Файл: 1. Обязательные стандарты расследования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 31

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Обязательные стандарты расследования
КОДЕКС МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ И
РЕКОМЕНДУЕМОЙ ПРАКТИКИ РАССЛЕДОВАНИЯ АВАРИИ ИЛИ
ИНЦИДЕНТА НА МОРЕ
(КОДЕКС РАССЛЕДОВАНИЯ АВАРИЙ)
ЧАСТЬ II
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ
ГЛАВА 4
РАССЛЕДУЮЩИЙ ОРГАН
4.1 Правительство каждого государства должно предоставить
Организации подробную информацию о контактном адресе расследующего(их) органа(ов), проводящего(их) расследования в его государстве.
ГЛАВА 5
УВЕДОМЛЕНИЕ
5.1 Если авария происходит в открытом море или в исключительной экономической зоне, государство флага вовлеченного судна или судов должно насколько это практически возможно скорее уведомить другие существенно заинтересованные государства.
5.2 Если авария происходит в пределах территории, включая территориальное море прибрежного государства, государство флага судна или судов и прибрежное государство должны насколько это практически возможно скорее уведомить друг друга и каждое из них - другие существенно заинтересованные государства.
5.3 Уведомление не должно задерживаться из-за отсутствия всей информации.
5.4 Формат и содержание: уведомление должно содержать как можно больше из имеющейся под рукой следующей информации:
.1 название судна и его государство флага;
.2 идентификационный номер ИМО судна;

.3 характер аварии;
.4 место аварии;
.5 время и дата аварии;
.6 число получивших серьезные телесные повреждения или погибших людей;
.7 последствия аварии для отдельных лиц, имущества и окружающей среды; и
.8 идентификационные данные любого другого вовлеченного судна.
2. Субъекты расследования аварий
Приказ Министерства транспорта РФ от 8 октября 2013 г. № 308 "Об утверждении Положения о расследовании аварий или инцидентов на море"
Государство
Органом расследования аварийных случаев является Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (далее - Ространснадзор).
Для расследования аварии Ространснадзор создает комиссию, в состав которой включаются представители организаций, уполномоченных на классификацию и освидетельствование судов, представители капитана морского порта, расположенного вблизи места аварийного случая, и/или представители капитана морского порта регистрации судна/судов, с которым/которыми произошел аварийный случай.
Капитан судна обязан незамедлительно сообщить о произошедшем аварийном случае
Судовладелец судна, с которым произошел аварийный случай (далее - судовладелец), или представитель судовладельца направляет в
Ространснадзор следующие из имеющихся в наличии материалы и документы
Капитан ближайшего морского порта
Для проведения экспертизы или анализов к работе комиссии по согласованию привлекаются представители научных организаций и/или
эксперты, имеющие соответствующую квалификацию.
При расследовании очень серьезной аварии с судном рыбопромыслового флота в состав комиссии по согласованию включается представитель Федерального агентства по рыболовству (далее -
Росрыболовство).


3. Международные и национальные нормативные акты,
определяющие правила расследования
КОДЕКС МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ И
РЕКОМЕНДУЕМОЙ ПРАКТИКИ РАССЛЕДОВАНИЯ АВАРИИ ИЛИ
ИНЦИДЕНТА НА МОРЕ (КОДЕКС РАССЛЕДОВАНИЯ АВАРИЙ)
Принят
Резолюцией КБМ от 16.05.2008 N MSC.255(84)
Приказ Министерства транспорта РФ от 8 октября 2013 г. № 308 "Об утверждении Положения о расследовании аварий или инцидентов на море"
4. Полномочия Ространснадзора РФ как органа расследования
аварийных случаев
Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 398
"Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта"
II. Полномочия
5. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
5.1. осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров Российской Федерации:
5.1.1. о гражданской авиации;
5.1.2. о торговом мореплавании;
5.1.3. о внутреннем водном транспорте Российской Федерации;
5.1.4. о порядке осуществления международных автомобильных перевозок (транспортный контроль) на территории Российской Федерации
(за исключением пунктов пропуска через государственную границу
Российской Федерации);
5.1.5. о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта;
5.1.6. об организации, обеспечении и выполнении организациями морского, внутреннего водного и железнодорожного транспорта перевозок высших должностных лиц Российской Федерации и иностранных государств;
5.1.7. об обеспечении пожарной безопасности при эксплуатации воздушных, морских судов, судов внутреннего водного и смешанного (река- море) плавания, иных плавучих объектов, железнодорожного подвижного состава;

5.1.8. о транспортной безопасности;
5.1.9. о перевозке опасных грузов автомобильным транспортом;
5.2. осуществляет в соответствии с законодательством Российской
Федерации лицензирование отдельных видов деятельности, отнесенных к компетенции Службы;
5.4. выдает:
5.4.1. лицензии, а также приостанавливает, ограничивает действие и аннулирует их;
5.4.1(1). специальное разрешение на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов;
(пп. 5.4.1(1) введен Постановлением Правительства РФ от 25.02.2011
N 103; в ред. Постановления Правительства РФ от 22.09.2021 N 1596)
5.4.1(2). свидетельство, подтверждающее право на управление курсирующими по железнодорожным путям локомотивом, мотор-вагонным подвижным составом и (или) специальным самоходным подвижным составом;
5.4.2(1). специальные разрешения на осуществление международных автомобильных перевозок опасных грузов;
5.4.2(2). в случаях, установленных Соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов, при осуществлении перевозок опасных грузов в международном, междугороднем, пригородном и городском сообщении:
5.4.2(2).1. разрешения компетентного органа на перевозку опасных грузов, на отнесение опасных веществ и изделий к номерам ООН, применение отгрузочного наименования и классификационного кода опасных веществ и изделий, а также применение тары при перевозке опасных грузов автомобильным транспортом, содержащие условия перевозки опасных грузов;
5.4.2(2).4. свидетельства о подготовке консультантов по вопросам безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом;
5.4.2(2).5. свидетельства о подготовке водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы, и документы (удостоверения) об утверждении курсов такой подготовки;
5.4.3. иные разрешительные документы в установленной сфере деятельности, предусмотренные законодательством Российской Федерации и

международными договорами Российской Федерации, удостоверяющие право юридических и физических лиц осуществлять определенные виды деятельности и (или) конкретные действия;
5.5. осуществляет в установленном порядке:
5.5.1. принятие решений о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок и внесение записей в реестр российских перевозчиков, допущенных к осуществлению международных автомобильных перевозок;
5.5.1(1). прием и учет уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов работ и услуг по перечню, утвержденному Правительством
Российской Федерации;
5.5.1(2). в соответствии с Соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов категорирование автомобильных тоннелей по видам ограничения движения в них автотранспортных средств, осуществляющих перевозку опасных грузов;
5.5.2. весовой и габаритный контроль транспортных средств;
5.5.5. организацию регистрации морских судов, судов внутреннего водного и смешанного (река-море) плавания, включая спортивные (кроме спортивных парусных судов) и прогулочные, а также в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, ведение соответствующих реестров;
5.5.7. присвоение рейсам морских судов, судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания, а также поездам при перевозке высших должностных лиц Российской Федерации и иностранных государств определенного Федеральной службой охраны Российской Федерации статуса литерных;
5.5.8. участие в работе по определению технического состояния
(комиссованию) транспортных средств, объектов и оборудования (за исключением воздушных судов и других транспортных средств, используемых для наземного обслуживания воздушных судов, а также радиотехнических средств и других объектов управления воздушным движением), используемых для перевозок высших должностных лиц
Российской Федерации и иностранных государств;
5.5.10. контроль за соответствием установленным требованиям соответствующих функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

5.5.12(1). контроль за соблюдением порядка передачи сведений в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах;
(пп. 5.5.12(1) введен Постановлением Правительства РФ от 22.04.2009
N 354)
5.5.12(2). расследование аварий или инцидентов на море в соответствии с положением, утвержденным Министерством транспорта
Российской Федерации по согласованию с Федеральным агентством по рыболовству и Министерством обороны Российской Федерации;
5.5.12(3). государственный надзор за деятельностью организаций, осуществляющих лоцманскую проводку морских судов;
5.5.12(4). расследование транспортных происшествий на внутреннем водном транспорте в соответствии с положением, утвержденным
Министерством транспорта Российской Федерации;
5.5.12(5). контроль за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, принимаемых Министерством транспорта Российской Федерации, по вопросам осуществления переданных полномочий;
5.5.12(6). контроль за эффективностью и качеством осуществления соответствующих переданных полномочий;
5.5.12(7). проведение проверки сведений о ненадлежащем исполнении
(неисполнении) органами государственной власти субъектов Российской
Федерации переданных полномочий в течение 30 календарных дней со дня поступления указанных сведений и выдачу заключения о надлежащем исполнении органами государственной власти субъектов Российской
Федерации переданных полномочий либо готовит и вносит в Правительство
Российской Федерации предложения о принятии решения об изъятии у органов государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий;
5.5.12(8). установление содержания и форм, а также сроков представления высшим должностным лицом субъекта Российской
Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) отчетности об осуществлении переданных полномочий;
5.5.13. выполнение функций главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций;


5.5.14. ведение реестра выданных свидетельств, подтверждающих право на управление курсирующими по железнодорожным путям локомотивом, мотор-вагонным подвижным составом и (или) специальным самоходным подвижным составом;
5.6. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;
5.7. организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;
5.8. обеспечивает мобилизационную подготовку Службы, а также контроль и координацию деятельности подведомственных организаций по их мобилизационной подготовке;
5.8(1). осуществляет организацию и ведение гражданской обороны в
Службе;
5.8(2). обеспечивает надзор за деятельностью капитанов бассейнов внутренних водных путей по осуществлению государственного портового контроля;
5.9. организует дополнительное профессиональное образование работников Службы;
5.10. взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;
5.11. осуществляет в соответствии с законодательством Российской
Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Службы;
5.12. осуществляет в соответствии с законодательством Российской
Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд закупки товаров, работ, услуг в установленной сфере деятельности;
5.13. осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности, если такие полномочия предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской
Федерации или Правительства Российской Федерации.

6. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:
6.1. проверять в установленном порядке деятельность юридических и физических лиц, осуществляющих перевозочную и иную связанную с транспортным процессом деятельность;
6.2. организовывать проведение необходимых расследований (за исключением авиационных и дорожно-транспортных происшествий), испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления контроля и надзора в установленной сфере деятельности, участвовать в установленном порядке в проведении расследований авиационных происшествий;
6.3. запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
6.4. давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
6.5. осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы;
6.6. привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, ученых и специалистов;
6.7. применять предусмотренные законодательством Российской
Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений;
6.8. создавать координационные, совещательные и экспертные органы
(советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;
6.9. разрабатывать и утверждать в установленном порядке образцы форменной одежды для работников Службы, осуществляющих функции по контролю и надзору, знаков различия и отличия, жетонов и удостоверений для них, а также порядок ношения форменной одежды.
7. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, функции по управлению государственным имуществом и оказанию платных услуг, кроме случаев, устанавливаемых указами


Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства
Российской Федерации.
Установленные абзацем первым настоящего пункта ограничения не распространяются на полномочия руководителя Службы по управлению имуществом Службы, закрепленным за Службой на праве оперативного управления, решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Службы.
5. Обязанности капитана аварийного судна в случае аварийного
происшествия
12. Капитан судна обязан незамедлительно сообщить о произошедшем аварийном случае:
Государственному морскому спасательно-координационному центру
(далее - ГМСКЦ) или морскому спасательно-координационному центру
(далее - МСКЦ), морскому спасательному подцентру (далее - МСПЦ) при нахождении судна в поисково-спасательном районе Российской Федерации; судовладельцу; в Ространснадзор; капитану ближайшего морского порта Российской Федерации и/или капитану планируемого морского порта захода в Российской Федерации; в Росрыболовство при аварийном случае с судном рыбопромыслового флота; администрации Северного морского пути при аварийном случае, произошедшем при плавании судна в акватории Северного морского пути.
Если аварийный случай произошел в территориальном море или во внутренних морских водах иностранного государства, капитан судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, также обязан сообщить о произошедшем в ближайший иностранный МСКЦ/МСПЦ при нахождении судна в поисково-спасательном районе иностранного государства и продублировать сообщение в адрес ближайшего российского
МСКЦ/МСПЦ, в Ространснадзор, в Росрыболовство при аварийном случае с судном рыбопромыслового флота и в ближайшее консульское учреждение
Российской Федерации.
13. ГМСКЦ, МСКЦ или МСПЦ незамедлительно направляет в
Ространснадзор имеющуюся информацию о каждом аварийном случае, произошедшем в поисково-спасательных районах Российской Федерации.

14. При повреждении средств навигационного оборудования (далее -
СНО) в результате аварийного случая, капитан судна обязан незамедлительно сообщить о таком повреждении: судовладельцу; в Ространснадзор; капитану морского порта Российской Федерации, на территории или в акватории которого находится СНО; в Росрыболовство при аварийном случае с судном рыбопромыслового флота; администрации Северного морского пути при аварийном случае, произошедшем при плавании судна в акватории Северного морского пути.
15. В сообщении об аварийном случае содержится следующая информация: тип, название и идентификационный номер Международной морской организации (далее - номер ИМО) судна; фамилия, имя, отчество (при наличии) капитана судна; судовладелец и его номер ИМО (при его наличии), адрес, телефон, факс; морской порт (место) регистрации судна; дата и время аварийного случая; место аварийного случая (порт, причал, пролив, залив, рейд, внутренние морские воды, территориальное море, открытое море); географические координаты места аварийного случая; географические координаты местонахождения судна, дата и время составления сообщения об аварийном случае; краткое описание аварийного случая; число получивших тяжкие телесные повреждения и/или погибших людей; идентификационные данные любого другого вовлеченного в аварийный случай судна; дата и время составления сообщения об аварийном случае
6. Роль судовладельца аварийного судна в расследовании аварии