Файл: Методический план поведения занятий с личным составом караула по курсу Пожарная и аварийноспасательная техника.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 22

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«УТВЕРЖДАЮ»

Начальник 33ПСЧ 9 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по Свердловской области

майор внутренней службы

_____________В.Ф.Кильяченков

«____» _________________ 2023 г.
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН
поведения занятий с личным составом караула по курсу

«Пожарная и аварийно-спасательная техника»
Тема 7: Основные пожарные автомобили.
Вид занятий: практическое. Отводимое время: 1 час.


Цель занятий: Повышение знаний личного состава при использовании пожарной техники.

Литература, используемая при проведении занятия:
- Приказ 737 от 01.10.2020г. «Об утверждении руководства по организации материально –технического обеспечения министерства РФ по делам ГО и ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий».

- Безбородько и др. «Пожарные автомобили».

- Иванов и др. «Пожарные автомобили».
2.Развернутый план занятия

Учебные вопросы

Время

Содержание учебного вопроса.

Введение


Основная часть

Заключительная часть

5

мин

35 мин

5

мин

Проверить наличие личного состава, провести опрос по ранее пройденному материалу, выборочно проверить ведение конспектов.
Пожарными автоцистернами называются пожарные автомобили, оборудованные цистерной для жидкости и пожарным насосом.

Они предназначены для доставки к месту пожара л/с, пожарных устройств и пожарного оборудования, запаса огнетушащих веществ (воды, пенообразователя или раствора смачивателя) и подачи пожарных стволов (водяных и пенных) как без установки, так и с установкой на водоисточник.

Кроме того, пожарные автоцистерны могут быть использованы как промежуточные объемы при перекачке воды.

Каждая пожарная автоцистерна создается на базе грузового автомобиля, который состоит из трех основных частей:

  • двигателя;

  • шасси;

  • кузов.

Эти основные части сохраняются и у пожарной автоцистерны, но претерпевают определенные изменения.

Систему охлаждения усиливают дополнительной системой охлаждения, которая состоит из теплообменника, связанного через соединительные трубы с пожарным насосом. Она предназначена для предотвращения перегрева двигателя в летнее время при его стационарной работе на пожарный насос.

Отработанные газы двигателя используются для приведения сирены в действие, газоструйного вакуум-аппарата, создающего разряжение в полости пожарного насоса, для обогрева воды в цистерне, насосного отделения и кабины боевого расчета (зимой).

Выпускные трубы, глушитель, батареи обогрева образуют систему выпуска отработанных газов.

Конструкция шасси грузового автомобиля (трансмиссия, ходовая часть и механизмы управления) в основном сохраняется.

Для подачи воды и других огнетушащих жидкостей на пожарной автоцистерне монтируют насосную установку (пожарный насос, водопенные коммуникации, пеносмеситель, вакуумная система). Пожарный насос приводится в действие от двигателя через дополнительную трансмиссию, состоящую из коробки отбора мощности и карданной передачи.

Коробка отбора мощности может быть установлена вместо одной из крышек коробки передач или самостоятельно.

Для приведения в действие пожарного насоса необходимо с помощью коробки отбора мощности подключить его к двигателю. Тогда усилия передаются по схеме: двигатель - механизм сцепления - коробка передач -коробка отбора мощности - карданная передача - пожарный насос (при установке коробки отбора мощности на коробке передач).

Для удобства управления двигателем и трансмиссией из насосного отделения (при расположении насосной установки сзади) делается сдвоенное управление механизмом сцепления и дроссельной заслонкой карбюратора. Это дает возможность водителю менять режим работы как из кабины водителя, так и из насосного отделения.

В электрооборудование автомобиля дополнительно включены ряд приборов для освещения кабины боевого расчета, отсеков кузова, насосного отделения, площадки около насосного отделения, световая и звуковая сигнализация, контрольно-измерительные приборы.

Специальный кузов используется для размещения боевого расчета, пожарного оборудования и окрашивается в красный цвет.

Внутри его находится цистерна и бак для пенообразователя.

Таким образом, основными частями пожарных автоцистерн являются:

  • двигатель с дополнительной системой охлаждения и измененной системой выпуска отработанных газов;

  • шасси грузового автомобиля с дополнительной трансмиссией на пожарный насос;

  • насосная установка;

  • сдвоенное управление двигателем и механизмом сцепления из кабины водителя и из насосного отделения;

  • специальный кузов;

  • цистерна;

  • бак для пенообразователя;

  • дополнительное электрооборудование.

Пожарные автоцистерны составляют преобладающее большинство парка пожарных автомобилей (около 90%). Их выпуск составляет более 80% по сравнению с другими видами пожарных автомобилей. Это объясняется тем, что пожарные автоцистерны относятся к группе пожарных автомобилей, которые представляют собой самостоятельные тактические единицы, хотя могут применяться и в комплексе с другими типами пожарных машин.

  1. Легкие – с емкостью цистерны до 2000 литров (2м3); к ним относятся пожарные автоцистерны марок АЦ-30(53А), модель 106А; АЦ-30(53А) модель 106Б; АЦ-30 (66) модель 146.

  2. Средние – с емкостью цистерны 2000-4000 литров (2-4м3); к ним относятся пожарные автоцистерны марок АЦ-30 (130)63А; АЦ-40 (131) 137, АЦ-40 (375) Ц1.

  3. Тяжелые – с емкостью цистерны свыше 4000 литров (4м3).


Пожарными автонасосами называются пожарные автомобили, оборудованные пожарными насосами.

Пожарные автонасосы и насосно-рукавные автомобили предназначены для доставки к месту пожара л/с, пожарных устройств, оборудования и подачи воды к месту тушения пожара. Они конструктивно сходны с пожарными автоцистернами и отличаются от последних отсутствием цистерны, более широким комплектом пожарного оборудования по количеству и номенклатуре, большим числом мест для боевого расчета и увеличенным объемом бака для пенообразователя. Пожарные автонасосы, как правило, применяются в комплексе с пожарными АЦ. Однако они могут быть с успехом использованы и самостоятельно при тушении пожаров в районах с широко развитой сетью водоснабжения (естественной или искусственной), особенно в городах и на промышленных предприятиях.

При достаточно большом количестве вывозимых пожарных рукавов в существующих пожарных автонасосах не механизирована прокладка и уборка рукавных линий.

Как уже было сказано выше, для тушения пожаров и загораний применяются передвиж­ные механические средства и чем быстрее они прибудут к месту пожара, быстрей подадут огнетушащие средства, тем меньше будет ущерб причиненный пожаром. К таким передвижным механизированным средствам относятся пожарные автомобили. Наибольшее примене­ние получили автомобили АЦ-40(13l)137 и АЦ-40(130)63Б.

АЦ – автоцистерна.

40- производительность насосной установки

(131)- номер модели базового автомобиля

137- модель пожарного автомобиля выпускаемая производством.

Окрашивается автомобиль в специальные установленные ГОСТом цвета.

Цвет красный - контрастирующий белый цвет.

Дверки кабины водителя - белого цвета с указанием части и города

Продольные полосы шириной 180 мм, между ними 80 мм, по радиатору и сзади по кузову.

Продольная белая полоса шириной 230 мм. На задней части кузова с правой стороны в белом квадрате № части, ниже наименование города. В левом верхнем углу наименование марки автомобиля.

Трансмиссия, ходовая часть, механизмы управления.

Трансмиссия пожарного автомобиля отличается тем, что устанавливается дополнительная трансмиссия, привод ее бывает механическим, гидравлическим, комбинированным. Наибольшее распространение получил механический привод, состоящий из коробки отбора мощностей, карданных валов, промежуточных опор и систем управления.

Ходовая часть - рамы, подвески, мостов и колес. Компоновка пожарных автомобилей вызывает необходимость незначительного изменения конструкции рамы и наличия при­способления для крепления запасного колеса.

Рама удлиняется на 278 мм прикрепленной к лонжеронам удлинителей. К paскосам и лонжеронам крепятся поперечины, для установки насоса, а на раме крепятся опора и попере­чина для установки промежуточного вала трансмиссии привода насоса. Приклеиваются к раме кронштейны тумб кузова для крепления подножек и для крепления кабины.

Подвеска, мосты и колеса - без изменений, за исключением изменена конструкция кpeп­ления запасного колеса. С целью снижения центра тяжести запасное колесо крепиться под рамой за задней осью (АЦ-30(66)146 на передней стенке ёмкости цистерны). подъём и опускание колеса производится самотормозящей лебедкой, на барабан которой намотан трос.

Механизм управления - рулевое управление, тормозная система существенных изменений не претерпела.

На АЦ на шасси ЗИЛ, к рессверу пневматической тормозной системы подключают дистанционную систему управления задвижками водопенных коммуникаций.

На пожарных автомобилях устанавливаются двигатели внутреннего сгорания, по конструктивным особенностям, незначительно отличающиеся от обычных ДВС исходя из особенностей применения пожарного автомобиля.

Цельнометаллическая, бескаркасная, сварена из стальных продольных панелей и штампованных элементов. Внутри кабина обшита водонепроницаемым картоном, на полу прорезиненный коврик. Кабина по средством сварки соединена с кабиной водителя, устанавливается на резиновые подушки и крепится на четырёх точках болтами. Размеры дверей дают возможность производить быструю посадку и высадку личного состава.

Ответить на возникшие у личного состава вопросы по изученной теме. Проведение краткого опроса. Объявление оценок с дальнейшим проставлением их в учебный журнал. Задание на самоподготовку.



Пособия и оборудование, используемое на занятии:

Пожарные автомобили, пожарно-техническое и аварийно-спасательное оборудование.


Начальник караула 33 ПСЧ

9 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России

по Свердловской области

лейтенант внутренней службы Чулков В.А.

«___»_______________2023г.