе, но внешней мотивацией (20 баллов);

в) игровые ситуации в школе свойственны детям с положи­тельным отношением к школе, но с преобладанием игровой мотивации (10 баллов).

Таким образом, в программе исследования мы использовали такие методики, как: «анкета «Оценка уровня школьной мотивации учащихся» (автор Н.Г. Лусканова), «Уровень познавательной потребности» (автор В.С. Юркевич); проективная методика «Что мне нравится в школе» (автор О.Н. Истратова).

Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 2 г. Арзамаса. В исследовании приняли участие 24 учащихся 2 «А» и 2 «Б» классов. Из них 10 мальчиков и 14 девочек.

2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования

Проанализируем результаты, полученные по каждой из описанных выше методик.

Для оценки мотивационной сферы младших школьников применялась анкета «Оценка уровня школьной мотивации учащихся» Лускановой Н.Г.

Обработка результатов анкетирования детей 2 «А» класса представлена на рисунке 1.



Рис.1 Результаты диагностики уровня школьной мотивации младших школьников 2 «А» класса

Анализ результатов, представленных на рисунке 1, позволит нам сделать вывод о том, что высокую школьную мотивацию (набрано по 26 баллов) имеют двое детей - Никита Р., Лена Т., что составляет 17 % школьников 2 «А» класса. Эти школьники легко усваивают учебный материал, полно овладевают программой, прилежны, внимательно слушают указания учителя, проявляют интерес к самостоятельной работе, всем предметам, поручения выполняют охотно, занимают благоприятное статусное положение в классе.

Алина А., Инна К., Настя В., Катя Н. имеют среднюю школьную мотивацию – 33 % группы, уровень мотивации колеблется от 20 до 24 баллов. Такие дети испытывают не испытывают особых трудностей в школе: они на среднем уровне справляются с учебной деятельностью, не испытывают проблем в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем.

От 15 до 19 баллов набрали 5 участников - Слава Ф., Павлик С., Владик Г., Аня П., Вадик А., что составляет 42% детей 2 «А» класса, которые имеют внешний уровень школьной мотивации. Эти дети относятся к школе безразлично, посещает школу неохотно. На уроках часто занимаются посторонними делами, отвлекаются, нарушают дисциплину, а как следствие фрагментарно усваивают учебный материал.


Дима Ш. (8 %) имеет низкий уровень школьной мотивации. Школа нередко воспринимается им как враждебная среда, пребывание в которой для него невыносимо. Он часто плачет, просится домой. Иногда проявляет агрессивность, отказывается выполнить те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам.

Негативное отношение к школе среди младших школьников 2 «А» класса не выявлено.

Обработка результатов анкетирования детей 2 «Б» класса представлена на рисунке 2.


Рис.2 Результаты диагностики уровня школьной мотивации младших школьников 2 «Б» класса

Анализ данных, изображенных на рисунке 2, позволит нам сделать вывод о том, что высокую школьную мотивацию, набрав по 26 баллов, имеют две девочки - Света С., Ира Р., что составляет 16 % школьников 2 «Б» класса. У этих детей положительное отношение к школе, есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования, проявляют интерес к самостоятельной работе, всем предметам, поручения выполняют охотно, занимают благоприятное статусное положение в классе.

5 школьников 2 «Б» класса: Диана Б., Лена Г., Галя К., Зина А., Алена М. имеют среднюю школьную мотивацию – 42 % класса, уровень мотивации колеблется от 20 до 24 баллов. Дети положительно относятся к школе, понимают учебный материал, усваивают основное в программе, самостоятельно решают типовые задачи, внимательны при выполнении заданий, поручений, указаний, но требуют контроля, дружат со многими детьми в классе.

От 15 до 19 баллов набрали 5 младших школьников 2 «Б» класса – Леша К., Илья Б., Костя С., Никита М., Наташа К., что составляет 42% детей класса, которые имеют внешний уровень школьной мотивации. Имеют положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.

Низкого уровня школьной мотивации среди младших школьников 2 «Б» класса не выявлено.

Для изучения характера познавательной потребности детей младшего школьного возраста, была использована методика «Уровень познавательной потребности» автор В.С. Юркевич.



Результаты диагностики уровня познавательной потребности у младших школьников 2 «А» класса представлены на рисунке 3.



Рис. 3 Результаты диагностики характера познавательной потребности младших школьников 2 «А» класса

Анализ результатов, представленных на рисунке 3, позволит нам сделать вывод о том, что высокий уровень познавательной потребности у 2 школьников 2 «А» класса - Никиты Р., Владика Г. (17%) свидетельствует об адекватной познавательной потребности детей младшего школьного возраста. Школьники проявляют большой интерес к учебе, они много занимаются, выполняя интересную для них умственную работу, читают, часто задают учителям вопросы по интересующей их теме.

Средний уровень познавательной потребности выявлен у 6 детей - Димы Ш., Ани П., Вадика А., Насти В., Кати Н., Славы Ф., что составляет 50 % от школьников 2 «А» класса. Дети проявляют меньше интереса к учебе, они не могут долго сидеть и думать над решением той или иной интеллектуальной задачи, им больше нравится проводить время вне школы.

Низкий уровень познавательной потребности выявлен у Лены Т., Павлика С., Инны К., Алины А. – 4 детей, что составляет 33 % детей 2 «А» класса, у которых учебная деятельность формируется со значительными трудностями из-за неуспешности в учебе как ведущем виде деятельности младшего школьника. Школа и занятия им не приносят удовольствия, они не любят читать, заниматься интеллектуальным трудом, у них есть другие хобби вне школьных стен.

Результаты диагностики уровня познавательной потребности у младших школьников 2 «Б» класса представлены на рисунке 4.



Рис. 4 Результаты диагностики характера познавательной потребности младших школьников 2 «Б» класса

Результаты, представленные на рисунке 4, позволяют нам сделать вывод о том, что высокий уровень познавательной потребности у 3 учеников - Никиты М., Светы С., Иры Р. (25% от общего числа школьников 2 «Б» класса), что свидетельствует об адекватной познавательной потребности детей младшего школьного возраста. Дети много читают, часто задают учителям вопросы, могут сидеть несколько часов подряд, выполняя интересную для них умственную работу (пишут сочинение, привлекая много материала; решают задачу трудную, не желая получить помощь со стороны). Детям нравится заниматься, это доставляет им удовольствие.

Средний уровень познавательной потребности выявлен у 7 учеников 2 «Б» класса – Леши К., Ильи Б., Лены Г., Наташи К., Гали К., Зины А., Алены М., что составляет 58 % от школьников данного класса. Школьники проявляют меньше интереса к учебе, они не могут долго выполнять одну и ту же работу, то есть сама учебная деятельность не приносит им столько радости, по сравнению со школьниками, которые показали высокий уровень познавательной потребности.


Низкий уровень познавательной потребности выявлен у 2 школьников – Кости С., Дианы Б., что составляет 17 % детей 2 «Б» класса, у которых учебная деятельность формируется со значительными трудностями из-за неуспешности в учебе. Учиться они не хотят, читать не любят, вопросов не задают. Никакого удовольствия умственный труд им не доставляет. Конечно, и у этих школьников есть интеллектуальные занятия, которые в какой-то мере нравятся им, но этот интерес так забит ленью, лежит так далеко от основных для учащихся школьных интересов, что говорить о нормально развитой познавательной потребности не приходится.

При проективном рисовании на тему «Что мне нравится в школе» дети проявили высокую заинтересованность. Рисунки выполнялись детьми цветными карандашами, достаточно быстро и аккуратно.

Полученные результата проективного рисования интерпретировались в эмоциональной комфортности пребывания учеников в школе.

Анализ показателей эмоциональной комфортности учеников 2 «А» класса представлены на рисунке 5.

Анализ результатов, представленных на рисунке 5, позволил нам сделать вывод о том, что Дима Ш., Слава Ф. (17% детей) набрали от 3 до 8 баллов, что свидетельствует о негативном отношении детей к школе и эмоциональном дискомфорте пребывания в школе.

6 учеников - Павлик С., Аня П., Катя Н., Настя В., Инна К., Алина А., что составляет 50% детей 2 «А» класса, набрали по 12 - 20 баллов, что свидетельствует о нейтральном отношении детей к школе и недостаточном эмоциональном комфорте.

Лена Т., Никита Р., Владик Г. – 33 % 2 «А» класса набрали более 20 баллов, что свидетельствует о позитивном отношении к школе и высоком эмоциональном комфорте в процессе обучения.



Рис. 5 Результаты диагностики младших школьников 2 «А» класса по проективной методике «Что мне нравится в школе»

Анализ показателей эмоциональной комфортности учеников 2 «Б» класса представлен на рисунке 6.



Рис. 6 Результаты диагностики младших школьников 2 «Б» класса по проективной методике «Что мне нравится в школе»

Из рисунка 6 видно, что 4 школьника из 2 «Б» класса набрали более 20 баллов, что свидетельствует о позитивном отношении к школе и высоком эмоциональном комфорте в процессе обучения (Илья Б., Никита М., Света С., Ира Р., что составляет 33 % от общего количества учеников 2 «Б» класса).


6 учеников 2 «Б» класса набрали по 12 - 20 баллов – Леша К., Костя С., Паша М., Галя К., Зина А., Алена М., что составляет 50% от общего числа детей, что свидетельствует о нейтральном отношении детей к школе и недостаточном эмоциональном комфорте.

2 ученицы 2 «Б» класса набрали от 3 до 8 баллов (Диана Б., Лена Г.) – 17 % от общего числа учеников данного класса, что свидетельствует о негативном отношении детей к школе и эмоциональном дискомфорте пребывания в школе.



Рис. 7 Сводные результаты диагностики учеников 2 «А» класса

Таким образом, сопоставление результатов проведенных методик, изображенных на рисунке 7, позволит нам сделать вывод о том, что высокий уровень сформированности учебной деятельности - лишь у 25% учеников 2 «А» класса (Владик Г., Никита Р., Слава Ф.). У 7 школьников (58%) – средний уровень сформированности учебной деятельности, у 2 оставшихся учеников 2 «А» класса (17 %) - низкий уровень сформированности учебной деятельности.



Рис. 8 Сводные результаты диагностики учеников 2 «Б» класса

Из рисунка 8 видно, что сопоставление результатов проведенных методик, во 2 «Б» классе показало: высокий уровень сформированности учебной деятельности у 3 школьников (25% учеников данного класса) – Никита М., Света С., Ира Р.; у 7 учеников (58% от общего числа школьников класса) - средний уровень сформированности учебной деятельности (Леша К., Илья Б., Лена Г., Паша М., Галя К., Зина А., Алена М.), и лишь у Кости С., Дианы Б. - низкий уровень сформированности учебной деятельности (17%).

Таким образом, у исследуемых младших школьников уровень сформированности учебной деятельности – высокий (у 25% учеников), средний – у 58% исследуемых учеников, низкий – у 17% школьников.