Файл: 1. Понятие и особенности брачносемейных отношений в мчп.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Международное частное семейное право

1. Понятие и особенности брачно-семейных отношений в МЧП.

Брачно-семейные отношения представляют собой «комплексные отношения личного неимущественного и имущественного характера, основанные на родственных связях и регулируемые нормами гражданского (в широком смысле слова) права»). Во многих странах отсутствует семейное право как самостоятельная отрасль права, и семейные правоотношения регулируются гражданским законодательством (ФРГ, Швейцария). Во Франции первый Семейный кодекс был принят только в 1998 г. В большинстве современных государств семейное право отделено от гражданского, кодифицировано и представляет собой самостоятельную отрасль права (Российская Федерация, Алжир, страны Восточной Европы и Латинской Америки).

Правовое регулирование брачно-семейных отношений имеет значительную публично-правовую составляющую. В доктрине семейное право определяют как конгломерат частных и публичных норм. Разумеется, семейное право входит в систему частноправовых отраслей национального права, но государственное регулирование проявляется здесь намного рельефнее, чем в гражданском праве.

Особенностью брачно-семейных отношений является то, что они имеют не только гражданско-правовую, но и административно-правовую природу (например, регистрация брака). Но, по сути дела, объектом регулирования международного частного права являются только те отношения, которые носят гражданско-правовой характер, а отношения, выходящие за рамки гражданско-правовых, должны регулироваться нормами других отраслей права.

Следовательно, к брачно-семейным правоотношениям, непосредственно регламентированным нормами МЧП, относятся:

• заключение и расторжение брака;

• признание брака недействительным;

• определение и регулирование режима имущества между супругами;

• алиментные обязательства;

• усыновление;

• опека и попечительство;

• взаимоотношения родителей и детей;

• взаимоотношения в приемной семье.

2. Материально-правовое и коллизионно-правовое регулирование заключения и расторжения брака в международном праве.


Правовое регулирование заключения и расторжения брака в международном частном праве.

Заключение брака. Порядок заключения брака и его основные формы с т.з. возникновения правовых последствий в разных странах опр. по-разному: только гражданская форма брака (РФ, Швейцария, Франция, ФРГ, Япония); только религиозная (Израиль, Ирак, Иран); альтернативная (Великобритания, Испания, Италия); одновременно и гражданская, и религиозная (лат. Америка). В некоторых штатах США простое сожительство по истечении определенного срока совместной жизни позволяет суду установить прецедент презумпции законного брака.Условия заключения брака в национальных законах также различны, но есть общ.черты: достижение установленного з-ном брачного возраста; ответственность за сокрытие обстоятельств, препятствующих закл. брака; запрет браков между близкими родственниками, запрет вступления в брак с ограниченно дееспособными или полностью недееспособными лицами;необходимость явно выраженного согласия жениха и невесты. В закон-ве практически всех стран предусмотрена специальная форма заключения – консульские браки. Такие браки заключаются в консульствах или консульских отделах посольств между гражданами гос-ва аккредитования, находящимися на территории данного иностранного гос-ва. Консульские браки заключаются на основе консульских конвенций; к таким бракам применяется закон-во гос-ва аккредитования.Генеральные коллизионные привязки: личный закон обоих супругов (ему подчинены внутренние условия брака) и закон места заключения брака (определяет форму и порядок заключения брака). Эти привязки предусмотрены как в национальном законодательстве, так и в Гаагской конвенции об урегулировании коллизий законов в области заключения брака. Расторжение брака. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражд, сем. и уг. делам 1993 г. устанавливает, что по делам о расторжении брака применяется право страны, гражданами которой являются супруги в момент расторжения брака. При различном гр-ве супругов применяется право государства места расторжения брака.

Порядок расторжения иностранных и смешанных браков определен в консульских конвенциях и нац. закон-ве. В большинстве гос-в признается расторжение браков, произведенное за границей. Осн. коллизионная привязка– закон места расторжения брака, субсидиарные привязки – личный закон супругов и закон суда. В европейских гос-вах существует еще один способ прекращ. брачно-семейных отношений- сепарация, то есть предоставленное судом право проживать отдельно. При этом в случае смерти другой супруг сохраняет наследственные права.



Основной коллизионной нормой в области формы брака является привязка к праву того государства, на территории которого он заключается, — lexlocicelebrationis. Например, ст. 156 Семейного кодекса РФ устанавливает: «Форма и порядок заключения брака на территории Российской Федерации определяется законодательством Российской Федерации». Наряду с этим в РФ признаются браки между иностранными гражданами, совершенные за пределами РФ с соблюдением законодательства государства, на территории которого они заключены. Браки же граждан России и браки между российскими гражданами и иностранцами или лицами без гражданства, заключенные за пределами РФ с соблюдением законодательства государства, на территории которого они были заключены, будут считаться действительными, в том числе и с точки зрения формы, если при этом не были нарушены требования ст. 14 СК РФ (ст. 158).

Коллизионная формула lexlocicelebrationis применительно к форме брака закреплена также и во всех двусторонних договорах о правовой помощи последнего десятилетия, связывающих Россию и другие государства (Армению, Азербайджан, Грузию, Киргизию, Латвию, Литву, Молдову, Эстонию, Польшу, Египет и др.).

Исторически интересным и важным документом в смысле определения того, что форма брака подчиняется закону места его заключения, является Кодекс Бустаманте, устанавливавший следующее: «Брак будет считаться везде действительным в отношении его формы, если он был заключен в той форме, которая признается действительной законами страны, где он заключен. Однако государства, законодательство которых требует совершения религиозного обряда, могут отказать в признании действительным браков, заключенных их гражданами за границей без соблюдения этой формы» (ст. 41).

Консульские браки.

«Иностранные» браки могут совершаться не только в органах регистрации актов гражданского состояния брака данного государства, но и в дипломатических либо консульских учреждениях стран, направивших дипломатического агента или консула. Браки, совершенные в таких представительствах, именуются «консульскими браками». Их заключение ныне представляет собой довольно распространенное явление. В РФ согласно ст. 157 СК РФ браки между иностранными гражданами, совершенные на территории РФ в посольствах или консульствах иностранных государств, признаются на условиях взаимности действительными в РФ, если лица в момент вступления в брак являлись гражданами государств, назначивших консула или посла.


Закон Венгрии 1979 г. предусматривает, что если оба лица, заключающие брак, являются венгерскими гражданами, то они могут заключить брак за границей перед органами венгерского дипломатического представительства при условии, что Совет министров уполномочил орган дипломатического представительства действовать при заключении браков (п. (3) ст. 37).

В большинстве консульских конвенций предусматривается, что консул имеет право регистрировать брак согласно закону представляемого им государства (Болгария, Румыния, Швеция, Германия). Предусматривается уведомление местных органов о произведенной в консульстве регистрации брака. Для того чтобы обеспечить возможность заключения, действительность и признание консульских браков, совершенных на территории государства пребывания консула, между гражданами страны, направившей консула, и гражданами страны аккредитации консула либо гражданами третьего государства, необходимо наличие в консульской конвенции прямо предусмотренного на то согласия договаривающихся государств. Консульский брак как особый институт международного частного права известен также и многосторонним документам. Так, Кодекс Бустаманте гласит: «В странах, где это дозволено законом, браки, заключаемые перед дипломатическими или консульскими агентами обоих супругов, регистрируются согласно их личному закону...» (ст. 42).

3. Материально-правовое и коллизионно-правовое регулирование взаимоотношений между членами семьи.

Представляет интерес анализ сочетания двух методов, используемых для регулирования семейных отношений с иностранным элементом: коллизионного и материального. При этом рассматривается значение и роль формул прикрепления, в особенности тех, которые одновременно являются и принципами международного частного права: lex voluntatis (автономия воли), lex fori (закон суда) и других.

Помимо отсылок к закону страны гражданства и места жительства лица, в российском праве используются и отсылки к российскому праву как праву страны суда. Например, порядок установления и оспаривания отцовства на территории России определяется российским законодательством (п. 2 ст. 162 СК РФ). Российскому же законодательству подчиняется расторжение браков между российскими и иностранными гражданами, а также между иностранными гражданами на территории России (п. 1 ст. 160 СК РФ). Используются также привязки к праву страны последнего совместного места жительства супругов, гражданства ребенка по рождению, места заключения брака в различном их сочетании.


Согласно ст. 167 СК нормы иностранного семейного права не применяются в случае, если такое применение противоречило бы основам правопорядка (публичному порядку) Российской Федерации. В этом случае применяется законодательство Российской Федерации.

Доктрина права при помощи сравнительного анализа определила наиболее распространенные коллизионные привязки для установления применимого права:

1) закон места заключения брака;

2) личный закон обоих супругов;

3) закон страны постоянного проживания ребенка;

4) личный закон усыновителя;

5) закон компетентности учреждения;

6) закон суда;

7) закон страны совместного проживания супругов;

8) закон последнего совместного места жительства;

9) закон места нахождения общей семейной собственности.

СК РФ Раздел VII. ПРИМЕНЕНИЕ СЕМЕЙНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К СЕМЕЙНЫМ ОТНОШЕНИЯМ С УЧАСТИЕМ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА

4. Защита прав и интересов детей в международном частном праве.

В рамках международного частного права регулирование отношений по защите прав детей, так же, как и других отношений в области семейного права, осуществляется преимущественно коллизионно-правовым способом. В законодательстве каждого государства имеются специальные нормы, устанавливающие компетентный правопорядок при решении вопросов усыновления, установления отцовства. Так, например, в Кодексе Бустаманте в главе V «Отцовство и установление отцовства» содержится 10 коллизионных норм, определяющих выбор права при решении таких вопросов, как способность устанавливать отцовство, защита наследственных прав внебрачного ребенка, определение последствий установления отцовства. Одновременно определен круг вопросов, которые относятся к публичному порядку.

В семейном законодательстве Российской Федерации непосредственно правам ребенка посвящены три статьи в СК 1995 г., положения которых потом конкретизируются в специально принимаемых законах и подзаконных актах (примером может служить Положение о порядке передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление гражданам Российской Федерации и иностранным гражданам 1995 г.).

Согласно ст. 162 СК РФ, установление и оспаривание отцовства определяются законодательством государства, гражданином которого является ребенок по рождению. Следует отметить, что данное правило отличается от ранее действовавшего, закрепленного в ст. 164 КоБС РСФСР. В соответствии с последним установление отцовства в России производилось по российскому законодательству. Ныне действующее законодательство обязывает производить установление и оспаривание отцовства в отношении детей, являющихся иностранными гражданами, в соответствии с законодательством государства, гражданином которого является ребенок.