Файл: 13. 04. 2020 оп 02 Психология специальность 44. 02. 05 группы к 11, К2а, 2б Лекционный материал и задания для практической работы студентов Тема. Особенности общения и группового поведения в младшем школьном возрасте.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Или на концерте, например, эстрадного певца: люди сначала заражаются его азартом, увлеченностью, музы­кальностью, потом постепенно становятся соучастниками коллективного действа с подпеванием, подтанцовывани­ем, проявлением бурных эмоций. Эмоциональный настрой большой группы создает определенную атмосферу, пси­хологический климат.

Глубоко отрицательным переживанием большой силы является паника. Паника - это один из видов поведения неорганизованной массы людей, толпы. Массовый страх перед реальной или воображаемой опасностью быстро на­растает в процессе взаимного заражения. При этом полно­стью блокируется способность рациональной оценки об­становки, мобилизация волевых возможностей людей, организация совместного противодействия. Паника возни­кает легче в тех случаях, когда людям не ясны общий смысл происходящего и цели, к которым они должны стремить­ся, когда нет авторитетного для всех или для большинства лидера. Паника усиливается в общей обстановке психи­ческой напряженности, вызывающей состояние тревоги, ожидания тяжелых событий (землетрясение, наводнение, государственный переворот и пр.). На усиление и продол­жительность паники влияет недостаток точной информа­ции о конкретном источнике опасности, времени ее возникновения и способах преодоления. Так было, напри­мер, после чернобыльской атомной катастрофы.

Известны случаи возникновения паники в повседнев­ной жизни: при скоплении в метрополитене, на стадио­нах, зрелищных мероприятиях и т.п.

Причины паники многообразны. Отметим две группы наиболее значимых. Психологические причины, включающие в себя такие психологические явления, как крайнее удив­ление, большая неуверенность, внезапный страх, чувство изоляции, сознание бессилия перед неотвратимой опас­ностью. Причины социально-психологического порядка: от­сутствие групповой солидарности, утрата доверия к руко­водству, дефицит информации... Все вместе это порожда­ет высокое эмоциональное напряжение и лихорадочную работу воображения, нагромождающего страхи.

Подражание - сознательное или неосознанное копиро­вание образца. Подражание встречается на разных возраст­ных этапах индивидуальной жизни человека. Подражание позволяет человеку автоматизировать свои действия в оп­ределенных сферах жизни, быта, деятельности. Например, на подражании основана мода: подражая моде в одежде, предметах быта, отделке квартиры и т.п., человек как бы освобождает себя от излишних психологических мучений выбора, что дает ему возможность сосредоточить все вни­мание и энергию на решении более сложных творческих проблем. Однако чтение книг, просмотр фильмов, посе­щение спектаклей, занятия досуговой деятельностью мо­гут тормозить развитие личности, если все это движется не собственным интересом, а желанием не отстать от моды сегодняшнего дня.


Подражание так или иначе присутствует в межлично­стных отношениях групп, коллективов. Оно помогает вы­работать идентичные приемы поведения, действия лично­стей. Дети, особенно в младших классах, всегда подража­ют своему учителю. Учитель, вступая в класс, всегда является образцом для подражания, в этом, наверное, его самая большая ответственность перед детьми.

Заканчивая тему о межличностных отношениях, отме­тим следующее. Отношение и общение - взаимосвязанные, неразрывные явления. У нормального человека не может быть общения без отношения. Межличностные отношении происходят между мыслящими, думающими и чувствую­щими людьми. Можно сказать, что межличностные отно­шения - сущность общения, своеобразный результат его. Возникнув в процессе общения, межличностные отноше­ния, в свою очередь, оказывают влияние на него, опреде­ляя содержание и тональность общения.

Межличностные отношения в группе и коллективе по­тому так и называются, что в отношения вступают личнос­ти, центральной характеристикой которых является их ин­дивидуальность - то особенное, что отличает данного чело­века ото всех других. Каждый человек по-своему ощущает и воспринимает окружающий мир, у него есть свои особен­ности памяти, мышления, внимания, у него своеобразное воображение, свои интересы, потребности, симпатии, при­вязанности, особенности настроения, большая или мень­шая сила эмоциональных переживаний, сильная или сла­бая воля, «легкий» или «трудный» характер, у него свой жизненный опыт, свои наблюдения, свои разочарования, печали и радости, привычки, наконец, своя судьба.

Литература


  1. Дубровина И.В. Психология.: учеб. для студентов пед. учеб. заведений. / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; под ред. И.В. Дубровиной. – 16-е изд., - М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 496с.

  2. Ефимова Н.С. Основы общей психологии.: учеб. пособие для студентов сред. проф. обр./ Ефимова Н.С. М.: ИНФРА –М: ФОРУМ, 2014. – 380с.

  3. Ильин Е.П. Психология.: учебник для средних учебных заведений./ Ильин Е.П. - СПб: Питер, 2014. – 560с.

  4. Кулагина И. Ю. Психология детей младшего школьного возраста : учебник и практикум для СПО / И. Ю. Кулагина. — М. : Издательство Юрайт, 2018.

  5. Мананникова Е.Н. Педагогическая психология: учебное пособие.: учебное пособие для студентов пед. колледжей/ Мананникова Е.Н. - 3-е изд. М.2011.- 284с.

  6. Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология.: серия «Учебники, учебные пособия» / Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е.- Ростов-н/Д, «Феникс» 2010. – 448с.

  7. Макарова И.В. Общая психология: учебное пособие для СПО / И.В. Макарова. – М.: Издательство Юрайт, 2018.

  8. Милорадова Н.Г. Психология : учебное пособие для СПО / Н.Г.Милорадова. М - .: Издательство Юрайт, 2018.

  9. Немов Р.С. Психология в 2 ч. Часть 1, 2: учебное пособие для СПО /Р.С.Немоа. – 2-е изд,, пер и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2018.

  10. Психология : учебник и практикум для СПО / А.С.Обухов и др. ; под общ.ред. А..С.Обухова. – 2-е изд., пер и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018.


Электронные издания (электронные ресурсы)

  1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (Режим доступа): URL: http://school-collection.edu.ru (дата обращения: 24.08.2018)

  2. Научная педагогическая электронная библиотека. Сайт НПБ им. К.Д. Ушинского (Режим доступа): URL: http://elib.gnpbu.ru (дата обращения: 24.08.2018)

  3. Федеральный портал «Российское образование» (Режим доступа): URL: http://www.edu.ru (дата обращения: 24.08.2018)

  4. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (Режим доступа): URL: http://fcior.edu.ru (дата обращения: 24.08.2018)