ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 15
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПРИЛОЖЕНИЕ К ООП ООО
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Новинская средняя общеобразовательная школа
| «Утверждаю» Директор МОУ Новинской СОШ _________________М.А.Подполова Приказ № от «»г |
Рабочая программа
Предмет: | Биология |
Класс: | 8 М |
Учитель, категория: | Кострикин Дмитрий Андреевич нет |
Всего часов на учебный год: | 68 ч |
Всего часов в неделю: | 2 ч |
Уровень программы: | базовый |
| Принята на заседании педагогического совета МОУ Новинской СОШ Протокол № от «» г. |
2023-2024 учебный год
-
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
-
испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку; -
уметь выделять эстетические достоинства человеческого тела; -
следить за соблюдением правил поведения в природе; -
использовать на практике приёмы оказания первой помощи при простудах, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; -
уметь рационально организовывать труд и отдых; -
уметь проводить наблюдения за состоянием собственного организма; -
понимать ценность здорового и безопасного образа жизни; -
признавать ценность жизни во всех её проявлениях и необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде; -
осознавать значение семьи в жизни человека и общества; -
принимать ценности семейной жизни; -
уважительно и заботливо относиться к членам своей семьи; -
понимать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии; -
проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания; -
признавать право каждого на собственное мнение; -
проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; -
уметь отстаивать свою точку зрения; -
критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия; -
уметь слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
-
самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности; -
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели; -
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта); -
подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель; -
работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, приборы, компьютер); -
планировать свою индивидуальную образовательную траекторию; -
работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет); -
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий; -
в ходе представления проекта давать оценку его результатам; -
самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха; -
уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности: организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия; -
умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения; -
средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
-
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; -
выявлять причины и следствия простых явлений; -
осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания); -
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; -
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта; -
составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); -
преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.); -
выделять все уровни текстовой информации; -
уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, -
выявлять причины и следствия простых явлений; -
анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные УУД:
-
отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами; -
в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен); -
учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; -
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории; -
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций; -
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметные результаты:
-
особенности строения и процессов жизнедеятельности клетки, тканей, органов и систем органов человеческого организма; -
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость; -
заболевания и заболевания систем органов, а также меры их профилактики; -
вклады отечественных учёных в развитие наук: анатомии, физиологии, психологии, гигиены, медицины -
выделение существенных признаков строения и функционирования органов человеческого организма; -
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме; -
систему моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей; -
проведение несложных биологических экспериментов и объяснение их результатов; -
получение информации об организме человека из разных источников.
2. Содержание учебного предмета
Введение (3ч)
Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.
Общий обзор организма человека (4ч)
Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее. Человеческие расы. Человек как вид.
Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов. Внешняя и внутренняя среда организма.
Строение и функция клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения.
Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс. Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы.
Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.
Опорно-двигательная система (6 ч)
Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы). Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа. Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
Внутренняя среда организма (4 ч)
Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свертывание крови. Роль кальция и витамина «К» в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение. Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И.И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.
Кровеносная и лимфатическая системы организма (4 ч)
Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.
Дыхание (5 ч)
Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья: жизненная ёмкость лёгких. Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулез и рак легких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землёй, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.
Питание (6 ч)
Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.
Обмен веществ и превращение энергии (4 ч)
Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи.
Выделение продуктов обмена (2 ч)
Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функция. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.