ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 16
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Покровы тела человека (3 ч)
Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви. Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.
Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности (8 ч)
Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг — центральная нервная система; нервы и нервные узлы — периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры. Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический отделы нервной системы. Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.
Органы чувств. Анализаторы (4ч)
Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение. Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.
Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность (5 ч)
Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И.М. Сеченов и И.П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте. Врождённые программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип. Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция. Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление. Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.
Размножение и развитие человека (5 ч)
Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля—Мюллера и причины отступления от него. Влияние ПАВ веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека. Наследственные и врождённые заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика. Развитие ребёнка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов. Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.
Человек и окружающая среда (5 ч)
Связи человека с окружающей средой. Адаптация человека к среде обитания. Адаптация. Напряжение и утомление.
3. Тематическое планирование
№ | Тема раздела | Количество часов | В том числе контрольные работы |
1. | Наука о человеке | 3 | |
2. | Общий обзор организма человека | 4 | 1 |
3. | Опора и движение | 6 | |
4. | Внутренняя среда организма | 4 | |
5. | Кровообращение и лимфообращение | 4 | |
6. | Дыхание | 5 | |
7. | Питание | 6 | 1 |
8. | Обмен веществ и превращение энергии | 4 | |
9. | Выделение продуктов обмена | 2 | |
10. | Покровы тела | 3 | |
11. | Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности | 8 | |
12. | Органы чувств. Анализаторы | 4 | |
13. | Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность | 5 | |
14. | Размножение и развитие человека | 5 | |
15. | Человек и окружающая среда | 5 | 1 |
Итого: | 68 ч | |
Календарно - тематическое планирование
по биологии 8 класс (68 часа, 2 час в неделю)
№ | Наименование разделов тем | Плановые сроки прохождения | Фактические сроки (и/или коррекция) |
Наука о человеке - 3 ч. | |||
1. | Науки о человеке и их методы. | 01.09-05.09 | |
2. | Биологическая природа человека. Расы человека. | 01.09-05.09 | |
3. | Происхождение и эволюция человека. Антропогенез. | 06.09-12.09 | |
Общий обзор организма человека - 4 ч. | |||
4. | Строение организма человека. | 06.09-12.09 | |
5. | Строение организма человека. | 13.09-19.09 | |
6. | Регуляция процессов жизнедеятельности. | 13.09-19.09 | |
7. | Входной контроль знаний. | 20.09-26.09 | |
Опора и движение - 6 ч. | |||
8. | Опорно-двигательная система. Состав, строение и рост кости. | 20.09-26.09 | |
9. | Скелет человека. Соединение костей. Скелет головы. | 27.09-03.10 | |
10. | Скелет туловища. Скелет конечностей и их поясов. | 27.09-03.10 | |
11. | Строение и функции скелетных мышц. | 11.10-17.10 | |
12. | Работа мышц и её регуляция. | 11.10-17.10 | |
13. | Нарушения опорно-двигательной системы. Травматизм. | 18.10-24.10 | |
Внутренняя среда организма - 4 ч. | |||
14. | Состав внутренней среды организма и её функции. | 18.10-24.10 | |
15. | Состав крови. Постоянство внутренней среды. | 25.10-31.10 | |
16. | Свёртывание крови. Переливание крови. Группы крови. | 25.10-31.10 | |
17. | Иммунитет, факторы, влияющие на иммунитет. Вакцинация. | 01.11-07.11 | |
Кровообращение и лимфообращение - 4 ч. | |||
18. | Органы кровообращения. | 01.11-07.11 | |
19. | Строение и работа сердца. | 08.11-14.11 | |
20. | Сосудистая система. Лимфообращение. | 08.11-14.11 | |
21. | Сердечно-сосудистые заболевания. Первая помощь при кровотечении. | 22.11-28.11 | |
Дыхание - 5 ч. | |||
22. | Дыхание и его значение. | 22.11-28.11 | |
23. | Органы дыхания. | 29.11-05.12 | |
24. | Механизм дыхания. Жизненная ёмкость лёгких. | 29.11-05.12 | |
25. | Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. | 06.12-12.12 | |
26. | Заболевания органов дыхания и их профилактика. Реанимация. | 06.12-12.12 | |
Питание - 6 ч. | |||
27. | Питание и его значение. Органы пищеварения и их функции. | 13.12-19.12 | |
28. | Пищеварение в ротовой полости. Глотка и пищевод. | 13.12-19.12 | |
29. | Пищеварение в желудке и кишечнике. | 20.12-26.12 | |
30. | Всасывание питательных веществ в кровь | 20.12-26.12 | |
31. | Полугодовая контрольная работа. | 27.12-30.12 | . |
32. | Регуляция пищеварения. Гигиена питания. | 27.12-30.12 | |
Обмен веществ и превращение энергии - 4 ч. | |||
33. | Пластический и энергетический обмен. | 10.01-16.01 | |
34. | Ферменты и их роль в организме человека. | 10.01-16.01 | |
35. | Витамины и их роль в организме человека. | 17.01-23.01 | |
36. | Нормы и режим питания. Нарушения обмена веществ. | 17.01-23.01 | |
Выделение продуктов обмена - 2 ч. | |||
37. | Выделение и его значение. Органы мочевыделения | 24.01-30.01 | |
38. | Заболевания органов мочевыделения | 24.01-30.01 | |
Покровы тела - 3 ч. | |||
39. | Наружные покровы тела. Строение и функции кожи. | 31.01-06.02 | |
40. | Болезни и травмы кожи. | 31.01-06.02 | |
41. | Гигиена кожных покровов. | 07.02-13.02 | |
Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности - 8 ч. | |||
42. | Железы внутренней секреции и их функции. | 07.02-13.02 | |
43. | Железы внутренней секреции и их функции. | 14.02-20.02 | |
44. | Работа эндокринной системы и её нарушения. | 14.02-20.02 | |
45. | Строение нервной системы и её значение. | 28.02-06.03 | |
46. | Спинной мозг. | 28.02-06.03 | |
47. | Головной мозг. | 07.03-13.03 | |
48. | Вегетативная нервная система, её строение. | 07.03-13.03 | |
49. | Нарушения в работе нервной системы и их предупреждение. | 14.03-20.03 | |
Органы чувств. Анализаторы - 4 ч. | |||
50. | Понятие об анализаторах. Зрительный анализатор. | 14.03-20.03 | |
51. | Слуховой анализатор, его строение. | 21.03-27.03 | |
52. | Вестибулярный анализатор. Мышечное чувство. Осязание. | 21.03-27.03 | |
53. | Вкусовой и обонятельный анализатор. Боль. | 28.03-03.04 | |
Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность - 5 ч. | |||
54. | Высшая нервная деятельность. Рефлексы. | 28.03-03.04 | |
55. | Память и обучение. | 11.04-17.04 | |
56. | Врождённое и приобретённое поведение. | 11.04-17.04 | |
57. | Сон и бодрствование. | 18.04-24.04 | |
58. | Особенности высшей нервной деятельности человека. | 18.04-24.04 | |
Размножение и развитие человека - 4 ч. | |||
59. | Особенности размножения человека. | 25.04-01.05 | |
60. | Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. | 25.04-01.05 | |
61. | Развитие зародыша. | 02.05-08.05 | |
62. | Беременность и роды. | 02.05-08.05 | |
63. | Рост и развитие ребёнка после рождения. | 09.05-15.05 | |
Человек и окружающая среда - 5 ч. | |||
64. | Социальная и природная среда человека. | 09.05-15.05 | |
65. | Окружающая среда и здоровье человека. | 16.05-22.05 | |
66. | Итоговое повторение. | 16.05-22.05 | |
67. | Итоговая контрольная работа за 8 класс. | 23.05-29.05 | |
68. | Анализ итоговой контрольной работы и итоговое обобщение. | 23.05-29.05 | |
График контрольных и практических работ
№ п/п | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения темы | Фактические сроки (коррекция) |
1. | Входная контрольная работа. | 20.09-26.09 | |
3. | Полугодовая контрольная работа. | 27.12-30.12 | |
5. | Итоговая контрольная работа за 8 класс. | 23.05-29.05 | |
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
_______И.Г.Пшеничникова
от г
«Рассмотрено»
на заседании ШМС протокол №
от
Руководитель ШМС:
___________