Файл: У педагогов часто бывают конфликты (по разным причинам) с окружающими.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 40

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Высокие требования, предъявляемые к учителю как к специалисту, характер работы, связанный с постановкой в условия соответствия определенному эталону в поведении, в общении, высокому уровню компетентности, накладывают на учителя высокую степень ответственности, создают постоянное напряжение, которое сказывается на здоровье учителя и выражается физическим утомлением, разочарованиями, истощением и износом. Многие исследователи психоэмоционального здоровья педагогов говорят о синдроме профессионального (эмоционального) выгорания учителя, которое происходит в результате сильно завышенных требований к собственным силам и ресурсам, характерных для людей, занятых в профессиональных сферах «человек -человек». 

У педагогов часто бывают конфликты (по разным причинам) с окружающими. Частота возникновения у педагогов от активных форм реагирования и (прежде всего агрессии) в среднем значимо превышает реакции астенического характера (депрессии).

К негативным последствиям следует отнести возможность формирования у учителей таких свойств личности, как несдержанность, грубость, неуверенность в своих силах, тревожных. У трети учителей показатель степени социальной адаптации ниже, чем у больных неврозом. К этой категории, в основном, относятся учителя с большим стажем работы в школе, но есть здесь и учителя со стажем 10 - 15 лет, и даже молодые, начинающие педагоги.

Но чаще бывает иначе. Педагог осознает, что проблема существует и мучается, но не может что - то самостоятельно изменить. Любой страдающий человек хочет, чтобы ему помогли. Но когда речь идет о душевных переживаниях, существует огромный страх открыться, довериться другому человеку. Появление психолога в учреждении предполагает наличие ожиданий со стороны педагогов и зачастую не только профессиональных. От того, как поведет себя психолог, насколько он сумеет соединить в себе грамотного специалиста и чувствующего человека, зависят дальнейшие взаимоотношения с коллективом. При этом речь не идет о повальной психотерапии педагогов, этого не случиться, не волнуйтесь, а о реальной помощи в рамках своих профессиональных обязанностей.

Под профессиональным здоровьем понимается способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы,
обеспечивающие работоспособность, эффективность педагогической деятельности и развитие личности учителя. Основу профессионального здоровья составляет психическое здоровье как мера способности учителя выступать активным и автономным субъектом собственной жизнедеятельности в изменяющемся мире.

Здоровье педагога – деликатная и многоаспектная проблема. Обозначая значимость профессионального здоровья учителя – основа эффективной работы современной школы и ее стратегическая проблема.

Основные причины заболевания учителя

  1. Главным болезнеобразующим фактором для педагога является профессиональный эмоциональный стресс.

  2. Деятельность учителя часто сопровождается эмоциональной и интеллектуальной истощенностью и депрессивными состояниями.

  3. Вынужденное превышение нормативных нагрузок.

Причины, разрушающие здоровье учителя

Мировоззренческие причины:

  1. отсутствие идеала, показывающего образец для подражания и обеспечивающего «непотопляемость» личности, несмотря ни на какие условия;

  2. неумение принимать жизнь такой, какая она есть, без критики и протеста;

  3. неумение жить в данный момент, считая его самым важным в жизни;

  4. наличие высоких жизненных притязаний, не соответствующих возможностям человека;

  5. неумение видеть во врагах – строгих и бескомпромиссных учителей;

  6. неумение найти свое место в жизни, которое позволяло бы получать удовлетворение от факта существования, от своей профессии, от работы на кухне … и сохранить свое здоровье;

  7. неумение принимать свой социальный статус и достойно пребывать в нем.

Психические причины:

  1. неумение противостоять стрессам;

  2. отсутствие навыка управления своими эмоциями;

  3. частое превышение своих психических возможностей;

  4. психическая дезадаптация как следствие неудовлетворенностью жизнью.

  • у 30% учителей низкая эмоциональная устойчивость;

  • 50% учителей – невротики;

  • 10% учителей должны лечиться от невроза, но они работают в школе (невротики плодят невротиков);

  • Если в коллективе 10-12% невротиков – он нестабилен и конфликтен.

Внутренние усилия:

  • Лишь 4% учителей-мужчин делают зарядку и всего 1% женщин;

  • 20% учителей курят;

  • 5% алкоголики;

  • До 5% учителей проявляют скрытые формы садизма;


 Но проблема здоровья учителей имеет свою важную специфику. Следует помнить, что профессия педагога относится к профессиям типа "человек-человек”, а это связано с высокими эмоциональными затратами. По сравнению с другими профессиональными группами среди педагогов наиболее высок риск возникновения невротических расстройств, накопления тяжелых форм неврозов, соматических проблем.

 Как показывают исследования психологов, большинство учителей – эмоционально неустойчивые   люди, склонные к стрессам и болезненному восприятию критики, внушаемые и мнительные, с повышенным чувством «тревожности».  Психологический дискомфорт и состояние стресса возникают в связи с объективно и субъективно существующими причинами:  физическая и психологическая напряженность труда, постоянное оценивание со стороны различных людей; высокий уровень ответственности; тенденция агрессивного отношения со стороны родителей и учащихся; низкая оценка обществом учительского труда; возраст и стаж. Следы нервных стрессовых переживаний педагога проявляются в негативном отношении к работе, постоянной усталости, рассеянности, снижении результатов труда, неудовлетворенности профессиональной деятельностью.

 Урок сам по себе, является фактором стресса, так как заставляет учителя за 45 минут выполнить все намеченное. Угроза "не успеть" - одна из самых стрессовых для современного человека. У педагога  к этому добавляется необходимость одновременно решить несколько нелегких педагогических задач: следить за каждым учеником, реализуя индивидуальный подход, удержать дисциплину в классе, доступным языком объяснить новый материал, оценить степень его усвоения, проверить выполнение домашнего задания и поставить объективные оценки. Все эти задачи сами по себе вызывают психическое напряжение, так как решаются с высоким чувством ответственности.

Психологический дискомфорт учителя имеет большое значение для его здоровья – физического, психического, профессионального. Психологический дискомфорт возникает в связи с объективно и субъективно существующими причинами:

- физическая и психологическая напряженность труда, постоянное оценивание со стороны раличных людей;

- высокий уровень ответственности;

- тенденция агрессивного отношения со стороны родителей и учащихся;


- авторитарный, репрессивный стиль управления педагогическими кадрами.

Анализ психологической составляющей профессионального здоровья позволяет выделить такие негативные явления, как феномен “учительской агрессии” (экспрессивная, импульсивная, враждебная и инструментальная агрессия).Всё вышесказанное позволяет говорить о необходимости психологической помощи и поддержки учительства как профессиональной группы с низкими показателями психологического и физического здоровья. Как было сказано, профессия учителя относится к разряду стрессогенных и эмоционально наиболее напряженных. По степени напряженности нагрузка педагога в среднем больше, чем нагрузка руководителей промышленных предприятий. Учителю привычно находиться в состоянии хронического стресса, поэтому большинство учителей относятся к стресс-коронарному типу людей, у которых наивысший риск возникновения сердечно-сосудистых заболеваний.

 

Восстановление профессионального здоровья – это процесс постепенного преодоления и изживания невротических компонентов собственного внутреннего мира, повышение степени согласованности интегральных характеристик личности учителя.

В современных условиях выделяются основные направления в решении данной проблемы.

Первое направление в решении проблемы гармонизации и гуманизации личности – воспитание и поддержание мотивации на педагогическую деятельность, сотрудничество с ребёнком.

Второе – обеспечение социально-психологических условий повышения уровня психолого-педагогической компетентности, прежде всего, коммуникативной и конфликтной.

Третье – психологическое обеспечение повышения культуры эмоциональной жизни учителя.

И четвертое направление – повышение профессионального самосознания учителя, осознание себя личностью, хозяином жизни, способным проектировать своё будущее.

Первым шагом на этом пути является необходимость изменения отношения общества к учителю. Необходимо также осуществить проведение профилактики «Синдрома выгорания» у психолога, педагога, руководителя учреждения образования; помочь им почувствовать собственную ответственность за свои профессиональные проблемы, за сохранение и укрепление собственного здоровья.

Психологическое обеспечение повышения культуры эмоциональной жизни учителя, по нашему мнению это имеет огромное значение в жизни. Если учитель, находящийся в стрессовой ситуации, приходя на работу, постоянно испытывает чувство напряженности, то именно это загоняет его к стрессу.


В нашей небольшой школе, на повышение культуры эмоциональной жизни учителя уделяется большое внимание, это не только совместные спортивно – массовые мероприятия, но и поздравления учителей с праздниками, юбилеями.

Учащиеся нашей школы часто выступают на научно –практических конференциях по программе «Школа здоровья культуры сбережения» , и не разу не рассказывали о том, что одним из немаловажным направлением ее является поддержание здоровья учителя.

Принципы направления:

Здоровье – это состояние организма, им нужно научиться управлять.

Здоровье – результат собственного творчества.

Основные направления реализации являются:

  • Валеологическое образование, предполагающее обучение членов педагогического коллектива методикам самодиагностики, самооценки, самокоррекции, самоконтроля и саморазвития индивидуальных резервных возможностей организма.

  • Формирование и коррекция установок и жизненных приоритетов на здоровый образ жизни и самореализацию личности, обеспечение реализации потребности личности на повышение своей профессиональной квалификации.

  • Оздоровительная работа, предполагающая систему психогигиенических и коррекционных мероприятий и организацию двигательной активности, организацию рекреационных мероприятий, проводимых с учётом принципов здорового образа жизни.

  • Комплексная диагностика, обеспечивающая исследование состояние здоровья педагогов образовательного учреждения, выделение на её основе «групп риска»,

  • создание банка данных  диагностики.

  • Консультативная деятельность, предполагающая оказание консультативной помощи членам педагогического коллектива по вопросам сохранения здоровья, применения средств.

Упражнения для учителя.

Регулярное выполнение этих простых поможет учителю, с одной стороны, снять напряжение, а с другой – повысить внутреннюю собранность.

Педагог может практиковать их в перерывах между уроками или на уроках, когда школьники самостоятельно выполняют полученное задание, по дороге на работу или домой.

«Дыхание».