Файл: 31 Хаметдинова Г. Ф. Административное право и процесс научная статья С. 3138 удк 342. 92.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 20

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

31
Хаметдинова Г. Ф.
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО И ПРОЦЕСС
Научная статья
С. 31–38
УДК 342.92
Хаметдинова Г. Ф.
ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ИХ ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ
ЗА НЕВЫПОЛНЕНИЕ ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ
ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ ИЛИ УГРОЗЕ ЕЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
(ст. 20.6.1 КоАП РФ)
1
Гульнара Фазитовна Хаметдинова
Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, Тюмень, Россия
gulnara.khamietdinova@mail.ru, ORCID: 0000-0002-7629-2498
Аннотация. В статье анализируются изменения в административном законодательстве, произошедшие с возникновением ситуации, вызванной распространением новой коро- навирусной инфекции COVID-19 на территории Российской Федерации. Анализируется правоприменительная практика, сложившаяся в отношении несовершеннолетних в случае совершения ими административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.6.1 КоАП РФ на примере Тюменской области. Дается характеристика состава правонарушения в срав- нении со ст. 6.3 КоАП РФ. Автором указывается, что при решении вопроса о привлечении к административной ответственности за нарушение несовершеннолетними детьми Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, важным является решение вопроса о возрасте, с которого возникает обязанность по соблюдению масочного режима.
Особенно важен ответ на данный вопрос при привлечении к ответственности законных представителей несовершеннолетних, не использующих маски в установленных местах по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ. Отмечено, что сложившаяся практика привлечения к административной ответственности родителей основана на рекомендациях Всемирной организации здраво- охранения, согласно которым, для профилактики и борьбы с распространением COVID-19, использование медицинских масок детьми обязательным, наравне с взрослым населением, является с 12-летнего возраста. В результате проведенного исследования делается вывод о необходимости введения института ответственности родителей (законных представите- лей) за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязанности по охране здоровья своих несовершеннолетних детей.
Ключевые слова: коронавирусная инфекция COVID-19, угроза распространения заболевания, режим повышенной готовности, ограничительные меры, административная ответствен- ность, несовершеннолетние, здоровье ребенка
Для цитирования: Хаметдинова Г. Ф. Проблемы реализации административной ответственности несовершеннолетних и их законных представителей за невыполнение правил поведения при чрез- вычайной ситуации или угрозе ее возникновения (ст. 20.6.1 КОАП РФ) // Правопорядок: история, теория, практика. 2021. № 4 (31). С. 31–38.
© Г. Ф. Хаметдинова
Administrative Law and Procedure


32
Хаметдинова Г. Ф.
ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА № 4 (31) / 2021
Original article
Khametdinova G. F.
PROBLEMS OF IMPLEMENTING ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY
OF MINORS AND THEIR LEGAL REPRESENTATIVES
FOR NON-COMPLIANCE WITH THE RULES OF CONDUCT
IN AN EMERGENCY SITUATION OR THE THREAT OF ITS OCCURRENCE
(ARTICLE 20.6.1 OF THE ADMINISTRATIVE CODE
OF THE RUSSIAN FEDERATION)
Gulnara F. Khametdinova
Tyumen Advanced Training Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation,
Tyumen, Russia, gulnara.khamietdinova@mail.ru, ORCID: 0000-0002-7629-2498
Abstract. The article analyzes the changes in administrative legislation that occurred with the emergence of a situation caused by the spread of a new coronavirus infection COVID-19 on the territory of the Russian Federation. The article analyzes the law enforcement practice that has developed in relation to minors in the case of their committing an administrative offense under
Article 20.6.1 of the Administrative Code of the Russian Federation on the example of the Tyumen region. The article describes the composition of the offense in comparison with Article 6.3 of the
Administrative Code of the Russian Federation. The article considers the peculiarities of bringing to administrative responsibility the parents (legal representatives) of minors under Part 1 of Article 5.35 of the Administrative Code of the Russian Federation in case of violation of the Rules of Conduct that are mandatory for citizens and organizations, when a high-alert mode or an emergency situation is introduced. As a result of the conducted research, the author concludes that it is necessary to introduce the responsibility of parents (legal representatives) for non-fulfillment (improper fulfillment) of the duty to protect the health of their minor children.
Keywords: coronavirus infection COVID-19, the threat of the spread of the disease, high alert, restrictive measures, administrative responsibility, minors, child health
For citation: Khametdinova G. F. Problems of Implementing Administrative Responsibility of Minors and their Legal Representatives for Non-Compliance with the Rules of Conduct in an Emergency
Situation or the Threat of its Occurrence (Article 20.6.1 of the Administrative Code of the Russian
Federation). Pravoporyadok: istoriya, teoriya, praktika [Legal Order: History, Theory, Practice].
2021;(4):31-38. (In Russ.)
Введение
В 2020 году Российская Федерация, как и весь мир, столкнулась с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19
(2019-nCOV), признанной заболеванием, пред- ставляющим опасность для окружающих
1
Пандемия затрагивает практически все без исключения сферы жизни современного об- щества [3, с. 28]. В связи с возникшей угрозой распространения инфекции в экстренном по- рядке были предприняты меры медицинского характера: строительство новых и перепрофи- лирование действующих больниц в ковидные стационары, создан запас медицинского обору- дования, лекарственных препаратов, средств индивидуальной защиты, потребовалась
1
Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих : Постановление Правитель- ства РФ от 1 декабря 2004 г. № 715 // Собрание законо- дательства РФ. 2004. № 49. Ст. 4916.
смена специализации врачей, созданы дис- танционные консультативные центры по во- просам диагностики и лечения COVID-19 2
и др.
Возникла необходимость в принятии и правовых мер для регулирования обществен- ных отношений в условиях распространения заболевания. С 1 апреля 2020 года на террито- рии Российской Федерации был введен режим повышенной готовности и связанные с этим ограничительные меры
3
. В срочном порядке
2
О временном порядке организации работы меди- цинских организаций в целях реализации мер по про- филактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 : Приказ Министер- ства здравоохранения РФ от 19 марта 2020 г. № 198н //
Официальный интернет-портал правовой информа- ции. URL: https://www.pravo.gov.ru (дата обращения:
10.07.2021).
3
О защите населения и территорий от чрезвычай- ных ситуаций природного и техногенного характера :
Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ //
Собрание законодательства РФ. 1994. № 35. Ст. 3648.


33
Хаметдинова Г. Ф.
был принят ряд нормативных правовых актов федерального и регионального уровня. «Необ- ходимость в законодательных новеллах по- влекла принятие экстраординарных мер, в том числе связанных с внесением изменений в дей- ствующее законодательство»
1
. Как правильно подчеркнуто в литературе: «Ни у кого не вы- зывает сомнений, что государство должно вы- полнить перед гражданами свои обязатель- ства по обеспечению безопасности их жизни и здоровья» [5, с. 63].
Материалы исследования
Настоящая проблема стала предметом научных исследований. Обсуждению вопро- сов, связанных с правовым регулированием общественных отношений в условиях распро- странения новой коронавирусной инфекции, посвящены работы А. В. Каляшина, М. Ю. Во- дяной, А. А. Максурова, Ю. Л. Шумских и др.
Предметом научной полемики стали вопро- сы юридического анализа новых составов ад- министративных правонарушений, а также проблемы реализации административной ответственности и многие др.
Описание проводимого
исследования
«Введение правовых режимов, предус- матривающих ограничения свободного пе- ремещения граждан, их нахождения в обще- ственных местах, государственных и иных учреждениях, предполагает возложение на граждан обязанностей публично-правового характера»
2
. Сложившаяся ситуация оказала влияние и на несовершеннолетних участников публичных отношений. Равно, как и на взрос- лых, на детей распространились правила но- вого режима правоотношений с некоторыми особенностями, вытекающими из характе- ра детско-родительских отношений. В част- ности, родительской обязанности по охране здоровья своих несовершеннолетних детей,
1
Позиция Комитета по применению новой статьи
20.6.1 КоАП РФ и по принятию дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций при введении режима повышенной готовно- сти или чрезвычайной ситуации : информация Государ- ственной Думы Федерального собрания Российской
Федерации (документ опубликован не был) // СПС «Кон- сультантПлюс». URL: http://www/consultant.ru/ (дата обращения: 20.04.2021).
2
Обзор по отдельным вопросам судебной прак- тики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории
Российской Федерации новой коронавирусной инфек- ции (COVID-19) № 1 // Бюллетень Верховного Суда РФ.
2020. № 5.
воспитанию законопослушного поведения, защите прав и законных интересов.
Ответственность законных представите- лей несовершеннолетних в условиях режима повышенной готовности основана на поло- жениях ст. 19 Федерального закона от 21 де- кабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций при- родного и техногенного характера», возлага- ющей обязанность на граждан Российской
Федерации соблюдать законы, иные норма- тивные правовые акты Российской Федера- ции и ее субъектов в области защиты населе- ния и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также выполнять установленные правила поведения
2
при введении режима повышен- ной готовности или чрезвычайной ситуации
(далее — ЧС).
В КоАП РФ наряду с иными дополнения- ми
4 1 апреля 2020 года была введена статья
20.6.1, установившая ответственность за «не- выполнение правил поведения при ЧС или угрозе ее возникновения». Высокий уровень распространения коронавирусной инфекции
COVID-19 вызвал необходимость введения но- вых правил поведения в общественных ме- стах, соблюдение которых обеспечивается ст. 20.6.1 КоАП РФ. Административная ответ- ственность установлена за нарушение, выра- зившееся в невыполнении правил поведения при режиме повышенной готовности на тер- ритории, где существует угроза возникнове- ния ЧС, или непосредственно в зоне ЧС. В ка- честве квалифицирующих признаков в ч. 2 ст. 20.6.1 КоАП РФ указаны последствия в ви- де наступления вреда здоровью человека или имуществу и повторное совершение админи- стративного правонарушения, предусмотрен- ного ч. 1 данной статьи.
Одновременно с принятием нового соста- ва была дополнена статья 6.3 КоАП РФ частя- ми 2 и 3, содержание которых исключает при- менение ст. 20.6.1 КоАП РФ. Статья 6.3 КоАП
РФ предусматривает ответственность при на- личии оснований для обязательной самоизо- ляции. Это деяние заключается в нарушении санитарных правил и гигиенических нормати- вов, невыполнении санитарно-гигиенических
2
Об утверждении Правил поведения, обязатель- ных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвы- чайной ситуации : Постановление Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 417 // Собрание законодательства РФ.
2020. № 15. Ст. 2274.
4
О внесении изменений в Кодекс Российской
Федерации об административных правонарушениях :
Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. № 99-ФЗ (ред. от 29 декабря 2020 г.) // Российская газета. 2020. 3 апр.


34
Хаметдинова Г. Ф.
ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА № 4 (31) / 2021
и противоэпидемических мероприятий (ч. 1 ст. 6.3). Совершение этих же деяний в период
ЧС, при угрозе распространения опасного за- болевания
1
, либо в период карантина вызыва- ют усиление ответственности на основании части 2 ст. 6.3 КоАП РФ, равно как и деяние, выразившееся в невыполнении предписа- ния органа, осуществляющего санитарно- эпидемиологический надзор. Причинение вреда здоровью человека либо смерть, насту- пившие в результате данного деяния, ква- лифицируются по ч. 3 ст. 6.3 КоАП РФ, при отсутствии последствий, предусмотренных ст. 236 УК РФ.
К административной ответственности по ст. 20.6.1 КоАП РФ привлекаются лица, в отношении которых отсутствуют, установ- ленные ст. 6.3 КоАП РФ основания для обяза- тельной самоизоляции, иначе говоря, это от- ветственность за нарушение установленного
2
порядка поведения в общественных местах.
Объект данных составов различен: в одном случае — это санитарно-эпидемиологическое благополучие (ст. 6.3), в другом — обществен- ный порядок и безопасность (ст. 20.6.1). Этим и объясняется их расположение в соответ- ствующих главах КоАП РФ.
В Обзоре Верховного Суда РФ
3
отмечается, что ст. 20.6.1 и ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ соотносятся как общая и специальная нормы. В этой связи, нарушение карантинных мер влечет ответ- ственность на основании ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Остальным предписан режим самоизоляции, который предполагает нахождение челове- ка дома и избегание им контакта с другими людьми. В отличие от карантина, при режиме самоизоляции разрешается покидать кварти- ру в исключительных случаях.
О различной правовой природе данных норм свидетельствует и их нормативно- правовая основа. Нарушение положений Феде- рального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ
«О защите населения и территорий от чрезвы- чайных ситуаций природного и техногенного
1
Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих : Постановление Правитель- ства РФ от 1 декабря 2004 г. № 715.
2
Об утверждении Правил поведения, обязатель- ных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвы- чайной ситуации : Постановление Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 417.
3
Обзор по отдельным вопросам судебной прак- тики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории
Российской Федерации новой коронавирусной инфекции
(COVID-19) № 1.
характера»
4
служит основанием применения ст. 20.6.1 КоАП РФ. При этом ответственность наступает за нарушение федеральных и ре- гиональных правил поведения, установлен- ных при режиме повышенной готовности или ЧС. Положениями ст. 6.3 КоАП РФ обес- печивается исполнение норм федерально- го законодательства, закрепленных Феде- ральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ
«О санитарно- эпидемиологическом благопо- лучии населения»
5
Объектом правонарушения, предусмо- тренного ст. 20.6.1 КоАП РФ выступают об- щественные отношения в сфере охраны общественного порядка и общественной безопасности, в то время как ст. 6.3 нацеле- на на охрану здоровья и обеспечение сани- тарно-эпидемиологического благополучия населения. Отличительная особенность дан- ных норм заключается в содержании охраня- емых объектов.
Объективная сторона анализируемого деликта заключается в невыполнении за- крепленных в законодательстве правил
6
по- ведения в определенном месте и при опре- деленных условиях. Во-первых, это деяние, происходящее на территории (зоне) на кото- рой существует угроза возникновения ЧС, или непосредственно в самой зоне ЧС. Во-вторых, неотъемлемым условием действия данного правового запрета является введение режи- ма повышенной готовности на указанной территории.
Законодательное описание деяний, обра- зующих ст. 20.6.1 КоАП РФ, позволяет часть 1 охарактеризовать как формальный, а часть 2 как материальный составы, последствием по- следнего выступает вред либо здоровью че- ловека, либо его имуществу. По конструкции норма бланкетная, что требует «для опреде- ления правил поведения в обязательном по- рядке установить документ, в котором они закреплены» [2, с. 65].
Под режимом повышенной готовности, не получившим законодательного закрепле- ния, в правовой литературе предлагается
4
О защите населения и территорий от чрезвычай- ных ситуаций природного и техногенного характера :
Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ.
5
О санитарно-эпидемиологическом благополу- чии населения : Федеральный закон от 30 марта 1999 г.
№ 52-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1999. № 14.
Ст. 1650.
6
Об утверждении Правил поведения, обязатель- ных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвы- чайной ситуации : Постановление Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 417.


35
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО И ПРОЦЕСС
Хаметдинова Г. Ф.
понимать «особый правовой режим, вводи- мый на территории, на которой существует угроза возникновения ЧС, в том числе при возникновении угрозы распространения за- болевания, представляющего опасность для окружающих и иных обстоятельств непреодо- лимой силы в целях предупреждения и лик- видации чрезвычайных ситуаций» [1, с. 408].
Правила поведения, нарушение кото- рых образует объективную сторону соста- ва правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, закреплены Постановле- нием Правительства РФ от 2 апреля 2020 г.
№ 417 «Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима по- вышенной готовности или чрезвычайной си- туации»
1
(далее — Правила). Настоящие Пра- вила требуют соблюдения общественного порядка и законодательства Российской Фе- дерации о защите населения и о санитарно- эпидемиологическом благополучии; выпол- нения законных требований специально уполномоченных должностных лиц; исполь- зования средств коллективной и индиви- дуальной защиты; принятия мер по вызову уполномоченных должностных лиц для по- страдавших, оказания им первой помощи; иметь при себе и предъявлять по требованию документ, удостоверяющий личность граж- данина, а также документы, дающие право не соблюдать требования Правил и др.
Нарушение как федеральных правил по- ведения в условиях режима повышенной го- товности или ЧС, так и правил, закрепленных в законодательстве субъектов Российской Фе- дерации, влекут административную ответ- ственность по ст. 20.6.1 КоАП РФ
2
. Например, на основании Постановления Правительства
Тюменской области от 17 марта 2020 г. № 120-п
«О введении режима повышенной готовности»
3
на территории Тюменской области с 18 мар- та 2020 г. был введен режим повышенной го- товности и закреплены дополнительные меры
1
Об утверждении Правил поведения, обязатель- ных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвы- чайной ситуации : Постановление Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 417.
2
Обзор по отдельным вопросам судебной прак- тики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории
Российской Федерации новой коронавирусной инфекции
(COVID-19) № 1.
3
О введении режима повышенной готовности :
Постановление Правительства Тюменской области от 17 марта 2020 г. № 120-п // Тюменская область сегодня.
2020. 24 марта.
административной ответственности
4
за нару- шение установленных ограничений. В соответ- ствии с данным актом на граждан региона был возложен запрет покидать места проживания, за исключением таких случаев, как необходи- мость: обращения за экстренной медицинской помощью; следования к месту работы (кото- рая не была приостановлена в соответствии с законодательством) и обратно; следования к ближайшему месту приобретения товаров, работ, услуг, реализация которых не ограни- чена; выгула домашних животных на рассто- янии, не превышающем 100 метров от места проживания; выноса отходов до ближайшего места их накопления.
Сотрудниками ПДН УМВД России по Тю- менской области были выявлены нарушения требований о соблюдении правил самоизоля- ции, установленных на территории Тюмен- ской области
5
. Так, за 9 месяцев 2020 года
6
по Тюменской области в отношении несовер- шеннолетних было составлено 229 протоко- лов об административных правонарушениях по ст. 20.6.1 КоАП РФ, 123 из них возбуждено подразделениями по делам несовершенно- летних территориальных ОВД УМВД России по г. Тюмени и 6 из всех протоколов составле- ны территориальными отделами внутренних дел юга Тюменской области.
Анализ изученных 68 дел об администра- тивных правонарушениях по ч. 1 ст. 20.6.1
КоАП РФ
7
свидетельствует, что одним из ос- новных нарушений стало нахождение не- совершеннолетних вне мест самоизоляции.
С ослаблением ограничительных мер, акту- альным становится нарушение, связанное с неисполнением обязанности использовать средства индивидуальной защиты [1, с. 408].
При привлечении к административ- ной ответственности несовершеннолетних
4
Невыполнение или ненадлежащее выполне- ние нормативных правовых актов Тюменской обла- сти по защите населения от чрезвычайных ситуаций, в случае, если эти действия не содержат состава адми- нистративного правонарушения, предусмотренного статьей 20.6.1 КоАП РФ : Кодекс Тюменской области об административной ответственности от 27.12.2007 г. № 55 (ст. 3.6) // СПС «Кодекс». URL: https://docs.cntd.
ru/document/450257147 (дата обращения 17.05.2021).
5
О введении режима повышенной готовности:
Постановление Правительства Тюменской области от 17 марта 2020 г. № 120-п.
6
C 1 апреля 2020 г. — дня введения в действие ст. 20.6.1 КоАП РФ на основании ФЗ от 1 апреля 2020 г.
№ 99-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской
Федерации об административных правонарушениях».
7
Материалы представлены Комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав г. Тюмени и Тюменского района.