Файл: 31 Хаметдинова Г. Ф. Административное право и процесс научная статья С. 3138 удк 342. 92.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 27
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
36
Хаметдинова Г. Ф.
ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА ● № 4 (31) / 2021
за нарушение анализируемых Правил, важ- ным является решение вопроса о возрасте, с которого возникает обязанность по соблю- дению масочного режима. Особенно важен ответ на данный вопрос при сложившейся практике привлечения к ответственности за- конных представителей несовершеннолетних, не использующих маски в установленных ме- стах по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ. Правительством
Тюменской области установлена обязанность граждан — обеспечить ношение гигиениче- ских масок для защиты органов дыхания в ме- стах, установленных Постановлением Глав- ного государственного санитарного врача РФ от 16 октября 2020 г. № 31 — «в местах мас- сового пребывания людей, в общественном транспорте, такси, на парковках, в лифтах»
1
Согласно рекомендациям Всемирной ор- ганизации здравоохранения
2
для профилак- тики и борьбы с распространением COVID-19, использование медицинских масок детьми обязательным, наравне с взрослым населе- нием, является с 12-летнего возраста. Осно- вываясь на данные рекомендации сложилась практика привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ ро- дителей (законных представителей) несовер- шеннолетних, достигших 12-летнего возраста к моменту нарушения ими требования о ноше- нии маски. Нарушение детьми 12–15-летнего возраста Правил, ответственность за которые предусмотрена ст. 20.6.1 КоАП РФ, по при- чине недостижения ими возраста админи- стративной ответственности (16 лет), вле- чет последствие для их родителей (законных представителей) в виде административной ответственности, установленной ч. 1 ст. 5.35
КоАП РФ — как результат ненадлежащего ис- полнения обязанности по воспитанию своего несовершеннолетнего ребенка.
Установить количество материалов, воз- бужденных по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ в отношении родителей (законных представителей) несо- вершеннолетних в возрасте до 16 лет, по тем же основаниям, что указаны в ст. 20.6.1 КоАП РФ,
1
О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19 в период сезонного подъ- ема заболеваемости острыми респираторными вирус- ными инфекциями и гриппом : Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 16.10.2020 г.
№ 31 (документ опубликован не был) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: https://
www.pravo.gov.ru (дата обращения 30.03.2021).
2
О масках в условиях COVID-19 (обновление 1 дека- бря 2020 г.) // Всемирная организация здравоохранения :
[сайт]. URL: https://www.who.int/ru/emergencies/diseases/
novel-coronavirus-2019/advice-for-public/when-and-how- to-use-masks (дата обращения 06.06.2021).
не представляется возможным. По информа- ции Комиссий по делам несовершеннолет- них и защите их прав (далее — КДН и ЗП) от- дельной отчетности по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ за нарушение несовершеннолетними детьми правил поведения при ЧС или угрозе ее воз- никновения, не ведется. Отсутствует данная информация и в подразделениях по исполне- нию административного законодательства территориальных отделов полиции, так как база данных не предусматривает «разбивки» по мотивам совершения ненадлежащего вос- питания несовершеннолетних.
Итак, положения ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ обе- спечивают право детей на содержание, вос- питание, обучение, защиту прав и интересов со стороны своих родителей (законных пред- ставителей). Являясь общей нормой в сфере защиты детства, ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ уста- навливает ответственность субъекта пра- вонарушения не только за собственные упу- щения, но и административные проступки детей, считая их результатом ненадлежащего воспитания. Данное положение распростра- няется, в том числе и на нарушение вновь вве- денных правил поведения в общественных местах (ст. 20.6.1 КоАП РФ) детьми в возрас- те до 16 лет. С одной стороны, это обеспече- ние соблюдения детьми правил поведения в условиях повышенной готовности, с другой стороны, это забота об их здоровье. Родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном раз- витии своих детей
3
. Под заботой понимаются усердные хлопоты, беспокойное попеченье, комплекс действий по отношению к объекту, нацеленных на его благополучие [3, с. 656].
В действующей норме ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ не содержится прямого указания на отсут- ствие заботы о здоровье своих детей, как од- ного из факторов ненадлежащего воспитания.
Забота о физическом и психическом здоровье детей не вытекает из используемых в описа- нии «ненадлежащего исполнения родитель- ских обязанностей» таких понятий, как «со- держание, воспитание, обучение, защита прав и интересов». Исходя из общеупотребитель- ного смысла данных понятий, прямо не вы- текает обязанности заботиться о здоровье своих несовершеннолетних детей.
В связи с изложенным полагаем, что об- стоятельства, вызванные распространени- ем новой коронавирусной инфекции, уси- ливают давно назревшую необходимость закрепления ответственности родителей
3
Семейный кодекс РФ от 29 дек. 1995 г. № 23-ФЗ //
Собрание законодательства РФ. 1996. № 1. Ст. 16.
37
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО И ПРОЦЕСС
Хаметдинова Г. Ф.
за ненадлежащее обеспечение мер, направ- ленных на охрану и заботу о здоровье де- тей. По нашему мнению, реализация данного предложения явится обеспечительной мерой, в том числе, и закреплённого федеральным законодательством приоритета охраны здо- ровья детей. Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и не- обходимых условий физического и психиче- ского развития детей
1
Главой 6 КоАП РФ предусматривается от- ветственность специального субъекта, наде- ленного родительской обязанностью за пра- вонарушения, объектом которых является здоровье несовершеннолетних, в двух слу- чаях: ч. 2 ст. 6.10 2
и ч. 2 ст. ст. 6.23 3
КоАП РФ.
Что же касается ст. 6.3 4
, применение кото- рой вызвано необходимостью обеспечения санитарно- эпидемиологического благополу- чия населения, то она не предполагает ответ- ственности законных представителей, по ана- логии со ст. 6.10, ст. 6.23 КоАП РФ.
Субъект правонарушения по ч. 1 ст. 20.6.1
КоАП РФ общий: физические вменяемые ли- ца в возрасте 16–17 лет. К ответственности
1
Об основах охраны здоровья граждан в Российской
Федерации : Федеральный закон от 21 ноября 2011 г.
№ 323-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: https://www.pravo.gov.ru (дата обра- щения 08.07.2021).
2
Вовлечение несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ.
3
Вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака или потребления никотинсодер- жащей продукции.
4
Нарушение законодательства в области обеспе- чения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
привлекаются несовершеннолетние, достиг- шие к моменту совершения правонарушения
16-летнего возраста. Противоправное дея- ние (ст. 20.6.1 КоАП РФ), совершенное детьми в возрасте с 12 до 15 лет влечет ответствен- ность для их законных представителей на ос- новании ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ. Субъективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 20.6.1 КоАП РФ характеризуется умыш- ленной формой вины несовершеннолетнего субъекта ответственности.
Заключение и вывод
В целях единообразного подхода к вопро- су об ответственности законных представи- телей несовершеннолетних за нарушение
Правил в условиях повышенной готовности следует либо исключить ответственность за- конных представителей несовершеннолетних
12–15-летнего возраста, либо предусмотреть ответственность законных представителей в КоАП РФ за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязанности по охране здоро- вья своих несовершеннолетних детей. Пра- вильным видится выбор последнего варианта.
С целью обеспечения реализации законода- тельных норм, провозглашающих приори- тет охраны здоровья детей, следует закре- пить административную ответственность родителей (законных представителей) несо- вершеннолетних, дополнив ст. 5.35 КоАП РФ частью 1.1. следующего содержания: «Неис- полнение и (или) ненадлежащее исполнение родителями или иными законными предста- вителями несовершеннолетних обязанности заботиться о здоровье ребенка, а равно не- принятие мер по профилактике заболеваний, диагностики, лечения с целью сохранения и укрепления физического и психическо- го здоровья ребенка, а также непринятие мер для оказания ему медицинской помощи».
Список источников
1. Водяная М. Ю. Особенности применения статьи 20.6.1 КоАП РФ «Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения» // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы административного и административно- процессуального права (Сорокинские чтения). Санкт-Петербург. 2021. С. 407–411.
2. Каляшин А. В. Юридическая характеристика нововведенных составов административных правонарушений и ответственности за невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения в условиях распространения COVID-19 // Ученые записки. 2020. № 2 (34). С. 64–69.
3. Максуров А. А. Проблемы координации деятельности органов власти в области борьбы с пандемией коронавируса // Правопорядок: история, теория, практика. 2020. № 2. С. 28–33.
4. Толковый словарь живого великорусского языка. Том первый: в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. 3-е изд.
Санкт-Петербург : Типография М. О. Вольфа. 1880. 812 с. URL: https://www.prlib.ru/item/375611 (дата обращения: 20.08.20210).
5. Шумских Ю. Л. Ужесточение юридической ответственности в условиях коронавируса // Вестник
Волжского университета им. В. Н. Татищева. 2020. Т.1, № 3. С. 56–63.
38
Хаметдинова Г. Ф.
ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА ● № 4 (31) / 2021
References
1. Vodyanaya M. Yu. Features of the application of Article 20.6.1 of the Administrative Code of the Russian
Federation «Non-compliance with the rules of conduct in an emergency or a threat of its occurrence». Materials of the international scientific and practical conference Actual Problems of Administrative and Administrative
Procedural Law (Sorokinsky readings). St. Petersburg. 2021:407-411. (In Russ.)
2. Kalyashin A. V. Legal characteristics of the new structures of administrative offenses and responsibility for non-compliance with the rules of conduct in an emergency situation or the threat of its occurrence in the conditions of the spread of COVID-19. Scientific notes. 2020;(2):64-69. (In Russ.)
3. Maksurov A. A. Problems of coordinating the activities of authorities in the field of combating the coronavirus pandemic. Pravoporyadok: istoriya, teoriya, praktika [Law and order: history, theory, practice].
2020;(2):28-33. (In Russ.)
4. Explanatory dictionary of the living Great Russian language. Volume one: in 4 volumes.author-comp.
V. I. Dal. 3rd ed. St. Petersburg: Printing house of M. O. Wolf. 1880;812. Available from: https://www.prlib.ru/
item/375611 [Accessed 20 August 2021].
5. Shumskikh Yu. L. Tightening of legal responsibility in the conditions of coronavirus. Vestnik Volzhskogo
universiteta im. V. N. Tatishcheva [Bulletin of the V. N. Tatishchev Volga State University]. 2020;1(3):56-63. (In Russ.)
Статья поступила в редакцию / This article was submitted: 31.08.2021.
Поступила после рецензирования / Received after review: 15.09.2021
Принята к публикации / Accepted for publication: 25.10.2021.