Файл: 13. 04. 2020 оп 02 Психология специальность 44. 02. 05 группы к 11, К2а, 2б Лекционный материал и задания для практической работы студентов Тема. Особенности общения и группового поведения в младшем школьном возрасте.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 66
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Или на концерте, например, эстрадного певца: люди сначала заражаются его азартом, увлеченностью, музыкальностью, потом постепенно становятся соучастниками коллективного действа с подпеванием, подтанцовыванием, проявлением бурных эмоций. Эмоциональный настрой большой группы создает определенную атмосферу, психологический климат.
Глубоко отрицательным переживанием большой силы является паника. Паника - это один из видов поведения неорганизованной массы людей, толпы. Массовый страх перед реальной или воображаемой опасностью быстро нарастает в процессе взаимного заражения. При этом полностью блокируется способность рациональной оценки обстановки, мобилизация волевых возможностей людей, организация совместного противодействия. Паника возникает легче в тех случаях, когда людям не ясны общий смысл происходящего и цели, к которым они должны стремиться, когда нет авторитетного для всех или для большинства лидера. Паника усиливается в общей обстановке психической напряженности, вызывающей состояние тревоги, ожидания тяжелых событий (землетрясение, наводнение, государственный переворот и пр.). На усиление и продолжительность паники влияет недостаток точной информации о конкретном источнике опасности, времени ее возникновения и способах преодоления. Так было, например, после чернобыльской атомной катастрофы.
Известны случаи возникновения паники в повседневной жизни: при скоплении в метрополитене, на стадионах, зрелищных мероприятиях и т.п.
Причины паники многообразны. Отметим две группы наиболее значимых. Психологические причины, включающие в себя такие психологические явления, как крайнее удивление, большая неуверенность, внезапный страх, чувство изоляции, сознание бессилия перед неотвратимой опасностью. Причины социально-психологического порядка: отсутствие групповой солидарности, утрата доверия к руководству, дефицит информации... Все вместе это порождает высокое эмоциональное напряжение и лихорадочную работу воображения, нагромождающего страхи.
Подражание - сознательное или неосознанное копирование образца. Подражание встречается на разных возрастных этапах индивидуальной жизни человека. Подражание позволяет человеку автоматизировать свои действия в определенных сферах жизни, быта, деятельности. Например, на подражании основана мода: подражая моде в одежде, предметах быта, отделке квартиры и т.п., человек как бы освобождает себя от излишних психологических мучений выбора, что дает ему возможность сосредоточить все внимание и энергию на решении более сложных творческих проблем. Однако чтение книг, просмотр фильмов, посещение спектаклей, занятия досуговой деятельностью могут тормозить развитие личности, если все это движется не собственным интересом, а желанием не отстать от моды сегодняшнего дня.
Подражание так или иначе присутствует в межличностных отношениях групп, коллективов. Оно помогает выработать идентичные приемы поведения, действия личностей. Дети, особенно в младших классах, всегда подражают своему учителю. Учитель, вступая в класс, всегда является образцом для подражания, в этом, наверное, его самая большая ответственность перед детьми.
Заканчивая тему о межличностных отношениях, отметим следующее. Отношение и общение - взаимосвязанные, неразрывные явления. У нормального человека не может быть общения без отношения. Межличностные отношении происходят между мыслящими, думающими и чувствующими людьми. Можно сказать, что межличностные отношения - сущность общения, своеобразный результат его. Возникнув в процессе общения, межличностные отношения, в свою очередь, оказывают влияние на него, определяя содержание и тональность общения.
Межличностные отношения в группе и коллективе потому так и называются, что в отношения вступают личности, центральной характеристикой которых является их индивидуальность - то особенное, что отличает данного человека ото всех других. Каждый человек по-своему ощущает и воспринимает окружающий мир, у него есть свои особенности памяти, мышления, внимания, у него своеобразное воображение, свои интересы, потребности, симпатии, привязанности, особенности настроения, большая или меньшая сила эмоциональных переживаний, сильная или слабая воля, «легкий» или «трудный» характер, у него свой жизненный опыт, свои наблюдения, свои разочарования, печали и радости, привычки, наконец, своя судьба.
Литература
-
Дубровина И.В. Психология.: учеб. для студентов пед. учеб. заведений. / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; под ред. И.В. Дубровиной. – 16-е изд., - М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 496с. -
Ефимова Н.С. Основы общей психологии.: учеб. пособие для студентов сред. проф. обр./ Ефимова Н.С. М.: ИНФРА –М: ФОРУМ, 2014. – 380с. -
Ильин Е.П. Психология.: учебник для средних учебных заведений./ Ильин Е.П. - СПб: Питер, 2014. – 560с. -
Кулагина И. Ю. Психология детей младшего школьного возраста : учебник и практикум для СПО / И. Ю. Кулагина. — М. : Издательство Юрайт, 2018. -
Мананникова Е.Н. Педагогическая психология: учебное пособие.: учебное пособие для студентов пед. колледжей/ Мананникова Е.Н. - 3-е изд. М.2011.- 284с. -
Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология.: серия «Учебники, учебные пособия» / Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е.- Ростов-н/Д, «Феникс» 2010. – 448с. -
Макарова И.В. Общая психология: учебное пособие для СПО / И.В. Макарова. – М.: Издательство Юрайт, 2018. -
Милорадова Н.Г. Психология : учебное пособие для СПО / Н.Г.Милорадова. М - .: Издательство Юрайт, 2018. -
Немов Р.С. Психология в 2 ч. Часть 1, 2: учебное пособие для СПО /Р.С.Немоа. – 2-е изд,, пер и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2018. -
Психология : учебник и практикум для СПО / А.С.Обухов и др. ; под общ.ред. А..С.Обухова. – 2-е изд., пер и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018.
Электронные издания (электронные ресурсы)
-
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (Режим доступа): URL: http://school-collection.edu.ru (дата обращения: 24.08.2018) -
Научная педагогическая электронная библиотека. Сайт НПБ им. К.Д. Ушинского (Режим доступа): URL: http://elib.gnpbu.ru (дата обращения: 24.08.2018) -
Федеральный портал «Российское образование» (Режим доступа): URL: http://www.edu.ru (дата обращения: 24.08.2018) -
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (Режим доступа): URL: http://fcior.edu.ru (дата обращения: 24.08.2018)