Файл: 1 Теоретические основы формирования постмодернизма 5 1 Основы и предпосылки постмодернизма 5.doc
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 103
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
постмодерне это стремление оказывается радикальным, обостренным, даже по-своему мучительным. Все обновить, все переиначить. Ввести в обиход весь опыт мировой художественной культуры, однако, вовсе не для прославления, а для иронического цитирования.
Не случайно для искусства постмодерна характерно ироническое передергивание, оборотничество. Скажем, в прежние времена петелька на одежде и этикетка пришивались только внутри, а сейчас это преднамеренно и демонстративно выставляется наружу. Многое из того, что считалось запретным, сокровенным, тайным, становится публичным, предается огласке. Политические разоблачения, парламентские скандалы, книги, в которых рассказывается об интимных подробностях известных людей, – все это стало нормой. То же самое можно сказать вообще о близких отношениях между людьми, о семье.
Ясно, что человек, который привык жить в культуре, имеющей строгую нормативность, попадает в другую ситуацию. Отсюда определенные следствия, которые накладывают отпечаток на культуру:
– растворился идеал общезначимости, который обязывал художника соблюдать определенные эстетические нормы;
– эклектика, смешанность, разностильность превратились в норму личной жизни, мышления и поведения: человек ведет себя по-разному, но часто при этом предельно противоречиво. Нередко возникает ситуация абсурда;
– размылись строгие критерии или точки отсчета, которые помогали человеку выбрать собственное решение. Теперь он находится на распутье и порой сам не знает, как поступить.
1 Богданова О.В. Постмодернизм: к истории явления и его органичности современному русскому литературному процессу // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. 2003. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/postmodernizm-k-istorii-yavleniya-i-ego-organichnosti-sovremennomu-russkomu-literaturnomu-protsessu (дата обращения: 02.05.2023).
2 Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция // Философия эпохи постмодерна. — Минск: Красико-принт, 1996. C. 34.
3 Можейко М.А., Лепин С. Дискурс // Постмодернизм. Энциклопедия. — Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001. C. 233.
4 Барт P. Смерть автора / P. Барт // Избранные работы. Семиотика. Поэтика / Р. Барт; пер. с фр., вступ. ст. и коммент. Г. К. Косикова. -М.: Прогресс, 1989 - 615 с.
5 Кучменко М. А. Постмодернизм в современном литературном пространстве / М. Кучменко // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Филология и искусствоведение». - Майкоп: изд - во АГУ, 2013. -Вып. 2(121). -С. 159.
6 Эко У. Заметки на полях «Имени розы» / У. Эко - М.: Книжная палата, 1989. - 92 с.
7 Курицын В. Н. Русский литературный постмодернизм [Текст] / Вячеслав Курицын. - Москва : ОГИ, 2000. – С. 89.
8 Курицын В. Н. Русский литературный постмодернизм [Текст] / Вячеслав Курицын. - Москва : ОГИ, 2000. – С. 92.
9 Скоропанова И. Русская постмодернистская литература: Учебное пособие. 2-е изд., испр. М, 2000. С. 220.
10 Липовецкий М. Русский постмодернизм: Очерки исторической поэтики. Екатеринбург, 1997. С. 117.
11 ЗыбайловЛ., ШапинскийВ. Постмодернизм. М., 1993. С. 9.
Не случайно для искусства постмодерна характерно ироническое передергивание, оборотничество. Скажем, в прежние времена петелька на одежде и этикетка пришивались только внутри, а сейчас это преднамеренно и демонстративно выставляется наружу. Многое из того, что считалось запретным, сокровенным, тайным, становится публичным, предается огласке. Политические разоблачения, парламентские скандалы, книги, в которых рассказывается об интимных подробностях известных людей, – все это стало нормой. То же самое можно сказать вообще о близких отношениях между людьми, о семье.
Ясно, что человек, который привык жить в культуре, имеющей строгую нормативность, попадает в другую ситуацию. Отсюда определенные следствия, которые накладывают отпечаток на культуру:
– растворился идеал общезначимости, который обязывал художника соблюдать определенные эстетические нормы;
– эклектика, смешанность, разностильность превратились в норму личной жизни, мышления и поведения: человек ведет себя по-разному, но часто при этом предельно противоречиво. Нередко возникает ситуация абсурда;
– размылись строгие критерии или точки отсчета, которые помогали человеку выбрать собственное решение. Теперь он находится на распутье и порой сам не знает, как поступить.
Список использованных источников
-
Барт P. Смерть автора / P. Барт // Избранные работы. Семиотика. Поэтика / Р. Барт; пер. с фр., вступ. ст. и коммент. Г. К. Косикова. -М.: Прогресс, 1989 - 615 с. -
Богданова О.В. Постмодернизм: к истории явления и его органичности современному русскому литературному процессу // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. 2003. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/postmodernizm-k-istorii-yavleniya-i-ego-organichnosti-sovremennomu-russkomu-literaturnomu-protsessu (дата обращения: 02.05.2023). -
Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция // Философия эпохи постмодерна. — Минск: Красико-принт, 1996. C. 34. -
ЗыбайловЛ., ШапинскийВ. Постмодернизм. М., 1993. С. 9-10. -
Кучменко М. А. Постмодернизм в современном литературном пространстве / М. Кучменко // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Филология и искусствоведение». - Майкоп: изд - во АГУ, 2013. -Вып. 2(121). -С. 159 -162. -
Курицын В. Н. Русский литературный постмодернизм [Текст] / Вячеслав Курицын. - Москва : ОГИ, 2000. – 286 с. -
Липовецкий М. Русский постмодернизм: Очерки исторической поэтики. Екатеринбург, 1997. С. 117. -
Можейко М.А., Лепин С. Дискурс // Постмодернизм. Энциклопедия. — Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001. C. 233. -
Скоропанова И. Русская постмодернистская литература: Учебное пособие. 2-е изд., испр. М, 2000. С. 220.
1 Богданова О.В. Постмодернизм: к истории явления и его органичности современному русскому литературному процессу // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. 2003. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/postmodernizm-k-istorii-yavleniya-i-ego-organichnosti-sovremennomu-russkomu-literaturnomu-protsessu (дата обращения: 02.05.2023).
2 Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция // Философия эпохи постмодерна. — Минск: Красико-принт, 1996. C. 34.
3 Можейко М.А., Лепин С. Дискурс // Постмодернизм. Энциклопедия. — Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001. C. 233.
4 Барт P. Смерть автора / P. Барт // Избранные работы. Семиотика. Поэтика / Р. Барт; пер. с фр., вступ. ст. и коммент. Г. К. Косикова. -М.: Прогресс, 1989 - 615 с.
5 Кучменко М. А. Постмодернизм в современном литературном пространстве / М. Кучменко // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Филология и искусствоведение». - Майкоп: изд - во АГУ, 2013. -Вып. 2(121). -С. 159.
6 Эко У. Заметки на полях «Имени розы» / У. Эко - М.: Книжная палата, 1989. - 92 с.
7 Курицын В. Н. Русский литературный постмодернизм [Текст] / Вячеслав Курицын. - Москва : ОГИ, 2000. – С. 89.
8 Курицын В. Н. Русский литературный постмодернизм [Текст] / Вячеслав Курицын. - Москва : ОГИ, 2000. – С. 92.
9 Скоропанова И. Русская постмодернистская литература: Учебное пособие. 2-е изд., испр. М, 2000. С. 220.
10 Липовецкий М. Русский постмодернизм: Очерки исторической поэтики. Екатеринбург, 1997. С. 117.
11 ЗыбайловЛ., ШапинскийВ. Постмодернизм. М., 1993. С. 9.