Файл: 1 вопрос. Рас классификация, особенности, способы и методы коррекционной работы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 28
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1 вопрос. РАС: классификация, особенности, способы и методы коррекционной работы.
Расстройства аутистического спектра (РАС) – это клинически разнородная группа расстройств психологического развития, характеризующаяся качественными отклонениями в социальном взаимодействии и способах общения, а также ограниченным, стереотипным, повторяющимся набором интересов и занятий. Эти качественные аномалии являются общими чертами функционирования индивида во всех ситуациях и могут значительно различаться по степени выраженности. В большинстве случаев развитие является аномальным с раннего детства, и за редким исключением эти состояния проявляются в пределах первых пяти лет жизни. Для РАС характерно проявление первых признаков в младенчестве или раннем детском возрасте, отставание и задержка в развитии разнообразных психических функций и социально-коммуникативных навыков, течение без ремиссии в большинстве случаев, сохранением аномалий социального функционирования и особенностей поведения на протяжении всей жизни.
По Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) в РАС входят:
-
Детский аутизм (F84.0) -
Атипичный аутизм (F84.1) -
Синдром Ретта (F84.2) -
Другое дезинтегративное расстройство детского возраста (F84.3) -
Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями (F84.4) -
Синдром Аспергера (F84.5) [2].
В коррекционной работе всегда ставится цель добиться для человека с аутизмом свободной и независимой жизни, что на практике означает научить возможно большему числу способов адекватного взаимодействия с окружающим миром. В традициях российской специальной педагогики принято использовать комплексное вмешательство, то есть сочетание медицинских и психолого-педагогических методов. Главные принципы: использовать медикаментозные средства только в тех случаях, когда без них нельзя обойтись; использовать скорее длительную поддерживающую терапию малыми дозами, чем курсовую терапию большими дозами; не пытаться вылечить аутизм, но смягчить симптомы, мешающие работе педагога и психолога, снять по возможности сопутствующую симптоматику.
Среди психолого-педагогических методических подходов к коррекции аутизма можно выделить две группы:
основные, которые позволяют овладеть навыками общения, бытовыми, учебными, профессиональными, трудовыми и другими практическими навыками, которые необходимы в реальной жизни; использование одного из таких подходов является необходимым условием организации обучения, но этого не всегда достаточно; вспомогательные методы создают условия для реализации основных, что иногда необходимо, но никогда не бывает достаточным (кроме немногих легких случаев в сочетании с адекватными условиями воспитания и обучения, прежде всего в семье).
Из основных психолого-педагогических подходов к коррекции аутизма в нашей стране наиболее известны и зарекомендовали себя как достаточно эффективные при работе с детьми с расстройствами аутистического спектра:
-
Эмоционально-уровневый подход. Метод предполагает установление эмоционального контакта терапевта с ребенком, снятие с помощью различных конкретных методов страхов, агрессии, негативизма, стереотипий, развитие коммуникации и социального взаимодействия; -
Прикладной анализ поведения. Методика основана на научных принципах поведения, благодаря которым можно сформировать необходимый социальный набор навыков и знаний ребенка. В этой методике основную роль играет мотивация детей и система поощрения их успеха в учебе. Желаемое поведение ребенка награждается, что побуждает его действовать в нужном ключе; -
Сенсорная интеграция. Основывается на предположении, что ребенок либо чересчур возбужден, либо недостаточно возбужден окружающей обстановкой. Таким образом, цель сенсорной интеграции — совершенствовать способность мозга обрабатывать сенсорную информацию, таким образом, что ребенок начинает лучше коммуницировать в повседневной жизни (например, раскачивание в гамаке, игры или релакс в сухом бассейне, ползание в туннеле и т.д.)
Существуют так же вспомогательные средства коррекции РАС. К ним относят: иппотерапию, плавание с дельфинами, холдинг, различные методы игротерапии.
Говоря о способах коммуникации с детьми, имеющими РАС, необходимо упомянуть о том, что коммуникация может осуществляться при помощи слов, а так же невербальных средств, включая взгляд, жесты, выражение лица и указывание. Коммуникация происходит и при помощи языка в его устной, письменной или знаковой форме.
Так как чаще всего люди с РАС, не могут в связи с индивидуальными причинами
, использовать в полной мере устную или письменную коммуникацию, для них используется альтернативная коммуникация.
К альтернативной коммуникации можно отнести:
- использование системы альтернативной коммуникации с использованием карточек, известная под названием «PECS»;
- использование коммуникативной доски, но это в том случае, когда система ПЕКС перестает удовлетворять потребности ребенка. Коммуникативная доска разбивается на квадраты, к которым прикрепляются графические символы;
- «Макатон» – языковая программа, сочетающая звучащую речь, жесты и символы. Данную систему применяют более чем в 50 странах мира;
- Наименее распространенным средством альтернативной коммуникации являются скрипты. Скрипты – это фразы/предложения, которые написаны на отдельных полосках, находятся у ребенка при себе и используются им только в определенных ситуациях. Например, в магазине, когда он расплачивается за товары на кассе и т. д. Скрипты подходят не всем детям с РАС. Если у ребенка с аутичными чертами достаточно высокий уровень развития коммуникативных навыков и нет проблем с вербализацией, но в отдельных ситуациях он не может социально сориентироваться, и впадает в ступор, то ему необходима подсказка. Такой подсказкой и является скрипт.
2 вопрос. Психофизиологические особенности детей с РАС и синдромом Дауна.
Дети с расстройством аутистического спектра (РАС) имеют свои психофизиологические особенности, которые могут влиять на их поведение, коммуникацию и социальные навыки. Вот несколько конкретных особенностей, которые следует учитывать при работе с детьми с РАС:
-
Трудности в коммуникации: дети с РАС могут иметь трудности в
выражении своих мыслей и чувств. Они могут не понимать невербальные выражения и сигналы, поэтому важно использовать простой и ясный язык, а также визуальные средства для улучшения коммуникации.
-
Дети с РАС могут иметь ограниченный круг интересов и увлечений и соосредотачиваться только на них. Также могут иметь проблемы с переключением внимания и адаптацией к новым -
Гиперчувствительность и гипоощущаемость: дети с РАС могут
иметь гиперчувствительность или гипоощущаемость к определенным стимулам. Например, они могут не терпеть шума или яркого света, или наоборот, не реагировать на боль или температуру. Поэтому важно учитывать их чувствительность при проведении занятий и создавать комфортные условия для работы.
-
Трудности в обучении: дети с РАС могут иметь трудности в
усвоении информации и обучении. Они могут иметь проблемы с пониманием инструкций и правил, а также с запоминанием материала. Поэтому важно использовать различные методы обучения и повторять информацию, чтобы убедиться, что они ее усвоили.
-
Повторяющееся поведение: дети с РАС могут проявлять
повторяющееся поведение, такое как махание руками или повторение одних и тех же слов. Это может быть способом для них регулировать стресс или создания комфорта. Поэтому важно понимать, что повторяющееся поведение является частью их неврологического развития и необходимо не просто запрещать его, а использовать как способ уменьшения тревожности. Также важно создавать предсказуемую среду, чтобы дети с РАС могли предсказывать, что произойдет в следующий раз и не испытывать стресс.
При работе с детьми с расстройством аутистического спектра (РАС), тьюторам необходимо учитывать их индивидуальные потребности и особенности, и использовать специальные методы обучения, чтобы обеспечить эффективное обучение.
Вот несколько рекомендаций:
- Используйте визуальные средства обучения: дети с РАС часто имеют проблемы с аудитивным восприятием, поэтому визуальные средства, такие как диаграммы, схемы и рисунки, могут помочь им лучше понимать материал.
- Структурируйте уроки: дети с РАС нуждаются в структуре и предсказуемости. Тьюторы могут использовать определенный порядок во время урока, чтобы помочь детям понять, что произойдет в следующий раз.
- Используйте конкретные и краткие инструкции
- Учитывайте ограниченные интересы. Тьютор может использовать эти интересы, чтобы помочь детям сосредоточиться и заинтересоваться материалом.
- Создавать безопасную среду.
- Развивайте социальные навыки: дети с РАС часто имеют проблемы с социальными навыками, поэтому тьютор может использовать специальные методы обучения для помощи им развивать навыки коммуникации, сотрудничества и эмпатии.
___________________________________________________________
Дети с синдромом Дауна имеют определенные психофизиологические особенности, которые важно учитывать при работе с ними.
Конкретные психофизиологические особенности детей с синдромом Дауна могут включать:
- Задержку в когнитивном развитии, включая медленную скорость обучения, трудности в понимании абстрактных понятий и слабую память.
- Задержку в развитии речи, включая медленное развитие речевых навыков и трудности в произношении звуков.
- Медленный темп движений и координационные нарушения, связанные с низким тонусом мышц.
- Низкий уровень энергии и выносливости, что может приводить к быстрой утомляемости.
- Трудности в социальной адаптации, включая трудности в установлении социальных связей, понимании невербальных сигналов и проявлении эмоций.
- Более высокий риск развития заболеваний сердца и других медицинских проблем, связанных с синдромом Дауна.
- Часто сопутствующие зрительные проблемы, такие как косоглазие или дальнозоркость.
Эти психофизиологические особенности могут варьироваться в зависимости от каждого конкретного ребенка с синдромом Дауна, и требуют индивидуального подхода при работе с ними.
Для тьюторов, работающих с детьми с синдромом Дауна, важно учитывать их психофизиологические особенности и создавать индивидуальный подход, который будет подходить конкретному ребенку. Вот несколько конкретных советов для тьюторов:
- Устанавливайте связь: важно установить связь с ребенком и создать доверительные отношения.
- Создавайте структуру и регулярность: дети с синдромом Дауна могут иметь трудности с планированием и организацией, поэтому важно создать структуру и регулярность в уроках и активностях.
- Используйте позитивное подкрепление: дети с синдромом Дауна могут реагировать на позитивное подкрепление и похвалу. Подчеркивайте их успехи и достижения, чтобы помочь им сохранять мотивацию и уверенность в себе.
- Разнообразьте уроки: дети с синдромом Дауна могут иметь разные интересы и увлечения. Поэтому важно создавать разнообразные уроки и использовать различные подходы, которые могут помочь им лучше усваивать информацию.
- Сотрудничайте с родителями и специалистами
- Учитывайте индивидуальные потребности