Файл: Использование капточек пекс в работе с детьми с овз.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 22

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Использование капточек ПЕКС в работе с детьми с ОВЗ

Главной проблемой детей с особенными потребностями является то, что они не могу говорить и выразить свои потребности. Если родители еще как-то могут понять чего хочет их ребенок, то при общении с незнакомыми людьми у детей с расстройством аутистического спектра возникают трудности – зачастую их не понимают, вследствие чего ребенок начинает нервничать, психовать, проявлять агрессию и т.д. Возникает вопрос: как же общаться с невербальным ребенком?

Таким детям нужны специальные дидактические материалы, без лишних деталей – карточки и визуальные расписания, при помощи которых ребенок сможет общаться с другими людьми. Именно в этом случае на помощь приходит система альтернативной дополнительной коммуникации ПЕКС.

PECS была разработана в 1985 году в США под руководством доктора философии Энди Бонди и магистра, сертифицированного логопеда (CCC-SLP) Лори Фрост как альтернативная система коммуникации для людей с аутизмом (демонстрация книги). Они написали книгу, в которой подробно изложено, как же вводить данные карточки в активное использование у ребенка. Так что же это такое?

PECS – это система альтернативной коммуникации, при которой человек, не владеющий (или очень плохо владеющий) устной речью, использует картинку/карточку, для того чтобы выразить просьбу, прокомментировать событие, ответить на вопрос и т.д. Изначально данная система была создана для детей с РАС. Но впоследствии оказалось, что она подходит всем детям, имеющим трудности с речью и общением. Данная система помогает достичь успеха в развитии невербальных детей (аутизм, тугоухость, ЗПР, ДЦП и т.д), а зачастую становится необходимым средством общения в их взрослой жизни.

Сообщение формулируется с помощью одной или нескольких карточек, которые затем передаются собеседнику. *ВИДЕО*

В рамках PECS ребенка учат подходить к другим людям, привлекать их внимание и обменивать картинку на желаемый предмет или действие.

Дети, использующие PECS, сначала учатся общаться с помощью отдельных картинок, но позже овладевают навыком комбинирования карточек, создавая таким образом более сложные высказывания.

В основе методики обучения PECS
лежат исследования, принципы и практика в области прикладного анализа поведения.

Обучение начинают с самого раннего возраста. Проводят его в виде тренинга как в образовательном учреждении, так и дома.

Хотя PECS в первую очередь используется с невербальными людьми, она также может быть полезна для тех людей, чья речь состоит главным образом из эхолалий (это автоматическое (не контролируемое) повторение ребенком чужих слов, полных фраз или их частей и даже целых предложений), а также для людей с нечленораздельной речью или с очень ограниченным репертуаром значимых слов и жестов.

Целью программы ПЕКС является побудить ребенка спонтанно начать коммуникационное взаимодействие. В основе метода лежит тот факт, что повод для общения должен предшествовать фактический речевой деятельности. Метод начинается с определения потенциальных стимулов (того, что ребенок любит и хочет, например, конфета)

Есть целый алгоритм обучения работе с PECS. Как это работает? Первоначальным и не всегда простым этапом является установление контакта с ребенком. После того, как контакт установлен, предстоит не менее сложная работа. Получив чёткое представление о ребёнке, переходим к 6-ти фазовому обучению по системе PECS. Обязательным действием, является поощрение. Программа PECS начинается с обучения втроем. Ребенок, который будет передавать сообщение. Педагог, который получает сообщение. Взрослый помощник (ассистент), который осознанно помогает человеку в выполнении целевой реакции (мама).

I фаза. Моторный ответ. «Как» осуществлять общение.

Конечная цель: увидев «наиболее предпочитаемый» предмет, ребёнок берёт карточку (с изображением этого предмета) и кладёт в руку педагогу.

Стратегия обучения – для того чтобы облегчить задачу быстрого упразднения подсказок, побуждение к действию даётся вне ситуации социального взаимодействия, подразумевается подсказка двух человек. Помощник, находится сзади и, не вступая с ребёнком в социальный контакт, постепенно отменяет подсказки, используя стратегию обратной последовательности, чтобы ребёнок начал самостоятельно производить необходимые действия.



II фаза. Расстояние (дистанция) и настойчивость.

Конечная цель: ребёнок подходит к своемуиндивидуальному альбому PECS, берёт карточку, подходит к педагогу, привлекает его внимание и кладёт карточку в руку педагога.

Стратегия обучения – формирование – это обучение новым навыкам с помощью «повышения ставок» от пробы к пробе. Формируем навык «путешествовать» на всё большие расстояния от собеседника до альбома, суть заключается в том, чтобы изменения каждый раз были достаточно заметны для педагога и незначительными для ребёнка.

III фаза. Распознавание карточек.

Конечная цель: чтобы попросить желаемый предмет, ребёнок подходит к альбому PECS, выбирает нужную карточку из нескольких имеющихся, приближается к педагогу и даёт ему карточку, либо закрепляет ее на специализированный планшет.

Стратегия обучения – представляет собой последовательность из 4 шагов:

  1. Предложение педагога: он помещает 2 карточки на обложку альбома PECS и привлекает внимание ребёнка.

  2. Реакция ребёнка - он выбирает 1 карточку и даёт её педагогу.

  3. Результат – ребёнок получает желаемый предмет.

  4. Небольшой перерыв перед следующим предложением: ребёнок кушает желаемое, либо играет с желаемым предметом. Происходит обучение «самостоятельного» навыка.

IV фаза. Структура предложения.

Конечная цель: ребёнок просит предметы, находящиеся или не находящиеся в непосредственном доступе, в форме фразы из нескольких слов, выполняя следующую последовательность действий: подходит к индивидуальному альбому PECS, достаёт карточку «Я хочу», помещает её на ленту для предложений, затем карточку с желаемым предметом, помещает на ленту, снимает ленту и приносит педагогу. Конечная цель: ребёнок просит предметы, находящиеся или не находящиеся в непосредственном доступе, подходит к индивидуальному альбому PECS, достаёт карточку «Я хочу», карточки-определения и карточки с изображением желаемого предмета. Ребёнок использует разнообразные карточки, обозначающие свойства предметов, и комбинирует их в предложениях на ленте.

Стратегия обучения – состоит из 4-х ступеней:


  1. Выкладывание предложения из 3-х карточек.

  2. Из 2-х признаков выбрать нужный. Научить различать признаки.

  3. Уметь самостоятельно исправлять ошибки.

  4. Если самостоятельно не удаётся исправлять ошибки, проводим работу над ошибками (фаза III).

V фаза – ответ на вопрос «Что ты хочешь?».

Конечная цель: ребёнок спонтанно (инициативно) просит разнообразные предметы и отвечает на вопрос «Что ты хочешь?».

Стратегия обучения – поощрять каждый правильный ответ ребёнка, использовать «подсказку с задержкой» в процессе обучения на этом этапе.

VI фаза – Комментирование.

Конечная цель: ребёнок отвечает на вопросы «Что ты хочешь?», «Что ты видишь?», «Что у тебя есть?», «Что это?», «Что ты слышишь?» Спонтанно (инициативно) просит и комментирует.

Стратегия обучения – 4 ступени:

  1. Продемонстрируйте, указать на правильную вводную картинку.

  2. Подскажите, повторять вопрос «Что ты видишь?» и помочь выбрать ребёнку правильную вводную карточку PECS.

  3. Переключитесь, предложить ребёнку выполнить другое задание.

  4. Повторите, поместить вводную карточку обратно на обложку альбома и повторить вопрос.


Разновидности Pecs


Можно самостоятельно изготовить карточки, тогда родители разместят на них подобранные фотографии или картинки, чтобы ребенку было удобнее распознавать изображения. Картинки нужно периодически обновлять, делать или покупать новые.

Разновидностей существует много. Для начала лучше приобретать систематизированные карточки по той или иной тематике. Это могут быть:

  • дикие или домашние животные;

  • зимняя одежда – варежки, шарф, шапка, рукавицы, штаны, куртка;

  • кухонные предметы – вилки, ложки, тарелки, чашки;

  • еда – фрукты, овощи;

  • игрушки – машинка, пирамидка, кукла;

  • напитки – чай, кофе, вода, газировка, компот;

  • ягоды – малина, клубника, ежевика, вишня;

  • погода – снег, гроза, солнце, дождь, град;

  • птицы – снегирь, орел, попугай, ворона;

  • действия – поход в магазин, плавание в бассейне, умывание;

  • запрещающие картинки – то, что нельзя поднимать на улице мусор, разговаривать с незнакомыми;

  • для высказывания желаний.



Карточки ПЕКС можно изготовить самостоятельно, заказать готовый набор в интернете или же просто скачать с бесплатных ресурсов. Для изготовления карточек самостоятельно потребуется (изготовление карточек ПЕКС)


Использование карточек ПЕКС в работе с детьми с ОВЗ (infourok.ru)