Файл: Многонациональный народ является субъектом принятия Конституции рф. В ее преамбуле говорится мы, многонациональный народ принимаем Конституцию Российской Федерации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 383
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Итак, система науки конституционного права состоит из совокупности теоретических выводов, положений по следующим разделам.
-
1. Конституционное право как отрасль и наука. -
2. История и теория Конституции России. -
3. Основы конституционного строя Российской Федерации. -
4. Основы правового положения человека и гражданина в Российской Федерации. -
5. Федеративное устройство России. -
6. Избирательное право. -
7. Система высших органов государственной власти РФ. -
8. Система законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ. -
9. Система судебных органов государственной власти РФ. -
10. Конституционно-правовые основы местного самоуправления Российской Федерации.
В развитии науки конституционного права можно выделить три этапа: дореволюционный, советский и современный.
Дореволюционный этап. Основы русской правовой науки закладывались в XVIII в., но только в XIX в. правовая наука в России получает настоящее развитие. В конце XIX – начале XX в. в России издаются учебники по государственному праву Российской империи и государственному праву зарубежных стран. А. С. Алексеев выделял науку общего государственного права и науку русского государственного права. Однако в этот период наука государственного права делала акцент па изучении зарубежных форм правления, подчеркивая преимущества парламентаризма, значимость разделения властей для охраны прав и свобод личности, развивая идею естественных прав человека.
Советский период развития науки конституционного права, начавшийся 25 октября 1917 г., ознаменовался классовым, партийным подходом к изучению предмета этой науки. Первые учебники и монографии по советскому государственному праву характеризовались полным отрицанием идей, концепций, которые разрабатывались дореволюционными учеными, – естественного права, конституционного и правового государства, разделения властей, парламентаризма, института единоличного президента, конституционного контроля, местного самоуправления и т.д.
В научных трудах превозносилась руководящая роль Коммунистической партии, лидерам которой приписывались все имеющиеся достижения в политической, экономической и социальной сферах общественного строя. Не допускалось критическое отношение к положениям марксистско-ленинского учения, которое имело характер святыни, все научные труды должны были иметь сноски на классиков марксизма-ленинизма и решения очередного съезда КПСС.
Современный этап развития науки конституционного права России
С середины 1980-х гг. в Советском Союзе была объявлена перестройка политической системы общества, которая осуществлялась посредством принятия конституционно-правовых норм, внесения изменений, дополнений сначала в Конституцию СССР 1977 г., а затем и в Конституцию РСФСР 1978 г.
В основе осуществляемых реформ лежал поворот к идеям, концепциям, общечеловеческим ценностям, которые разрабатывались дореволюционными государствоведами, получили закрепление в конституциях многих демократических государств. В числе таких идей: естественные, неотчуждаемые права и свободы человека; естественно-правовая концепция взаимоотношений личности и государства; правовое, конституционное, социальное государство; местное самоуправление; необходимость наличия конституционного контроля, разделение властей; парламентаризм; институт единоличного президента; идеологический и политический плюрализм.
62. Право граждан на обращение в органы гос.власти и местного самоуправления. Порядок рассмотрения обращений
Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
Статья 2. Право граждан на обращение
1. Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц
2. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.
3. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.
Обращение гражданина – это направленное в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина и государственный орган, орган местного самоуправления.
Виды обращений граждан:
1) Предложение – рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общ. отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;
2) Заявление – просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативно-правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;
3) Жалоба – просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.
При рассмотрении обращения гражданин имеет следующие права:
1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;
2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую фз тайну;
3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;
4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рас-смотрением обращения в административном и судебном порядке в соответствии с законодательством;
5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.
Гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот гос. орган, орган МСУ или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу и подлежит обязательному рассмотрению. В случае необходимости рассматривающий обращение орган, орган или должностное лицо может обеспечить его рассмотрение с выездом на место.
Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в гос. орган, орган МСУ или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется. Если направление такой жалобы в соответствующий орган либо должностному лицу невозможно, то она возвращается обращающемуся с разъяснением его права обжаловать соответствующие решение или действие (бездействие) в установленном порядке в суд.
Статья 10. Рассмотрение обращения
1. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:
1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;
2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 227-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;
5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
2. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо по направленному в установленном порядке запросу государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, рассматривающих обращение, обязаны в течение 15 дней предоставлять документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения, за исключением документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом