Файл: 13. 04. 2020 оп 02 Психология специальность 44. 02. 05 группы к 11, К2а, 2б Лекционный материал и задания для практической работы студентов Тема. Особенности общения и группового поведения в младшем школьном возрасте.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Преодолеть предвзятость и стереотипы в отношениях к людям непросто. А.А. Бодалев, автор книги «Восприятие человека человеком», осуществил следующий опыт. Двум группам людей показывали одну и ту же фотографию и просили описать человека, который был запечатлен на сним­ке. В одной группе было сказано, что они увидят портрет героя, а в другой предупредили, что они увидят изображе­ние преступника. Выяснилось, что многие испытуемые на­ходятся во власти установки. Вот словесный портрет, дан­ный человеком, который считал, что перед ним изображение героя: «Молодой человек лет 25-30. Лицо волевое, мужественное, с правильными чертами лица. Взгляд очень выразительный. Волосы всклокочены, небрит, ворот рубаш­ки расстегнут. Видимо, это герой какой-то схватки, хотя у него и не военная форма». Испытуемый, который считал, что перед ним портрет преступника, дает такое словесное описание: «Этот зверюга понять что-то хочет, умно смот­рит и без отрыва. Стандартный подбородок, мешки под гла­зами, фигура массивная, стареющая, брошена вперед».«Эффект бумеранга». Информация, которая человеку неприятна или передается тем, кто ему неприятен, может не только не переубедить его, а, напротив, еще больше укрепить в его «заблуждении». Так, девушка, встретив не­приятную ей знакомую и услышав от нее, что ее новое платье не очень хорошо смотрится, утверждается в мысли о том, что платье прекрасное, а знакомая так говорит «от злости», «от зависти» или отчего-нибудь еще.

«Эффект края» (на него обратил внимание немецкий ученый Эббингауз) - ряд последовательно предоставляемой информации, когда крайние звенья - первая и последняя информация - запоминаются лучше и оказываются значи­мее, чем та, что в середине. В применении к общению это означает: по отношению к незнакомому человеку наиболее существенными и особенно весомыми являются первые впечатления, а по отношению к знакомому - последние новости. Этот эффект следует особенно учитывать учителю: первое впечатление, которое он произведет на детей, в значительной степени определит их последующие взаимо­отношения.

«Эффект снисходительности» - щедрая, иногда излиш­няя благожелательность при восприятии и оценивании другого человека. Этот эффект чаще всего наблюдается у тех, кто получает постоянную эмоциональную поддержку со стороны других людей, кто не тревожен, внутренне уверен в себе. Если человек не уверен в себе и с трудом сохраняет приемлемое о себе представление, он бессозна­тельно стремится принизить других, чтобы в собственных глазах казаться выше.


Марк Твен писал: «Избегайте тех, кто старается подо­рвать вашу веру в себя. Эта черта свойственна мелким лю­дям. Великий человек, наоборот, внушает вам чувство, что и вы можете стать великим».

Способность правильно понимать другого человека иног­да связывают с так называемой эмпатией. Эмпатия - это способность эмоционально воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, принять его со всеми мыслями и чувствами. По словам американского психоло­га Карла Роджерса, «быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохране­нием эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения „как будто".

Укажем еще на одну ошибку восприятия другого чело­века - «эффект контраста», или склонность подчеркивать у других противоположные себе черты. Например, застен­чивым людям все остальные кажутся более раскованными и легкими в общении, чем это есть на самом деле.

Таким образом, восприятие другого человека всегда свя­зано с эмоциональным переживанием складывающихся взаимоотношений. И представление каждого человека о са­мом себе поддерживается преимущественно реакциями лю­дей, которых он знает лично. Каждый участник первичной группы оценивает других и оценивается ими. Поэтому отношения между членами группы или коллектива не оди­наковы: может возникнуть обоюдная или односторонняя привязанность или неприязнь, а также равнодушие. Все это определяет положение члена коллектива в системе межличностных взаимоотношений. Одни люди пользуют­ся большей популярностью, авторитетом, чем другие. Пер­вые с большим желанием и чаще избираются для кон­тактов.

Положение человека в группе зависит от его характера, поведения, способностей и умений. Так, популярность связана с такими свойствами личности, как общитель­ность, сочувствие, спокойствие и доброжелательность, большой кругозор и желание помочь. Непопулярность вы­зывается эгоизмом, лживостью, заносчивостью, поверх­ностью знаний в профессиональной области, скрытнос­тью, плохим умением общаться.

Положение человека в группе зависит не только от его свойств, но и от того, как их оценивают в данном кол­лективе. То, что в одной группе может быть важным и ценным, в другой - иметь противоположную ценность. Так, в одном классе может сложиться культ знаний, в другом - культ озорства. Те виды поведения, которые признаются в группе как ценные, могут изменить лично­стные черты человека в положительную или отрицатель­ную сторону.



Кроме того, в каждой группе существует превалирую­щая эмоциональная атмосфера, от которой во многом за­висят самочувствие человека и его поступки. Атмосфера может быть сочувствующей или ненавистной, мрачной, равнодушной, творческой, занудной и т.п. в зависимости от сложившихся межличностных отношений.

Положение человека, особенно человека школьного возраста, в группе, коллективе влияет на его поведение, психологическое благополучие, развитие нравственных, интеллектуальных, волевых качеств.

По экспериментальным данным, в классе обычно наи­более популярны 3-4 человека, примерно столько же не­популярных или изолированных, отверженных. В соответ­ствии с этим условно выделяются лидеры, или «звезды», активно общающиеся, или «компанейские», изолирован­ные и отвергнутые члены группы, класса.

Положение ребенка в межличностных отношениях клас­са можно определить путем наблюдения, которое пока­жет, кто постоянно действует активно, способствует об­щей деятельности, а кто остается в стороне. Однако на­блюдение не поможет выяснить отношений между всеми членами группы и определить положение каждого в ряду популярности. Кроме наблюдения при изучении этого воп­роса применяются различного рода беседы, эксперименты. Для более точного изучения положения используют такие психологические процедуры, которые называются социо­метрией(от лат. слов societas- общество и metrec- изме­ряю). Измерение состоит в суммировании мнений и оце­нок всех членов группы.

Одним из социометрических методов является метод вы­бора, предложенный американским психологом Дж. Море­но. Этот метод позволяет определить реальное место чело­века в деловых и личных отношениях, установить степень популярности членов коллектива, группы, выявить существование дружеских групп, а также причины их об­разования и распада. Метод выбора применяется тогда, когда члены группы, коллектива знают друг друга. Они отвечают на вопросы о желаемых совместных делах или других действиях с членами группы. Задаваемые вопросы называются критериями выбора, которые могут быть силь­ными или слабыми. Например, вопрос «с кем бы ты хотел работать?» - сильный критерий, а вопрос «кого бы при­гласил на экскурсию?» - слабый. Может быть отрица­тельный выбор - ответ на вопрос, «с кем бы ты не хотел сидеть на одной парте?». Таким образом, выбор может быть взаимным - отрицательным или положительным и безответным.


Результаты социометрических тестов можно представить в виде таблицы (социограммы). На семинарских занятиях вы познакомитесь с тем, как такие таблицы или схемы составлять. ♦

Метод выбора партнера позволяет оперативно получить довольно объективные и точные данные межличностных отношений внутри любой группы и может быть использо­ван в практических целях.

Например, мы получили такую картинку:



Лидеры в группе самые авторитетные и популярные, с ними все хотят общаться, они эмоционально благо­получны, уверены в себе. У компанейских средняя попу­лярность, они активные участники всех мероприятий, находятся в неплохих контактах с лидером, их дружеское объединение создает им ощущение защищенности и эмоционального благополучия. Изолированные не очень уве­ренно чувствуют себя в классе, отношение к ним доволь­но безразличное, к ним не испытывают ни особой симпатии, ни особой неприязни. У отвергнутых неблаго­получное положение в классе, с ними никто не хочет дей­ствовать сообща, не хочет общаться. Это часто становится основной причиной их ухода из школы.

Причи­ны изолированности

1. Безразличие отвергаемых школьников к учебе. Безраз­личие к собственным успехам сочетается с безразличием к удачам и неуспехам одноклассников.

2. Неинтересность их в общении. Они сами избегают дружбы с детьми, не прилагают усилий к общению, склон­ны к уединению. Они неинтересны сверстникам для со­вместных игр, встреч. Сюда же можно отнести и так назы­ваемых «неудобных» детей, тех, кто постоянно недово­лен, критикует всех и вся.

3. Отвергаемость и изолированность нередко зависят не только от нежелания, но и от неумения налаживать кон­такты с одноклассниками.
Учителю очень важно знать положение ребенка в системе межличностных отношений класса, для того чтобы помочь ему занять в этой системе достойное место. Последнее явится основным условием его успехов в учебе и личностного роста.

Необходимо особо отметить, что результаты взаимных выборов нельзя объявлять. Это должны знать только пси­холог и педагог для разработки стратегии и тактики пси­холого-педагогической работы с ребенком и с классом как формирующимся коллективом.

Выбор, отношение к нему - очень сложная и значимая проблема для каждого человека - большого и маленького. Ведь даже если нас поздравляют с праздником, днем рож­дения, удачей в каком-то деле, значит, люди выбрали нас как значимых для них, поэтому они помнят о нас, хотят нам доставить радость. Особенно это важно для детей. Сердце ребенка трепещет от предвкушения того, что его поздра­вят с Новым годом, с днем рождения еще с чем-нибудь, значимым для него.
Социометрический метод выбора под­скажет учителю, на кого следует обратить особо присталь­ное внимание и не допустить разочарования детей. Конеч­но, этот метод - только точка отсчета для начала углуб­ленной работы с детьми, как и всякий метод.

Известно, что, находясь среди группы людей (даже не­большой), человек чувствует, переживает, воспринимает и ведет себя несколько иначе, чем наедине с самим собой. Атмосфера прямого контакта со многими людьми меняет степень проявления тех или иных свойств человека, вы­свечивает в этих свойствах такие стороны, о которых не­редко он сам и не подозревал. Поэтому массовые психоло­гические явления играют весьма значительную роль в меж­личностных отношениях. Таких явлений много, познако­мимся с некоторыми из них.

Общественное мнение. Оно может формироваться со­знательно, целенаправленно. Так, пресса, радио, кино, телевидение, собрания, митинги и т.п. формируют обще­ственное мнение, отражающее идеологию того или иного политического направления или государства в целом. Мо­жет складываться общественное мнение о том или ином работнике на производстве, преподавателе в вузе, учени­ке в школе и пр.

Общественное мнение иногда формируется стихийно, на основе неточной информации, передаваемой «из уст в уста».

В пределах малой группы общественное мнение может играть и положительную роль и отрицательную, в том слу­чае, если мнение основывается на ложных слухах. Форми­руемое среди единомышленников или даже просто в кру­гу хорошо знакомых людей, объединенных в какой-то момент обстоятельствами или общей деятельностью, оно позволяет человеку чувствовать себя, как правило, более уверенно, испытывать ощущение духовного подъема и соб­ственной значимости.

Коллективное переживание. Эмоциональные переживания могут одновременно захватить большие массы людей. Это могут быть радостные переживания, переживания горя, стра­ха, гнева. Люди как бы заражаются настроениями других, подпитываются этими настроениями, в которых аккумули­руются все их переживания и мысли. Например, на стадионе человек нередко заражается преобладающими настроения­ми болельщиков и может вести себя совершенно не свой­ственным для его повседневного поведения образом.